С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
- Расскажи историю происхождения твоего ника?
- На “Тесеру” я уже пришел с ним. И прожил тут года 3, с этим ником, пока случайно не узнал, про “однофамильцев” из вселенной “Вархаммера”. Можете начать кидать в меня плохими настолками, но вселенную “Вахи” я не слишком люблю, и с теми волками себя никак не ассоциирую. Хотя миньки конечно шикарны.
По составным частям этот ник отлично отражает внутренний мир: thunder - гром, гроза отражает любовь к стихии, а wolf - своего рода основа морального кодекса. Плюс совпало, что Ксандр и Тандр- по звучанию похожи. Так что, приятно познакомиться, я - оборотень =D
-I know Kung Fu... -Show me
- Зачем ты играешь в настольные игры?
- Кто-то любит когда настолка бросает ему вызов, когда нужно сидеть скрючившись над полем и думать до кипения мозга, просчитывать… Это не про меня. Мне думать и на работе хватает. Так что хардкорные игры - нечастый гость на моем столе. Я играю, чтобы отдохнуть. Плюс это увлекательный способ общения, ухода от реальности: как виртуальной, так и повседневной. Ведь быт как ни крути сер, и в него хочется добавить ярких красок. При этом игра позволяет уйти не в одиночку, а разделить ощущения с кем-то. Пусть чаще всего и в виде соперничества.
- Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия чтобы победить в партии?
- Участие. Сплетающаяся история, мир, приключение. Благо фантазия позволяет наполнить красками даже качественный абстракт. Для меня мир игры становится живым скорее не тогда, когда он реалистично отрисован, а когда проходящие в игре процессы правдоподобны. Выигрывать, не спорю, приятно. Но иногда стоило бы проиграть, чтобы зацепить соперника игрой, но… в поддавки не умею. Хотя и не сказал бы, что играю в полную силу каждый ход. Не люблю много просчитывать наперед - люблю ориентироваться на текущий и следующий ход. А есть игры в которые… люблю проигрывать? Нет, не так. Есть у меня давний соперник - Лада (Elaias), - с которой очень нравится играть дуэльные партии в “SmallWorld” и “Claustrophobia”. По “Маленькому миру” у меня 2 победы, 1 ничья и десятки проигранных партий за эти годы. Отрыв небольшой - пара-тройка монет. В “Клаустрофобию” за мной еще ни одной выигранной партии за обе стороны. Но в обеих играх как никогда хочется победить у сильного соперника.
- В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?
- Да нет таких. Я и в ирландских танцах долго от соревнований отнекивался. Что играми, что танцами я занимаюсь для себя, для удовольствия, а не тщеславия ради. Насколько я хорошо или плохо что-то танцую или во что-то играю я и без соревнований знаю. Разве что может организатором когда-нибудь побуду: было б забавно устроить чемпионат по микроиграм, например.
- Когда ты познакомился с настольными играми? Какие были периоды увлечения? Как долго длится современный период и какие настолки стали в нем первыми?
- Давным-давно, в далеком советском детстве, у меня была вариация змей и лестниц, оставшаяся еще с маминого детства. К ней добавились “Большое космическое путешествие”, выдранное, если мне не изменяет память, из “Весёлых картинок”, и “Веселые пожарные” чешского разлива, где пожарные были бобрами. Как-то на день рождения родители подарили мне ленинградский “Менеджер”: мы с папой и мамой играли в него 3 дня подряд. Одну партию. После этого закрыли и по молчаливому согласию никогда больше не доставали. (Была правда еще одна партия в киевский “Менеджер”, но она была не менее уныла, хоть и покороче). А самым теплым воспоминанием о настолках из детства (ну, помимо бобров) была большая пластиковая игра “Упрямый шарик”, где нужно было провести шарик по препятствиям, управляя этими препятствиями с помощью рычажков. Вот такое вот счастливое настольное детство.
Впрочем, не жалуюсь: мы носились по сопкам, мастерили себе луки и рогатки, катались на льдинах, рисовали карты сокровищ и собирали действующие модели кораблей, самолетов и воздушных змеев. Причем не из деталей на литнике, а своими руками при помощи ПВА, пассатижей и такой-то матери. Мудрено ли после этого, что о существовании интересных настольных игр я узнал аж в 30 лет?
Произошло это на чьем-то дне рождения, в танцевальной компании, куда я не так давно на тот момент попал. И первой настолкой, с которой можно начать отсчет увлечения, стал “Звездный манчкин”. Я до сих пор помню что на конец той партии был котейкой-гаджестянщиком женского пола! :)) В соседней комнате играли в Мотыгу… Слава богам, что на тот момент она показалась мне слишком сложной! =D
Практически сразу же я нашел “Лавку игр” и “Игровед”, узнал дофигиллион нового, и купил свои первые три неудачных игры: “Манчкин-Супер” (Нужно было брать “Звездный”, несмотря на то, что он был в компании друзей. У “Супера” косяк с балансом и через 20 минут игры он становится совершенно унылейшим, даже в качестве гейтвея), “Да, Тёмный Властелин!” (капризная игра - очень зависит от исполняющего обязанности Ригора Мортиса. Тем не менее по-прежнему любима, хотя и играется очень редко) и “Манчкин Квест” (неплохая штука ж на самом деле, но для новичка слишком перегружена правилами и нюансами, а искушенный игрок найдет десятки игр получше. Результат - всего 2 партии и смерть от непредумышленного сожжения, а затем утопления). После чего был достаточно долгий период воздержания, когда я не покупал настолок вообще. На воду дул. Хотя с удовольствием продолжал играть в настолки у друзей: “Tikal”, “Verflixxt”, “Lifeboat”, “Сумасшедший лабиринт”, “Доминион”, “Запретный остров”… Тем внезапнее была 4я игра в коллекции: подаренный друзьями-танцорами мегагроб “StarCraft”. И снова затишье, прерванное дважды: один раз когда я наконец узнал, что же это была за игра в фильме “Проект А” с Джекки Чаном - “Маджонг”, а второй, когда я год ловил возможность сыграть в “Крагморту”, которая таки была в компании, но проходила мимо меня, а потом плюнул купил свой экземпляр и взял его в дорогу. Игра намотала не одну тысячу километров. “Маджонг”, кстати, тоже впервые после покупки был разложен в поезде, а кон мы доигрывали уже при свете сотовых - тот еще вызов учитывая неадаптированные кости высотой 12 мм. Окончательно подсел на настолки я благодаря Liz, когда после одной ночной рождественской игротеки стал разыскивать “SmallWorld” и наткнулся на “Тесеру”… =D
С тех пор коллекция дважды переваливала за сотню коробок, и боюсь эта болезнь всерьез и надолго.
- Какого размера, на твой взляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?
- Пока не вызывает угрызений совести. Для кого-то это 200 игр, для кого-то 10. Я же боюсь что ступил на безвозвратный путь собирательства настолок и в конце-концов они меня съедят. Когда-то намеченная планка “не больше 100 игр” перешагнута уже дважды: до и после пожара.
- Ты пережил пожар и потерю большей части настольной коллекции, что не пожелаешь ни одному настольщику. Изменилось ли твое отношение к собиранию коллекции и к настолкам вообще после этого?
