С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
[Прим. ред. — Перед вами вольный перевод статьи с сайта myanimelist.net.]
Ничто не ново под луной, как и аниме по мотивам игр. Overlord и Sword Art Online возвестили поджанр «Запертые в видеоигре», в то время как Yu-Gi-Oh! и Pokemon были посвящены коллекционным карточным играм. Нашлось в аниме-культуре место и традиционным японским настольным играм. Описанные ниже настолки требуют всего несколько минут на обучение, но преданные игроки посвящают всю свою жизнь, чтобы достичь в них мастерства. Не удивительно, что эти игры попали в аниме!
Го — самая старая игра в этой статье и одна из древнейших игр в обозримой истории. Го была изобретена в Китае, где она называлась «вэйци», около 2500 лет назад и обрела популярность в Японии примерно в VII веке нашей эры. На протяжении всей своей истории эта игра по большей мере была распространена в Восточной Азии, однако в XX веке она приобрела широкую популярность и на Западе. В настоящее время Международная федерация го занимается популяризацией и поддержкой игры по всему миру, организовывая турниры и распространяя информацию среди более чем 40 миллионов игроков в 74 странах.
Го — это игра для двух игроков на прямоугольном поле, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями (стандартная доска имеет разлиновку 19х19 линий). Игроки по очереди размещают свои камни на пересечениях линий, чтобы окружить и таким образом контролировать столько территории, сколько возможно. Для того, чтобы выразить суть го, достаточно всего двух правил. Во-первых, вы должны поместить камень на пересечение, рядом с которым есть по меньшей мере одно незанятое пересечение («пункт дыхания»). Во-вторых, вы не можете поместить камень таким образом, чтобы создать бесконечный цикл ходов («правило ко»). Эти правила диктуют этикет и стратегию захвата территории, которая осуществляется путём окружения пустых участков доски, а также камней, полностью окружённых камнями противника. Игра заканчивается, когда оба игрока решают, что больше нет возможных хороших ходов, после чего идёт подсчет очков, которые зависят от захваченных камней и контролируемой территории.
Игроки в го образуют сплочённое и организованное сообщество, не уступающее шахматному, в котором делается сильный акцент на ранг. Существуют подробные правила для гандикапа, благодаря которым более слабый игрок может занять первое место, даже если играет с сильным противником. Профессиональные игроки посвящают тысячи часов, чтобы запомнить и понять дзёсэки (закономерности движения, похожие на шахматные стратегии), а самые лучшие могут запомнить целые игры. Некоторые известные игры го обладают необычными названиями, основанными на реакциях игроков, например «покраснение уха» или «кровавая рвота».
Ученик начальной школы Хикару Синдо находит древнюю доску го в мансарде его деда, в которой заточён призрак мастера го по имени Фудзивара но Саи. Отчаявшись снова сыграть в го после столетий затворничества, Саи овладевает Хикару и побуждает его сесть за игру. Конечная цель Саи состоит в том, чтобы однажды сделать «божественный ход» (также называется «длань Божья»), который внезапно может сделать проигрышную игру выигрышной. Это реально существующий термин го, представляющий из себя мысленный эксперимент, который поощряет игроков го внимательно рассмотреть все возможные ситуации, включая те, которые кажутся невозможными. Аниме Hikaru no Go похоже на Yu-Gi-Oh с намного большим акцентом на мастерство и обучение.
Изначально Хикару не особо заинтересован игрой, однако Саи учит мальчика исследовать и понимать ходы, который он заставляет его делать. В аниме показано, как растёт мастерство Хикару и его страсть к игре, таким образом привлекая зрителей к го. При этом каждый эпизод заканчивается кратким учебным роликом с участием мастера го Юкари Умэзавой, в котором она преподает зрителям урок, основанный на только что просмотренном эпизоде. Манга и аниме, закончившиеся в 2003 году, породили всплеск популярности го среди молодых игроков по обе стороны Тихого океана.
В аниме Durarara!! Изая Орихара проводит время за чудовищно сложной игрой собственного изобретения, которая сочетает в себе фигуры из шахмат, сёги и Отелло с доской го. Евангелина А. К. МакДауэлл из Mahou Sensei Negima! ходит в школьный клуб го, используя игру для развития отношений с другими персонажами. В целом, как го, так и сёги нередко используются, чтобы указать на чей-то интеллект, таким же образом, как шахматы в западной культуре.
SPECIAL: фильмография го на английском.
Эта игра также известна как японские шахматы. Сёги ведёт своё происхождение от индийской чатуранги, которая также породила шахматы и сянци (китайские шахматы). В точности неизвестен ни момент появления этой игры, ни её первоначальный вариант, однако можно сказать, что в XI столетии в сёги уже играли в Японии. Сёги пережила ряд вариаций и изменений в правилах, прежде чем приобрела привычный современный вид в XVI веке. Примечательно, что это была первая шахматоподобная игра, в которой было введено правило, в результате которого захваченные фигуры в определённых ситуациях могли быть возвращены на доску.
