Обзорная башня [19.03.2024] | |
В этом выпуске: обзоры игр «Виконты Западного королевства» и Altar Quest, а такж... | |
С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... |
персоны |
Тимофей Бокарев
|
компании |
Игрология
|
проекты |
1000 дней на «Тесере»
Тесера |
Дата: | 04 декабря 2013 |
9.5954 |
- |
Недавно у создателя нашего сайта — Тимофея Бокарёва — состоялся небольшой юбилей: 1000 дней на «Тесере». Чем не повод для интервью? Автор затеи и вопросов — Journeyman, за что ему отдельное спасибо! Правда, часть вопросов я отсеял, чтобы не повторяться. Ответы на них можно узнать из предыдущего интервью с Тимофеем: «Знакомство с Тимофеем Бокарёвым».
Каковы твои текущие предпочтения среди настольных игр по жанрам и механикам? Каков твой текущий топ? Часто ли удаётся поиграть во что-то, помимо проектов по работе, своих и чужих?
Совсем не люблю филлеры. Предпочитаю что-то более глобальное. Моими любимыми настолками остаются “Through the Ages: A Story of Civilization”, «Тигр и Евфрат», «Инновация» и “7 Wonders”. И ещё для меня очень важен сеттинг... Спасать мир или строить цивилизацию интересно, а вот «печь пирожки» — нет. :)
К сожалению, у меня не так уж и много времени на игры, поэтому в большую часть играю только один раз, для ознакомления. Причём игр в очереди на поиграть всё больше и больше. Но есть игры, которые захватывают сразу и на много партий. В этом году такими открытиями для меня стали Seasons и Lords of Waterdeep.
Сразу после «Эссена» опробован и очень понравился Quantum. Как раз сегодня собираюсь сыграть ещё. :)
Если сейчас и играю не для работы, то в то, что нравится моей семье. Например, уже много партий с сыном проведено в облегчённую версию Clash of Cultures.
Как возникла «Игрология»?
Первой игрой стал «Свинтус». Делался он как корпоративный подарок для наших партнёров на Новый год (2007-й как раз был годом Свиньи). Познакомился с владельцами «Мира фэнтези» — они и напечатали тираж, часть на подарки, а остальную мы с ними попробовали продавать. Первый год тираж почти не продавался, а потом вдруг как прорвало. :)
Первые игры делались по принципу: поиграл во что-то, понял, что сам бы сделал по-другому... Но на этом не успокаивался, взял и делал. Так появились «Шахматы хаоса», «Рисумей», «Остров страха» и пр.
На данный момент приоритеты уже другие: интересно выпускать что-то совсем оригинальное. Такими проектами стали «Септикон» и «Свинтус 3D».
Над многими новыми играми мы сейчас работаем в творческом тандеме с Константином Селезнёвым, с кем я познакомился на Игротеке авторов, где и был очарован ни на что непохожестью «Септикона». Правда, мне тогда и не верилось, что его можно издать в настольной версии — уж больно поле всех пугало своей сложностью. :) Оно и сейчас пугает... Но игра понравилась практически всем западным экспертам и обозревателям.
Константин с прототипом «Септикона» (тогда ещё «Битва планет») на Игротеке авторов
Я демонстрирую «Септикон» на «Эссене»
Каковы цели компании?
Популяризация настольного движения в России. Такая вот у меня на текущий момент жизни социальная миссия. Может быть, настолки и не спасут мир, но точно сделают его ярче и интереснее... мы-то с вами знаем. :)
Я много людей лично «подсадил» на это хобби. Но надеюсь, гораздо больше получилось в этом направлении сделать благодаря выпущенным играм и проектам. Именно поэтому появился «Принтфан», потом «Тесера», сейчас выпустим Книгу...
Ну и, конечно, реализация собственных творческих амбиций. Я — человек увлекающийся, но могу быстро и остыть к теме. Поэтому настольные игры, как проекты, подходят для меня идеально. Они короткие по времени для реализации (обычно игра делается не больше года), они разнообразны, ну и самое главное: любая игра — это маленькая вселенная со своей историей (сеттингом) и законами мироздания (правилами). И нет ничего круче, чем создавать новые миры. :)
Какими достижениями «Игрология» уже может похвастаться?
Выпущено 24 игры, большая часть которых регулярно переиздаются.
«Тесера» стала главным русскоязычным настольным сайтом. Кстати, после BGG «Тесера» — один из самых посещаемых настольных сайтов в мире; я сравнивал статистику, размещая рекламу для наших KS-проектов.
Мы выбрались на Запад. :) Совместно с «Миром хобби» успешно вывели два проекта — «Берсерк» и «Септикон» — на «Кикстартер». «Данетки» будут изданы в 2014 на 5 языках, и по другим играм ведутся активные переговоры.