— Попытался. Не вышло (:
Пожар штука очень странная: кроме того, что ты многое теряешь, ты еще получаешь шанс начать с чистого листа. (О да, с чистого! Отмыть бы его сначала! Если вам будут говорить что “2 переезда равны одному пожару”, - не верьте им, нагло врут!). Провести так сказать генеральную чистку. После пожара хотелось, чтобы в коллекции были только любимые игры, только игры, которые безусловно подходят тебе и твоей компании. По началу так и было. Но со временем интерес к новым играм не ослабевает, а, увы, в моей компании самый гикнутый я. А это значит, что если хочешь попробовать какую-то игру - нужно добыть ее самому. Так в коллекции снова появились середнячки на одну-две партии или на попробовать. С мыслью “ну я сыграю и перепродам, наверное. если не зайдет”. Но расставаться с играми пока так и не научился. Из 5-6 кандидатов на МТ4 нынче не выставил ни одного. Поскольку хочется попытаться распробовать их еще разок, например в другой компании.
Ну и по-прежнему даю шансы середничкам, которые цепляют какой-нибудь необычностью: тематики, механики, исполнения. Так одним из последних приобретений стала игра Confusion: Espionage and Deception in the Cold War. Игра явно не моя: шахматы уважаю, даже когда-то умную кижку читал о том как в них играть, но не сказать чтоб они меня сильно зацепили; в дуэльки играть практически не с кем… Но мимо идеи, что в начале партии ты не знаешь как ходят твои фигуры я просто не мог пройти.
Так что, что бы с человеком не происходило он все равно остается собой. А с другой стороны потерял человека из поля зрения, встретил потом - а он совсем другой и порой будто совсем незнакомый. Парадокс, не правда ли?
- Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
- Везде!
Раньше большая часть партий игралась дома. Просто от того, что неудобно игры туда-сюда таскать было. Но сейчас пока условия для игрищ еще не восстановлены, да и половина коллекции на хранении у друга. Так что порой, если хочется опробовать только что добытую новинку, идешь в “Игровед”. Проблема в том, что поиграть во что-то новое у игроведов есть возможность и желание где-то утром. А вечером, когда поток покупателей схлынет возможность может быть и есть, а желания уже никакого. Множество игр опробовано на рабочем месте в бытность игроведом. А сейчас в основном либо в игровом пространстве “В клеточку” собираемся, что на Московской в “Библиотеке друзей” (здесь немного более гикнутая компания), либо в гостях у Liz или Чу (танцорская братия, здесь тоже гиковскими играми не брезгуют, но в основном играем во что-то более семейное). Когда удается вырваться - тестирую прототипы в “Зеленой комнате” на еженедельных встречах питерской ячейки “ГРаНИ”. Тайм-кафе не люблю и практически не посещаю (не люблю платить за воздух, при том что дома больше 100 настолок ждет, а ассортимент большинства тайм-кафе не радует), но последнее время стал попадать в плейлофт ГаГи и играть там в принесенные с собой игры со vsevoloch’ем: знакомим друг друга с незнакомыми играми. Катастрофически не хватает кого-нибудь с кем можно было бы играть дома - хоть кошку заводи! =D А количество не игранных дуэлек все растет...
В идеале конечно построить шкаф, стол и вновь собирать народ у себя на игровом ковролине :)
А качественных больших игротек в Питере давненько не было, да и не очень это прикольно: шумно, душно и приходить нужно пораньше и со своей компанией, чтобы иметь возможность поиграть. Но после таких мероприятий нет-нет да попадают в коллекцию отличные игры: “Indigo”, “HasteBock?”, “BlackFleet”...
- Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми(ситуация на игре/турнире)?
- Таких много. Очень много. А сколько есть еще, к сожалению, забытых… Вот, например:
Игра “Крагморта” с хоумрулом до 5 проклятий. Поезд Симферополь-Питер, плацкарт… Ксандр стоит на одной ноге прижимая подбородком карту к столику...
“Zertz” на вершине плоскогорья Аккая, Крым, на закате…
Первая партия в “Маджонг” в поезде Питер-Москва при свете сотовых...
“Нет никакого рэндома”: отыгрыш “Ктулху: Сыщик”, я бросаюсь к окну, прыгаю в него и в груде обломков и осколков падаю в переулок со второго этажа. Бросок на повреждения укатывается и падает со стола. Кубик отыграл за персонажа! )
Банальная “Мафия”: случайным образом роли мафии поделили между собой Ал, Лекс и Ксандр. Ночная бабочка, чтобы избежать убийства практически в конце партии снимает сама себя (до сих пор не знаю возможно ли это по каноническим правилам).
“Тени над Камелотом”: предатель уже известен и если ход дойдет до него - тот однозначно выиграет. Нужно разработать план, позволяющий выиграть “хорошим”. Дело в руки берет наш экстраверт и начинает экспрессивно вслух просчитывать различные варианты. Первые три заканчиваются проигрышем и фразой “в результате мы имеем труп Тараса”, наконец найден план, при котором хорошие выигрывают но Тарас все равно погибает. Полчаса спустя уже совсем за другой игрой раздается вопрос “В результате что мы имеем?” и почти моментальный ответ: “труп Тараса?”
“Телестрейшн”: “маньяк-убийца” непостижимым образом трансформируется в “доброго папу”.
- Самое большое разочарование(игра, которая не оправдала при близком знакомстве, возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?
- Щас, чую, в меня снова тапки полетят. Очень разочаровала “Battlestar Galactica”. Десятки восторженых отзывов со всех сторон… и пшик! Начать с того, что первую половину игры все думают лишь о том, как бы не сделать слишком много для победы людей. А то вдруг ты окажешься сайлоном? Плюс вся игра какая-то аморфная - пойди туда не знаю куда. Я конечно понимаю, что многие любят свободу выбора, но мне и на компе нравились более линейные игры. Еще и потому видимо я так и не перешел со старенькой “Диаблы” к онлайновым MMORPG - слишком много “пойди туда не знаю куда”. Игру интересно пройти, выиграть, а не жить в ней. Жить мне и в реальном мире достаточно интересно.
Также сильно разочаровал “Android: Netrunner”. Я положительно отношусь к киберпанку, и программерская тематика игры импонировала, так что на “Нетраннера” я возлагал большие надежды… Но прочитав правила, я понял что играть в это не смогу никогда. Наивно-дурацкие представления о программировании, хакерстве и защите информации просто не дадут мне это сделать. Да, господи, меня даже взлом серверов ЦРУ командой ping из под DOS’a в голливудских фильмах куда меньше раздражает, чем эта игра!
Приятно удивил “Шакал” (О бедном “Шакале” замолвите слово, да) :). Тут десятки раз на все лады повторяли что он слишком рандомен, и вообще игра полное УГ. И это в игре, где рандом только в сетапе, ага. Усадили меня за него чуть не насильно, а оказалась неплохая игра. (Правда не знаю как с реиграбельностью - играю в нее нечасто. Партий 4-5 всего отыграл). Конечно, стартовые условия могут быть неравноценны (для фикса этого в “25-й комнате”, например, отдельно замешивают центральные и крайние тайлы). Но, черт возьми, в процессе игры нет рэндома - это тупо логические задачки на то, как увести из под носа чужую монету. Просто просчет комбинаций, вместо “ой, это на другом конце поля, я туда не дойду”. Именно при попытках бороться за каждую монету и отборе ее у соседа, игра полностью раскрывается и сам процесс начнет приносить фан (как и в шикарнейшем семейном абстракте “Индиго”, хотя “Индиго”, конечно, на порядок более управляема игроками).
Вообще, не так часто случается, чтоб меня кто-то уговаривал поиграть. Скорее наоборот - везде уговариваю я, и, даже приходя в “Игровед” порой уговариваешь консультантов поиграть в их или свою новинку. Но как минимум один случай все же был: Тёма (Tema_Vol) как-то зашел в “Игровед”, поймал там мимокрокодилящего меня, и уговоил с горящими глазами сыграть в “Звёздные Империи”. На тот момент, после унылого “Доминиона”, у меня было довольно прохладное отношение к колодострою. Но когда это Ксандр отказывался сыграть в новую игру? В результате открыл для себя лучший колодострой на все времена (во всяком случае пока ничего более достойного не попадалось). Рецепт: прямое проивостояние, синергия карт и бесплатная чистка колоды (даже с плюшками).
