Eldrich написал 11 минут назад к статье Лучшие игры на скрытые перемещения: # в этом, уж простите, "посте", столько бреда, что проще поставить едини...
HedgeHoga написал 22 минуты назад к игре Анх. Боги Египта — Пантеон: # Присоединяюсь к вопросу, появились сканы?
tound написал полчаса назад к статье Впечатления от «Эпохи легенд» и «Последнего рыцаря»: # а не подскажете, откуда инфа про набор 2.0? не помню такого поста от с...
marom написал 2 часа назад к статье Максимум Апокалипсис: # для простой игры с глубиной зомбицида непомерно долгая подготовка. у м...
ask написал 2 часа назад к статье Помощь по сайту: # Тоже самое при "Ответе" в игре: https://tesera.ru/game/inventions-evol...
Обзорная башня [23.04.2024]
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г.
С миру по нитке [23.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а...
С миру по нитке [22.04.2024]
О том, что происходит с сайтом и на рынке.
С миру по нитке [18.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В предзаказе: «Д...
С миру по нитке [17.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: RollinGames изда...

Ksedih

Обзор настольной игры Shakespeare

31 января 2017

Информация

добавить
игры Shakespeare
персоны Hervé Rigal
компании Ystari Games
Дата: 31 января 2017
Оценка пользователей
9.1667
-

Всё больше свежих настольных игр проходит мимо нашего сообщества незамеченными, даже упоминания вскользь не удостаиваются. И в этом нет ничего удивительного, ведь новых настолок в год выходит несколько тысяч и многие качественные, признанные во всём мире, стали настолько доступны — благодаря нашим локализаторам и краудфандинг-площадкам, — что следить за всем нет ни желания, ни необходимости. Самые популярные коробки выловят и выложат на прилавок прямо в России. Остальные же игры можно опробовать, опираясь на обзоры сильно увлечённых блогеров, которые рассказывают о своих опытах с менее известными экземплярами.

 

Так что давайте поспособствую популяризации не очень известной, но, тем не менее, вполне себе играбельной коробочки 2015 года Shakespeare, которая прошла незамеченной мимо бдительного взора сообщества. Говоря по чести, многого никто не потерял, но всё-таки это стандартное неплохое евро, которое может вполне хорошо зайти во многих компаниях, поэтому и решил её обозреть, мало ли, кому-то придётся по душе. Приступим.

 

 

О чём это?


Настолка Shakespeare превращает игроков в управляющих театрами Лондона, и они должны подготовить самое лучшее представление для королевы. Кто эффектней оформит сцену, сошьёт красивейшие костюмы актёрам и в лучшем виде организует все три акта спектакля, тот и молодец. Короче — очков надо больше набрать, как всегда.

 

Тема необычная, привлекательная для кого-то и, по-моему, никого не отталкивающая. Притом оформлена настолка очень добротно: хорошие иллюстрации, приятные цвета, всё красиво и… как-то нейтрально. Ощущение будто делалась «подо всех», даже самый придирчивый сноб, глядя на игру, скажет: «Ну, норм, без провисов».

 

 

Что внутри?


Четыре планшета игроков. На них отображается сцена, которую нужно украшать, начальные доступные актёры и трек атмосферы вашего театра.

 

 

Общее поле с треками актов спектакля, очередностью хода, пулом элементов костюмов и декораций, плюс, дорожка победных очков.

 

 

Деревянные маркеры для различных треков на полях.

 

 

Карты актёров и заданий королевы.

 

Карты заданий королевы

Задания королевы

 

Карты актёров

 

Жетоны монет.

 

 

Жетоны костюмов и декораций, за которые происходит основная борьба в игре, и которые позволяют набирать победные очки и деньги. 

 

Разноцветные элементы сцены

 

Элементы (заплатки) костюмов актёров

 

Как в это играть?


В Shakespeare нет ничего необычного, это стандартный евро-гейм, но рассказать о механиках и небольших нюансах стоит. Привлечь чем-то особенным настолке искушённых людей не удастся, хотя в целом она играется легко и приятно, чем и хороша.

 

В театрах игроков изначально есть по четыре персонажа, каждый из которых может совершать определённое действие (изначально у всех эти четверо одинаковы). Они делятся на две группы: мастера, которые шьют одежду и возводят декорации на сцене, и актёры, которые позволяют двигаться по трекам актов спектакля и улучшать общую атмосферу в театре, благодаря чему получать очки.