Сёги похожа на шахматы, однако обладает некоторыми существенными различиями, например, чёрные ходят первыми. Чёрные и белые начинают на противоположных сторонах доски, и игроки по очереди передвигают свои фигуры, пока одному из королей не поставлен мат. После захвата фигуры игрок сохраняет её у себя и в один из своих следующих ходов может разместить эту фигуру на своей стороне доски. Как и в шахматах, в сёги есть король, пешки, ладьи, кони и слоны, но также тут есть и копья, серебряные и золотые генералы. Сёги — самая сложная из всех шахматоподобных игр: программа для неё, способная обыгрывать гроссмейстеров, была создана позже остальных, только в 2010 году.
Сёги пережила попытку запрета во время американской оккупации после окончания Второй мировой войны, будучи одним из «феодальных» аспектов японской культуры, которые должны были подвергнуться чисткам. Сегодня же эта игра процветает под крылом японской ассоциации сёги и родственной ей японской женской ассоциации профессиональных игроков в сёги. Эта игра пользуется большой популярностью в Японии и Китае, однако не особо распространена за пределами Азии.
Сёги представлена в этом детективном аниме как го в Hikaru No Go, однако в более мрачном контексте. В начале Shion no Ou некто убивает родителей пятилетней Сион Ясуоки и забирает короля сёги с доски её отца. Из-за инцидента Сион онемела и стала одержима игрой, чтобы найти убийцу своей семьи. В 13 лет она становится профессионалом в сёги, руководствуясь наставлениями друга семьи. Показ 22-серийного аниме проходил с 2007 по 2008 год, закончившись за несколько месяцев до конца манги.
В основном история здесь вращается вокруг развития Сион как игрока, а также организации турнира для установления личности убийцы. Также в аниме обыгрывается тема гендерной сегрегации в спорте. JSA и LPSA сотрудничают, но являются отдельными неравнозначными организациями. В частности, один из персонажей аниме выдаёт себя за девушку для более быстрого продвижения в профессиональный спорт, потому что в женской лиге более низкие стандарты для квалификации.
Асума Сарутоби из Naruto: Shippuden является заядлым игроком в сёги и всегда готов сыграть со своим напарником Шикамару. Он использует эту игру, чтобы оценить мастерство и стратегию своих противников. Сёги также появляется в аниме Yamada-kun and the Seven Witches, где сёги-клуб старшей школы Сузаку организовывает переворот против студсовета. Наконец, в манге Fullmetal Alchemist прапорщик Ватто Фарман объясняет правила этой игры.
Карута относится к японским карточным играм, которые вошли в моду после того, как португальцы в XVI веке завезли игральные карты в Японию. Эту игру можно отнести к специфическому жанру карточных игр про поиск совпадений. Карута ведёт своё происхождение от кай-оой или кай-авасэ — игры, популярной среди средневековой японской знати. В ней на одной половинке раковины была изображена первая часть рисунка, а на другой — продолжение. В свою очередь эта игра является упрощённым переосмыслением соревнований в скоростной живописи по заданной теме.
Карута же построена на сопоставлении слов и фраз, например, из пословиц и стихов. Эта игра является испытанием на память и ловкость. Игроку здесь требуется быстро выхватывать соответствующие карты из рассыпанной колоды соответственно тому, как читаются фразы. Самые известные колоды этой игры вдохновлены традиционным японским поэтическим жанром вака и используются в небольшом, но преданном делу сообществе поклонников игры Карута. Всеяпонская ассоциация Карута проводит ежегодные турниры в храме Оми в Оцу.
В соревновательной каруте (ута-гарута) игроки должны прослушать первые три строки стиха вака и найти карту с последними двумя строками. Здесь используются стихи из «Огура хякунин-иссю» — антологии 100 стихотворений 100 поэтов. Исключительные игроки знают стихи наизусть и могут определить их по первым слогам.
Chihayafuru знакомит нас с Тихае Аясэ, скучающей ученицей старшей школы, которая обращается к каруте, чтобы уйти от своей обескураживающей семейной жизни. Она связывается с другими студентами-изгоями и стремится стать «королевой каруты» — мастером игры среди женщин. Манга выходила в журнале Be Love с 2007 года, а в 2011–2013 годах было показано два сезона аниме. Также в марте 2016 вышел фильм живого действия. Это аниме не вызвало такой всплеск популярности соревновательной каруты, как случилось с Hikaru No Go. Аниме было в целом хорошо принято, однако игра не смогла получить признание на Западе.