- Что должно произойти чтобы ты сел играть в варгейм?
- Кто-то должен прийти и посадить меня за него =D
На самом деле, где-то в коробках лежит “Оборона Порт-Артура” - игра заинтересовавшая меня еще на заре увлечения и случайно подаренная мне знакомыми много позже. Не знаю кто и почему впарил им ее как хороший подарок в магазине, но мне она оказалась в тему. Игра пережила пожар, слегка местами обуглилась, и стала более атмосферной от этого. Но руки до нее пока так и не дошли. Сомневаюсь, что варгеймы когда-нибудь станут ощутимой частью моего хобби: слишком я тактильщик и визуал, и слишком глубокого погружения требует сеттинг игры, чтобы получить от нее настоящее удовольствие. А вокруг непаханное поле настолок, которые мне уже интересны.
Варгеймы с миниатюрами зачастую выглядят шикарно, но, надеюсь, благоразумие не позволит подсесть на эту иглу бесконечного денежного насоса. После того как “GamesWorkshop” прикрыла расу ядерных крыс, а затем и вообще всю линейку Фэнтези, шансы подсесть уменьшились (:
- Как сейчас на твой взгляд обстоят дела с настольными играми в Петербурге и окрестностях? Ощущается ли приток новых игроков или число практически не меняется?
- Ооо, это смотря с какой стороны посмотреть!
Количество магазинов - растет. Настолки продают уже даже в продуктовых и компьютерных магазинах!
Ассортимент сокращается (“записываемся, записываемся в секту свидетелей доллара по 30!”). Перед НГ заметил сначала в фирменном магазине “Хоббиков”, что если раньше пол-зала занимали импортные игры, то теперь они все умещаются на одной маааленькой полке, а все остальное - локализации. Нет, за развитие локализаторства в России можно только порадоваться, но все же… Потом та же участь посетила “ГаГу” (ну правильно игры-то они у тех же хоббиков закупают). Не то, чтобы совсем исчезло все, но... остатки прежней роскоши. Показалось, что недавно сдался и “Игровед”. Но к ним внезапно пришла поставка в которой обнаружились “Colt Exppress”, “T.I.M.E Stories”, “Kemet” и даже базовый “Eclipse”, которого давным-давно не было.
По опыту игроведа, людей, что ни сном ни духом про настолки, все еще чуть более, чем дофига. Гики в магазин практически не заходят, опытные игроки заходят достаточно регулярно (но при этом ты сам помнишь как продавал им первую в их жизни игру), а большинство все же заходят случайно и спрашивают: “а что это?” Так что так или иначе количество настольщиков увеличивается.
А по опыту настольщика - кого не спроси все знакомые играют. правда большинство без фанатизма.
Так что если первоапрельское пророчество Юры Тапилина не сбудется, то наше хобби не загнется: хоббики активно локализуют, “ГаГа” стремительно набирает темп как издатель - уже около 20 игр выпустила, “Крауды” (которые Геймз) обещают нам вкусностей… Главное чтобы ценники не перевалили в запредельные суммы.
- Насколько тебе самому удается привлекать кого-то к своему хобби? Какие игры ты для этого используешь?
- В обычной повседневной жизни я этим практически не занимаюсь. Как-то незачем. И так все друзья в той или иной степени играют. Иногда правда хочется приобщить какого-нибудь нового хорошего знакомого и посмотреть на его реакцию, впечатления, ощущения. В таких случаях, как и в работе игроведом, шаблонных решений нет - выясняешь что человеку интересно, и уже исходя из этого выбираешь. Причем скорее по тематике игры. Совсем зубастых монстров у меня в коллекции мало, а во все остальное можно и с новичком поиграть. Впрочем бывали случаи и когда совсем новичков в “СтарКрафт” засаживали, и когда совершенно казуальная компания в настольную “Игру Престолов” часов 5 у меня увлеченно рубилась. А так отлично заходят “Билет на поезд”, “Black Fleet”, в общем что-то большое красивое и семейное.
При работе игроведом подход тот же: не впарить человеку игру, а подобрать то, что ему будет интересно. И тогда он к тебе еще вернется за новой игрой. При этом мне нравится продавать людям игры. Ощущаешь некоторый восторг от того, что смог еще кого-то зацепить своей любимой игрой. Вообще эта работа способствует повторному переживанию положительных эмоций от сыгранных партий: рассказываешь покупателю про игру и переживаешь какие-нибудь эпические моменты из партии. К сожалению, руководство подчас считает, что доступ к большому количеству игр, настольный энтузиазм и положительные эмоции от работы, где можно играть в настолки на рабочем месте уже достаточная награда… а кушать все же иногда хочется.
- Как изменились твои игровые вкусы за годы увлечения?
- Как и всем новичкам, внезапно окунувшимся в мир настольных игр, мне поначалу хотелось всего и сразу. Без разбора на жанры, темы или сложность игры. Со временем из хотелок выпали тяжеловесы на 3 часа и дольше: несмотря на то, что собираемся обычно на весь день/ночь, мы предпочитаем сыграть во много разных игр, подбирая по обстоятельствам, а не собирать строго определенный сотав участников на строго определенное время. Так что “Пандемия: Наследие” если и появится в коллекции, вряд ли будет пройдена до конца - не сможем собираться регулярно одним и тем же составом.
Так что с годами выкристаллизовалось такое представление об идеальной игре: тематическая семейка, с хорошим оформлением и временем партии около часа, причем крайне желательно, чтобы в нее можно было играть хотя бы вшестером. Люблю игры со взаимодействием между игроками. А PvP это будет или кооп - не столь важно. Да хоть абстракт вроде “Индиго”!
Впрочем, “неразборчивость” в выборе игр во многом сохранилась и сейчас. Мне интересно попробовать почти любую игру. А вкусы проявляются в том, готов ли я эту игру купить не пробуя.
- Какие жанры ты сейчас предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
- Глядя на коллекцию, понимаю, что ближе всего мне приключенческие игры. Причем в самом широком смысле этого слова. По жанрам почти всеяден. Однако с америтрешем по-прежнему не везет, а совсем уж экономические игры навевают зевоту. Потому их в коллекции практически и нет. На вершине оказываются тематические семейные игры.
- На какие моменты больше всего обращаешь внимания при выборе новой игры?
- Каждый раз видя незнакомое название, испытываю непреодолимое желание узнать что же за ним скрывается. Так что если б не забывал игры, которые показались неинтересными - был бы ходячей энциклопедией настольных игр. (Кстати это один из минусов работы продавцом настолок: ты обязан помнить даже игры, которые терпеть не можешь. Недавно проходя мимо “Игроведа”, отметил, что уже забыл чем отличаются сорта “Алиаса”. Пока работал - помнил. :)
Меня привлекают оригинальные и изящные геймдизайнерские решения, из-за которых готов дать шанс даже относительно слабым играм. А вот если игровые правила начинают противоречить здравому смыслу или механики плохо описывают реальные процессы, которые пытаются моделировать - это резко отбивает желание знакомиться с игрой. Так, например, произошло с неоправдавшим больших надежд “Нетраннером”, который пришел в дикий диссонанс с опытом программиста. По той же причине с трудом заходит америтреш - я не вижу реальности, не чувствую атмосферы за кучей бросков кубиков. А вот в какую-нибудь евросемейку могу вжиться до ощущения марсианского песка на зубах.