 

 

Каждый раунд — а их всего шесть — игрок будет получать в своё распоряжение нового мастера/актёра, которые выходят случайно из общей колоды, и за которых порой случается борьба. Ну, как борьба — кто ходит первый, тот и хватает вкусного персонажа, присоединяя его к своей труппе. Тут стоит отметить интересную особенность игры: первым ходит тот, кто в начале раунда заявит меньшее количество действий. Делается это обыкновенным «аукционом в кулачке». Каждый ставит от 1-го до 5-ти деревянных маркеров (сколько маркеров, столько будет действий в этом раунде у игрока), кто меньше, тот и ходит первым.

 

Важно ещё и то, что первый игрок в раунде — заявивший меньше всех действий — сразу же получает одно победное очко, что в этой игре немало, так как итоговый счёт обычно равен 15–20 очкам. Равенство ставок перед раундом разрешается позицией на дополнительном треке инициативы, где первым оказывается тот, кто раньше остальных в предыдущем раунде активировал любого актёра (то есть, не мастера, позволяющего забирать с общего поля полезные детали костюмов или декораций, завезённые в этом раунде, и не нового персонажа, доступного для найма).

 

 

А так как ранняя активация актёров наименее полезное действие, то задействовать их первыми нужно только ради более выгодного расположения на треке инициативы и для возможности оказаться первым игроком в начале следующего раунда. Такая вот не совсем обычная борьба за возможность ходить первым и получать за это существенное в итоге количество очков. В общем же, принцип и течение партии очень просты:

 

  • В свой ход вы либо забираете нового персонажа из общего пула (выбираете самого полезного, понятное дело),
  • либо активируете одного из своих персонажей (по одному разу в раунд можно каждого задействовать). Актёры двигают вас по трекам 1-го, 2-го или 3-го актов, что при подсчётах (их всего два за всю партию) добавит вам очков; мастера либо шьют одежду, забирая лоскутки из случайно доступных каждый раунд (тут надо опередить противников, забрав самые красивые и многоочковые), либо строят декорации, которые также добавляют очки/атмосферу/деньги вашему театру.

 

 

Такой себе поинт-салат, где мы двигаемся по трекам актов спектакля для зарабатывания очков и денег, шьём одежду, опять же, для зарабатывания очков, и возводим декорации для… Ну, вы поняли. В общем, активируем актёров — пытаемся вырваться по трекам актов вперёд, чтобы получить больше очков/денег, чем другие в конце четвёртого и шестого раундов (именно тогда производятся подсчёты по этим трекам). Активируем мастеров, чтобы сделать то же самое, но за счёт сбора максимально дорогих сетов одежды, либо за счёт возведения крутых декораций.

 

Причём за пошив одежды даются не только очки по завершении костюма, но этот костюм на актёре также позволит задействовать дополнительное свойство своего носителя при подсчётах (IV и VI раунды). Свойства незамысловаты: опять же продвижение по трекам, или плюс деньги, или плюс к атмосфере театра. В любом случае это такая мини-игра-выбор: шей дорогущий костюм и получи за него много очков, либо сшей рванину дёшево и быстро и получи за это дополнительный бонус актёра.

 

Промо-карта актёра «Просперо», позволяющая удвоить бонус любого другого актёра, если полностью пошить костюм Просперо. 

 

Ещё одна мини-игра — это установка декораций. Их можно устанавливать только симметрично относительно центра занавеса. То есть, если в одном углу вы поставили розовую декорацию (они отличаются цветом и соответствующими этому цвету единовременными бонусами), то на таком же расстоянии в другом углу должна стоять такая же розовая. И строятся они пирамидкой, то есть в основании каждого следующего квадрата должны быть два. А по достижении определённых высоких точек сцены игрок получает дополнительные очки.

 

 

Плюс, очки можно получить за задания королевы, которая является одним из четырёх доступных каждому игроку с начала партии персонажей для активации. Королева либо поддерживает театр деньгами, либо подкидывает карточку-задание, за выполнение условий на которой игрок получит дополнительные 1–2 очка в конце партии.

