kobetsvladislav написал 5 минут назад к игре Feudum: # Иллюстраторов Диксита заставили сделать евро. Прекраасноть.
kobetsvladislav написал 23 минуты назад к игре Feudum — стартовал на кикстартере кстати: # Спасибо)))
Matad написал полчаса назад к игре Clans of Caledonia: # Сыграли пробную партию. Трое из четырёх оценили её на 8+. Игра очень ...
Dilnok написал полчаса назад к игре Брюгге: # Черная пятница на носу, а тут такое…
Dilnok написал полчаса назад к игре Брюгге: # Может у них на складе найдется сколько то коробок или из магазинов соб...
Стрим «Игрокона» на канале «Твой игровой»
Канал «Твой игровой» проведёт прямую трансляцию с фестиваля «Игрокон-2017».
«Пророчество о драконах». Предзаказ
Предзаказ на это дополнение открыт на 5 дней раньше — Lumen Fidei закончился. 
Танковый спринт!
5-дневная кампания по сбору средств на издание игры «Танчики» компании «Экономик...
Дополнения к игре «Кровь и ярость». Предзаказ
Дополнения «Боги Асгарда» и «Пятый игрок» к игре «Кровь и ярость» уже можно зака...
Century + «Микромир»: кампания стартовала!
Кампания по сбору предзаказов на локализацию Century и Cytosis стартовала! 

IvTuzovsky

Орлеанское диво

Обзор локализации «Орлеана» от GaGa Games, 08 сентября 2017

Информация

добавить
игры Орлеан
компании GaGa Games
Дата: 08 сентября 2017

Рейтинг 8.98

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 8.9883
-

В последние дни лета мне пришёл сигнальный экземпляр самой свежей локализации GaGa Games — мешкособирательная игра «Орлеан» про суровые будни средневекового народца. Забегая вперёд, ничего сурового в этих самых буднях нет, игра достаточно проста и при желании казуальна, а вот фан присутствует во всех ипостасях.

 



 

ЛЯГУШАЧЬИ ЛАПКИ,

или Вкратце о компонентах

 

Игра поставляется в большой коробке, в которой, тем не менее, по первоначалу душновато — свободного места для воздуха практически нет. Когда компоненты будут выдавлены из подложек, рассортированы по зиплокам и мешочкам и заботливо уложены, места станет чуть больше, но ощущения, что внутри старой ржавой бочки катается пара камушков, всё равно не возникнет.

 

Большое складное поле ощутимо хрустнуло при первой раскладке и слегка выгнулось к краям, но к третьей-четвёртой партии это прошло.

 

Дополнительные поля: планшеты игроков и планшет «низшесословно-ориентированных проектов» (то бишь «добрых дел» по проведению канализации или конклава католической церкви) — также выполнены на Уровне с большой «буквы» 5+.

 

Огромный буклет правил. Его размерами издатель воспользовался сполна — места не экономил ни на размере иллюстраций, ни на шрифтах.

 

Качество «картона» — выше всяких похвал: вырубка ровная, сам картон достаточно толстый, печать яркая. Можно сделать разве что 2 замечания.

 

Первое — относительно ПОЧТИ квадратной формы тайлов дополнительных мест. Это самое «почти» при перфекционистском раскладывании немного напрягает.

 

Второе — относительно размера и толщины жетонов юнитов. Они прямо надеются потеряться в мешках, куда в ходе игры вы будете их складывать.

 

Немного жаль, что все мешки одного — траурно-чёрного — цвета, а не цветов игроков, но… К мешкам в сочетании с размером жетонов юнитов есть и другая претензия: в уголке мешка вполне может спрятаться хитрый жетон-ниндзя и тем самым порушить вам весь баланс и планы.

 

К качеству древесины также нет претензий — всё вырублено ровно, доработано напильником и рубанком, покрашено лучшими малярами, собранными со всех французских департаментов.

 

По марсельскому счёту суммарное качество компонентов можно оценить на 5--. Один минус — одинаковый цвет мешков, другой — размер и толщина жетонов юнитов, которые любят поиграть во французских ниндзя («Такси» Бессона смотрели? То-то и оно...)

 

 

РАТАТУЙ,

или Вкратце о механике

 

«Орлеан» относится к модному нынче гибридному жанру бэгбилдинга. То есть в основе лежит идея построения колоды, как в дэкбилдинге, только вместо колоды и карт у нас — мешок и жетоны.

 

Главная цель — набрать за 17 раундов наибольшее количество ПО, которое складывается из 3 показателей: собранные товары, деньги и сумма выставленных на карту гильдий и полученных разными путями горожан, помноженная на уровень развития, отмеченный на соответствующем треке.