Название Chihayafuru и имя протагониста взяты из «Огура хякунин-иссю». В аниме заложена мысль, что для успеха в игре требуются сила духа и самоотверженность. По словам создателя Chihayafuru Юки Суэцугу, старшая школа — это время, когда «вы можете посвятить чему-то самую истинную часть себя». Со временем карута превращается для Тихае из формы эскапизма в страстное увлечение, а также способ воссоединиться с любимым другом детства.
Клуб «Огура хякунин-иссю» на короткое время появляется в Kill la Kill, как одна из множества студенческих организаций, бросающих вызов Рюко Матой за влияние на студсовет. Вариант ироха-карута появляется в игре Kirby Super Star Ultra, где игрок выбирает совпадающие карты с изображением монстров и персонажей (в английской локализации это называется Kirby Card Swipe). Микумо Осаму из World Trigger использует игру для тренировки ловкости, однако проигрывает маленькому мальчику и его домашней капибаре.
Разновидность колоды Ханафуда («цветочные карты») была создана с использованием китайского искусства в начале XVII века после запрета западных игральных карт. Ханафуда доминировала в области азартных игр на протяжении всего периода Токугава, и новые колоды создавались так же быстро, как самые популярные колоды объявлялись вне закона. Ханафуда прошла через столетия цензуры вплоть до наших дней. Компания «Нинтендо» начинала с игральных карт в 1889 году и делает их до сих пор, в том числе и посвящённые своим видеоиграм.
Игра распространена в Японии, Южной Корее и на Гавайях. В отличие от западных четырёхмастных колод, ханафуда использует двенадцать мастей по четыре карты в каждой. Дизайн карт может быть на любую тему — от мифологии до поп-культуры. Поскольку здесь не используются цифры, победные очки присуждаются за определённые комбинации изображений.
Кой-кой является одной из самых популярных игр, использующих колоду ханафуда. В начале этой игры 8 карт выкладываются в открытую на стол, и затем каждый ход игроки стремятся найти в своей руке карту, совпадающую по масти с одной из карт стола, чтобы отложить их себе в конце хода. Цель игры — собрать из откладываемых карт особые комбинации (яку) с изображением лент, животных и пр. Когда игрок получает яку, он вправе выбрать: продолжить игру (объявить кой-кой) или выиграть данную раздачу — объявить победу (агари). Если в это время противник сможет закончить одно из своих яку и объявит агари, первый игрок будет считаться проигравшим и не получит никаких очков.
«Летние войны» — это научно-фантастическое полнометражное аниме о злодейском ИИ, угрожающем уничтожить мир. Можно сказать, что это японская вариация на тему «Военных игр». Несмотря на футуристический мир, в котором главный герой Кэндзи Койсо подрабатывает модератором в виртуальном мире ОЗ, связанном со всеми основными технологиями Земли, душа фильма заключена в древней игре кой-кой. Прабабушка Нацуки (любимой девушки Кэндзи) знакомит главного героя с игрой, чтобы узнать, насколько он подходит её правнучке.
Кой-кой возвращается в кульминации фильма, когда Нацуки бросает вызов злобному ИИ в онлайн-матче, ставя на кон аккаунты дружественных игроков ОЗ. Игра используется, чтобы отвлечь одержимого соревнованиями ИИ, а также чтобы ослабить его влияние на ОЗ и соответственно весь мир. Релиз на Blu-Ray поставляется с тематической колодой ханафуда.
SPECIAL: AMV по Summer Wars от переводчика.
Ханафуда и кой-кой хорошо известны в Японии, так что некоторые яку применяются для наименования различных вещей. Три персонажа из Naruto (Ино Яманака, Шикамару Нара и Чоджи Акимичи) входят в боевое формирование «Иношикачо» (буквально — «кабан-олень-бабочки») — так же называется одно из яку. «Иношикачо» также используется как общее название для групп, состоящих из трёх человек. Также в Dragon Ball есть монстр Иношикачо, представляющий из себя гибрид кабана, оленя и бабочки. Наконец, Чоджиро Токумацу из Yu-Gi-Oh! Arc-V играет тематической колодой, в которой химерообразные монстры относятся к различным яку.
Игры нередко используются для развития сюжета. В них испытываются самоотверженность, знания и изобретательность, а становление опытного игрока вращается вокруг изучения и понимания стратегии и возможностей. Навыки и стили игры нередко используются, чтобы обозначить типы личности, а столкновение различных стратегий на доске отражает борьбу между персонажами, использующими их. Установленный набор правил — это отличное испытание творческих способностей личности: как только вы поймёте правила, следует использовать их в своих интересах. Успех любого персонажа зависит от того, чтобы извлечь максимум возможного из того, что у него есть.