С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
игры |
Hansa Teutonica
|
персоны |
Andreas Steding
|
компании |
Z-Man Games
|
Дата: | 05 февраля 2016 |
9.4984 |
- |
Без предисловий давайте-ка взглянем на кое-что действительно интересное, но незаслуженно обходимое вниманием у нас. На Hansa Teutonica — игру 2009 года, призёра нескольких премий, сильно стратегическую, немного инновационную и добросовестно рекомендуемую экспертами. Она того стоит.
Существовал примерно в пятнадцатом веке Ганзейский Союз. Это было объединение из более чем 200 торговых городов в Северной Европе. Бюргеры в них жили неплохо, барыжили всяким товаром, писали законы и правила, как, кому и почём толкать продукцию. Дела шли отлично, и постепенно купеческие представительства открывались в каждом встречном-поперечном городе, представлявшем экономический интерес. Даже в Новгороде нашем филиал отгрохали.
Игрокам, управляющим купеческими конторами, предлагается возможность распространить влияние Ганзы по как можно большей территории, для чего придётся основывать новые филиалы в захолустных немецких городках и огромных городищах.
Игра про экономику, но что интересно, никаких денег и ресурсов тут нет и в помине. Денежки изображены только на победном треке, то есть являются просто очками. Ничего покупать-продавать не придётся (ресурсов тоже никаких нет), а нужно будет грамотно направлять своих людей в важные и выгодные для Союза города и основывать там филиалы Ганзы.
Оформление у Hansa Teutonica аскетично-суровое. По-настоящему немецкое. Никакого веселья, ибо серьёзный бизнес делается с серьёзными лицами. Так что авторы, видимо, решили основательно погрузить игроков в атмосферу игры. Получилось, надо сказать, неплохо. Пусть цвета весьма приглушённые и набор компонентов относительно небогат, но стиль в этом чувствуется несомненно.
Игровое поле представляет собой карту с примерно тридцатью городами, в которых игрокам предстоит основать представительства своей компании. Любителям истории и игр по мотивам реальных событий понравится особенно. Поле, кстати, двустороннее — для 2–3 игроков и для 4–5:
Каждому игроку полагается вот такой планшет-конторка, на котором с самого начала партии расположатся его кубики-торговцы:
Бонусные жетоны, дающие игроку отличные дополнительные действия-возможности. По совместительству эти жетончики являются единственным элементом игры, привносящим какую-никакую случайность в течение партии:
Наборы кубиков и дисков для каждого игрока. Кубы — это обыкновенные торговцы, а диски — улучшенные, купцы. На манипуляциях-перемещениях этих деревяшек и основывается весь процесс Hansa Teutonica:
Ещё в комплект входят жетончики для игры на двоих. Но сразу скажу — это костыли. Вообще лучше всего оно играется, когда народу много, так как нарастает жесточайшая конкуренция за каждый путь/город.
Как и во всё гениальное — просто. Любые возможные действия в Hansa Teutonica завязаны на перемещении ваших кубиков. Всего существует четыре возможные зоны их размещения:
а) на игровом поле, куда выставляем их для выполнения основной цели — основания филиалов в городах,
б) на вашей конторке, где они определяют текущие «параметры» вашей фирмы (привет, Eclipse и Terra Mystica),
в) в личном запасе, откуда вы можете выставлять доступных людей на карту,
г) в общем запасе, откуда их нужно перегонять в личный запас, чтобы использовать в дальнейшем.
Смотрим на свой секретер и видим внизу все доступные варианты действий, 5 штук. Без подробностей: можно ставить на поле кубы, можно их из общего запаса в личный перегонять, можно строить филиал в городе (кстати, филиал — это тот же куб, только поставленный в отведённый в каждом поселении слот) и можно перемещать по карте уже выставленные там ранее кубы.
Смысл всего этого круговорота деревяшек в том, что чем больше у вас филиалов на карте, тем больше вы будете получать очков как в процессе партии, так и в конце. И всё бы хорошо — знай, строй себе новые зданьица, — да вот только делается это не мгновенно.
Чтобы отгрохать филиал, нужно проложить «дорожку» из свои торговцев-кубиков между двумя соседними городами. Причём делается это не за один ход, так как действий за раз можно выполнить всего ничего. Естественно, оппоненты не преминут вставить вам палки в колёса и занять ведущую в нужный населённый пункт дорогу кубами своего цвета.
В этом «противостоянии на торговых трактах» и заключается вся соль и взаимодействие игроков в Hansa Teutonica. Игровая механика позволяет «вытеснять» вражеских торговцев с нужных вам дорог, но за это приходится расплачиваться своими, сбрасывая их в общий резерв, а соперник за это, наоборот, тянет из резерва дополнительные кубы и сразу же, не тратя действий, выставляет их на карту.
Так что в игре надо не только следить за своими дорогами, но и хитро гадить оппонентам, дабы они издерживались и предоставляли профит вам. Особо интересно это на большое количество народа выглядит, когда на дорогах толкутся толпы торговцев/купцов, мешающих друг другу основать филиал в каком-нибудь городе.
В итоге всё это пихание локтями за рынки сбыта приводит к постепенному основанию всё большего и большего количества филиалов на карте, которые начинают медленно и верно приносить по 1–2 победных очка при активности барыг на границах с местом своей дислокации.
Из интересностей Hansa Teutonica можно отметить ещё два пункта. Первый — прокачка возможностей за счёт открытия на своём секретере апгрейд-слотов. Эту удачную механику уже расхватали авторы других игр (вы знаете, каких). Игроки увлечены не только строительством филиалов в городах и противостоянием на дорогах, но и пытаются параллельно улучшать свои возможности, как то увеличение количества действий в ход, более быстрая циркуляция кубов из резерва, возможность строить более «мощные» филиалы, чтобы перехватывать контроль над городами, и т.д.