 

Всего 2,5 способа пути к победе? (Деньги — это те же товары, «только в профиль».) Не густо!

 

 

Вы начинаете игру с 4 жетонами работников: крестьянином, лодочником, торговцем и мастеровым. По мере игры вы будете получать дополнительных юнитов и апгрейдить свой планшет действий, перемещаться по карте, подбирать товары, строить гильдии и вершить добрые дела. Ах да! Все действия игры протекают на, по сути, четырёх локациях.

 

1. Ваш личный планшет. Здесь вы будете выкладывать юнитов, выловленных из мешка в начале хода (их можно не расходовать в тот же ход, в отличие от большинства дэкбилдинговых игр, а приберечь «на потом»). А затем распределять этих юнитов по местам действий. Всего есть 3 типа действий: получение нового юнита, действия на «глобальной карте» (перемещение по воде и по суше, строительство торгового дома / гильдии), слив юнитов в продвижение по треку развития или на планшет добрых дел. При получении жетона торговца вы выбираете (с определёнными нюансами-ограничениями) тайл дополнительной локации, которые присовокупляете (слово-то какое мерзкое) к своему планшету действий. Дополнительные действия гораздо разнообразнее — от прямого получения некоторых товаров до дополнительного и относительно дешевого перемещения.

 

2. «Глобальная карта» Орлеана и окрестных городов. На дорогах и речных путях между ними выложены жетоны товаров, которые надо собирать (в конце игры товары принесут вам очки, в зависимости от их типа, но, увы, каким-то хитрым коллекционированием здесь и не пахнет — банальная «жатва» всего, что плохо лежит).

 

Для перемещения у вас есть один мипл средневекового коммивояжера, который может перемещаться на маленьком плоту по рекам или, пока-пока-покачивая пером на шляпе, неспешно трястись в седле, перемещаясь сухопутными путями. В городе, где никто ещё ничего не построил, вы можете основать торговое представительство вашего рода (факторию, гильдию), что в конце игры принесёт победные очки.

 

Поскольку перемещение — штука довольно затратная, как и строительство торгового дома, то на карте может развернуться нешуточная борьба, особенно под конец партии. «Запереть» противника в уголочке с «дешёвыми» товарами и без возможности быстро выбраться из тупика и настроить дополнительных гильдий — та ещё средневеково-французская подлость.

 

3. Треки юнитов и трек развития (размещены так же на основном большом поле, где и Орлеан). Большинство юнитов при своём получении дают какой-нибудь бонус. Очень важно, что стартовые юниты не становятся бестолково-бесполезными, как какие-нибудь разведчики и штурмовики в «Звёздных империях» или последователи и ополченцы в «Восхождении: Хроники богоборцев».

  • Во-первых, они будут требоваться для абсолютного большинства действий планшета игрока.
  • Во-вторых, они нужны для регулярной «аннигиляции» на планшете «добрых дел».
  • В-третьих, их получение также сопряжено со вкусными бонусами.

Например, создавая крестьянина, вы обычно получаете товар обозначенного на треке типа. Если у вас мажорити по крестьянам, то извольте получить в начале хода лишнюю монетку. Если, так сказать, «минорити» — то извольте монетку отдать.

 

Ну или мастеровой / ремесленник. При получении нового ремесленника игрок также получает жетон технологии, выполненный в виде симпатичной картонной шестерёнки, который он, с некоторыми ограничениями, может навечно разместить на своём планшете, уменьшив стоимость практически любого действия на 1 юнита. Сразу скажу, что в первой партии это показалось мне «имбой», но потом я поменял мнение. Действие сильное, но не чрезмерно (ограничения-с), да и вкладываясь в мастеровых, вы упускаете иные выгоды.

 

Или вот торговцы — вы получите дополнительный тайл места, который можно положить рядом со своим планшетом. На этом тайле обозначено действие, которое можно выполнить (аналогично планшету — потратив несколько юнитов определённого типа).

 

Кроме стартовых четырех юнитов, игрокам доступны:

  • рыцари (увеличивают количество жетонов, которые вы каждый ход тащите из мешка);
  • учёные (продвигают вас по треку развития);
  • монахи (ничего не дают в момент приобретения, но играют роль «джокера», заменяя собой юнита любого типа).