А еще я упертый визуал и тактильщик. Так что у средней, но красивой игры задержаться в моей коллекции больше шансов, чем у страшной, но хорошей. Так недавно в коллекции появился “Relic Runner”: первая партия не слишком впечатлила, игра неоднозначная, но все же купил на распродаже из-за шикарных идолов. Пока не пожалел - вторая партия оказалась интереснее. А вот “Quadropolis” от тех же DoW куплю вряд ли, несмотря на то что механика заинтересовала. Уж больно не по DoW-овски убого она оформлена. Хоть редизайн делай.
- Какова сейчас пятерка самых играемых/любимых игр?
- Самые играемые определяются скорее компанией, чем лично мной:
“Карета к замку дьявола” - игра любимая, но последнее время я от нее подустал
“Telestration”
“Мистериум”
мега-”Каркассон” с тайлами из всех допов - уже давно надоела, но играю за компанию
“Ticket to Ride: Европа”
“Маджонг” (китайский традиционный)
И все это разбавляется парой-тройкой коробок, что я приношу с собой.
Самые любимые наверное не перечислю - в 5 пунктов они наверняка не влезут. Но поробую: “StarCraft”, “SmallWorld”, “Ticket to Ride”, “Маджонг”, “Cthulhu Dice”, “Telestrations”, “Мистериум”, “Запретная пустыня”, “Карета к замку дьявола”… Говорил же не влезут!
- Ты назвал пятерку самых играемых сейчас игр, а можешь назвать еще пятерку своих игр на все времена (те которые взял бы сейчас с собой на необитаемый остров)?
- Игры на все времена это несомненно:
“Маджонг”
“Билет на поезд” (скорее всего Европа)
“Маленький мир”
“Telestration” - не столько из-за шедевральности игры, сколько из-за того, что вряд ли когда надоест
Но на остров я бы их не взял: и жалко их, и горят они плохо… Лучше взял бы с собой мачете, котелок на пару литров, огниво и очень желательно любимую палатку. Вот он необходимый минимум. Правда, судя по опыту, настолки у меня все равно бы с собой оказались: какой-нибудь актуальный набор микроигр, который всегда валяется в рюкзаке. На данный момент это оказались бы “Brave Rats”, “Coin Age”, “Cthulhu Dice”, “Братство пара” и “Карета к замку Дьявола” - все расфасовано по двум маленьким металлическим коробочкам от “Сплэша” и “BraveRats”.
- Самая недооцененная игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?
- У нас - это “Крафтеры”. Шикарная игра! Ее бы допилить напильником чуток, да еще раз посмотреть как более естественно можно уменьшить время партии - цены бы ей не было. Хотя… “Крафтеры” хотя бы вышли, а, например, “Первая мировая война” так и вообще провалилась на Бумстартере. А ведь, судя по правилам, игра совсем неплоха: механика оригинальна, комплектация вообще отличная. Хотя, конечно, не без недостатков, как объективных (дуэльность), так и субъективность (распространение допов шоколадными “бустерами”). За “у них” - даже не знаю. За “Порт Пирей” обидно: хорошая ведь семейная экономическая игра с оригинальным рынком. Оформленна замечательно. Только со сменной сеттинга промахнулись на километр. Может исходная тема “Нижегородской ярмарки” и зашла бы, но я бы, наверное, поискал какой-нибудь сумасшедший, абсурдно-психоделический сеттинг. Какой-нибудь галактический черный рынок с отсылками к разным источникам: кубические свиньи, мозги в бутылках, экзотические животные типа шаорской лисы…
Ну и, естесственно, самая недооцененная игра вспомнится, когда интервью уже будет опубликовано. =D
- Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
- В основном сижу только на “Тесере”. На BGG залезаю, только когда не нахожу информации здесь. Остальные блоги очень эпизодически - я и на “Тесере”-то слишком много времени провожу. Время от времени, когда меня все же уносит в “открытый космос”, с удовольствием читаю блоги scafandr’a и vladimirs’a из Латвии - у них обычно зашел за одним, а очнулся через 2 часа читая уже совершенно другое :) К ZoRDoK’у или на “Настолкоманию” если и попадаю, то уж совсем случайно. Если же хочется подробного описания игры с красивыми фото - это к Gravicap’e, но тут уж точно его восторженные выводы всегда делю пополам. А вот появившиеся как грибы после дождя новые блоги обхожу стороной, после первого же посещения каждого: скучно, многословно и пусто обычно. Отдельно хочется отметить ребят из Нижнего Новгорода: Sergeant82, kil_q... Пишут они на “Тесере” (да и слава богу), но зато как пишут! Всегда интересно почитать.
- Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждешь?
- Разве что локализаций уже известных игр, но об этом ниже. А из темных лошадок интересно что у “UpperDeck” выйдет с “The Crow”, которую на прошлый сентябрь еще обещали. Но что-то ничего не слышно. Да вот еще доп к “Мистериуму” хочется. А так я еще далеко не во все, что уже давно вышло переиграл.
- Играешь ли в планшетные/компьютерные версии настольных игр? Как ты к ним относишься?
- Про компьютер писал тут где-то рядом: даже в продолжения любимейших (компьютерных) “StarCraft’a” (II) и “Diablo” (III) так и не довелось поиграть.
А к планшетным реализациям настолок отношусь отрицательно. Это суррогат, отнимающий у настолок практически главное их свойство: вытащить людей из сети, собрать за столом и пообщаться. Я даже гибриды не слишком-то приветствую. Ну мутанты это, мутанты. И к каким последствиям этот симбиоз приведет - предсказать невозможно. Может быть чисто настольные игры совсем вымрут. А было бы жаль.
Хотя в “Алхимиках” мутант получился неплохим. Лично мне как раз больше всего понравился элемент смешивания ингридиентов и вычисления их свойств, а все остальное не очень.
Тем не менее на планшете живут “Маджонг” (китайский спортивный), два “Билета на поезд” (Европа/США) и “Кельтис”. Все скачаны на халяву по акции. “Кельтис” все не удавалось опробовать вживую, так что воспользовался случаем и не стал удалять после этого. Хотя не сказал бы что сильно понравилось. А “Билеты” и “Маджонг” таки изредка запускаю, когда снова забуду вовремя оплатить инет на планшетке и убиваю время в метро. Играю исключительно против планшета. По сети с кем-то играть не пробовал. Надо сказать, что я и в компьтерных играх ярый приверженец сингл-мод. Максимум в “Диабло” II с братом по локалке шарились. А то как же мы спровоцируем восстание машин, если не будем играть против компьютера?
- Расскажи каких успехов ты добился на ниве разработки игр?
- Как я уже вроде упоминал ранее, пока я тестер. Есть, конечно, свои идеи, и даже какие-то наработки, но до прототипирования пока ничего не доросло. Ну разве что конкурсная “Шангри-Ла” (правила все еще можно найти в группе “Грани”) дожила до прототипа, где ее ждал оглушительный... провал. Нормальный финал для первой придуманной игры. На бумаге все выглядело замечательно. А вот в процессе теста вдруг обнаружился паралич движения игроков: даже при увеличении количества доступных действий, осмысленно передвигаться по полю игроки не могли. А поскольку отвалилась как раз ключевая механика, делавшая игру особенной, проект был закинут в долгий ящик. И вот только сейчас появились новые идеи куда его можно пилить дальше.
Достижением можно считать кооперативную миниигру под рабочим названием “Мяу! Стук! Щелк!”. Игра была придумана на гейм-джеме первого “Граникона” и получила там первое место. Как-то развивать ее особого смысла не вижу: с одной стороны это филлер, коих у каждого издательства своих - пучок на десятку, а с другой слишком сложна - выиграть в этот кооператив не удалось еще ни разу.
