pskmzr написал полторы минуты назад к игре Впечатление после игры: # Шедевр!
Dracolish написал полторы минуты назад к игре Впечатление после игры: # Видимо из моего Х-х. сколько раз прочитывал и все время именно это сло...
Dracolish написал 4 минуты назад к игре Впечатление после игры: # Тогда надо будет почитать, возможно насчет правил и я не прав, не слыш...
GingerBreadMan написал 4 минуты назад к игре Впечатление после игры: # Происхождение слово можно узнать? Возможно, имеется в виду транслитера...
Dracolish написал 8 минут назад к игре Впечатление после игры: # Из слэнгового общения
Единорог выходит на рынок настольных игр как издатель!
После Эссена мы запускаем на Бумстартере кампанию по сбору предзаказов на локали...
Старые миры — новый взгляд
WizKids Games начала сотрудничать с Games Workshop.
Распродажа Asmodee Digital
У Asmodee Digital большая осенняя распродажа, которая продлится до 22 октября.
Lumen Fidei. Предзаказ
На сайте CG открыт сбор предзаказов. Поставка уже в декабре.   
Что выпустит в 2018 году Crowd Games?
Видеоблог OMGames пообщался с Crowd Games о планах компании на 2018 год.

Vavilonov

Просто как колесо

11 августа 2017

Информация

добавить
игры Каменный век
Дата: 11 августа 2017

Рейтинг 8.13

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 8.1369
-

Вавилонов М. Обзор настольной игры «Каменный век»

Просто как колесо

 

Едва встало солнце, вождь созвал племя. Cопровождаемый шаманом, он поднялся на пригорок, у подножья которого чернело пятно вчерашнего костра. Все мы застыли в ожидании, наблюдая, как шаман что-то шепчет вождю на ухо. Наконец лицо вождя исказила гримаса злости, и он с силой оттолкнул от себя шамана. Споткнувшись о корень, торчавший из земли, тот кубарем скатился на землю, прямо в пепелище. Вскочил на ноги, чёрный от пепла шаман вскочил и стал кричать проклятья, тыча своим сломанным пальцем то в нас, то в вождя, невозмутимо смотрящего на него сверху. Когда шаман ушёл, вождь подозвал нас ближе и вытянул перед собой руку. На его ладони ярко сверкал в свёртке из кожи солнечный камень.

 

В то утро, когда вождь собрал нас в последний раз, мы и представить не могли, какие сокровища хранит в себе большая река, и на что готовы люди из других племён ради сверкающего камня!

 

Удачной охоты!

 

В этом году была переиздана уже ставшая классикой настольных игр Stone Age. Игра сменила издателя (Hobby World вместо «Звезды»), а также название. На мой взгляд, название «Каменный век» более близко к языку оригинала, нежели прошлое — «100 000 лет до нашей эры». Впервые игра вышла в далёком 2008 году, и уже сам факт того, что столь почтенный представитель (считай, ветеран) настольного мира, да ещё и в жанре семейного евро, занимает 72 строку BGG, говорит о том, что перед нами проект, как минимум, заслуживающий внимания. Об игре написано достаточно много, поэтому буду краток: постараюсь заинтересовать тех, мимо кого эта игра в своё время прошла. Те же, кто с игрой знакомы, надеюсь, вспомнят приятные моменты и сдуют пыль с коробки.

 

Типичный саблезубый кот настольного «Каменного иека»

 

Что из себя представляет «Каменный век»? Это семейное евро для 2–4 игроков, основанное на классической механике выставления рабочих. Каждый игрок получает в своё распоряжение планшет, на котором проживает его племя (первоначально из пяти человек), хранятся ресурсы и запасы еды, а также выкладываются тайлы построенных хижин. Игра протекает в три фазы: выставление рабочих, выполнение действий и прокорм племени. В первой фазе игроки по очереди выставляют рабочих на поле, следуя нескольким правилам: во-первых, часть действий для активации требует строго от одного до двух рабочих, после чего данное действие будет недоступно для других игроков; во-вторых, локации для получения ресурсов вмещают до семи рабочих (которых можно разместить хоть за 1 ход), причём валить лес или, скажем, мыть золото могут все игроки, фишки выставляются без ограничений, пока есть свободные места. Исключение — охота, добывать провизию может отправиться неограниченное число пещерных людей каждого из игроков.

 

Вся красота игрового поля

 

В следующей фазе игроки по очереди забирают всех своих работников, выполняя запланированные действия. Доступные действия можно разделить на три условные группы: улучшения племени, получение ресурсов и покупка победных очков, которые и являются конечной целью в игре. В плане добывания ресурсов и еды всё достаточно просто: кидаем кубики по количеству своих рабочих, после чего делим получившийся результат на значение ресурса, за которым отправились; при этом, чем ценее ресурс, тем на большее число мы делим выпавший результат. Племя мы развиваем по трём направлениям: повышаем уровень земледелия, приносящего еду перед фазой кормления, отправляемся к ремесленнику за каменными топорами, при помощи которых можно модифицировать броски кубиков, или расширяем племя, получая дополнительную фишку рабочего. Победные очки получаем за постройку хижин и покупку карт: в первом случае мы сбрасываем определённое количество ресурсов для мгновенного получения ПО, во втором — собираем карты в сеты, которые принесут победные очки в конце игры. Фаза кормления самая короткая и простая: сбросьте по 1 жетону еды за каждого члена племени. Если еды нет, вы вправе покормить пещерных людей ресурсами по курсу 1 к 1. Нет ресурсов или ваш выбор строгая диета? Тогда получите штраф в 10 ПО.