На некоторых треках юнитов и на треке развития обозначены жетоны горожан (они также есть на каждой локации планшета «добрых дел»). И это второй из трёх способов получить ПО. Как я уже сказал, все построенные торговые дома (фактории, гильдии — зависит от того, пользуетесь вы официальной локализацией от «Гаги» или юзаете забугорную коробочку и неофициальные переводы правил) складываются с полученными вами жетонами горожан и умножаются на уровень развития. Ух, и заковыристо звучит! На деле всё довольно просто и, увы, банально.

 

4. Планшет «добрых дел» или — как я его прозвал — низшесословно-ориентированных проектов. Это, братцы мои, просто аллилуйя какая-то! За 1 ход вы можете отправить на этот планшет до 2 юнитов. Какого типа? Да тут полный разгуляй! Любого, всем попервоначалу найдётся место. Участие в различных проектах приносит различные бонусы. Некоторые требуют большого количества юнитов, некоторые — малого, но зато относящихся к дорогим типам учёных, монахов и рыцарей. Тот, кто выставит последнего необходимого рабочего и «закроет» проект, получит жетон горожанина в качестве дополнительного бонуса. Но и без этого бонусы за участие в проекте обычно весьма серьёзные.

 

Но самое главное, планшет «добрых дел» (ПДД, чо!) позволяет вам невозбранно чистить свой мешок, постоянно поддерживая оптимально малое количество жетонов.

 

Это то, что касается возможных действий. Как же протекает игра? Хммм, с этого, возможно, стоило начать, да? Ну да мы в средневековых университетах не обучались, поэтому с юридической казуистикой и прочим крючкотворством не знакомы.

 

Игра длится 17 раундов (17, Карл Лысый!). Каждый раунд состоит из 7 фаз. Пора петь отходную? А вот и нет, фазы пролетают влёт.

 

Откройте новый тайл событий (кроме паломничества, означающего, что в этот ход нельзя нанимать монахов, все остальные события сработают в конце раунда), определите мажорити и минорити по крестьянам и получите соответствующие бонусы и штрафы, достаньте из мешка необходимое количество юнитов и выложите их на рынок, распределите их по «местам» (ячейкам действий), выполняйте действия по одному, передавая ход по часовой стрелке (до этого всё делалось одновременно), разыграйте событие и его последствия, передайте жетон первого игра. Прямо вот вальс! 1-2-3, 1-2-3, 1-2-3 (только тут ещё 4-5-6-7).

 

 

МЯСО ПО-ФРАНЦУЗСКИ,

или Вкратце о впечатлениях

 

Как известно, никакого мяса «по-французски», подаваемого в российских ресторанах, во Франции нет. Вот и «Орлеан» прикидывается суровой бэгбилдинг-игрой, а на самом деле является… эээээммм, он является чем угодно, но только не СУРОВОЙ бэгбилдинг-игрой. Чёрт, он МОЖЕТ стать СУРОВОЙ бэгбилдинг-игрой, но…

 

Всё, я запутался и вас запутал. Распутываем!

 

ДОСТОИНСТВА «ОРЛЕАНА»:

  • Игра быстрая. Даунтайм практически невозможен, даже с новичками. Я нашёл только 2 вероятных случая тотального залипалова: при выборе дополнительной локации за постройку торговца и при просчёте, кого отправить на планшет добрых дел на проект, который может быть завершён потом другим игроком. Сама партия длится, по первым опытам, чуть дольше, чем обозначено на коробке, но всё равно достаточно энергична.
  • Игра простая. Её вполне реально объяснить участникам с минимальным игровым опытом и они будут совершать ОСМЫСЛЕННЫЕ действия.  
  • Игра фановая. В неё действительно весело, интересно и умно (простите за это неуклюжее новословообразование) играть.
  • Отличное качество компонентов, приятное оформление, стилизованное то ли под книжные миниатюры эпохи развитого средневековья, то ли под мемы из серии «Упоротое Средневековье».

НЕДОСТАТКИ ИГРЫ:

  • Увы, обилие нюансов и исключений. Например, первый жетон технологий вы можете положить только на ячейку крестьянина, а потом — куда угодно.
  • Малое число путей получения ПО. По сути всего два: деньги+товары и (гильдии+горожане) * уровень развития. И ОБА этих пути вам ПРИДЁТСЯ развивать. Не получится выиграть, просто по максимуму вложившись во что-то одно. Аминь.
  • Некоторые моменты решительно усложняют игру для новичков. Например, возможность выбора тайла дополнительной локации при приобретении торговца сперва из части тайлов, а затем — вообще из всех этих тайлов, способна новичка повергнуть в долговременный ступор.

