С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
игры |
Neuroshima Hex!
|
проекты |
Настольные игры ON-LINE
Цифровой формат |
Дата: | 03 октября 2013 |
8.8637 |
- |
После любого уважающего себя ядерного апокалипсиса обязательно остаются группы выживших. В конце концов, господь тоже не лишён чувства юмора, поэтому праведники погибнут сразу, в то время как грешники остаются мучиться на руинах цивилизации.
"Neuroshima Hex!" — игра как раз о тех, кто не просто выжил, но и стремится исправить это упущение высших сил в отношении соратников по несчастью. Работу над ошибками по теме «Ядерный геноцид» мы будем проводить на небольшом (скорее — тесном!) гексагональном поле. И делать это, с моей отнюдь не скромной точки зрения, лучше как раз таки на планшете.
Правила я подробно объяснять не буду, поскольку на «Тесере» и без того есть ссылки на прекрасные обзоры. А вот те достоинства и недостатки, которые и определяют с моей точки зрения преимущества игры «в цифре», я бы проговорил ещё раз. Механика игры довольно абстрактна, но весьма оригинальна. У каждого игрока есть три с лишним десятка гексагональных тайлов, часть из которых даёт возможность совершить действия на игровом поле, в обычном порядке невозможные (переместить неперемещаемое или там пристрелить особо лютым снайперским выстрелом наиболее ретивого бойца противника). Другая часть — это боевые юниты. Большая их часть после ядерной войны парализована ниже пояса, поэтому перемещаться самостоятельно они не могут, как лошадь из бородатого антисемитского анекдота про скачки. Юниты, как водится, бьют или стреляют. Если бьют — то только рядом, если стреляют — то только по прямой. Даже удивительно, что Portal Publishing не воспользовались заслуживающей нобелевской премии находкой Тимура Бекмамбетова и не внедрили в игру кривой полёт пули. Наконец, третий вид тайлов — это «модули», волшебным образом меняющие инициативу бойцов, принимающие на себя удар, разрешающие сделать 2 выстрела вместо 1 и т.д.
На расстановке тайлов на поле и строится игра: соперники по очереди играют до 2-х тайлов с руки + совершают действия, которые разрешены уже на поле (для базовых 4-х фракций я нашёл только 1 такой вариант — перемещение тех бойцов, которые уже выставлены, но которым изверги-соперники в прошлой партии не прострелили колени и они могут худо-бедно ползать на соседнюю клетку-гекс). В какой-то момент (ключевое слово — какой-то) начнётся битва. В ходе битвы игроки займутся «мастурбацией по-книциевски», т.е. будут много и внимательно считать. Дело в том, что в битве участвуют одновременно все юниты, но пачками — по одинаковым показателям инициативы. Сперва одновременно стреляют, а затем наносят тяжкие телесные кулаками юниты с наибольшим равным показателем инициативы. Игроки раскладывают ранения, убирают трупы убитых и т.д. После этой гуманной акции местного Красного креста и полумесяца начинается перестрелка и потасовка следующей группы юнитов, у которой инциатива на 1 (ровно единицу) меньше предыдущей. Потом опять действует Красный крест, убирая трупы и помечая особо раненных. Потом – следующая по инициативе группа юнитов. В процессе фаз битвы инициатива и прочие модификации базовых показателей юнитов имеют тенденцию меняться к худшему.
Талант обвешивать покупателей не поможет тем, кто пожелает смухлевать в свою пользу и посчитать что-то неправильно: все расчёты элементарны. Однако школьный навык забывать менять знак при переносе переменной из одной части уравнения в другую (проявление отрицательного скилла «Невнимательность») поможет вам самим загубить собственную песню.
И вот тут-то и поможет игра на планшете или — не дай-то бог! — мобильном телефоне. Силиконовый раб подсчитает все модификации инициативы, в правильном порядке активирует в битве ваших бойцов и покажет результаты их столкновений. Не забудет про адски незаметные рамочки «брони», защищающей от выстрелов с силой 1 (именно из-за них было произнесено больше всего постапокалиптических фраз на многих наших посиделках). Да, доверять компьютеру примитивный расчёт, кто кого и за кем бьёт — ниже человеческого достоинства. Зато мы успевали сыграть 2-3 партии на планшете вместо 1 с реальными тайлами и не менее реальным полем.