 

Всё в дом, всё в племя!

 

Игра кажется простой, не так ли? Именно так я и решил, едва ознакомился с правилами, уверившись, что в свете моего скромного, но немалого опыта в настольных играх «Каменный век» окажется одноразовым евро на вечер. Но уже на третий ход моей пробной партии подобные мысли покинули голову и так и не вернулись даже после десятка отыгранных партий. Вот уж действительно дьявол прячется в мелочах!

 

Вождь будет доволен!

 

«Каменный век» выгодно выделяется на фоне других семейных игр двумя аспектами: во-первых, каждый игровой элемент работает на полную. Никаких полумер и модных механик ради модных механик (хотя  в 2008 такой тенденции наверняка не было). Пример — кормление, которое работает на кризисность: вам постоянно нужна еда, чтобы не получить серьёзный штраф, и вы будете вынуждены либо оптимизировать получение еды земледелием, либо улучшать инструменты для большей отдачи на кубиках, в противном случае на охоту будет отправляться почти половина племени, что достаточно критично, особенно, если вы решите сделать ставку на увеличение числа рабочих. Те же самые принципы работают и при добыче ресурсов: либо надейся на кубик, либо развивай инструменты, чтобы рабочая сила была способна на что-то большее, чем единица древесины за ход. Во-вторых, за эту игру реально посадить человека, который ничего не слышал о настольных играх, и уже спустя пару ходов он будет чувствовать себя прекрасно. Этот тезис отнюдь не голословен: одну из партий в «Каменный век» я решил разыграть в обед на работе, а в качестве оппонента выступил один из моих коллег, игравший до этого разве что в «Монополию» и «Активити». Так вот, мой коллега выиграл, и это несмотря на то, что поддаваться и подсказывать я перестал после четвёртого хода. Таким образом, «Каменный век» представляет собой практически идеальное семейное евро, и семейность тут заключается не в примитивности игрового процесса,  а в возможности без каких-либо трудностей посадить за игру семью (друзей, коллег) и весело и спокойно провести время под грохот кубиков в кожаном стакане. Эта та игра, от которой вы легко сможете отвлечься и без особых проблем возобновить партию. При всём этом в игре достаточно моментов, над которыми нужно подумать, поэтому для меня «Каменный век» стал одним из лучших вариантов игры на вечер.

 

В лес по дрова

 

Отдельно хочется похвалить оформление, да, конечно, это стандартное евро без строгой привязки к тематике: представить на месте пещерных людей космонавтов или фермеров проще простого, но проработка компонентов в игре просто на высоте. Иллюстрации к игре готовил Михаэль Менцель, оформивший множество еврогеймов («Доминион», «Куба» и прочие), и для «Каменного века» он поработал на славу. Я говорю в первую очередь об игровом поле, выполненном в виде полноценной картины, практически не замыленной иконографикой (кружки-места для рабочих не в счёт) и совсем без надписей. В отличие от всевозможных схематичных карт местностей или расчерченных под действия и карты досок, в «Каменном веке» вы можете просто посмотреть на поле, ведь там и без вашего мипл-плейсмента много что происходит! Здесь медведь от охотников бежит, тут парочка в гору лезет, и так далее. Перед нами целый сюжет из жизни пещерных людей. Ну и, конечно, крутой кожаный стакан для бросков кубиков, тут без комментариев.

 

Ну как так-то?

 

Кстати, к игре вышло интересное дополнение — «Роскошь каменного века», вводящее пару новых ресурсов, а также механику торговли. На первый взгляд, дополнение выглядит интересным и хотелось бы, чтобы Hobby World последовала примеру «Звезды» и открыла для всех желающих доступ к деревянным бивням и кольцам.

 

В заключение выделю несколько не столь значимых моментов, понравившихся мне, а также отмеченных людьми, с которыми я играл в «Каменный век».  Во-первых, азарт. Броски кубиков для получения ресурсов доставляют бурю эмоций, но при этом рандом не является решающим фактором в этой игре, к тому же на бросок можно повлиять при помощи инструментов. Другой понравившийся мне момент — контролируемый игроками момент окончания игры: партия заканчивается при наступлении одного из двух обстоятельств — либо закончились карты в колоде цивилизаций, либо опустела одна из стопок хижин. Интерес в том, что игрок, занявший ячейку действий, вправе его не выполнять, тем самым продлевая игру. Конечно, эта механика не уникальна, но она прекрасно вписывается в «Каменный век». Ну и третий момент — два абсолютно разных способа получения победных очков. Согласен, большинство еврогеймов предлагает уйму путей к победе, которые, однако, при ближайшем рассмотрении уже не кажутся такими уж разными. В «Каменном веке» в этом плане всё предельно честно и просто — вот вам хижины с моментальным получением победных очков, а вот вам карты, которые вы в закрытую собираете в различные сеты, чтобы удивить соперников при финальном подсчёте. Никаких лишних заморочек, всё просто, и при этом — работает. Наверное, это и есть главная характеристика данной игры.