НА ЛЮБИТЕЛЯ:

  • В Орлеан можно играть как в «Роскошь» или «Взрывающиеся зелья»: легко, не напряжённо и фаново. Но! Из-за решений, которые призваны упростить жизнь игрока, в первую очередь, возможности отложить вытащенные жетоны юнитов на последующие ходы и во вторую очередь — из-за простоты чистки мешка при помощи ПДД, вы можете начать играть в «Орлеан» как… в «Роскошь» и «Взрывающиеся зелья» — безжалостно, с максимально-долгим просчётом игровой ситуации, совершая оптимальные многоходовые комбинации. Это сразу ведёт к наращиванию даунтайма, к изменению характера игрового фана и т.д. Это не плохо и не хорошо, вопрос в том, ЗАЧЕМ и С КЕМ вы сели играть. Я попробовал и так, и эдак. И, знаете что? — мне понравилось :)

Что в итоге?..

 

Если цена у коробке будет около 3 т.р., как где-то в ВК, КАЖЕТСЯ, прокомментировал представитель «Гаги», то я однозначно рекомендую. [Прим. ред. — На сайте gaga.ru игра продаётся за 2 890 рублей.] Это достойный представитель семейства бэгбилдинговых игр, в который можно сыграть как с новичками, так и с настольно-игровыми гуру.

 

Игра не раскрывается полностью за 1–2 партии — хочется «пощупать» её ещё и ещё; проверить, что будет, если построить «колоду» на рыцарях, мастеровых, учёных, монахах (нужное подчеркнуть); уйти в торговцев и за счёт дополнительных ячеек действий накопить максимум товаров, по минимуму вкладываясь во второй путь получения ПО, и т.д. В общем-то, я уже наиграл более 10 партий — и пока желание время от времени доставать её из волшебного шкафчика с настолками не пропало.

 

Итоговый вердикт: 8–8,5 из 10 (пройдут года, игра приестся и оценка, наверное, снизится, но пока так).

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
ivan111 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Хороший обзор, спасибо!
Понравилось про лёгкий и безжалостный стиль игры в "Роскошь": у нас партии начинаются как лёгкие, а потом переходят в кровь-кишки... )

IvTuzovsky написал 2 месяца назад: #

Я это понял, когда играл в Роскошь с друзьями... а потом попробовпл с ботами на айоси. Больше милых и добрых партий с друзьями не было))))

Kruah написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

ИГрать хотя бы без дополнения Invasion скучно, и в статье явно лишние всякие "лягушачьи лапки" и прочие "мясо по-французски". Если Франция то у автора сразу набор стереотипов? Может лучше завязывать тогда с водкой и медведями?

IvTuzovsky написал 2 месяца назад: #

Может, лучше тогда стоит развязать с самоиронией, чтобы стереотипы не припекало?)))

Slim_Slam_Snaga написал 2 месяца назад: #

Да ладно вам, в контексте уместно))

Confessor написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Таким образом можно придираться к чему угодно. Ну отличная статья ведь, ну признайтесь. К чему эта язвительная желчь? Ее итак хватает вокруг в повседневной жизни.

zawwah написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Статья действительно хорошая, но "французские" вкрапления много где выглядят натужными и излишними. Думаю, автор коммента хотел донести подобную мысль, но получилось резковато.

Vavilonov написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Забавней всего то, что мясо по французски типичное русское блюдо. Французы о не слышали и не пробовали, очень удмвляются такому названию)

IvTuzovsky написал 2 месяца назад: #

А я что написал? Читать же ж надо!
Каждый из заголовков имеет очень четкий подтекст, при желании - очень даже доходчивый подтекст

Desert_witch написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Invasion - это не совсем дополнение, это скорее набор альтернативных режимов. С ним/без него не интереснее/скучнее, с ним просто все по-другому играется. =ъ
Некоторые режимы даже какие-то унылые - дуэльный я не особо заценил.

RouslanKo написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Нам вообще Invasion не понравился. А вот Интриги как раз зашли, отлично дополняют оригинальную механику. Правда так и не купил его еще себе, пока в планах))

Gorthauers написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Invasion посмотрел обзоры и даже брать себе не стал: дуэли, кооперативы - всё на любителя очень. А вот второй доп прекрасный, дает как раз то что нужно: новый набор событий, дополнительный способ получения ПО через доставку товаров в нужные города, 2 альтернативных планшета "чистки мешка" (добрый и злой), ну и немножко новых зданий сверху. Без него не вижу смысла играть чистую базу, Must have)