Ну и если поискать, то мое имя можно найти в 7-8 отечественных играх. В разделе благодарностей. Вряд ли это можно считать большим успехом на ниве геймдизайна (во всяком случае я не ощущаю, что внес такой уж неоценимый вклад в эти игры), но помаленьку, помаленьку может и на титульный лист переберусь =D
- Что дает тебе такое неблагодарное занятие как тестирование чужих прототипов?
- Опыт, общение с интересными людьми, возможность первым увидеть интересные механики. Мне интересен игрострой во всех его проявлениях. А еще тестирование меняет подход к играм. Обычный человек меряет игры критерием: мне не нравится - значит игра плохая, мне нравится - игра замечательная. Тестер играет во все. Даже в то, что по предыдущим тестам терпеть не может. И старается оценивать игру объективно: что в игре действительно хорошо, что не работает, кому эту игру можно продать (целевая аудитория игры) и так далее. Почему не нравится тоже будет озвучено: может это системный косяк игры, а может просто предвзятое отношение к механике. Кстати о предвзятом отношении к механикам: совсем плохих механик нет - есть их неправильное применение. Так, например, при всей моей нелюбви к закрытому драфту, в одной из моих идей он используется в полный рост. Просто он там на своем месте. А еще иногда бывает, что какая-то твоя идея по улучшению игры приживается в чьем-нибудь прототипе - это тоже приятно.
- С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чем поговорить?
- Ну, с российскими авторами я так и так немного общаюсь. А из иностранных... Окей, верх наглости: с Бруно Катала о соавторстве! Последнее время именно его игры мне нравятся чаще всего, а он также известен тем, что порой берет шефство над проектами молдодых авторов. Ну и пожалуй было бы очень интересно поговорить с Сейдзи Канаи об его играх и поиграть с автором.
- Недавно прошел второй “ГРАНИКОН”, как ты оцениваешь это мероприятие?
- Очень жалею, что не смог поучаствовать в нем полноценно: и прототипы до ума не успел довести, и на сам конвент только на один день вырвался. Оцениваю безусловно положительно. По сравнению с прошлым годом изменилось и количество игр, и их качество, и степень заинтересованности издателей этим мероприятием (возможно, правда эта заинтересованность больше вызвана необходимостью импортозамещения). На “Игроконе”, например, тоже проходит автороская игротека, но там она теряется в толпе и шуме. Представителей издателей в том хаосе я на зимнем “Игроконе”-2015 вообще не признал. А на “Граниконе” удается пообщаться и с авторами и с издателями неформально, сидя за чьим-нибудь прототипом. Да и результаты нынешнего “Граникона” впечатляют. Возможно именно из нашего, гранёного, и вырастет когда-нибудь Русский Эссен или скорее Нюрнберг.
- Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие бы игры ты бы хотел увидеть локализованными?
- Ну лично я считаю, что нашим локализаторам нужно памятник при жизни поставить. Конный. По пояс. Без шуток, люди подняли в стране практически с нуля целую отрасль! И кто бы знал без них, что настолки - это не только “Монополия”? Полтора землекопа?
На “Тесере” часто раздается хор гневных голосов “вы все не то локализуете. нужно вот это” - смею напомнить нашим хористам, что чтобы локализовать “вот это” для 300 гиков (при минимальном тираже 1000 коробок и эффективном тираже от 2000), локализаторам нужно брать откуда-то деньги. А для этого им нужно локализовать вот это, то, а еще вон то, для массового сегмента. Ну и да, они локализуют игры на свой вкус: то что они знают как продать, то что им самим нравится. А тем кто не согласен, ничего не мешает взять все в свои руки, как ребятам из “CrowdGames”.
Конечно, мне тоже хотелось бы, чтобы чаще локализовывали игры, в которых много текста. Ибо и сам я сильно не англичанин, и встречались люди, для которых даже нелокализованный “Шотландский поединок” (“Brave Rats”) оказался серьезным препятствием. А там ведь текста - крыс наплакал. Но и глупый вопрос “зачем локализовывать игры без текста” у меня не возникает. Тут достаточно взглянуть в каких количествах в стране в магазины приезжают/продаются локализованные игры и импорт. Официальный импорт некоторых игр исчисляется даже не десятками, а единицами.
Качество локализаций? Да, достаточно часто если положить рядом нашу и оригинальную игру - разница будет заметной и не в пользу локализации. Впрочем, встречались и обратные ситуации, правда гораздо реже. И не всегда все так однозначно. Так мне сильно не понравились карты вагонов в локализованном Билете на поезд по Европе. А моей знакомой наоборот. Но вот если не сравнивать их друг с другом, а рассматривать локализацию саму по себе, то качество достаточно часто оказывается на вполне приемлемом уровне. Да и в целом качество растет потихоньку. Однако печально, что растет оно не так быстро как хотелось бы. А может и не растет, но мне хотелось бы в это верить. (:
Не берусь сказать точно, но локализаций в моей коллекции достаточно много. На это влияют язык, доступность, порой цена. Сейчас вообще ценники на то, что все-таки попадает на магазинные полки, значительно ниже, чем если бы тянуть это с coolstuffa.
Было б интересно увидеть локализованными “Tragedy Looper”, “T.I.M.E. Stories”, “Sherlock Holmes Consulting Detective”, “Claustrophobia” c допами, может быть “Mansion of Madness”...
Граникон-2016
- Как тебе кажется смогло бы издание дополнений/паков существенно повлиять на популярность у нас ЖКИ?
- Сомневаюсь. Для такого обилия дополнений нужна в первую очередь турнирная поддержка. А на кухне можно и одной базой поиграть. Будет необходимость строить колоду эффективнее противника - появится спрос на паки. Лично у меня век жизни игры на столе очень недолог: появляется что-то новое, более интересное, потому что неизведанное, и даже любимые игры надолго уезжают на полку. Так что допы я беру редко, да и то далеко не все из них отыграны. Самый популярный тип допа в моей коллекции - расширение на 5-6 игроков. И думаю таких как я немало. Так что системно мало что изменится. Горстка тех, кому важно наличие всех дополнений уже закупилась там, а тут в основном остались те, кого устраивает кухонный формат. Впрочем, насколько я понимаю Хоббики вообще сворачивают ЖКИ. Во всяком случае старательно не обещают локализаций перезапуска ФФГ-насосов.
- Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.
- Как обычно, это два совершенно разных списка. Точных данных у меня, конечно, нет, но, полагаю, что самые продаваемые отечественные игры это:
“Свинтус”
“Мафия”
“Имаджинариум”
Четвертое место поделили бы между собой “Эволюция” и “Зельеварение”. Впрочем они даже вместе до “Имаджинариума” сильно не дотянут.
С самыми хорошими играми конечно все будет очень субъективно. На мой взгляд это:
“Крафтеры”
“Космонавты”
и, пока еще готовящийся, к изданию “Сомникум” Кости Домашева
А если взять постсоветское пространство, то здесь с большим отрывом лидировал бы “Мистериум”. Причем именно в исходном варианте издания.
- В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?
- Самое простое - “GaGa Publishing”. Для этого никуда переезжать даже не придется.
Учитывая, что основное направление “Стиля Жизни” - любимые мной семейные игры, также было бы интересно поработать у них. И там, и там на ниве отбора и доводки игр к изданию. Но думаю на этой ниве у них и своих специалистов хватает. Конечно круче всего было бы поработать в “Days of Wonder”, но кем кроме швейцара я бы сейчас у них мог поработать - не представляю. =D Можно, конечно, подучить русский и английский и устроиться к ним составителем русского блока правил к играм, но наш рынок не настолько перспективен, чтобы DoW об этом реально задумывалось в ближайшие годы.
