Обзорная башня [19.03.2024] | |
В этом выпуске: обзоры игр «Виконты Западного королевства» и Altar Quest, а такж... | |
С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... |
персоны |
Сергей Мачин
Иван Туловский |
компании |
Правильные игры
|
Дата: | 25 декабря 2013 |
9.5944 |
- |
(Прим. автора — Сегодня мы беседуем с «Правильными играми», а именно с Иваном Туловским и Сергеем Мачиным.)
Команда проекта «Правильные игры» на “Gen Con 2013”
Здравствуйте. С каждым годом жизнь в настольной России становится всё насыщеннее и интереснее. И 2013 год не стал исключением. Хотелось бы узнать, а каким текущий год выдался для вас?
Здравствуйте, дорогие читатели портала. Это точно, «с каждым днём всё радостнее жить» (с). Ибо события в сфере настольных игр, как и во всём остальном окружающем мире, имеют тенденцию ускоряться. Например, в 2013 году в России издано более 100 новых настолок. Могли ли мы подумать об этом ещё три-четыре года назад?
Наше издательство тоже внесло свой вклад и выпустило много новых игр. Как уже известных российских авторов, так и новых. В начале года вышла семейная игра «Огород» от Андрея Колупаева, затем «Семейное древо» от проекта «Мозаикум», игра «Эадор. Владыки миров» была сделана по мотивам известной компьютерной игры, «Стань СУПЕРзлодеем» от Антона Лозовского (автора игры «Гобба. Перевыборы в Большой Гоббе»). Осенью вышли «Поселенцы. Повелители империи» (её создал тандем авторов — Алексей Калинин и Пётр Тюленев) и «Подземные короли» от авторской группы «Трёхгранник». И уже в декабре после полутора лет подготовки увидела свет новая игра в серии «Эволюция. Случайные мутации» Дмитрия Кнорре.
Для нашей команды самым эмоциональным событием стала поездка на выставку Gen Con в США. Ибо никто из нас до этого на другом континенте не бывал, и было очень интересно окунуться в совершенно иной мир.
Мы заключили стратегическое партнёрское соглашение с новым украинским издательством «Третья Планета» для издания наших настолок на Украине. Весной и летом вышли украинские версии двух наших игр: «Эволюция», «Зельеварение». Скоро увидят свет «Зомби. Спасайся кто может» и «Синоби». На следующий год у нас также большие планы.
Продолжается наше продвижение на международный рынок настольных игр. Компания G3 выпустила на польском языке три наши настолки: «Эволюция», «Зомби. Спасайся кто может» и «Синоби». В декабре заключено соглашение на издание всей серии игры «Эволюция» на китайском языке.
Сейчас мы ведём переговоры с издателями из других стран о выпуске наших настолок.
В ноябре мы попробовали новое для себя направление — совместное финансирование проекта издания настолки на портале Boomstarter. Для быстрого изготовления игры «Эволюция. Случайные мутации» нам требовались дополнительные средства. И мы попробовали прибегнуть к методу краудфандинга. Наш проект собрал все необходимые средства за 3 дня, а по итогам за 11 дней в 6 раз перекрыл изначально требуемую сумму. Это было очень приятно и неожиданно для нас. Мы воодушевлены результатами и планируем повторить наш опыт. Также собранные средства позволили нам сделать очень красивую и насыщенную презентацию игры. Первые фотки с события можно посмотреть здесь:
Премия фестиваля «Старт Ап»
Ещё сравнительно недавно «Правильные игры» были известны, как издатель «Зельеварения». Остальные продукты были немногочисленны и жили в тени флагмана компании. А каковы бестселлеры среди «Правильных игр» на сегодня? Можете привести хотя бы примерные цифры?
Статистика продаж и рейтинги известности — это очень интересный вопрос. Они помогают лучше понять рынок, твоё место на нём.
Обычно первый тираж настолки у нас составляет 2000 или 3000 коробок. Это экономически оправданное количество. Печатать меньше, значит сильно увеличивать себестоимость единицы продукции. Печатать больше — велик риск остаться с нераспроданным тиражом, если игра не понравится настольщикам.
