Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... | |
Голосуем кошельком [14.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
игры |
Lewis and Clark: The Expedition
|
персоны |
Седрик Шабусси
|
компании |
Ludonaute
|
Дата: | 17 февраля 2016 |
9.2087 |
- |
Сегодня игра из продуктивного 2013 года, когда на рынок вышло немало достойных настолок. Не знаю, уж почему год был таким успешным. Наверное, звёзды так сложились в небе, и гороскоп вышел удачный для любителей картона (глубокая аналитика, не правда ли?).
Lewis & Clark — игра, за которой в предрелизный период следили сотни настольщиков. Очень она была красива, необычна и качественно подана. Такой остаётся и по сей день. Но картинки, фоточки и даже правила — это одно. Совсем другое — и самое важное, надо заметить, — получаемые от игры удовольствие и впечатления.
Преподнесена игра в плане темы просто превосходно. Ни в одной другой настолке подобного не встречал. Зачин исторический: в самом начале XIX века американцы осваивали свои приобретённые у французов земли, Томас Джефферсон (президент США) отправляет исследовательскую экспедицию в новые владения для поиска прямого водного пути к океану. Возглавляют её те самые Льюис с Кларком из американской армии.
Участники партии выступают в роли предводителей экспедиции — правда, каждый своей личной, с собственной командой. Так что в контексте настолки Льюис и Кларк будут соревноваться друг с другом: чья же толпа исследователей быстрее доберётся на каноэ до океана, ведь изображены знаковые персонажи на картах различных цветов, принадлежащих разным игрокам.
Особый же интерес представляет оформление игры. Не только потому, что из-за одних великолепных иллюстраций некоторые покупают коробку, но и благодаря проработке исторической составляющей. Многие из 84 карт в Lewis & Clark представляют собой реально существовавших персонажей. По заверениям автора, были перелопачены тонны материала, чтобы подобрать нужные персоналии под действия каждой карточки, но не для всех это удалось.
В конце правил даже есть коротенькие исторические сноски по каждому из действующих лиц-карт. Отличный подход. Для варгеймеров, конечно, не подойдёт, но обыкновенным людям будет небезынтересно узнать, что какой-нибудь Пьер Крузат говорил на трёх языках, ловко общался жестами и таскал с собой в экспедиции скрипку.
Наполнение порадует любого «семейного» игрока, любящего красочность и благодать. Каждый, взглянувший на поле, сразу вспоминает Stone Age. Очень похоже по общему духу... приятности. На игровом поле изображён — назовём это парой слов, — быт индейцев в диких пока ещё землях Луизианы. «Победный трек» (почему в скобках, объясню позже) представлен рекой, протекающей с юго-востока на северо-запад.
84 карты действий-персонажей:
Гора деревянных ресурсов шести типов (+индейцы) в виде шестиугольников. В промо-комплекте и во второй редакции игры в коробке шли наклейки с изображением ресурсов, которые можно присобачить на эти деревяшки. На любителя — вроде, и так можно понять, что дерево коричневое, камень серый, а мясо красное.
Маркеры игроков:
Планшеты игроков, представляющие собой «склады» ресурсов и показывающие загруженность экспедиции, влияющую на скорость продвижения по реке:
12 плашек дополнительных лодок, которые можно прихватить с собой по пути для большей грузоподъёмности:
И, конечно же, игровое поле (всякие карты-подсказки и жетончики-мультипликаторы ресурсов внимания не стоят):
Уникально. Lewis & Clark — одна из оригинальных настольных игр, с необычной, впечатляющей с первого взгляда механикой. Как сказал Зордок о своей первой партии в неё: «Что-то невероятное! Я сбежал по ступеням, схватил первых попавшихся гиков и стал им рассказывать, отчаянно жестикулируя, что в это, блин, стоит сыграть, ну давайте же!»
Начать стоит с того, что здесь мы меняем ресурсы на другие ресурсы, а потом на очки, как и в сотнях других игр. Вроде бы. На самом же деле в этой настолке приевшаяся обычность хитро замаскирована несколькими диковинными элементами.
Например, трек очков здесь — та самая река по центру поля, разбитая на деления-очки, — вовсе как бы и не подсчитывает ваши ПО. Она является дорожкой, по которой бегут ваши скауты к своей цели, причём на разных участках местность меняется с реки на горы и обратно, и на разных участках потребуются разные ресурсы для их преодоления. Цель — пересечь первым финишную черту, словно в гонке.
Просто? Да не тут-то было — ведь вы продвигаетесь вперёд, оплачивая движение камнями / деревом / мехом и прочим, но избыток этого же добра будет откатывать вашего скаута назад. Всё потому, что хранятся ресурсы в слотах ваших планшетов-лодок, которые чем больше загружены, тем дальше тянут экспедицию назад по треку-реке. Нужно выгадывать подходящий момент для рывка по течению, когда каноэ не сильно забиты скарбом, то есть тратить ресурсы на движение так, чтобы в запасе их оставался самый минимум.