- А если бы ты стал руководителем одного из отчечественных настольных издательств, какую игру издал бы первой?
- Посмотрим ;)
Увы, это вряд ли было бы что-нибудь гиковское. Набивать руку (и шишки) стоит на чем-то массовом. Если это молодое отечественное издательство, то вероятно первая изданная игра была бы еще и карточной. Из отечечственных проектов это возможно стала бы “Как казаки Сибирь покоряли” Ивана Лашина. Из локализаций - трудно сказать. Не стоит забывать что это все-таки бизнес и то, что ты хочешь увидеть на русском далеко не всегда совпадает с тем, что ты сможешь продать. А также на какую собственно целевую аудиторию ты рассчитывешь. Если делать ставку на казуалов это будут одни игры, если на игры в дорогу - другие, семейная аудитория - третьи, игры для настоящих гиков … - извините, исключительно для души, когда лишние деньги появятся: издавать полтиража себе в убыток (ну хорошо, наценка на игру сведет убыток к нулю, но полтиража все равно зависнут на складах) можно только из любви к мазохизму… простите, к хобби. Я бы делал ставку на семейные игры и игры в дорогу + немного гиковских, но не слишком хардкорных игр. Причем скорее пытался бы добавлять в коробку к семейкам альтернативные, более хардкорные варианты игры. Это если с нуля.
Если же представить утопичную ситуацию, что мне дали порулить одним из наших флагманов? “Звезда” издала бы “Клаустрофобию” - миниатюрки потянет, остальное тоже глядишь не убьет, хотя оригинал все равно останется качественней; “HobbyWorld” издала бы “Mansion of Madness” - ну очень эта игра напрашивается в их линейку; “GaGa” тянет на эксперименты - можно поробовать издать ее силами “Tragedy Looper”; “Студии 101” предложил бы издать серию “The End of the World” (только вряд ли удастся договориться с “FFG”); “Стиль Жизни”… самый сложный выбор. Однозначно стоит локализовать “BlackFleet”. При минимальной раскрутке и вменяемой цене эта отличная семейная игра продавалась бы как пирожки. Но как при такой комплектации (шикарные пластиковые парусники, металлические деньги) снизить розничную цену локализации до приемлемой… В продаже игра провалилась исключительно из-за цены в 4 куска. Впрочем и было-то ее привезено не так много. Если не “BlackFleet”, то можно начать с “Fabula” или “Abyss”. “Фабулу” на волне “Диксита” раскрутить проще будет. Тем более перевод правил и сценариев у “Игроведа” уже есть, нужно только сверстать. У “Правильных игр” думается сильной стороной скоро станут акриловые жетоны (приедет “Eminent Domain” - посмотрим на качество еще, но надеюсь будет хорошим) так что им куда-то в область эксклюзивного стафа для настолок и игр, его использующих, стоит смотреть.
- Как ты относишься к Кикстартеру? Поддержал ли на нем какие-то проекты?
- Кикстартер мне интересен… но в большинстве случаев слишком дорог. Пока поддержал на нем только один проект - микроигру “CoinAge”. А мимо трех интересных для себя проектов пролетел как фанера над Парижем: вложить 600 баксов в “Shadow of Brimstown” со всеми интересующими меня плюшками жаба задушила, а два других “BlackPlague” и “BombSquad” пришлись как раз на период безденежья. И это еще один большой недостаток Кикстартера: промахнулся мимо кампании и сиди, соси лапу. Кикстартер-эксклюзив тоже не радует: порой игра в свободной продаже на порядок беднее, чем на Кике. Про то, что игру нельзя пощупать перед покупкой, почитать обзоры, нужно долго-долго ждать, пока выйдет говорили многие, и да, это недостатки, но не столь существенные.
Не знаю как вообще, но во время участия в кампании по “CoinAge” у меня возникло чувство сопричастности. Майкл Майндс (издатель) или Адам П. МакИвер (автор) присутствовали в интернете казалось 25 часов в сутки, отвечали на вопросы, оперативно придумывали новые цели. Это была действительно гонка, а участники из разных стран несколько породнились между собой и с автором и издателем заодно. Кто-то предлагал высласть монеты в страны, где местная валюта предусматривает только банкноты (издатель, кстати, узнав о такой проблеме, тут же добавил в комплект игры картонные монеты вдобавок к наклейкам). Да и потом, когда ребята перестали укладываться по срокам из них не приходилось вытягивать информацию клещами: бэкеров информировали о всех стадиях производства и доставки на протяжении от финиша кампании до доставки не дожидаясь вопросов, да еще и просили написать бэкеров о том когда они получили свою награду, чтобы узнать скорость доставки, и просили не стесняться писать им, если что-то не дошло до определенного срока. В общем ты ощущал себя не покупателем в совковом гастраноме с продавщицей формата “жрите что дают”, а чуть ли не хорошим приятелем издателя.
- В этом году набирает популярность издание игр с помощью систем софинансирования, как ты к этому относишься? Интересны ли тебе российские площадки софинансирования?
- В целом, отношусь положительно. Может быть когда-нибудь это заработает и у нас. Это дает шанс издать свою игру самому или выйти на рынок с интересной локализацией. Но здесь есть очень много “но”. Во-первых, это качество самих площадок. У “Бумстартера” нет никакой защиты от мошенничества. Скорее он даже способствует ему. Так например произошло с игрой “Шерлок Холмс” - вариацией на тему “Consulting Detective”. Я тоже подкормил мошенников, хотя и понимал, что с большой вероятностью этим и закончится. Но ознакомиться с игрой было очень интересно, а моего знания английского на оригинал гарантированно не хватит. На “КраудРепаблик” пока выходила только сама ХВ, поговаривают что из-за невыгодных условий, но я не проверял. На обеих площадках деньги списываются сразу, а вернуть их потом сложновато, если кампания не соберет нужную сумму, а это неудобно. Еще один повод, чтобы осторожный отечественный настольщик не вкладывался в игру. Общий стереотип мышления: “я подожду пока игра соберет нужную сумму, а потом поддержу”.
Во-вторых, собрать полную сумму на издание игры на отечественных площадках сейчас нереально. И пусть вас не вводят в заблуждение успешные кампании с суммами цели порядка 300 тысяч. На издание нужно как минимум вдвое больше. А все проекты, заявлявшие реальные 800 тыр и более очень много не добрали до требуемой суммы. Может еще и оттого, что потенциальные бэкеры были уверены, что такую сумму проект не соберет даже с их участием.
По этой же причине “издать самому выгоднее, чем отдать за жалкие 5-10% издательству” еще один миф. Авторы в лучшем случае выходят в ноль, в худшем остаются в минусе. Так что этот путь - удел энтузиастов, желающих во что бы то ни стало поделиться своей игрой с миром. Распродать же весь тираж на Буме не удавалось даже “CrowdGames”. У Краудов (что у тех, что у других) есть и другие каналы распространения. А у авторов одиночек может по полтиража дома годами пылиться.