Мы считаем, что проект состоялся, если игра продаётся в количестве 2000-2500 в год. Но действительно успешной игры за год можно продать более десяти тысяч коробок.
C 2010 года постепенно на первое место по популярности вышла серия игр «Эволюция». И сейчас это самый продаваемый наш бренд. В него входят базовая игра, два дополнения, подарочный набор, и сейчас вышел новый набор «Эволюция. Случайные мутации».
Серия игр «Зельеварение» заслуженно остаётся на втором месте.
Из новинок 2012 года самой популярной стала игра «Я твоя понимай!». Первый тираж был полностью распродан к лету этого года, и сейчас мы реализуем второй тираж.
По-прежнему хорошо продаются игры серии «Загадка Леонардо», «Шляпа», «Зомби. Спасайся кто может», «Ундервуд» и «Синоби». Большой интерес у покупателей вызвали новинки этого года, но точной статистики по ним ещё нет.
Сбор русскоговорящего сообщества на SPIEL-2013, на стенде «Правильных игр»
«Правильные игры» прорубили себе окно в Европу. Как их встретили в Эссене и в Индианаполисе? Какими партнёрами обросла компания за этот год? Куда планирует двигаться дальше?
Наша цель — отбор и издание настольных игр именно русскоязычных авторов. И продвижение их по всему миру. Возможно, звучит немного амбициозно, но нам интересно увидеть наши настолки на мировом рынке. Ибо мы верим, что на постсоветском пространстве живут очень талантливые авторы, ничуть не уступающие своим зарубежным коллегам.
Раньше я говорил про российских авторов, а ещё есть очень интересные разработки из Украины и Белоруссии. Поэтому теперь мы стараемся продвигать авторов со всего русскоязычного пространства.
В августе этого года команда нашего проекта добралась до выставки Gen Con в США, в г. Индианаполисе. У нас был свой небольшой стенд. Мы впервые показали американской публике наши разработки. Самой популярной заслуженно стала игра «Эволюция». За ней следовало «Зельеварение» и «Варенье».
Фотоотчёт про выставку и Америку можно увидеть здесь:
С сентября игра «Эволюция», дополнение «Время летать» и игра «Варенье» в английских версиях продаются и доступны по всей Америке. На будущий год запланировано новое специальное издание «Эволюции» в США.
На «Эссене» в Германии в этом году мы были в 3-й раз. Показывали наши 4 новинки: “Kitchen Garden”, “Kings under Mountains”, “Founders of the Empire” и дополнение “Evolution: Continents”. Причём игру «Поселенцы» представлял сам автор — Пётр Тюленев.
Фотографии с выставки можно увидеть здесь:
Пётр Тюленев демонстрирует “Founders of the Empire” на SPIEL-2013
Можете ли кратко обрисовать главные особенности (и различия) двух, пожалуй, самых главных ежегодных событий настольной индустрии — Gen Con Indy и Spiel? Каковы ваши впечатления?
В Германии на выставку собираются в основном гики-настольщики. А в Америке — гики всевозможные: и настольщики, и дндешники, и косплейщики, и маги 80-го уровня. Поэтому если в Европе ты рассказываешь об играх обычно тем, кто выглядит, как человек, то в США за одним столом с тобой может оказаться кто угодно. И персонаж из «Звёздных войн», и подкроватное чудовище, и зомби, и милая девочка в костюме из японского мультфильма.
Зомби на “Gen Con 2013”
Разная организация выставок. В Германии в этом году было три больших павильона, и у каждой компании свой стенд. На нём ты и торгуешь, и показываешь свои игры за демонстрационными столами. В Америке один громадный выставочный павильон. Причём это просто прямоугольное здание, соединённое с гостиницами, ресторанами, парковками. Целый город, а в нём множество больших и малых залов. Под представительство компаний и продажу отведён всего один. А остальные залы и помещения были заняты просто столами. Там люди сидят и играют. Т.е. места для игры больше, чем в Германии. Это объясняется тем, что Gen Con Indy изначально вырос из D&D-конвентов.
