Обзорная башня [19.03.2024] | |
В этом выпуске: обзоры игр «Виконты Западного королевства» и Altar Quest, а такж... | |
С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... |
8.5056 |
- |
Настольная игра, основанная на компьютерной – какое чувство вызывает у вас такое определение? Зачастую негатив, верно? Ведь что означает подобное описании игры – то, что туда напихают картинок из прародительницы и прикрутят абы какую механику. Конечно, не всегда всё так плохо, и именитые компании не позволяют себе подобных вольностей – вспомним ту же вездесущую FFG с её прекрасными играми по всяким знаменитым вселенным, типа Звездных войн, Шестерёнок Войны и Думу.
Но не все умеют делать подобные классные игры, основываясь только на теме и визуальном ряду, и большинство настолок с громким именем на коробке можно смело отправлять в мусорку. Сразу вспоминается опробованная в прошлом году на настолкэмпе Assassin’s Creed: Arena – она ужасна, ужасна и ещё раз ужасна. Бестолковый древний примитив как он есть. Подобные поделки либо клепаются на коленке, либо представляют собой какие-нибудь шашки с картинками, а не то, чего ожидали игроки и любители определённой вселенной.
А тут попала в руки Plague Inc – настолка, созданная по мотивам одноименной компьютерной, про заражение нашей матушки Земли смертельными вирусами и бактериями, в роли которых выступают игроки. Болезнь под управлением игрока будет развиваться, приобретать новые способности и распространяться по всё большей территории, перебрасываясь с континента на континент и выкашивая населения целых стран, за что, собственно, и начисляются победные очки.
Звучит угрожающе, интригующе и необычно, прежде всего, именно благодаря этим трём определениям и была приобретена коробка, так как о компьютерной прародительнице даже не подозревал. Апгрейдить болезнь и уничтожать с помощью неё всё больше и больше народу в настольной игре – перспектива привлекательная, этакий антипод Пандемии для желающих почувствовать себя злобным гением.
Наполнение сего кикстартерного проекта не поражает воображение. Никаких вам миниатюр, всё просто и стандартно, как в любой настольной игре: есть поле, есть кубики-маркеры четырёх цветов, есть карточки действий, особенностей и стран. Отчасти поэтому Plague Inc вызвала доверие, так как не пыталась купить донаторов красотой компонентов. Авторы упирали на геймплей. Удалось ли им создать хороший продукт – давайте разбираться.
В коробке нас ожидают – игровое поле, куда выкладываются карточки стран:
Карточки стран, действий и событий, качеством не блещущие – уже успел пролить на них жидкость, чутка размокла карта – не лён, но всё же приятный плотный глянец:
Жетоны с выгравираванным знаком биоугрозы и маркеры игроков, для подсчёта очков в виде хромосом:
Планшеты бактерий, с обратной стороны вирус – различаются начальными свойствами:
Игровое поле поделено на шесть континентов, в каждом из которых есть несколько слотов под карточки стран, в начале партии на поле их выкладывается столько, сколько участвует в партии игроков (каждая болезнь начинает игру в своей рандомной стране). На карточках стран – слоты городов, куда выставляются маркеры игроков, в начале партии каждый стартует с одним, а потом болезнь начинает распространятся, заполняя своими маркерами всё больше и больше территорий, занимая всё новые города, страны и континенты.
Стандартный ход игрока выглядит так – получение очков за заражённые страны (где есть хотя бы один ваш маркер), по одному за страну;
– выкладывание новой страны из колоды на игровое поле, на соответствующий континент;
– эволюция болезни (приобретение новых навыков) – игрок может, потратив необходимую сумму победных очков, выложить на свой планшет какую-нибудь карточку с руки, которая позволит ускорить уничтожение человечества вашим подопечным вирусом или бактерией. Количество слотов под навыки ограничено, причём можно накладывать карточки на уже преднапечатанные на планшете умения, лишая себя стартовых свойств;
заражение – то есть, распространение болезни по миру. В зависимости от инфекционности вашего заболевания, вы выставляете на поле определённое количество своих маркеров, в начале партии у всех инфекционность равна 2. Причём распространяться можно только либо внутри страны, где вы уже присутствуете (то есть, на ту же карточку в доступные слоты выставлять дополнительные маркеры), либо перебираться в страны на том же континенте, или из страны в страну, соединённые друг с другом морскими/воздушными путями (некоторые страны имеют иконки самолёта/якоря).