Опять же на отечественных площадках хорошо работать умеет только “CrowdGames”. Впрочем, их проекты продают и сами себя как горячие пирожки. Грамотное ведение кампаний лишь несколько усиливает эффект. А у тех же “CrowdRepublic” все печально. Прогресс конечно виден, но до совершенства еще очень далеко. Поддержал недавно “Eminent Domain”. Кампания была отлично продумана по дополнительным наградам. Ребята оперативно откорректировали сверхцели, ориентируясь на скорость сбора средств и реакцию аудитории. Но все же это было очень вяло. Я чуть выше описал свой опыт Кика. Здесь ни о какой сопричастности речи не шло. Крауд редко-редко отвечал что-то пару-тройку раз в день, динамичной погони за сверхцелями не вышло в силу их короткого листа и большой удаленности друг от друга. А вместо сближения бэкеров в комментах скорее наблюдался тот же хайп, что обычно мы видим в комментах на “Тесере”…
Про одиночек вообще разговор отдельный: заоблачная цель, практически всегда отсутствие сверхцелей, часто отсутствует видео (а это необходимая составляющая. и если оно будет от известного блогера, а не снято на телефон - тем более хорошо) а порой и нормального представления о том, что же в результате бэкер получит. И при этом среди доп наград может быть что-нибудь типа “ужин в ресторане с разработчиком игры (дорога до ресторана за свой счет) - 20000”. Да кому ты нужен, никому еще неизвестный Вася Пупкин?! И вот запилят они кампанию на Буме и сидят на попе ровно, ждут когда им хомячки денежки понесут. Ни рекламы, ни показа своей игры где-нибудь вживую. Тем разительнее было отличие, например, кампании по сбору средств на “Заварушку в трактире” Василия Рединского. Его игра засветилась и на “Граниконе” и на паре-тройке фэндом-фестивалей до этого, да и кампанию он сразу оформил и с видео геймплея и с достижимой целью. Но все шло к тому что кампания тоже провалится. Василий развил бурную деятельность по показу своей игры целевой аудитории и в результате все-таки собрал требуемую сумму. Ему пришлось носиться как белке в колесе эти пару недель, что шла кампания. Да и то я сомневаюсь, удалось бы ему собрать всю сумму, не сумей он заинтересовать пивного спонсора своей игрой на бирдеккелях.
Так что краудфаудингу в России еще расти и расти, причем не только с точки зрения профессионализма организаторов кампаний по сбору средств, но и с точки зрения культуры потенциальных бэкеров.
Бегущий Город - Ёбург. Команда не найдена (404)
- Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?
- Ну, в данный момент, это простой вопрос. Три игры которые я хочу увидеть и увижу на буме это:
“Mice & Mystics”
“Tail Feathers”
“Evolution” от North Star
“Мышей” уже поддержал и с нетерпением жду результата. “Эволюция” также уже вышла на старт (наконец-то!), пока интервью ждало публикации. При этом “Правильные игры” сплясали зажигательную джигу на граблях. Затянули выход, объявили сбор средств в мертвый летний сезон, ошиблись с формулировкой оптовой цели, сделали неудобный заказ органайзеров и мешочков… Вот что им мешало органайзеры отдельной целью сделать, а не “возьмите калькулятор, просуммируйте и переведите сумму денег нам на счет”? (ответ ПИ - неудобство площадки: ПИ потом бы намучились формировать единые посылки из разных целей). Кажется нашему краудфаудингу до сих пор так и не понятно, что крауд - это в первую очередь борьба за лояльность покупателей. Зачем было раздувать небольшое недоразумение до состояния противостояния с покупателями? Тебе же в конце концов нужно чтобы он принес тебе деньги, а потом с благодарностью вспоминал за хорошую игру и с нетерпением ждал новой. А теперь? Денег больше у “ПИ” от их решения не стало, а часть игроков теперь будет вспоминать играя в эту игру, как оно обуло издательство.
- Сейчас набирает обороты такое явление как MathTrade, как ты к нему относишься?
- Не поверите - отрицательно! Хотя и готов помогать Ване в его начинании.
Я осознаю полезность математического обмена для настольщиков. Но лично мне он скорее вредит: у меня практически отсутсвуют игры на обмен - увы, у меня страсть собирательства. А с появлением маттрейда очень многие игры, что стояли где-то в вишлисте не на первых позициях, внезапно исчезли с барахолки. Я все-таки предпочитаю традиционные отношения: деньги-настолки, настолки-деньги. Плюс очень сложно остаться удовлетворенным обменом: составляя обменный список, ты хотел бы получить каждую из указанных игр, но получишь только одну, и чаще всего не из самого начала списка (а значит и не самую вожделенную). Вроде и поменялся и игра, которую ты хотел, но какой-то червячок неудовлетворенности все равно остается.
- Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки?
- Даже затрудняюсь ответить. Было очень много удачных покупок: очень часто выкупал последний экземпляяр игры в городе. Так ухватил последнюю “Роборалли” в городе буквально перед тем, как она пропала из продажи на 2 года (магазин “Хоббит”), последний экземпляр out of print игры “Verflixxt Kompakt” (“ГаГа”), витринные экземпляры “Торрес”, “Bucaneer”, и “Город синей луны” за полцены на распродаже в “Игроведе”, витринную “Мафию лемминов” за 300 рублей (“Мосигра”), Маджонг, купленный за 2 недели до того как магазин закрылся… Иногда совершенно случайно в коллекцию попадают игры, которые на “Тесере” представлены вообще в единственном экземпляре: так недавно коллекцию пополнили две игры Сейдзи Канаи: “Adventure Tours” и “Gods’ Gambit”. Пожалуй, самая любопытная история произошла с игрой “Клеопатра и сообщество архитекторов”.Последний экземпляр этой игры в городе (да и в настольных сетях в целом) очень долго пылился у нас на полке как раз в бытность мою игроведом. Коробка невзрачная, глаз за нее не цепляется. Однако однажды кто-то из клиентов таки обратил на нее внимание и спросил: “А это что?” - и никто из нас, как оказалось, не знал об игре ничего (по коробке, конечно, мы рассказали в общих чертах о чем игра, но это был тот редкий случай, когда никто из нас не знал как в это играть). Профессиональная гордость была уязвлена и покончив с клиентами я полез за правилами… и влюбился в эту игру. В ней множество очень изящных решений! Похоже игра просто ждала когда же я обращу на нее внимание )
К неудачам, наверное, можно отнести филлеры “Liitle Devils” и “Home Sweet Home” - первый очень красиво офомлен, но в компании не зашел от слова совсем; второй - сломался во время первой же партии. На игротеке в него при этом получалось нормально играть, отчего и купил, а в моей компании все действовали так, что все взятки забирал исключительно один или два игрока из четверых. Пришлось продать. Это помимо упомянутых ранее “Манчкин-Квест” и “Манчкин-Супер”, которые я продавать и не пытался - совесть не позволила. :)
Крым. Кажется Кара-Даг
- С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
- Наверное ты хотел спросить: “C какой целью я выхожу с Тесеры?” =D
По моим ощущениям, я на ней живу, выходя только поспать, поработать, потанцевать или попутешествовать. Ну и в настолки поиграть конечно же.
Когда я только пришел на “Тесеру” уж не помню кто, но кто-то из энтузиастов, устраивал здесь субботники по заполнению карточек игр. Вот я в этот процесс и втянулся, прикипел как-то к ресурсу, до сих пор либо новые игры добавляю, либо пустые карточки заинтересовавших игр заполняю. Иногда даже опережаю Императора с какой-нибудь новостью. :) Захожу в основном, конечно, чтобы узнать что-то новое о настольных играх: просматриваю дневники, статьи, новости, а порой и добавленные за последнее время игры. Иногда захожу за поиском ответов: например, перевода правил. С общеупотребительным английским у меня мягко говоря фигово. Но порой приходится и самому переводами страдать. Результат конечно же на “Тесеру”, но кто видел - тот знает: в моих переводах порой встречаются красные строчки с исходной английской фразой, вариантом перевода и просьбой тесеровцам уточнить значение. Не откликнулись ни разу. =D Ну и пофлудить конечно захожу на тему настольных игр, куда ж без этого?