Второй интересный элемент Lewis & Clark — это хэндбилдинг. У каждого в начале игры на руках имеется шесть карт-персонажей-действий (получить дерево / еду / камень / шкуры / индейцев, продвинуться по реке за ресурсы). В свой ход можно:
а) послать мипла-индейца в деревню, чтобы получить / обменять какой-то ресурс или прикупить улучшение экспедиции (лодки). Прямо как в Stone Age, только без кубиков.
б) разыграть карту с руки и поиметь с неё уникальный профит, часто лучший, чем от действия в деревне. Причём в игре интересный подход к розыгрышу карт: они выступают не только в качестве действий, но и активатором другого действия. То есть для того, чтобы разыграть любую карту, вы должны «активировать» её второй картой, подложив под первую. Экзотически. И интересно в плане принятия решений для игрока.
Так вот, к начальным шести картам (у всех они одинаковые, кстати) можно докупать новые, более мощные и уникальные — всего их 54, и выпадают они случайным образом из колоды на протяжении всей партии, по пять штук на выбор одновременно. Постепенно можно собрать себе руку из различных персонажей с разнообразными возможностями. Только чем больше рука, тем медленнее экспедиция, поэтому предусмотрены варианты «очистки» руки от балласта. Часть игры основана на правильном построении своей команды, вот почему я назвал это хэнбилдингом.
Чередуя между собой действия, игроки потихоньку отправляют индейцев в деревню, разыгрывают карты, получая за это ресурсы, обменивая их на что-то более полезное, докупают новых персонажей, которые делают всё вышеописанное эффективней. Потом тратят добытое непосильным трудом на плавание по реке — и снова по кругу. Чья экспедиция первой прибудет к финишной черте — океану, — тот и молодец.
В целом, нюансов, за которые можно полюбить Lewis & Clark, в коробке предостаточно, механики работают отлично и интересно. Тут и активация действий по несколько раз с помощью «мощных» карт и миплов-индейцев. И возможность апгрейдить свой флот каноэ, чтобы везти больше ресурсов без штрафов. И различные вариации передвижения по «треку очков», доступные купившим нужного персонажа: можно и лодками плыть, и камнями оплачивать движение, и индейцами, и чем угодно ещё, даже за счёт впереди плывущих противников можно двигаться.
Плюс, есть специальные накладки на реку, чтобы изменить её «проходимость» в каждой отдельной партии: на каких-то участках можно возвести горы, а что-то залить водой — приоритеты развития своей команды немного изменятся.
А теперь о плохом. Интерес к игре стремительно падает буквально через партию-две, и тому есть пара причин. Первая: фишка с развитием своей команды-руки поначалу кажется очень интересной. Ровно до тех пор, пока за всеми вариантами развития ты не обнаруживаешь простую истину: бери больше, кидай дальше. В игре это выглядит как «взять карту (-ы) движения за какой-то ресурс + закачку этого ресурса».
Хэнбилдинг закончен, далее вам предстоит просто разыгрывать эти карты в, грубо говоря, зацикленном порядке. Удаётся добиться этого быстро или нет, не имеет значения, важно то, что построение своей руки в игре очень условно. Это... разочаровывает что ли. Ждёшь от предложенного многообразия персонажей чего-то большего, билдинга ждёшь, а по факту получаешь билет на «крутую вечеринку», где собрались одни школьницы, которые «круто» в глаза не видели.
Вторая причина потери интереса к игре — в Lewis & Clark превышена операционная нагрузка на человека. Почему?
Во-первых, вариантов действий очень много, причём просчитать всё не то чтобы невозможно, просто все эти расчёты, кажется, совершенно здесь не нужны. Надо смотреть, каких персонажей можно и стоит ли покупать; надо продумать последовательность разыгрывания действий (причём она может поменяться в зависимости от ходов сопартийцев); нужно считать, сколько ресурсов уместится в лодках так, чтобы не тормозить экспедицию; и, наконец, количество получаемых ресурсов с карт-действий постоянно меняется, всё время приходится вглядываться в игровую область перед каждым из противников (ваша добыча зависит от выложенных у них в сумме карт), чтобы понимать и правильно планировать, что вы будете добывать и будете ли.
Казалось бы, это прекрасно, столько наворотов, какая комплексная настолка! Но ощущения продолжают на протяжении каждой партии настаивать, что это лишь иллюзия. И им веришь. Помните: берёте карту-двигатель и карту-ресурс к ней, циклите их. Тем более карты весьма неравноценны: есть пустышки практически, а есть имбы, присутствуют и такие, которые отлично работают в партии на пятерых, но бесполезны при двух игроках. Хотя впятером авторы сами не советуют в это играть О_о
Такая вот гонка по реке, с греблей подбираемыми по пути брёвнами. Эдакий Stone Age для любителей сложностей и проблем. Вот только сложности эти вызывают много лишней головной боли на ровном месте, как правильно выразился SSS в карточке игры. Её действительно слишком много: Lewis & Clark заморочена там, где необходимо быть простой.