Если взглянуть с экономической точки зрения, то выставка в США обходится в разы дороже. Ибо авиабилет туда и обратно в Германию мы покупаем за 6000 рублей, а билет в Нью-Йорк стоит от 25 000 рублей на человека. И это при бронировании их за полгода. А из NY ещё нужно добраться до Индианаполиса. Стоимость стенда тоже немного отличается. Площадка 9х9 футов обойдётся примерно в 2000$, а в Германии стенд в 20 кв. м стоит около 2500 евро.
Гостиницы и в Индианаполисе, и в Эссене на время проведения мероприятий дорогие. Так что нужно или бронировать сильно заранее, или выбирать домик на окраине. Например, В США мы жили за местным МКАДом, и номер в отеле на 2-х нам обходился в 50$. А номер в центре города рядом с выставкой стоил от 150$.
В США было представлено много компаний, которые производят различные игровые системы с миниатюрами. Многих названий мы просто не знали и раньше никогда не видели.
Главное, что объединяет эти выставки — это увлечённые люди. И это самое ценное, что можно найти. Ибо общение с такими людьми очень приятно и всегда заряжает позитивной энергией. Можно сказать, что ты попадаешь на праздник единомышленников. Дни получаются очень насыщенными, а время пролетает просто незаметно.
Правильные девушки на SPIEL-2013
В отличие от остальных российских издателей, «Правильные игры» выпускают только разработки отечественных авторов. Единственное исключение — «Фарт» Райнера Книции. Но и эта игра выпускалась только под логотипом ПИ. Изменится ли что-нибудь в издательской политике ПИ? Увидим ли мы локализации успешных за рубежом игр?
Как мы уже говорили выше, наша цель — издавать именно русскоязычных авторов. И продвигать эти игры по всему миру. Это требует значительных усилий. На остальное времени просто не остаётся. Поэтому в ближайшее время мы не планируем много заниматься локализациями.
Райнер Книция — известнейший автор, и было очень интересно выпустить его новую игру, никем до этого не издававшуюся. Причём мы полностью разработали уникальный дизайн для неё в стиле России начала 19 века.
Возможно, если попадётся какая-то интересная готовая игра или разработка на мировом рынке, мы локализуем её. Но это не является наше основной задачей.
В этом году уже вышли зарубежные локализации «Правильных игр». Очень надеемся, что в следующем их станет заметно больше. Мы активно работаем в этом направлении.
Компания внимательно следит за всеми (или почти всеми) российскими конкурсами разработчиков настольных игр. Удалось ли за последнее время найти новые самородки для своего каталога? Можете ли рассказать о них?
Мы провели в 2012 году первый конкурс для отечественных разработчиков настолок. Сейчас подобные конкурсы проводятся всеми крупными компаниями-производителями. И это здорово, ведь чем больше разного рода конкурсов — тем выше конкуренция среди разработчиков. Это положительно сказывается на качестве предлагаемых проектов — это хорошо и для авторов, и для издателей.
В этом году мы проводили свой конкурс совместно с компанией «Звезда», НП «Академия игр» и ролевым конвентом «ЗилантКон».
На конкурсах возникает одна неразрешимая проблема. Часто побеждают очень интересные проекты, в совершенно невозможной для издания комплектации. Мы даём автору приз от всей души, но издать такую игру не можем.
И как следствие, призёры конкурса остаются неизданными. Это может расстроить автора. Ведь он заслуженно получил приз за свою идею.
Наша компания до прошлого года специализировалась именно на карточных играх. И мы отбирали такие проекты для издания. В этом году мы освоили игры с тайлами. В следующем году планируем издать игру с очень необычным полем. Таким образом, наши возможности тоже постепенно расширяются.