Вторая интересная штука — это итоговый подсчёт. Не то чтобы он какой-то неимоверно захватывающий, просто возможности получать очки здесь очень... разнообразны, что ли. Одним из триггеров окончания партии служит набор любым игроком 20 победных очков, после чего все начинают подсчитывать свои «бонусные» ПО за всякое разное.
Тут оказывается, что и навыки надо было прокачивать, ибо за это начисляют баллы; и цепочку филиалов последовательную строить на карте, прокачивая попутно специальный ПО-множитель; и контролировать города, возводя самые «модные» прокачанные филиалы; и путь неплохо бы было проложить между двумя конкретными поселениями на восточном и западном краю поля; и действия тратить, чтобы на особый трек с дополнительными очками попасть. И всё в этом просто, но регуляция границы конца партии самими участниками и итоговый подсчёт после него ощущаются очень необычными.
Суховатое, но хорошее евро с возможностью засесть за партию суровой компанией, где люди любят смотреть далеко вперёд, просчитывать оппонентов и находить лазейки, которые не успеют перекрыть соперники. А также любят сами лезть куда не просят и ехидно смотреть в глаза сопартийцу после завершения хода, вопрошая: «Ну, и что теперь будешь делать?»
Постоянное лавирование между желанием прокачаться сейчас, чтобы эффективнее действовать потом, и занятием важных точек на игровом поле, куда стекаются торговцы всех цветов, приближая вас к победе. Плотнейшее взаимодействие друг с другом на уровне механики игры, когда каждый ваш ход вызывает контрдействия противников.
Просчёт, просчёт и ещё раз просчёт с корректировкой на новую ситуацию на карте. Но самое главное и привлекательное в Hansa Teutonica:
а) Продуманнейшее евро в неклассическом стиле, с нестандартными особенностями геймплея, придающими настолке особый неповторимый вкус. Допускаю, что такой прямолинейный игровой процесс может понравиться не всем. Но очевидно же, что эти люди ничего не понимают ни в красоте линий, ни в сухом щёлканье фишек по картону. Сражающимся же на результат, за каждое победное очко, игра придётся очень и очень по вкусу.
б) Ходы идут один за другим без паралича анализа, так как результаты всех действий предельно просты и понятны, с очевидными исходами. Игроку остаётся только выбирать, что ему больше нравится делать, и что, как он считает, будет эффективнее в конкретной сложившейся ситуации.
в) Нелюбимая лично мною абсолютная безрандомность нивелируется в Hansa Teutonica разнообразием возможностей и неочевидностью пути к победе на разных этапах партии. К этому прибавляют свой вклад оппоненты, постоянно вмешивающиеся в ваши стройные планы и заставляющие делать то же само относительно них.
К тому же, в игре всё же есть рандомный элемент — это 16 бонусных жетонов, которые выкладываются между городами и дают игроку, проложившему там путь, какой-то одноразовый мощный эффект, применяемый по желанию в любое время своего хода.
А так как места расположения для этих периодически генерящихся на поле кругляшей выбирают сами участники партии, то проявляется ещё один тактико-стратегический аспект настолки: можно делать упор на бонусы (за их сбор в конце партии также дают дополнительные очки) или применять их как средство для отвлечения внимания врага от нужной дороги (жетон можно поставить куда-нибудь подальше от важных для вас городов, чтобы желающий его получить игрок не мешался на пути).
Представление о процессе в целом можно получить по следующей зарисовке:
Красный: раз — ставлю кубик, два — ставлю кубик.
Синий: раз — ставлю кубик, два — смещаю твой кубик;
Зелёный: раз — перераспределяю по карте три кубика, два — так как полностью достроил «дорожку» из торговцев между двумя городами, строю контору в одном из них;
Жёлтый: раз — ставлю кубик, два — так как полностью достроил «дорожку» из торговцев между двумя особыми городами, прокачиваю количество доступных мне действий и сразу же действую третий раз, три — ставлю кубик.
Hansa Teutonica — это красота в простоте. С тяжёлым стратегическим содержанием, но простой сутью. Как го. Именно такую ассоциацию она вызывает. Воображение рисует любимую сцену из китайского фильма: старик, играющий на гуцине, дождь, разбивающийся о чёрные и белые камни вэйци, и два противника, стоящие друг напротив друга. Каждый предугадывает действия другого и пытается найти нужный момент, который позволит начать и выиграть дуэль равных.
Такие же полные наряжения сражения вас ждут в окутанной невзрачными одеяниями Ганзе. Идентичные начальные условия для всех игроков, пара простых доступных действий — интересные пути к финалу.
Очень насыщенная действом игра без просадок, с интересным цельным геймплеем. Любите прямое взаимодействие в евро? Hansa Teutonica — ваш выбор. Здесь нет собирательства ресурсов и траты их на ПО, в наличии лишь жёсткое противостояние торговых гильдий и выталкивание конкурентов со своего пути к цели (в прямом смысле). По-моему, она вообще должна стать классикой, наряду с мастодонтами ниши. Некая простота и чёрствость ей, конечно, присущи, но они того же пошиба, что и в Kingdom Builder.
В принципе, поиграть в эту настолку можно всем причастным к жанру, дабы заценить, что умеют делать люди с искрой в голове (хотя, честно говоря, автор ничего шибко дельного больше не сделал). Столь смелое утверждение основано не только на личных впечатлениях и ощущениях, но и на высоких рейтингах трёхбуквенного сайта — топ-90 как-никак.
Удалым приключенцам и даже классическим обменщикам красного на синее можно сильно не беспокоиться — откровений в игре нет. Она всего лишь изумительна.