RouslanKo написал 2 месяца назад: #

Согласен. Он как раз именно расширяет базовую игру и дополняет новые пути по набору ПО. А Invasion по сути не трогает базовую игру, а наоборот нагружает новыми режимами, например кооперативными, которые у нас никто не любит например.

cyril2012 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Есть апгрейд пак, в котором жетоны горожан и технологий заменены деревянными. Из мешочка тянуть гораздо удобнее.
Причём рассчитан сразу на 5 игроков.
К игре огромное количество различных дополнений. Комплект для 5 игрока, вышеупомянутый апгрейд рак, куча минидопов с локациями и ещё 2 дополнения покрупнее.
Отсюда ещё один недостаток: если игра зайдет, а она скорее всего зайдет всем, кто играет в евро, то непросто и недешево к ней доставать дополнения.

cyril2012 написал 2 месяца назад: #

Апгрейд пак )

RouslanKo написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Да, без апгрейд пака играть крайне было не удобно. Сейчас не нарадуюсь. Закупился в свое время сразу с игрой апгрейд пак со всеми деревянные компонентами + 5 игрок + все 4 минидопа тайлов мест. Игра очень живенькая)). Сейчас подумываю о допе втором "Интриги", первый доп не особо понравился. Интересно ГаГа планирует допы переводить, могла бы и мини допы завести.

Catman написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Подскажите, игра языкозависимая, имеет ли смысл брать именно локализацию?

Journeyman написал 2 месяца назад: #

Игра языконезависимая

IvTuzovsky написал 2 месяца назад: #

Конечно, имеет) Импортозамещение ж XD

RouslanKo написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Полностью языконезависимая) Там перевели только правила и названия на тайлах. Поэтому смело можно брать любую версию.

Catman написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Понял! Спасибо! Учитывая, что для меня локализация ГаГи тоже импортный товар :) , имеет смысл брать оригинал, тем паче, что в цене разницы нет.

cyril2012 написал 2 месяца назад: #

В нашей версии, как минимум, правила на русском языке. Если игра не зайдет/надоест, то легче будет поменяться.

Desert_witch написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

На самом деле, единственное что действительно стоит того в этом паке - это возможность играть впятером.
Таблэтки технологий и фигурки горожан - не сильно удобнее тянуть, но начинают занимать гораздо больше места. Красиво, да, но толстенькие жетоны из издания DLP как-то поприятнее.

RouslanKo написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Толстенные жетоны делали только в американском издании от TMG. У dlp жетоны обычный картон, они изнашиваются очень быстро. Обтираются в мешке друг об друга. И доставать их не совсем удобно, в отличии от красивых деревянные) Разумеется, если играете в Орлеан не часто, то можно обойтись и картонными.

Slim_Slam_Snaga написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

А у Матагота?

Gorthauers написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Как у dlp

Slim_Slam_Snaga написал 2 месяца назад: #

Мерси!

Confessor написал 2 месяца назад: #

Можно лаком покрыть и никаких проблем с обтираниями и износами.

Desert_witch написал 2 месяца назад: #

Напутал, извиняюсь. =3

Мне единственное что не нравится в тонких жетонах - была у меня версия которая не TMG, так в ней за одну партию человек умудрился ухандокать часть жетонов, зачем-то в процессе игры запуская руку в мешок и начиная их тереть друг о друга.
С толстыми жетонами все вроде получше, до сих пор на вид "живы".

BladeItSelf написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Есть ли шанс, что одинаковые черные мешки - фишка исключительно сигнального экземпляра? Некошерно, таки.

IvTuzovsky написал 2 месяца назад: #

Увы, мои связи с издателем лишены всякой интимности. Поэтому я ничего не могу вам сказать. На практике это не страшно, так - эстетское задротство;)

RouslanKo написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

У меня немецкая версия игры и тоже черные мешки)

Tanitra написала 2 месяца назад: # скрыть ответы

В моей немецкой версии - разноцветные "наволочки" :D

RouslanKo написал 2 месяца назад: #

Я думаю это от тиража зависит)

Gorthauers написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Французская матаготовская - все черные.

Suzume написала 2 месяца назад: #

А польская с мешками в цвет игрока ☺️

WiNchiK написала 2 месяца назад: #

Я в прошлом году в Эссене покупала - все мешочки черные. Зато вот отдельная история с дополнением на 5-го игрока - там мне достался "мешочек" размером с наволочку))) Правда тоже черный)

Nelud написал 2 месяца назад: #

> "тайл дополнительной локации, которые присовокупляете (слово-то какое мерзкое)"
Да-да! Меня тоже коробит от слова "тайл"! =)