С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
Буквально на днях наконец смог подержать в руках коробку с игрой Lords of Waterdeep. Примечательно, что её выпустили ребята из Wizards of the Coast, без поддержки Avalon Hill. В авторах стоят малознакомые, даже увлеченному настольщику, фамилии — Peter Lee и Rodney Thompson более известны игрокам в новые D&D наборы «всё в одной коробке». Из художников стоит отметить Ральфа Хорсли, который уже был замечен в авторстве иллюстраций для базового «Талисмана» и нескольких дополнений. Отмечу ещё то, что игра пока ещё совсем-совсем новинка, и поэтому особенно интересна. Первые партии и впечатления о них не заставили себя долго ждать, тем более, что желающих поиграть именно в эту игру не нужно было долго искать. А теперь вперёд — на поиски приключений!
Добро пожаловать в мир Глубоководья, города-государства в вымышленной вселенной Forgotten Realms. Waterdeep, прозванный также «Сияющим Городом» — один из самых крупных и влиятельных городов всех Забытых Королевств. Город анонимно управляется Лордами в Масках, каждый из которых заботится только о своей выгоде и заинтересован в развитии избранных гильдий. Город наводнён странниками из самых отдалённых земель, и каждый из них преследует свою цель. В городе пытаются ужиться несколько гильдий, постоянно борясь за власть и ища поддержку у одного из Тайных Лордов.
В этой игре вам предстоит стать Тайным Лордом, принять сторону одной из пяти гильдий и привести её к вершине власти и процветанию. В этом вам помогут тайные советники из самой гильдии. Отправляя их на задания, вы сможете обеспечить себя всем необходимым — отважными героями, которые не глядя отправятся в пекло приключения и принесут вам деньги и славу.
После того, как мы с головой окунулись в атмосферу могущественного города, опишу в двух словах то, как проходит сама игра, что от неё можно ждать и на что похожа игровая механика.
В начале, каждый игрок получает определённое количество своих советников одного цвета, вслепую выбирает свою роль — карточку одного из нескольких тайных лордов. Не выбранные карты отправляются в коробку и больше не участвуют до конца игры. Конечно, всем причитаются стартовые квесты, одна интрига и деньги на первое время.
На игровом поле можно выделить несколько функциональных частей:
1. Область новых квестов: есть колода, четыре карты лежащих в открытую и место для сброса.
2. Область новых зданий: три всегда лежат в открытую. На поле предусмотрено место для постройки новых зданий и при этом всё выполнено очень элегантно и компактно.
3. Рассеянные по полю различные локации — получение тех или иных игровых ресурсов.
Плюс ко всему этому по краю бежит классическая дорожка для подсчёта очков, есть место для колоды карт интриг, колоды новых зданий и трека восьми раундов.
Как выглядит игровой процесс? В начале каждого раунда три победных очка распределяются между тремя лежащими в открытую зданиями — на каждое по одному очку. Это подспудно намекает игрокам, что здания строить тоже пора. Кладутся дополнительные ресурсы на уже построенные здания, если того требует специфика каждого из них. Игроки по очереди выполняют различные действия, расставляя своих советников. По кругу, пока у каждого игрока не останется ни одного советника. В точности, как в «Агриколе». Возможностей масса: можно построить здание, можно выбрать новый квест, набрать в разных местах людей, которых вы отправите в приключение, разыграть карту интриги и воспользоваться свойством одного из построенных зданий. При выборе квеста то же есть разнообразие: можно выбрать один и получить две золотые монеты в придачу, или одну карту интриги, или выбрать из новых четырёх. Как и всегда, в область, где уже стоит один советник, нельзя поставить второго, хотя свойство одного здания позволяет сделать и это. Розыгрыш карт интриг позволит вам обойти других лордов и получить необходимые ресурсы. Часто встречаются такие интриги, что они помогают не только вам, но и одному на ваш выбор игроку. Здесь как раз и наступает время уговоров. Интриги полезны ещё тем, что в конце раунда вы можете отправить советника, разыгравшего интригу, выполнить ещё одно ваше задание. Так что запасайтесь интригами.
Игра заканчивается по прошествии 8 раундов, и побеждает игрок с самым большим количеством очков влияния. Эти самые очки влияния в основном зарабатываются при выполнении квестов. Выгоднее всего выбирать и выполнять преимущественно те, которые приносят бонус именно вашему лорду. На карточке каждого лорда написано, какие именно квесты принесут вам в конце игры дополнительные победные очки. Можно считать, что карты лордов — это такие миссии. Если за столом не оказалось нескольких людей с перекрещивающимися предпочтениями в квестах, то всё пройдёт более или менее ровно. В противном случае накал конкуренции несомненно возрастёт. Выполнив квест, вы тут же получаете заработанные победные очки, а вместе с ними и некоторое количество ресурсов и долгоиграющий полезный эффект. Например, все последующие задания подобного типа будут приносить вам дополнительные победные очки, или каждый раз, когда вы будете получать деньги, то и вкупе получите одного волшебника. Количество ваших советников в течение игры увеличивается только один раз: в пятом раунде каждый из игроков получает одного дополнительного. Увеличить количество возможных действий в раунде можно за счёт разыгрывания интриг и перенаправления советников с этого действия на любое другое свободное.