Во-вторых, пусть бы была велика операционная нагрузка — это не проблема для многих настолок, примеров можно вспомнить массу, — но взамен коробка должна что-то давать. В данном случае игрок, конечно, получает несколько необычных механик для развлечения, но в итоге он просто — давайте продолжим аналогию со Stone Age — строит хижины. Платит сколько-то дерева и камня — получает хижину и несколько очков. Да, нестандартным способом, да, изощрённо подсчитывая получаемые для этого ресурсы, но... Великий космос! На хрена ж это было всё городить?! Именно такой вопрос постоянно звучит где-то внутри вашей головы после очередной партии.
Факт: игру не хочется и нельзя называть плохой, она хороша. В неё вложено много сил, она умело сделана, прекрасно работает, да просто смотреть на неё доставляет удовольствие. Однако. Те самые впечатления и эмоции, за которыми мы постоянно гонимся, здесь глушатся самим автором, создавшим вроде как маленький шедевр. Многообразие персонажей, вариации их действий, куча способов сходить — поначалу почти восторг, потом почти разочарование. Странное ощущение от диссонанса ожиданий с реальностью, словно вот-вот получишь то, что так желал, но игра тебя обламывает и говорит: «Ничего ты тут не поймаешь, иди ищи в другом месте». Внутренняя гармония игры нарушена, хотя снаружи ничего так смотрится.
Когда я пытался разложить перед первой партией ресурсы ровными штабелями в общий пул, Aganov заявил, что я неправ, и надо делать как на картинке. Так и повелось.
Пробовать стоит, наверное, всем. А вот как оценить градус удовольствия, выдаваемого Lewis & Clark, изо всех сил пытающейся каждый раз доказать: «Не-не-не, я смогу выдавить из себя красоты! Сыграй в меня ещё партию!», —решать придётся каждому для себя. Мне же достаточно личного и мнения трёх похожих на меня гиков. И они удручающе схожи.
Но чтобы не заканчивать на пессимистичной ноте, давайте плюсов накидаю игре. Собственное восприятие работает не по принципу: «Он мне так сказал, я верю, игра шлак». Не верьте никому, всегда проверяйте всё лично, ведь обман присущ практичным людям, а вдруг мне просто настолько понравилась настолка, что я не хочу, чтобы в неё играл кто-то ещё, потому и пишу тут всякие гадости, убивая в вас желание пробовать? =)
Итак, плюсы:
Отличное оформление. Великолепные иллюстрации, особенно общая картина на игровом поле. Компоненты на уровне: картонные тайлы толстые шикарные, деревяшки солидные, карты лён, всё как положено. Тут стоит упомянуть поле первой редакции игры, которое шло с браком — фото прикреплю внизу. Будете покупать, берите квадратную (вторая редакция), а не прямоугольную коробку (первая редакция).
Действительно необычная механика, на неё как минимум стоит взглянуть. Карты активируют другие карты с различной силой, которую при желании можно увеличивать миплами — такое не каждый день встретишь. Ну, и какой-никакой хэндбилдинг, всё-таки интересно создавать в каждой партии другую команду, отличную от предыдущей.
Классно замаскированный антуражем под реку трек победных очков. Приятно «плыть», а не «получать очередные 3 ПО». Причём он изменяемый: можете как угодно варьировать участки пути, хоть всё водой залейте, хоть через каждую клетку ставьте горы, чтобы бедные исследователи постоянно тащили на себе лодки (время партии затянется, ходов потребуется больше).
Есть соло-режим, где можно посоревноваться с ботом, выступающим в роли таймера. Он плывёт по реке каждый ход на одну клетку, и за отведённое время игрок должен успеть обогнать поганца и финишировать первым.
Вроде всё. Плюсы хорошие, кому-то Lewis & Clark точно придётся по вкусу. Но мне, честно, хочется её ругать, только не знаю, как это сделать обоснованно, ведь здесь есть все элементы хорошей настолки. 13 партий + пачка соло-прохождений, во время которых я люто невзлюбил этот кусок картона, дали возможность написать данный негативно окрашенный текст. Но это лишь мои переживания, которые не могу вам навязывать, поэтому заценте сами (советую чужую коробку =)), что это за зверь такой, попробуйте пару раскладок, сравните две свои партии.
P.S. Забавно было прочитать три абзаца, которые я записал в блокноте несколько недель назад, после партии в Lewis & Clark, пока ехал вечером на электричке домой — много восторгов, много доводов «за». Такой смешной.