Помимо географического расположения страны так же имеют такой параметр как климат. Он бывает умеренный, холодный и жаркий. Соответственно, чтобы находится в нейтральном, болезни не нужно никаких дополнительных атрибутов, а вот для двух других потребуется умение выживать при высоких/низких температурах.
Если в конце хода игрока страна полностью заражена болезнями (не осталось ни одного неинфицированного города), бросается кубик на полное уничтожение страны. Число, необходимое для успеха, равно летальности вашей болезни, которая в начале партии = единице, то есть выкинуть нужно 1. Если ваша летальность равна тройке, соответственно, на 1, 2, 3 страна уничтожается, и т.д.
Как только удалось полностью выкосить население целой страны, игроки, участвующие хотя бы одним своим кубиком в этом ужасном деянии, получают на руки по карточке событий, которые можно применять в соответствующие моменты партии, о чём в тексте подробно расписано. Так же, в зависимости от количества своих маркеров в уничтоженной стране, каждый игрок получает определённое количество очков (по одному за маркер), а тот, кто уничтожил страну своим броском, забирает карточку себе. В конце партии за мажорити по количеству уничтоженных стран на каждом из шести континентов даются дополнительные победные очки.
Неоднозначные. С одной стороны, игра понравилась, вернее, привлекла своей необычностью, довольно неплохим оформлением, пусть и в мрачноватых кровавых тонах. Да и дизайн элементов достойный и удобный, видно, что авторы работали над настолкой и не зря покушали хлебушка за деньги бейкеров. Дополнительным плюсом тут ещё выступает приятный флэйвор текст на каждой карте событий и умений, а вот на карточках стран указано население, площадь и что-то там связанное с деньгами и экономикой =) Это всё не важно и не так уж нужно, но на тех же событиях приятно почитать сопроводительный текст, причём авторы подошли к этому делу с юмором и, например, помимо серьёзных вставок, можно встретить такие перлы:
(карта событий, отменяющая любую другую разыгранную карту противника) – «ВНИМАНИЕ: Побочными эффектами применения этой карточки могут быть такие симптомы как «зловещее молчание», «гнев» и/или «кровная месть».
(карта, добавляющая на один бросок +3 к летальности болезни) – «Использование этой карточки практически гарантирует, что вы выбросите единицу».
(карта умения для вашей болезни под названием Confusion, которая позволяет распространять свою болезнь по воздуху через аэропорты и придаёт ей сопротивление холоду) – «Мы вообще без понятия, почему помрачение сознания (Confusion) даёт тебе холодоустойчивость и распространяемость по воздуху».
Такие вот шуточки. И они действительно забавны, так как, читая текст на остальных картах, ты погружаешься в тему, или просто улавливаешь какую-никакую суть происходящего, которую авторы хотели передать, ощущается серьёзность происходящего на поле. А вот вышла такая карта и, оп – серьёзность разрядилась лёгким юморком. Реально забавно.
С другой стороны геймплей. Нельзя сказать, что он разочаровывает, но. Судите сами: по факту в игре всего шесть умений – 1,2) распространяемость по воздуху/воде, 3,4) устойчивость к холоду/жаре, 5) летальность, 6) инфекционность. Они однотипны, и если судить совсем строго, то их всего четыре, не считая сдвоенных. Вся моя претензия скатывается к совершенной неоправданности ожиданий. То есть, читая в описаниях игры на форумах про возможность развивать свою болезнь, добавляя ей разные умения, я ждал именно что разных возможностей, а они оказались неуникальными наращиваемыми числовыми показателями, одинаковыми для каждого игрока.
Вот они все шесть умений. Планшет-бот для соло игры.
Именно это – назовём «очень упрощённой прокачкой» – превращает игру в довольно простенький ареа-контроль. Каждый ход мы просто выставляем всё больше и больше кубиков на поле, пытаясь захватить важные появляющиеся на поле точки-страны. Чтобы хватать быстрее и качественнее, пытаемся на полученные за несколько ходов очки прикупить мощных умений, которые позволят делать то же самое ещё эффективнее.
