С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
Не так давно пришла мне посылка из Кургана. Давно хотел приобрести "Neuroshima Hex!", и это наконец свершилось. Но сейчас не об этом шедевре польского игростроя. А о том, что тот же человек помимо прочего продавал и Empires of the Void, о которой я вроде бы что-то когда-то слышал. Задумался о приобретении, решил почитать... и не нашёл в ru-зоне ничего. Практически. Разве что пару слов от Zordok'a, что могла бы быть лучшей 4x, но не стала, т.к. уже есть «Эклипс». И оценка 8, а также намёк на возможность отдельного обзора, которого, впрочем, не последовало. Далее был изучен BGG и сайт игры, которые оказались более богаты информацией. В итоге игра уже дважды побывала на столе, обзавелась ворохом распечатанных компонентов и успела понравиться, хотя и не затмив «Эклипс», в чём вполне согласен с Zordok'ом. Но обо всём по порядку. Сразу оговорюсь, что из 4X-космостратегий играл только в «Эклипс», сравнивать по ходу повествования буду с ним.
Итак, что же такое Empires of the Void? 4X? Да! Впрочем, основной посыл автора игры, на мой взгляд —попытка максимально ускорить игровой процесс, по возможности добавив своих «специй» к классическому рецепту.
Начнём с простого — исследования космоса как такового здесь практически нет. Галактика состоит из 7 тайлов, которые выложены в открытую сразу со старта игры. При этом центральный тайл всегда один и тот же, остальные выкладываются вокруг случайным образом. Тайлов в коробке всего 7, т.е. участвуют они в каждой партии все, за исключением варианта для 2 игроков. При этом они большие (!) и двусторонние. Смысл последнего от меня ускользает, так как обе стороны полностью идентичны. В центральном участке космоса расположены 3 самые жирные планеты, во всех остальных — по 2.
Собственно планеты и варианты взаимодействия с ними — основная фишка игры. В отличие от «Эклипса» все планеты здесь уникальны и имеют своих вполне разумных и весьма различных обитателей. К тому же патологически мирных — они не будут отвечать огнём даже на многократные попытки силового захвата, легко подчинятся после первого попадания. Ресурсы отдадут, но помогать не станут, обиженно удалившись на край своей Ойкумены. Ни влиянием в галактическом совете, ни секретными знаниями.
А вот если предложить им дружбу, собрать о них сведения (карты дипломатии, совпадающие с потенциальным союзником по мировоззрению), да направить к ним дипломатический корабль с делегацией, то могут даже рассказать, как построить местный аналог «Звезды смерти», стреляющий по 3 раза за атаку, или научить, как эффективнее дружить с другими мирами. Один мир — одно спец. свойство, доступное только союзникам коренной расы. И еще: они вас не предадут до конца игры, секретов своих инопланетным захватчикам не раскроют. Скорее всего.
Следующий момент. Ход здесь делится на пре-раунд, в котором все игроки выбирают себе одну технологию для изучения и строят корабли одновременно, и ходы игроков, идущие последовательно по часовой стрелке. Есть продвинутый вариант с изменяющимся порядком хода.
Пару слов о кораблях и технологиях. Кораблей 14 (четырнадцать!) видов: 5 доступных каждому игроку (но требующих в большинстве своём соответствующей технологии), 5 инопланетных, доступ к которым открывают союзники, и ещё 4 уникальных для определённых рас. Схем кораблей, как в «Эклипсе», здесь нет. Они различаются дальностью передвижения, точностью и инициативой, большинство имеют особые свойства, некоторые можно улучшить технологиями.
Бои здесь весьма напоминают таковые в Nexus Ops: все корабли стреляют в порядке инициативы по одному разу, у всех по одному хиту и одному выстрелу (за редким исключением). Разве что атак за один ход может быть больше.
Технологии доступны в полном объёме с самого начала игры. Некоторые требуют только оплаты деньгами, некоторые — доступа к одному из 5 ресурсов (бесконечных), третьи — предварительного изучения какой-либо технологии. Впрочем, цепочек здесь немного.
Когда все изучили по технологии и построили флот, начинается ход первого игрока. Он может выполнить 3 первичных и одно дополнительное действие по своему выбору. Выбор не очень велик, но вполне достаточен: движение, атака, добыча (mine), культура и дипломатия. Движение изначально позволяет переместить один корабль, технологии делают этот процесс более массовым и эффективным. Атака — она и есть. В отличие от «Эклипса» бои происходят сразу по объявлении в определённом месте, но не до победы, а лишь один раунд. Впрочем, при необходимости всегда можно повторить. Добыча — просто +2 кредита, можно делать раз за ход. Культура — взятие соответствующих карт на руку. Дипломатия — их применение с целью обрести союзника. Чем правильных карт больше, тем легче будет добиться успеха. Результат определят 3 кубика.
После основных можно выполнить одно дополнительное действие. Эта возможность появилась с выходом бесплатного PnP-дополнения от разработчика игры. Причём он позиционирует его, скорее, как заплатку, рекомендуя играть даже первую свою партию с учётом всех изменений.
Вторичные действия не намного сложнее: атака, чуть модифицированное движение, возможность увеличить доход с одной из планет, купить разовый «+» к военным и дипломатическим броскам на следующие раунды, а также возможность изучить ещё одну технологию, даже если у тебя нет соответствующего ресурса, но есть где его украсть.
Так игра и идёт. Перед началом раунда зачитывается случайное событие. Раз в 3 хода происходит подсчёт очков. После 9 раунда игра заканчивается финальным подсчётом (где-то мы это уже видели). Очки даются за контролируемые планеты, технологии и дружбу с аборигенами. Причём 3 раза за партию. Это значит, что надо захватить максимум планет к определённому моменту, даже если в следующем раунде ты потеряешь часть из них. В результате имеем волнообразное нарастание конфронтации и снижение роли одиночной ошибки на каком-то из этапов.
Теперь о первых впечатлениях. Первая партия на 4-х взорвала мозг всем. Правила не то чтобы сложные, но их существует далеко не одна версия. Расширение Key to the Universe представляет собой переписанные и дополненные правила основной игры. В том числе изменяется количество компонентов, меняется дерево технологий и форма его подачи (отдельные карточки на каждую —> одна самопринтная страница, на которой необходимо отмечать изученные), добавляются новые действия, цели, расы, критерии получения победных очков и прочее. Изменения большей частью мелкие, не всегда заметные, но оказывающие в итоге существенное влияние на процесс. Словом, всё это надо осмыслить.
Кроме того, когда ты получаешь лист с почти 3 десятками технологий, из которых большинство можно изучить практически сразу, глаза откровенно разбегаются. Я вижу в игре потенциал самой быстрой 4X-стратегии. Но не в первой партии. И, скорее всего, и не во второй.
К слову, следующая партия на двоих прошла гораздо быстрее и осмысленнее. Корабли сновали туда-сюда, лидер менялся с каждым скоррингом, планеты переходили из рук в руки. Разные стартовые расы предполагали специфический стиль игры. Словом, было весело.
Из плюсов хотелось бы отметить:
К минусам отнесу:
Неоднозначные особенности: