С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
игры |
Illusio
Бонанза Charly Сет Уно Свинтус |
персоны |
Николай Пегасов
|
Дата: | 27 июня 2013 |
Источник: | Дневник Н. Пегасова |
5.2653 |
- |
Сегодня я выскажусь о простых карточных играх, тех, которые на 10-30 минут и с правилами на двух сторонах одного листочка. Часто такие игры называют «филлерами» (filler — «заполнитель», англ. яз.), потому что они заполняют паузы между партиями в «нормальные», большие настольные игры.
Собственно, до меня почти всё уже сказал ZoRDoK, который часто пишет интересную аналитику по геймплею настолок. У Зордока есть отличная статья про рейтинги настольных игр на BGG, главном мировом ресурсе про настолки, и в ней он подробно прошёлся по филлерам:
«До «Доминиона» почти все карточные игры были либо филлерами, либо ККИ. Почти все — я серьёзно. Если автор хотел выпустить карточную игру «не-филлер», он прикладывал к ней какой-то атавизм в виде поля, чтобы она считалась настольной. Вспомните «Санкт-Петербург», Glory to Rome. Без этого атрибута хорошая карточная игра могла выйти лишь при одном условии — она была «карточной версией» какого-нибудь настольного хита. Именно так вышла Race for the Galaxy («Битва а галактику») — это был карточный вариант Puerto Rico. Правда, отвергнутый издателем в пользу другой хорошей игры San Juan.
Но до сих пор в мире выходят филлеры. Опознать их очень просто — если на картах в игре есть цифра, цветовой фон и какая-нибудь замысловатая картинка — но и всё — то перед нами типичный филлер. А филлеры есть зло, они однообразны. Их легко можно отсортировать по рейтингу и купить только лучшие. Так что внимательно смотрите на фотографии, чтобы невзначай не купить филлер вместо нормальной игры.»
Вот так прямолинейно — «филлеры есть зло». Я, в целом соглашаясь с автором, всё же буду более мягок: во-первых, по качеству и глубине геймплея филлеры бывают очень разные, во-вторых, они находят свою аудиторию.
Тезис первый. Филлеры потому называются филлерами, что их не вспринимают как полноценную игру. То есть компания друзей не будет организовывать игротеку на выходные у кого-нибудь дома, чтобы поиграть в филлер(ы). В семейные или party-игры («Колонизаторы», «Диксит», клоны «Активити») — запросто, а ради филлера не станут собираться.
Тезис второй. Есть простые на вид карточные игры с геймплеем глубоким, постепенно открывающимся (например, Fairy Tale) или по-немецки тяжеловесным (например, Pillars of the Earth: Card Game). В такие игры обычно не играют одну-единственную партию: хочется ещё. Они выглядят как филлеры (крошечная коробка, около сотни карт внутри, лист правил — и всё), стоят как филлеры, даже называются как филлеры (ну кто догадался назвать драфтовую игру «Волшебной сказкой»?), но не являются филлерами. Не проходят под определение формально из-за длины партии, а на самом деле — потому что это гораздо более хардкорные, геймерские вещи.
Тезис третий. У филлеров есть постоянная, устойчивая аудитория — это родители, которые ищут, во что бы поиграть с детьми. Поскольку родители не собираются сами по-настоящему развлекаться, они не готовы штудировать долгие правила; двусторонний листок — предел. А то, что из компонентов одни карты — так это выгодно. И не жалко, если прольёшь на них стакан сока (у «Мира Хобби» филлеры стоят от 270 руб.).
Тезис четвёртый. От филлеров следует отличать детские игры. В филлеры, в общем-то, одинаково (не)интересно играть и взрослым, и чадам. И бывает так, что партия состоится вовсе без отпрысков. А детские — это такие игры, в которые взрослые если играют, то в качестве нелёгкой обязанности перед б-гом, страной и скучающим карапузом. Правда, чисто карточными детские игры почти не бывают: какую-нибудь медвежью шишку туда всяко положат, для антуража.
Тезис пятый. Филлеры продаются в среднем хуже, чем обычные настольные игры (board games). Это мировое явление. От филлеров не фанатеют, их редко продаёт сарафанное радио. При этом очевидно, что маржа издателя на более дешёвом филлере существенно ниже, чем на обычной настолке. Зато филлер стоит копейки в предпечатной подготовке и производстве, зачастую не нужна локализация, ведь на картах нет текста. Отсюда стратегия — издать как можно больший ассортимент филлеров. С расчётом, что те мамы, которые в прошлый раз купили «Волшебных овечек», через неделю возьмут почти таких же «Весёлых поварят» — ведь 300 рублей на ребёнка не жалко. На отечественном рынке так работает издательство «Стиль жизни».
Предвижу возражения. Например, про средние тиражи. А как же UNO и Skip-Bo? А как же «Свинтус», которого в ушедшем году продали больше 100 тысяч штук в одной России? Так это исключения, это не столько достижения «качественного геймплея», сколько мощь маркетинга. Будь первым, нагнетай и пропагандируй. Сколько в России филлеров-бестселлеров? 2, 3, от силы 4? А сколько их в ассортименте (я не берусь считать)?