«Сегодня будет битва, а что такое битва? Сперва выставка лиц, потом игра страстей, и, наконец, развязка» (с) С. Глинка, «Из записок о 1812 годе». В нашем случае: ... сперва выкладывание тайлов, затем подсчёт инициативы, затем — раскладывание ранений и уборка «урожая», затем всё это повторить n раз, и, наконец, развязка.
Теперь перейдём непосредственно к восхвалению Big Daddy’s Creations, которые портировали это чудо на планшеты под управлением ОС Android (и, судя по всему, именно эта игра станет для будущей Skynet от Googlodyne Systems курсом молодого бойца в условиях постапокалипсиса).
Наши критерии оценки будут следующими:
• графика,
• звук,
• производительность и ошибки,
• интерфейс,
• внутренние справочники,
• бонусы и дополнения,
• искусственный интеллект,
• возможности многопользовательской игры,
• фан от игры в цифре (Внимание! Ахтунг! Этот критерий — сугубое ИМХО),
• обоснованность цены.
Графика в игре никакая. Или точнее — ровно такая же, как и в настольном варианте (а этот вариант у многих людей вызывает скрежет зубовный и обильное выделение недовольства из слёзных желез). Мне лично оригинальный арт игры кажется весьма посредственным: он суховат, не вызывает негативных эмоций, но и приплясывать от восторга не заставит. От цифровой версии я ожидал какой-никакой анимации фазы битвы, и она есть. Но какая! — тайл бойца при нанесении удара или выстреле дёргается, как левый глаз Энди Уорхолла при виде местного арта. Это всё.
Итого: 8 из 10.
Видите, как мой стрелок и база противника неровно лежат по сравнению с остальными тайлами? Так вот это анимация битвы.
Второй замеченный «спецэффект» — это подсветка юнита при выполнении специального действия (отталкивания, бомбардировки, броска гранаты или, как на иллюстрации — лютого снайперского выстрела в голову)
Звук: он есть. Большего про него и не скажешь. С другой стороны, если использовать эту игру как среду тренировки и цифровой стол для игры с друзьями, то большего от неё и не надо. 5 из 10.
Производительность и ошибки: игра шустро бегала на Lenovo IdeaPad K1 с nVidia Tegra 2 на борту и на шибко бюджетном Samsung Galaxy Young. На последнем AI думает заметно (но не раздражающе) дольше, чем на первом. Это единственное замеченное отличие. Игра стабильна, на более чем сотню партий случился один вылет при попытке развернуть свёрнутое ранее приложение. После вылета партия спокойно загрузилась из autosave, и мы продолжили играть.
Среди замеченных ошибок — исчезновение букв в надписи, уведомляющей игрока о наступлении очередной фазы инициативы в битве.
Так что — 9 из 10.
«Я дед Буквоед, сижу в недрах твоего планшета и поедаю буквы с экрана», — какие-то такие детско-мистические ассоциации вызывает у меня загадочная надпись. Примечательно, что в версии Lite всё работало нормально, и подобных ошибок не было. Глюк зарегистрирован на трёх типах устройств: Samsung Galaxy Young (v.2.1), Lenovo IdeaPad K1 (v. 3.2), Asus Nexus 7 (v.4.1).
Эту надпись "AI thinking" на устройствах а-ля Galaxy Young вы будете лицезреть от 3 до 10 секунд. На более производительных устройствах, тех же планшетах, железный дровосек размышляет всего 1-2 секунды.
Видимо, мозги достались всё-таки не Страшиле...
Интерфейс: реализация для зелёного робота выглядит более чем просто достойно — она шикарна. От интерфейса не хочется, как в романе Брюса Бетке, приложиться уже собственным интерфейсом об тейбл —он функционален и удобен. Но будем безжалостны, как Hard difficult AI — два момента способны привести в неистовство редкостных перфекционистов.
Во-первых, это размещение панели, которая призвана символизировать собой руку игрока. Она располагается внизу экрана и при каждом своём открытии заслоняет несколько нижних гексов. Игроки-казуалы (если вы решили изобразить из себя пытоШную святой инквизации и усадить казуала за "Neuroshima Hex!") и люди с расстройствами кратковременной памяти могут приходить в бешенство от невозможности одновременно обозревать всё поле и тайлы в руке. В совокупности с панелью, на которой размещается действие отмены хода и вызов справки, функционал может занять пол-экрана.
Big Daddy's льстят пользователям, полагая их обладателями чудодейственной способности прозревать поле сквозь элементы интерфейса. Если убрать чудовищную полосу, на которой столь значимые иконки отмены хода и вызова справки, то ситуация будет немногим лучше.
И чёрт побери! Я не знаю, откуда этот кадр (http://mac.net.ua/media/apps/f26000fecad5cd36368ce19ca69c9acb — это не рекламная ссылка на сторонний ресурс, а попытка прикрыть выпирающее нарушение авторских прав фиговым листом «Я же сослался на оригинал!»), и полагаю, что его даровали нам устройства под iOS, но ведь можно же панельку условной руки поместить справа или слева от поля!
Во-вторых, в игре отсутствует pinch-to-zoom — работайте только в том масштабе, который вам предоставляет экран: привычно шелудить по нему пальцами в надежде увеличить и приблизить избранный участок битвы не имеет смысла, амба. При игре на десятидюймовой доске фирмы «Хленово» меня это не трогало, но на оперативках и заседаниях ректората на трёхдюймовом самсунге этот факт вельми огорчал. Особенно во время фазы битвы, когда кремниевый друг услужливо увеличивал-таки отдельные участки поля для того, чтобы показать мне захватывающее, с многомиллионными спецэффектами, достойными последнего творчества Бэя нашего Майкла, зрелище судорожного дёрганья тайлов — напомню, так здесь изображается нанесение ударов и выстрелы.
На самсунговском дисплее 3,27″ было неудобно вращать тайлы юнитов при выставлении, но пусть первым кинет в меня яблоком тот, кому вообще будет удобно играть на этом дисплее (отвлекаясь в сторону — самым большим актом мазохизма до сих пор для меня были 3 дня игры в Androminion на сем девайсе. Впрочем, ни браузерная версия от Goko, ни инкарнация под зелёным роботом так и не разбудили во мне интереса к этой восхваляемой многими игре. )
Итого: 2 недочёта, но мы будем суровыми рецензентами — 8 из 10.
Внутренняя справка. Во-первых, в игру включены правила (мелкое неудобство или удобство — как посмотреть — это интерактивное оглавление, которое отображается в начале каждого раздела и занимает ровно весь «первый» экран до скроллинга). Впрочем, не помешали бы интерактивные подсказки, как это сделано, например, в андроид-инкарнации книциевского "Tigris & Euphrates" от студии Codito Development Inc. Но это, право слово, некритично — надо быть очень большим «поклонником» настольных игр, чтобы, даже и играя на планшете, рассчитывать на tutorial и полениться прочитать правила.
Оглавление каждый раз занимает всю условную «страницу» экрана. С одной стороны — удобно, с другой стороны — при потоковом чтении раздражает.
Впрочем, верста правил внутри самого раздела вполне удобная — читать приятно, всё доступно. Как по мне, оригинальные правила менее удобны.
Во-вторых, в игру включена «Энциклопедия» всех армий (и не только 4-х, включённых в «базовую комплектацию», но и тех 5-ти, что можно купить за отдельную плату). Всё, естественно, на английском, но кто не умеет читать на языке «негра ещё непреклонных годов» (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Обама,_Барак)? Всё равно именно в данном случае (оцифровка бордгейма) отсутствие официальной локализации не является минусом. Кроме того, для лингво-лентяев всегда остаётся метод проб и ошибок (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_эксперимент).
Заглавная страница армии «Молох». Вызвать перечень всех и описание отдельных юнитов можно, тапнув по интерактивной полосе внизу или ткнув пальцем в более крупную цель — надпись "UNITS".
Однако недостаток есть и довольно серьёзный — в «Энциклопедии» даётся полное и подробное описание всех тайлов каждой из армий... и хитро спрятано количество тайлов разных видов: чтобы узнать это соотношение, надо прощёлкать каждый из тайлов армии — наглядно это нигде не представлено. Проще учиться в бою. Исключительно из собственного опыта могу сказать, что для уверенной игры фракцией, учитывающей количество у неё однотипных тайлов разных видов, требуется 3-4 партии против AI. И тем не менее снимем балл.