Можешь рассказать о текущих и будущих проектах (например, на 2014 год)?
Из больших проектов, связанных с настолками, я сейчас делаю виртуальный стол — он сложный, и первый прототип появится не раньше осени следующего года.
Ну и, конечно, игры. Сейчас в разработке находится аж 9 проектов. Вот, например, игра одного немецкого автора, которую мы издадим совместно с «Миром хобби». Рабочее название — «За пятью печатями». Что это такое, пока говорить не буду :), но ничего похожего я не встречал. :) Я откопал её на большой немецкой Игротеке авторов прошлым летом.
Обратите внимание, как аккуратно делают прототипы немецкие авторы :)
Каким видишь настоящее и будущее индустрии в России и в мире? Можешь оценить состояние и сделать прогноз, наметить тренды?
Основной тренд — это цифровизация настольных игр. Пока всё только начинается, через какое-то время нормой будет считаться запуск игры одновременно в бумаге и в цифре, ну и будет много гибридных игр.
Второй важнейший тренд — это crowd funding. Он лет через пять сильно изменит общую картину того, как издаются игры (впрочем, как и все другие творческие проекты).
Нет ли ощущения, что в мире перенасыщение настольных издателей и игр, а также кризис идей?
Перенасыщение, конечно, есть, но пока не во всех странах. Но в целом, конечно, это рынок, на котором легко пробиться новым идеям (так что о кризисе идей я бы не говорил), но вот компаниям-издателям тесно и сложно. И это рынок, на котором большинство работает не из-за денег, а из-за того, что это доставляет удовольствие.
Есть ли шансы, что Россия догонит в этой сфере Запад? Или у нас свой путь?
Тут есть два момента, где можно догонять.
«Тесера» уже стала крупнейшим сайтом о настолках в Рунете, насколько портал сейчас соответствует твоим ожиданиям? Какие из начальных целей проекта ты считаешь достигнутыми?
Сайт полностью соответствует ожиданиям. Другое дело, можно много что делать вокруг сайта... Например, регулярные встречи тесеровцев, скидочную карту для всех магазинов настолок, коллективное творчество и создание игр... и многое другое. Первой ласточкой здесь как раз и хочется сделать путеводитель по настольным играм.
Планируется ли развитие сайта? Если да, в каких направлениях предполагаешь двигаться дальше? Можешь рассказать о планах (ближайших и будущих), желаниях, мечтах? Многим пользователям не хватает функционала, текущий же кажется не всегда удобным. Планируются ли изменения и расширение функционала?
Безусловно, сайт нуждается в модернизации. Плюс, есть вещи, которые я хотел бы ввести в первую очередь:
Какова ситуация с программистом? Ведутся ли работы по улучшению портала?
Тут у нас пока есть проблема: наш программист работает над другим проектом и развитием «Тесеры» занимается медленно, по большей части правит баги... В 2014 году будем думать, как радикально изменить эту ситуацию. :)
Ребята, стоящие за BGG, говорили мне два года назад, что вот-вот всё переделают и запустят новую современную версию сайта, но так у них этого пока и не случилось... но нам на это кивать не стоит. :)
Что нравится и не нравится в «Тесере?» Как относишься к словесным баталиям последних месяцев? Будут ли применяться меры для поддержания спокойной обстановки?
Мне очень не нравится желчь и нигилизм некоторых пользователей. Конструктивная критика нужна и должна быть, а вот брюзжание пустое не нужно совсем... У нас, конечно, всё более интеллигентно проходит, чем у многих других сообществ. Один раз я покупал жене пианино и побывал на музыкальном форуме (вот где страсти-то кипят:)... но есть куда стремиться. И ещё хочется подумать, как сделать «Тесеру» более дружественной к новичкам.
Как появилась идея создания путеводителя по настольным играм в виде книги?
Мне очень нравятся туристические путеводители издательства Dorling Kindersley. Очень полезно прочитать такой в самолёте, пока летишь в страну посещения. Значит, должен быть полезен и путеводитель для тех, кто хочет окунуться в Мир настолок.
На какого читателя в первую очередь делается расчёт?
Рецепт использования книги: поиграйте с друзьями-новичками в несколько настолок, сделайте всё возможное, чтобы им понравилось, и они предложили сами поиграть в следующий раз ещё. И тут для закрепления эффекта подарите или одолжите им эту книгу. :)
Как оцениваешь шансы притока новых любителей настолок с выпуском книги?
Даже не знаю, по какой формуле его можно посчитать... У меня тут принцип простой: если есть возможность сделать что-то полезное — то надо делать. :) А эффект увидим потом!