Также много хороших проектов нам присылают напрямую в редакцию. За год мы получаем порядка 150 новых разработок от русскоязычных авторов. В разной стадии готовности. Мы все их просматриваем. Правда, не всегда находится время отвечать на все письма. За что авторы, бывает, на нас и обижаются. Пользуясь случаем, хочу ещё раз отметить. Чем лучше и подробнее вы проработаете свой проект новой настолки перед отправкой издателю, тем выше шанс, что мы сумеем разглядеть в нём уникальное зерно. Ведь именно сочетание новой уникальной механики и тематики игры ищет каждый издатель. Если Вы присылаете новый вариант карт для «Активити», то шансы быть изданным у Вас равны нулю.
В среднем на подготовку игры к изданию требуется год. Сейчас мы готовим несколько очень интересных проектов, и в следующем году они увидят свет. Вообще издательский план у нас уже расписан до осени 2014 года. При этом надо учитывать, что большинство новинок мы сразу же переводим на английский язык и показываем на международных выставках. Так что в наступающем году мы увидим изданными нескольких новых отечественных авторов.
«Игросфера-2013»: Денис Лоншаков, автор «Рутении», рассказывает про украинское издание «Эволюции»
Сейчас идёт активное «портирование» настольных игр на экраны смартфонов, планшетов и компьютеров. «Правильные игры» решили поддержать тенденцию и выпустили несколько цифровых версий своих игр. Как они поживают? Можете ли выделить наиболее успешные проекты? Намерены ли продолжать цифровизацию своего каталога?
На iPad вышли наши игры: «Варенье, «Синоби, «Зомби» и « Конфетти». Разработкой и выводом игр занимались компании-партнёры. Портирование игр на электронные устройства — очень интересное, но непростое занятие. Пока не очень прибыльное. Однако мы планируем продолжить разработку версий наших игр для мобильных устройств.
В нашу жизнь вошёл и закрепился краудфандинг (народное финансирование). Недавно успешно прошла кампания по сбору средств для настольной игры «Мазайцы». А затем уже своим успехом отметилась ваша игра «Эволюция. Случайные мутации». Можете рассказать о том, как пришла мысль ускорить издание игры при помощи сообщества? на какие подводные камни вы наткнулись? Как проходила кампания? Чего вы не ожидали? На что рассчитывали? Можете ли предсказать будущее краудфандинга применительно к выпуску настольных игр в России?
Про Россию мы задумались, смотря на американский рынок. Самый известный портал по краудфандингу — это KickStarter.com. Сейчас на нём каждый день запускают проект какой-нибудь новой настолки. А то и не один. А особо успешные собирают миллионы долларов на издание. Например, в этом году наши коллеги из компании «Мир хобби» успешно запустили несколько проектов. А игра «Берсерк» даже приобрела всемирно известного издателя.
Но это за океаном. В России же идея краудфандинга, т.е. совместного сбора средств на какой-то проект, пока ищет себе место под солнцем. Уж очень для нас это непривычно. Есть ряд технических и правовых нюансов. Неизменно радует «Почта России». Однако в России уже функционируют два портала по софинансированию — это Planeta.ru и Boomstarter.ru.
Игра «Эволюция. Случайные мутации» готовилась полтора года. И вот когда мы собрались её издавать, у нас по разным причинам возник некоторый недостаток средств. Но очень хотелось порадовать сообщество настолкой именно до Нового года. Так или иначе игру мы бы издали, но произошло это, скорее, в феврале. И тут нам пришла идея — обратиться напрямую к сообществу настольщиков и любителей игры, выведя наш проект по изданию на портал Boomstarter.
За ночь Сергей Мачин подготовил ролик, я написал все тексты для проекта. Мы зарегистрировались на портале, подписали договор и выложили проект игры «Эволюция. Случайные мутации». Целью было собрать 50 000 рублей за 11 дней. Иначе бы мы не успели выпустить игру до НГ. Мы рассказали о нашей идее на профильных порталах, в сообществах в «ВКонтакте» и «Фейсбуке». И неожиданно для нас проект набрал необходимую сумму за 3 дня. Это было очень приятно. Но уже на 2-й день мы задумались о дополнительных целях. Чем мы можем порадовать людей, поверивших и поддержавших наш проект, если соберём больше денег, чем просим? Мы разработали программу экстра-целей. В итоге каждый участник получил в дополнение к своему набору с игрой маркер первого игрока в виде фигурки ящерицы, поле для фишек, фирменную ручку и набор карт для игры вшестером. А в следующем году мы издадим и вышлем каждому поддержавшему проект также мини-дополнение к игре.