Итого: 9 из 10.
Горизонтальный скроллинг откроет вам тайну каждого юнита по отдельности, но не откроет главной — так сколько же их, чёрт подери!
Ты видишь суслика? А он есть! И на предыдущих иллюстрациях он тоже был, но спрятался под лентой выбора юнита для подробного описания. Теперь мы знаем, что у Аванпоста 6 тайлов битвы — агрессивны, как стая гиен, однако!
Бонусы и дополнения: в этом месте я готов петь Big Daddy's оду на мотив Тредиаковского («Екатерина Великая, о-о! Поехала в Царское село!»).
Начнём с того, что как в лучших домах Лондона и Парижу, создатели игры услужливо выложили в Google Play бесплатную Lite-версию. В ней вы сможете только что сразиться силами Borgo против Hegemony. И всё. AI там выставлен, похоже, на низший уровень. Но для тех, кто не играл в "Neuroshima Hex!" вживую или колеблется — стоит ли тратить 30 рублей на покупку полной версии, эта версия будет манной небесной. Я лично после неё не колебался и когда-нибудь, в мемуарах, издаваемых по случаю трёхсотлетия, обязательно поведаю уморительно-печальную историю просаживания вхолостую 350 рублей разными способами, чтобы избежать необходимость регистрировать в Google данные своей банковской карты. А всё потому, что статьи, раскрывающие суть вопроса, надо читать до конца и внимательно, а не так, как вы — эту. Шутка =)
Во-вторых, вы можете докупить аж 5 дополнительных армий. Оптом — за 250 с чем-то рублей. Итого полный комплект цифровой "Neuroshima Hex!" обойдётся вам где-то в 280 рублей. Всего в два раза меньше стоят Elder Sign или, не дай Ктулху, Settlers of Catan безо всяких дополнений. Не знаю, какова будет политика партии относительно будущих новых армий «Нейрошима», но с таким подходом я смотрю в будущее с надеждой: новым армиям быть!
В общем, 10 из 10, «адназначна, тренер». (с) армия Красных шапок совсем из другого сеттинга
Экран покупки дополнительных армий
Искусственный интеллект: на лёгком уровне сложности он мягок и глуп, как котёнок, на среднем становится строг, но справедлив, как Лаврентий Павлович, а на высоком — умён и безжалостен, как Спартак (но не исторический, а тот, что Энди Уитфилд, светлая ему память). На лёгком уровне сложности AI совершенно по-детски поворачивает тайлы юнитов к вам задницей, чем стоит пользоваться (для хорошего пинка, разумеется). На среднем, как по мне, глупит с выставлением модулей и общей стратегией. На харде критических ошибок за AI я не замечал, а по первости так и вообще было подозрение, что кремниевый друг подыгрывает сам себе с раздачей тайлов. Потом, правда, я решил, что сие ощущение проистекает от моего временного скудоумия, вызванного попервоначалу малым опытом игры.
Резюмируя: искусственный интеллект с 3 категориями сложности (что само по себе — большой плюс), из которых на харде он становится «почти как натуральный». 10 из 10.
Уточнение: до сих пор я играл только партии 1:1 (ибо у меня личный квест пройти игру всеми армиями против всех армий на всех уровнях сложности). Так что время игры «вмногером» ещё настанет. Пока поведать о том, не будут ли компьютерные болванчики стукаться локтями, не могу.
Экран выбора оппонентов. В данном случае ваш покорный слуга выбрал для себя фракцию терминаторы Молоха против управляемых компьютерным разума мутантов Борго. Уровень сообразительности AI — второй. Не знаю почему, но мне было адски сложно выиграть Молоха другими армиями, и когда я наконец-то добрался до прохождения мясорубки за него — столь же адски сложно было выиграть уже им. Любимой моей фракцией пока что остается Outpost, но впереди изучение ещё 3 армий — так что посмотрим.