Кстати, стоит сказать, что карточки способностей варьируются от «+1 к инфекционности», до «+2 к инфекционности и ещё какой-то бонус», то есть, по факту одни гораздо-гораздо лучше других. Очевидно, что они стоят в разы дороже, но так как карты на планшете можно заменять, то общая канва игры сводится к следующему: на первых двух ходах прикупаем копеечные умения, пришедшие в руку, далее, в пустые слоты суём симптомы-умения чуть помощнее, потом копим на очень клёвые навыки и впихиваем их на место самых дешёвых, чтобы повысить убойность своей болезни. Причём, по факту, рисунок партии совершенно не меняется – мы что на первом ходу, что на последних делаем одно и то же, только кубиков больше ставим, выбираем куда их можно пихнуть из большего числа доступных стран, да бросок на уничтожение страны у нас эффективнее становится.
Если ещё более конкретно описать мои ожидания от геймплея, то хотелось классного разнообразия в болезнях, то есть, один игрок развивает такую-то бактерию, и она как-то по-особому действует на игровом поле, как-то меняет правила игры для своего владельца. Пусть это было бы что-то типа старого доброго Small World’а, с его расами и их абилками – такой же простой ареа-контроль, но фантастически реиграбельный за счёт неимоверного разнообразия комбинаций тематичных умений и навыков. В Plague Inc же, если ориентироваться на SW, вообще голое размещение кубиков на поле и ничего более. Абилки словно прикручены для виду, чтобы было хоть что-то похожее на особую фишку настолки. Нет, они работают, однако… Ожидания, ожидания.
Откинув же в сторону свои «хочу», можно непредвзято посмотреть на игру и увидеть, что она очень даже ничего. Здесь есть простая стратегия, очень динамично развивающиеся события, так как даунтаймить негде, соревнование на острие ножа и отлично всё это разбавляющие карточки событий, не позволяющие скатиться игре в совсем уж прямолинейную ерунду. Сравнение, приходящее на ум, слишком дерзкое, но чего-то другого не видно подходящего – Nexus Ops. Ага, тот самый, наверное, эталонный америтреш.
В Plague Inc есть много успешных игровых элементов, как и в NO, за счёт которых содержимое коробки хочется раскладывать. Она точно не одного поля ягода с мощным Нексусом, но задел у неё отличный. Простая, быстрая, с почти мгновенно принимаемыми решениями, с неожиданными поворотами в простом течении партии, за счёт применения карт. Благодаря возможности выбора выходящих на поле стран, присутствует некое планирование, очень нехитрое и прямолинейное, но большего, в такой весовой категории настолке, совершенно точно не требуется.
Мы выставляем всё больше маркеров на поле, бросаем кубик, распространяем болезнь всё дальше и дальше, собирая победные очки, уничтожаем страны, применяем всякие неожиданные штуки для оппонентов – и так по кругу, до полного вымирания человечества. Потом проверяем мажорити по континентам и радуемся победе.
Кому-то Plague Inc покажется великолепной и будет появляться на столе очень часто (это уж точно, за счёт динамики партий), а кому-то чересчур примитивной и простенькой. Поэтому и дал такое определение впечатлениям, как неоднозначные. В суровой гиковской тусовке игра не зайдёт, а вот на игротеках в клубе настольных игр, где собираются люди просто поиграть, PI самое место. Она словно Ticket to Ride для америтрешеров.
Если вы фанат компьютерного развлечения Plague Inc, то коробку с настолкой, думаю, стоит взять, ведь она неплохо передаёт атмосферу и суть игры. В настольной версии всё так же несложно, как в прародительнице, шевелить извилинами приходится чуть больше, но общая концепция спиномозгового кликанья по кнопкам ради «добавить чуть-чуть сюда», «увеличить шанс распространение на другой континент» – вот это всё осталось. Выборов в Plague Inc не особо много, сидим и ждём пока накапают очки на крутой дорогой навык для болезни, вкачиваем его и распространяемся дальше, побрасывая в конце хода кубик летальности (желательно тоже прокаченной). Процесс компьютерной игрушки перенесён реально хорошо на стол.
И хоть всё очень просто, не совсем глупо, как может показаться. Что вкачивать подумать придётся, с оглядкой на соперников и на предложенные для выкладки страны на планшете. Когда и куда применить карточку для максимальной выгоды – тоже выбор. Ну, и дух соперничества жёсткий – толкучка на карте и желание опередить остальных зашкаливают.
Plague Inc – реально та игра, про которую можно сказать «попробовать перед покупкой», тем более что партии недолгие, времени потраченного не пожалеете. Однозначно никак в одной компании и совершенный хит в другой, из-за того, что просто и понятно. Но в целом, получить от этой настолки какие-то свежие впечатления вряд ли получится, только старые крутящиеся по маслу шестерни механизма чистой ареа-контроль системы.