 

Всем удачных партий и успехов на кубах!

 

Вавилонов М.

Другие работы автора вы можете почитать в группе ВК.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
cowthulhu написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Vavilonov, играли в Проект Манхэттан, схожую игру? если да, то ваше мнение и сравнение? Товарищ Beznal, например, считает, что ПМ скучнее каменного века.

Confessor написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Конечно, если играть как товарищ Beznal без шпионов и бомбардировок, то будет скучнее.

cowthulhu написал 2 месяца назад: #

Кстати, можно принудительно играть с нациями и личностями, там есть возможности бомбить и шпионить бесплатно.

atai написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Добавил бы, что в ПМ очень важно число игроков (далее ИМХО). Вдвоём и втроём партии были унылийшими (особенно вдвоём), но на 5 человек игралась прекрасно. Вдвоём важно кто кого разбомбит сильнее. Плюс слишком много свободы на поле действий. Нет азарта. В этом плане, каменный век одинаково интересно играл и на 3 и на 4 человека

cowthulhu написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Втроем проект идёт неплохо, особенно если все трое агрессивные. Ну а 4 и 5, это конечно уже интереснее.

atai написал 2 месяца назад: #

Хорошее замечание про агрессию втроём) У меня один оппонент был неагресивен совсем, второй средней злобы. А на 4-5 как ни крути, а кому-лто придётся и так играть) Самому пришлось активно шпионов качать, ибо начал играть четвёртым

Vavilonov написал 2 месяца назад: #

Скажу честно, в ПМ не играл, поэтому сравнивать не могу. По поводу количества игроков, в Каменный век, действительно хорошо играется при разном составе игроков (успел поиграть всеми составами), доп правила хорошо "утесняют" поле.

kir_8308 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Можно было бы затронуть и тему "Качества компонентов". Есть оригинал, есть локализация от Звезды и вот новое от МХ. Может хоть кто то просветить этот пробел? Только пожалуйста конкретику, а не куча предположений и нареканий..

Vavilonov написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

У нового издания с этим все в порядке. Стакан воняет кожей, ресурсы прокрашены достойно, жетоны в порядке. Не люблю я тему качества компонетов, для меня оно критично только в случае каких-то особых косяков, которые мешают играть. Тут нет, все хорошо. Если придираться, то немного выгибается поле, легко решается прессом из книг, да и имхо не мешает.

TataFrost написала 2 месяца назад: #

Не добавили, что карты обычные, гладкие. Никакой текстуры льна.

Amorous написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

У Звезды было лучшее качество, чем 2 других варианта. Ну так времена нынче...сами понимаете :)

Ifikl написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

А какой еще другой вариант, кроме МХ?

kruzhalovv написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Видимо, оригинал? Очень спорное заявление, тогда.

Ifikl написал 2 месяца назад: #

Вот я тоже не понял, есть всего два варианта - МХ и все остальные, которые печатались на одном заводе...

rumatik написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Картинки из разряда: "Фоткал на тапок".

XZidan написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Так вы и не глянцевый журнал читаете, нормальные фотографии.

rumatik написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Ну если бы это были фото времён первого издания, то да - фото отличные!

MakVlad написал 2 месяца назад: #

Считайте, что это фотки каменного века :)

AlexFang написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Обзор на Катан будет?

Slim_Slam_Snaga написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Было б любопытно;)

w_holeman написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Манчкин тоже надо осветить :)

ThunderWolf написал 2 месяца назад: #

Всю серию, поштучно! Или лучше покарточно =D

Carrot83 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Можно острить, как некоторые комментаторы (гг), но есть люди, которые сыграли в эту игру впервые совсем недавно. Как я, например. И что можно сказать? Присоединиться к автору с резюме "Отличная игра"

Vavilonov написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Собственно в заголовке было отражено, что игра переиздана, и для кого данный обзор написан. Я с игрой познакомился впервые и решил выразить свои мысли по этому поводу, ну а без остроумных весельчаков, любителей писать коммент без чтения статьи, и тесера не тесера.

terjul написала 2 месяца назад: # скрыть ответы

Опубликовали бы вы этот пост в дневниках, а не в статьях и было бы вам счастье!

Desert_witch написал 2 месяца назад: #

http://tesera.ru/user/Vavilonov/articles/
Отличная идея - пихнуть обзор не туда где лежит все остальное.

UAnonim написал 2 месяца назад: #

а что не так? Нормальная статья.

Vavilonov написал 2 месяца назад: #

Послушайте, дневники по замыслу своему, это заметки. А перед вами обзор, то есть статья в классическом ее понимании. И в разделе статей ей самое место.
Обещаю,что когда буду готовить заметку, обязательно опубликую ее именно в дневниках.

Desert_witch написал 2 месяца назад: #

Спасибо что опубликовали в статьях а не в дневниках.