Возможности многопользовательской игры: Pass & Play, он же hotseat (в данном случае не вижу принципиальной разницы, тем более что планшет удобнее положить в центр стола, как главное блюдо). Сидите, значит, и горячитесь. Во-первых, игра принципиально «не поворачивается», а элементы интерфейса всегда выскакивают в одном и том же месте, словно прыщ на носу у предмета сексуальных вожделений по народным поверьям. Мелкое, но неудобство (а был бы интерфейс «руки» сбоку, как я показывал — неудобства бы не было). Но за это мы отнимать баллы не будем. А вот за отсутствие возможности сетевой игры — ещё как будем. Очень, понимаешь, это мешает мне предаваться истреблению выжившей после Nuclear War нечисти долгими зимними вечерами, на пару с ещё одним любителем постапокалиптических варгеймов. И у меня есть совершенно докторхаусовское подозрение, что не одному мне мешает полное отсутствие сетевой игры. Я за это даже целых три балла сниму: 7 из 10 (и не 5 только потому, что хотсит поддерживает одновременную игру с живым противником и ботом, например).
Фан от игры в цифре. В принципе, всё, что мог, я уже написал выше. Если вы принципиальный кинестетический эстет, то цифра — это не буква, простите, не картон и пластик. С другой стороны, цифра будет однозначно более доступна всё ещё сикающимся детям и потерявшим внимательность от употребления C2H5OH взрослым — не надо столь пристально следить за инициативой бойцов с учётом всевозможных модификаторов. Не могу ничего сказать об удобстве игры на семи дюймах, которые столь распространены в последнее время, но, повторюсь, 3,27 — критично мало, а 10 — более чем достаточно.
Общее же ощущение от реализации описывается знаменитым пелевинским слоганом: «Wow wow —wow!».
И потому, не взирая на отмеченные недостатки, игра в цифровую версию, ИМХО, столь же увлекательна, а местами и удобнее — чем в настольную. 10 из 10.
Обоснованность цены: ну что тут скажешь. Я был готов отдать за неё и больше. 280 рублей (32 за 4 базовые армии и 250 за 5 дополнительных) — это гроши. И от этой покупки я почувствовал гораздо большее удовлетворение, чем от приобретения какого-нибудь «Каркассона» или, прости Клаус, «Дона Кихота». 12 из 10, ибо это слишком дёшево для шедевра. Нет, ну на полном серьёзе! =)
Итак, общая оценка 88 из 100. Будь это ЕГЭ — перед нами несомненный отличник. Но мы проводили вивисекцию настольной игры под управлением ОС Android и поэтому сформулируем по-другому: перед нами несомненный шедевр. Хитом для всех ему не стать из-за того, что «узок круг тех коллекционеров и страшно далеки они от народа». Но он способен интеллектуально удовлетворить поклонников мира Neuroshima вообще и конкретно настольной версии Hex в частности, поклонников компьютерных стратегий/тактик/варгеймов, особенно если они поклонники с постапокалиптическим уклоном, любителей складывать и вычитать числа (ах да, забыл сказать: в битве-то кремниевый друг за вас всё посчитает и покажет крупным планом, но вот при планировании и размещении считать надо самому XD).
Незначительные недостатки расположения элементов интерфейса, глюк с надписью Initiative в битве, отсутствие информации о количестве разных типов тайлов в армии, отсутствие онлайн-игры — это единственные сколько-нибудь серьёзные минусы.
Общее удобство управления, сохранение графики и дизайн духа оригинала, неглупый AI, адаптируемый под ваш текущий уровень игрового мастерства, pass & play, 9 армий (4 в базе + 5 за символическую плату), низкая цена, наличие бесплатной lite-версии для сомневающихся — перечень аргументов «за» существенно длиннее.
Лично для меня "Neuroshima Hex!" стала одним из 2-х образцов того, как надо переносить настольные игры на цифровой борд мобильных устройств. И хочется надеяться, что таких игр будет становиться больше и выходить они будут чаще!
P.S. Данная статья является первой из трилогии «Цифростолье» (привет, русскоязычный вариант Desktopia! XD). Кроме "Neuroshima Hex!" я планировал рассказать о браузерной «Эволюции» и распространяемой через Steam PC-инкарнации "Space Hulk". Так что — следите за лентой статей. =)