* * *
Теперь про то, какими бывают филлеры. Ну, хардорные игры — они вообще не филлеры, как выше говорил. Как классифицировать филлеры в мировых масштабах?
Про числа или цвета. Иногда и то, и то могут заменять несложные картинки, те же овечки с поварятами. По геймплею — как правило, простая комбинаторика, собирание сета по каким-то параметрам, или сбор последовательности по какой-то логике. Цели игры варьируются от «собери собственный набор» до «скинь все карты в общий набор».
Сферический филлер в вакууме так и называется — «Сет». Правила из разряда «развивающая игра для вашего чада», суть можно уловить, взглянув на обложку: С последовательностями можно не париться, просто выкладывай себе числа вверх или вниз. Но никто не мешает нарисовать красивую замануху:
«Свинтус» — такой «усложнённый» вариант чисто абстрактного UNO, в нём есть экшены и натуральная социализация (особенно карта «Указявка» в версии «Свинтус Юниор»):
Тоже абстрактен, как сухарь, но некоторое время назад немцы догадались подвести сценарную базу под цифирную надстройку. То есть ту же комбинаторику облекли в одежду некоторого примитивного сеттинга.
Можно, к примеру, при помощи цифр искать города (или здания в городах? Кницию можно на что угодно натянуть):
А можно сажать бобы (или собирать? Хрен поймёт этот числовой огород):
У меня любимый вот этот — там и цифр нет (все количества изображены наглядно), и зверюшек кормить приятно:
А вот на самом деле «Чарли» — он как раз скорее француский, даром что из Франкфурта. Потому что французский — это то же самое, только цифры убрали, поскольку они бесят детей (у какого нормального ребёнка числа ассоциируются не со школой, а с радостями?). Ну и оформлению уделяется очень много внимания — это вообще французский тренд в настолках:
Даже не всегда подумаешь по обложке, что это банальный филлер:
Это something completely different. Американцы с другого глобуса. Основных принципов геймплея два: или накопление денег (никто не удивлён), или перекладывание карт туда-сюда по простым, но нелогичным правилам. Хаос и рэндом — основа игрового процесса. Также в 92% случаев могут похвастаться отвратительным оформлением, как будто дизайн делал безрукий 7-летний олигофрен.
Про деньги:
Про туда-сюда:
Опять про деньги:
Опять про туда-сюда (на редкость симпотные рисунки):
А вот это — настоящее зло, обман издателя автором и потребителя издателем. В общем, когда я вижу такое с прикреплённым ценником, появляется ощущение, что нас держат за лохов.
Это карточные игры, в которые вполне можно сыграть на обыкновенной игральной колоде, обычно в 52 листа + джокеры. Достаточно знать правила игры, а это, как правило, одна страничка. То есть покупателю впаривают обыкновенную колоду с альтернативными мастями, где трефы и червы заменены буквами, птичками или четырьмя цветами радуги, а на даме нарисована стрелка со словами «пропустите ход».
Можно, конечно, аппелировать к тому, что в UNO / Skip-Bo / Swintus тоже, при желании, можно играть на классических игральных картах, но для Skip-Bo, к примеру, нужны три колоды, а для «Свинтуса» не хватит джокеров. (Хотя близость этих игр к классическому игральному набору меня тоже раздражает.)
Но самым страшным злом, которое меня, что называется, выбешивает, я считаю игры на классические взятки. То есть обычная игральная колода, а правила — вариация старого доброго «виста»: одна масть козырная, нужно класть масть на масть, нет масти — можно (иногда нужно) козырь.
Пример развода покупателя на деньги под видом охотничьей игры:
Игра, которая обложкой честно признаётся — я тривиальность про взятки:
Почти то же самое, но теперь про римских богов:
Полно игр на взятки, в которые добавили карты «событий», вроде «теперь козырь — ёжики, и младший бьёт старшего»:
* * *
Я даже затрудняюсь сказать, во сколько разных филлеров я сыграл, но, наверное, под две сотни. Что же я могу посоветовать разработчикам филлера?
Главное — нужно чётко понимать, что филлеры — самая замусоренная часть настольно-игрового рынка. Им несть числа. То, что вы придумаете и издадите, попадёт даже не в стройные ряды, а в хаотичную свалку игр на нижней полке. Выбиться с филлером в более-менее приличные тиражи чрезвычайно сложно. Нужен прорыв в геймплее: то есть и новаторство, и чтобы играть интересно.
Какие новаторства могут быть в филлере, когда в них разных видов геймплея — три-с-половиной штуки? Полагаю, манипуляции с картами и зонами их размещения, потому что придумать новое непосредственно в комбинаторике почти нереально. Идеально — вообще послать комбинаторику с последовательностями к поварам овечьим и втиснуть в филлер какую-нибудь механику из игр старшего разряда (раз уж не приходит в голову совсем свежая идея).
Начистоту. Мне лично филлеры разрабатывать / продюсировать не интересно, и играю я в них только по просьбе знакомых, обычно в перерывах между партиями во что-то серьёзное. Возможно, я не прав и «многое теряю», но... Пусть кто-нибудь докажет.