Давно не встречал настольных игр с подобной маскировкой, когда на давно тебе знакомую механику одевают, притом мастерски, совсем другой антураж и сеттинг. В целом суть в следующем: выбрал действие, выполнил его или получил соответствующие ресурсы. Ограниченное количество раундов и необходимость постоянно выбирать из возможных действий создают в игре эффект дефицита. Но это совсем не тот дефицит и голод, как в «Агриколе», а более мягкий, не так загоняющий тебя в угол необходимости просчёта на много. Прочитав обзоры и краткие правила, можно было подумать, что это будет игра-приключение, с альянсами и интригами, к тому же в славном мире D&D. Если отвлечься от иллюстраций и тематики, то перед нами классическая экономика с механикой meeple-placement. У каждого игрока есть миплы и их количество равно числу возможных действий в раунде. Словом, поставил мипла на определённое действие много ходов вперёд. Тут почти более-менее семейный формат —нет такой острой конкуренции и всегда можно достаточно быстро придумать альтернативу сорванному плану. Хотя, с кем играть. Первый раз мы сыграли достаточно ровно, без сильной конкуренции и пятиминутных раздумий. А когда играли в другой компании, то уж перетягивали одеяло то туда, то сюда — никаких поблажек.
С балансом в игре всё хорошо — он есть и он работает. У отстающего есть шанс вырваться вперёд, а лидер может в любой момент столкнуться с организованным сопротивлением. Баланс постоянно льёт воду на мельницу динамики игры —продолжительность ходов не очень большая, нет изнуряющих перестановок и перекладываний. Даже при игре впятером твой ход наступает достаточно быстро, и не успеваешь разглядеть все подробности на иллюстрациях. При трёх и четырёх игроках —всё несколько по-другому: больше места для манёвров и меньше вероятности срыва плана.
Взаимодействие между игроками присутствует ровно в той степени, которое обычно бывает в играх подобного типа. Можно и впятером долго и молча раскладывать пасьянсы, выполняя свои квесты и набирая ресурсы, и даже не заглядывая в то, что другие собираются делать и на что претендуют. Взаимодействие и конкуренция сводится к тому, что нужно первому занять нужное место или, наоборот, назло это не дать сделать другому. А можно и постоянно следить, какой у кого квест, и думать, что он будет делать. В этом отношении игра оставляет простор для стратегии и тактики.
А как же атмосфера игры? Как там в городе Уортердипе? Иллюстрации и сеттинг прекрасно передают атмосферу — фанаты этого мира останутся в чистейшем восторге и ни в коем случае не разочаруются. Всё на высшем уровне — от flavor-текстов и до подбора графики. Если вы играете с теми, кто уже не новичок в мире D&D и впитал в себя атмосферу ролевых игр, то готовьтесь к приключениям. Ваши воины и клирики отправятся в путешествие и будут выполнять один другого сложнее задания. Тут вам и интриги и сговоры, тайные лорды, которые всем повелевают. А в нашем случае это была постоянная попытка не назвать мага апельсином, а воина — углём. Тут вам вспомнятся все партии в «Кубу», «Пуэрто-рико» и «Агриколу» — в мгновение ока история с отважным отрядом, который отправился в сложный квест, превращается в погрузку товаров на корабли. И ещё вам предстоит строить здания как в Le Havre, со всеми вытекающими сравнениями. Словом, вы где-то уже видели это!
Качество компонентов и исполнение просто шикарное. Нечего добавить — толстый картон и лён. На картах много иллюстраций и они все разные, игровое поле стилизовано и оформлено именно так, как надо — ничего лишнего, компактно и функционально. Для каждого игрока есть персональные планшеты — необходимость в них отпадает после первой игры, они скорее для антуража и декора. Коробка не совсем обычная — не самый распространённый формат, да и конструкция другая. Словами не описать, смотрите на фотографиях. Ложемент предельно функционален — в нём найдется место всему и это всё будет в полной сохранности.
Впечатления остались самые положительные, именно в такие игры я чаще всего и играю. Безусловно освежила восприятие новая тематика и оформление. Могу посоветовать... всем, кто неравнодушен к экономическим стратегиям и знаком с миром D&D. То, что игра укладывается в семейный формат — это не шутка. Правила можно прочитать за 15 минут и примерно за столько же объяснить. Конечно, с новичками будет сложнее, но практика нескольких партий показала, что игра в своих правилах довольно дружелюбна и понятна. Текста в игре не то что бы очень много, но он есть. Если не обращать внимание на flavor-текст, то всё то, что написано в игре, достаточно однообразно. Все остальные надписи заменены на пиктограммы, и если постараться, то игра может быть полностью языконезависимой. Стоит ли переводить правила на русский язык?
Есть ли в игре минусы и недочёты? Вопрос цены и воздуха в коробке не буду принципиально обсуждать, хотя и с тем, и с другим — всё впорядке. Как ни искал —недочётов нет, всё ладно. Игра не тяжёлая, нет большого даунтайма, нет переизбытка компонентов и их дурного качества, правила написаны предельно понятно, и то, что происходит во время игры, не вызывает дополнительных вопросов. Чего ещё можно хотеть? Эту игру можно посоветовать всем, кто прикипел к миру Forgoten Realms и безраздельно любит экономические игры с ресурсами и meeple-placement. Если в вас горит огонь коллекционирования настолок — это специально для вас. Небольшой тираж, качественная полиграфия и иллюстрации. Можно и не распечатывать =) Хорошо подойдёт в качестве «моей первой настольной игры» в вашей компании и станет постоянным гостем семейных вечеров. Словом, это добротный и качественный еврогейм!
P.S. Больше фотографий можно посмотреть чуть ниже и разглядеть фантастическое качество компонентов и льна на картах =) В оригинальном разрешении можно найти вот здесь.
P.P.S. Если вам понравился обзор и есть желание обсудить эту игру — то не стесняйтесь, задавайте вопросы и высказывайтесь.