Мы просили помочь с финансированием, чтобы ускорить издание проекта. Участники проекта получали игру дешевле, чем она потом будет доступна в магазине. Мы не просили абстрактной помощи. Мы точно знали цель, а спонсоры точно знали, что смогут получить, если проект наберёт необходимую сумму. К тому же наше имя работало на нас. В настольном мире наша компания известна, и мы своим именем гарантировали, что всё будет так, как мы обещаем. На данный момент могу сказать, что игра издана и уже отправлена почти всем спонсорам. На отправку всех посылок и курьерскую доставку понадобится ещё пара дней. Таким образом, мы выполним все свои обещания по проекту.
Иван Туловский на презентации игры «Эволюция. Случайные мутации»
После успеха с нашим проектом Иван Туловский стал участником тематической конференции “CrowdcultPro 2.0”, которая прошла в середине декабря в Москве. Доклады с неё можно посмотреть вот на этом сайте:
На ней собрались люди и авторы, интересующиеся краудфандингом. Как уже успешно реализовавшие свои проекты, так и только готовящиеся это сделать. Причём в самых разных областях. Кино, музыке, науке, искусстве, компьютерных и настольных играх.
Обсуждались самые различные темы. Как успешно подготовить и вывести свой проект? Что для этого нужно? Как сопровождать и поддерживать проект в течение размещения на портале? Как привлечь спонсоров? Что делать потом, если проект удался?
По итогам нашего опыта могу сказать следующее. Вывод проекта на портал софинансирования — это тяжёлая работа и огромная ответственность. Ибо настоящие люди по ту сторону Интернета поддерживают Вас своими реальными деньгами. И если Вы точно не знаете, что и как Вы будете с ними делать — лучше проект не запускать.
Одним словом, ещё до начала Вы должны хорошо представлять себе цель. Иметь бизнес-план вашего проекта и чёткое понимание, на что и сколько нужно денег. Важно понимать сроки реализации. И нужно ответить себе на вопрос: ПОЧЕМУ Вам должны помочь? Чем для людей интересен Ваш проект? Чему они помогают и что могут получить для себя? Ибо софинансирование — это НЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ. Это общие усилия для реализации всяких увлекательных и интересных затей.
Я считаю, что за идеей софинансирования большое будущее. Если Вы готовы придумать и подготовить свой проект, много работать над реализацией и верите в него — это путь увидеть его изданным.
Это подходит как для частных авторов, так и для больших компаний. Но Вам придётся пройти большой путь. Очень много общаться с людьми. Много раз отвечать на самые разные вопросы. Иногда очень каверзные или неприятные. Следить, чтобы всё обещанное было выполнено чётко и в срок. И даже после успешной реализации проекта общение не прекратится.
Весь проект по выводу игры на софинансирование вёл я сам. Конечно, над проектом работали все в компании. Но на письма, например, отвечал я лично.
Сейчас я имею чёткое понимание, как выводить и запускать проекты на порталах софинансирования в России. Думаю сделать отдельный доклад на эту тему. Возможно, в форме онлайн-вебинара. Ибо маркетолог во мне требует поделиться накопленными знаниями с общественностью.
Спасибо за ответы. И с наступающим вас Новым годом!
Спасибо большое. Хотим от всей команды проекта «Правильные игры» поздравить всех любителей настольных игр с наступающим праздником! Пускай это увлечение останется с Вами и в новом году. И пускай настолки приносят Вам радость общения, новых друзей и сладкие минуты триумфа в момент выигрыша партии.
«День Игры 2013»: «Японский домик»