- Твое мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
- Здравого смысла. Последнее время складывается ощущение, что его очень сильно не хватает. Причем и заслуженным тесеровцам, внесшим немалый вклад в отечественное настолье. Средний возраст тесеровца лет под тридцать выходит. А судя по высказываемым суждениям складывается ощущение максимум на 15: тут и неумение держать себя в руках, не переходя на хамство, и юношеские инфантилизм и максимализм, и абсолютная эгоцентричность (мне не надо - никому не надо), и неумение прощать обиды… Каюсь и сам грешен: годы юности проведеные на социо-политическом считай форуме писателя-фантаста Р.В.Злотникова дают о себе знать, да плюс неосознанное копирование манеры общения собеседника...
- Если запуск «Тесеры» 2.0 все-таки состоится что бы ты обязательно хотел увидеть в новой версии?
- В общем и целом мне “Тесера” нравится куда больше, чем тот же BGG. Интерфейс здесь на порядок приятнее и удобнее, чем старый или новый интерфейс BGG. Но как это водится небольших неудобств у “Тесеры” много. Итак, чего бы мне хотелось увидеть на “Тесере 2.0”:
1. Уведомления об ответах на комментарии
2. Даты выставления игры на продажу / даты последнего посещения “Тесеры” пользователями. А то бывает висит игра на продажу и ты даже не знаешь, а бывает ли еще здесь продавец или все быльем поросло.
3. Прямую ссылку на страницу БГГ из карточки игры. Порой хочется расширить представления об игре.
4. Возможности минусовать комментарии и автоматического сворачивания сильно заминусованных веток комментариев: кто захочет читать срач - развернет, кто не захочет - пройдет мимо.
5. Добавить нормальную фильтрацию игр по нескольким параметрам одновременно (количество игроков, время партии, сеттинг, автор, оценка > х). В идеале также фильтровать не только общий каталог игр, но и свою коллекцию/коллекцию конкретного пользователя/список игр на продажу.
6. Возможность прокручивать недавно добавленные игры не только в пределах последних 12.
7. Автоматическую галку "черновик".
8. Отдельный механизм учета отыгранных партий. Этакий календарь, куда можно занести на текущую дату игру, количество партий/побед и краткий комметарий. И возможность выдать с него статистику за неделю/месяц/год/выбранный период.
9. Личные сообщения разобрать на беседы по никам визави и упорядочить хронологически, а не строить дерево ответов, т.е. так как это например сделано ВКонтактеге. Ну и значок о пришедших сообщениях покрупнее можно.
- На твой взгляд много ли способна «Тесера» дать новичку в мире настольных игр или тут не слишком дружелюбная обстановка, подходящая только для гиков?
- “Тесера” способна окончательно и бесповоротно обратить неофита в нашу секту, и я тому пока еще живое доказательство! =D
Вот новичка гейм-дизайнера или молодое издательство здесь заклюют и размажут, это да. В принципе и крупное издательство тоже попытаются, но с крупными не выходит: собака лает - караван идет.
Впрочем, молодые авторы/издательства сами в этом виноваты, они принесли нам свою игру без уважения: всегда нужно думать что ты делаешь и зачем. Юные издатели не думая зафигачивают сюда свои штампованные “продающие” тексты, не разобравшись что тут людей интересует суть игры, а не их реклама. Новички-геймдизайнеры - самоучки-кулибины, чаще всего идут по проторенной тропинке одних и тех же граблей и закономерно получают по лбу. Даже не знаю, я ли так криво изъясняюсь, или на общем фоне авторы не видят отличий троллинга от конструктивной критики, но чаще всего когда пытаешься помочь, подсказать что-то автору, начавшему с “Тесеры” - он тебя считает троллем и хейтером.
А рядовым юзверям тут почти рай: и описания множества игр, и впечатления от них в дневниках, и переводы правил, и на вопросы по правилам чаще всего достаточно оперативно ответят. Главное в вентиляторные бои в комментах до поры до времени не встревать, пока к местному народцу не привыкнешь.
- Есть ли сейчас пользователь “Тесеры”, удаление которого пошло бы ресурсу на пользу?
- О, какие провокационные вопросы пошли!
Несмотря на общую атмосфЭру, не думаю, что нужно кого-то в вечный бан отправлять. Ну раздражает допустим тебя кто-то. Бежать сразу к Императору просить банхаммер в руки взять побольше? Если ты не можешь ответить словом на слово, а делом на дело, и на слова кулаками размахивать начинаешь - грош тебе цена. Раз уж благородная традиция дуэлей за смертельные оскорбления приказала долго жить - убивай словом, но корректно. Правда как обычно, чтобы победить Тролля - нужно стать Троллем. А выпиливать совсем распоясовшихся троллей - это уже работа админа/модератора. (Не стыкуется с моими же призывами жить дружно, не правда ли? =D)
- Какие еще у тебя увлечения/хобби помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
- Увлечений много :)
Основное хобби после настолок - кельтские танцы (танцы народов Ирландии, Шотландии и Бретани в основном. Бретань, кстати, это север Франции, а не Британия). Да, я умею “как RiverDance” :) Не так хорошо, конечно, но на местных соревнованиях в командной категории побегал. Даже медалек получил. В том числе золотых. Сдал первый преподавательский экзамен по шотландским бальным танцам. Да, и в “юбке” (килте) по городу бывает шастаю. :) В данный момент веду занятия в группе ирландских “вечериночных” парно-групповых танцев (ирландских сетов). Про путешествия уже упоминал: пешком, байдаркой, велосипедом. Всегда с собой таскаю флейту (тин-вистл), хотя сам же считаю, что играть на ней не умею: так с десяток подобраных на слух мелодий. На днях добрался до курсов игры на ханг-драме(хэнд-пане) - фантастическая штука! Немного занимался болдерингом и историческим фехтованием, но пока подзабросил. Два сезона поиграл в DozoR Lite - непередаваемые ощущения шариться ночью с фонариком по разрушкам в поисках кода. До полевых ролевок/реконструкции пока тоже не добрался. Но кто знает?) Есть такое клише: “мечтает написать великий американский роман”. Так вот, это про меня, но на ниве разработки настолок. Понимаю, что вряд ли когда соберусь доделать что-нибудь стоящее, но лежу в нужном направлении. (:
Книги - фантастика: Хайнлайн, Э.Ф.Рассел, Злотников, Громыко, Лукьяненко частично…
Музыка - фолк и металл. Лучше вместе :) “Ария”(старая), “Мельница”, “Tanzwut”, ТГЕ…
Фильмы почти не смотрю уже, из новых только фильмы-катастрофы. Больше старье виденное в юности пересматриваю. Предпочитаю мультики (включая аниме).
На компе не играю очень давно. Бросил еще в те времена, когда на настолки не подсел. По старой памяти любимы “Max Payne”, “Diablo II”, “StarCraft”, “Дальнобойщики”.
- В какое труднодоступное место ты больше всего хочешь отправиться в путешествие?
- Очень хочу вернуться на Камчатку. А то прожив там 15 лет умудрился ни в Долину Гейзеров не попасть, ни на вулкан не забраться. Остальные места наверное все же менее труднодоступны: Кругобайкальская железная дорога, Исландия, Япония...
Сплав по Вуоксе. Байдарка носит имя "Красный Ноябрь".
При отталкивании от берега и запрыгивании в лодку подавалась команда "Гном на борту!" :)
- Спасибо за интресесные ответы. До новых встреч на просторах "Тесеры".