 

Кстати, интересна ещё роль денег в Shakespeare, по ходу партии они ни на что не тратятся и нужны лишь в самом конце игры, чтобы выплатить зарплату нанятым актёрам и мастерам (у каждого из них свой показатель з/п, чем полезнее персонаж, тем больше денег он затребует в конце партии). За невыплату серьёзно минусуют по очкам. Интересно, что можно нанимать не профессионалов, а так называемых статистов (просто перевернув карточку персонажа тыльной стороной), которым не нужно будет выплачивать зарплату, но и пользы от которых по ходу игры гораздо меньше.

 

 

Впечатления


Прямо классическое современное евро, увлекающее не общей идеей, а каскадом эмоций от путей получения очков и возможных вариаций — иногда минимальнейших — хода партии. Причём все они сливаются в итоге в довольно однородную серую массу, без характерных особенностей, но, тем не менее, заставляют раскладывать игру снова, просто, чтобы пособирать сеты из жетончиков ещё раз.

 

После партии вы никогда не будете вспоминать «Эк я собрал крутую комбинацию из …!» или «Как мы боролись с ним за …!». В Shakespeare таких чувств не существует. Вы просто получаете где-то на одно очко больше, где-то меньше, пытаетесь обойти на треке оппонентов, чтобы к четвёртому/шестому раунду при подсчёте вашу фишку победных очков задвинуло дальше остальных. Сказать, что так происходит во всех евро-настолках, не совсем верно. В Shakespeare это особенно чувствуется (как и во многих похожих играх), ведь используя актёра или активируя мастера-декоратора, вы на самом деле всего лишь двигаете ползунки и сухо считаете числа: «Сейчас я получу семёрку, а не шестёрку, ура».

 

 

Даже не знаю, как лучше это выразить. Наверное, опять стоит обратиться к пресловутому и расплывчатому понятию атмосферы в настольных играх: в той же Terra Mystica, вроде, тоже считаем циферки, но там хоть все эти действия по расширению своих границ, перекидыванию мостов и перегонке маны из одной чаши в другую, чтобы превратить горы в болота, пусть и обосновываются той же математикой, но хоть как-то манипулируют сознанием игрока, создавая какую-никакую картинку в воображении, давая почувствовать и увидеть воочию на игровом поле развитие своей маленькой цивилизации. Тип игр вроде Shakespeare этого не делает.

 

И, заметьте, у меня с воображением всё в порядке, легко себе рисую репетиции труппы, пошив костюмов, внутренние перипетии театров и всё прочее. Просто пытаюсь донести разницу между ощущениями от двух типов евро — теми, которым удаётся удачно сочетать в себе сильные художественные эмоции (пусть порой и подогретые больной фантазией игрока) с хорошей математикой, и теми, которые так делать не умеют или делают нехотя. Сегодняшняя коробка относится ко второй категории. На привлекательность игры это влияет совсем не обязательно — в топе BGG полно настолок всего с одним из двух качеств, и они очень хороши.

 

 

Вот и Shakespeare хорош, но всего лишь как ещё одна добротная, но суховатая евро-коробка, атмосферой театра здесь веет так же, как в Книциевской Lost Cities духом исследований и приключений, или в шахматах кровавым сражением. Эта настолка привлекает точно не хорошо раскрытой темой и даже не какой-то глубокой математикой и расчётами, а, прежде всего, простотой и незамысловатым процессом создания своего театра посредством сбора коллекции из актёров, кусочков костюмов и элементов декораций на сцене.

 

 

Каждое действие игрока продвигает его либо по треку какого-то акта, либо по треку атмосферы театра (что так же даёт бонусы в конце каждого раунда), либо позволяет сыграть в, с позволения сказать, мини-игры по пошиву одежды, установке декораций. Задания королевы разнообразят ваши стремления к какой-либо цели, плюс, есть механизм усталости персонажей, благодаря которому в каждом раунде приходится задействовать других актёров, так как сделавшие своё дело в одном раунде в следующем становятся недоступны (отдыхают).

 

Взаимодействие в Shakespeare классическое опосредованное и по факту нулевое, выражающееся всего в одном элементе: борьба на треке инициативы, чтобы быть первым ходящим, получать за это победные очки и возможность брать нужного актёра из выпавших на раунд в общий пул.

 

 

Зачем в это играть?


Shakespeare — ещё одна настольная игра на полке из разряда «Эта тоже норм и сыграть можно, но давайте лучше в то, во что всем нравится». Обижать игру не хочется, она действительно хорошая, и на премию интернет-журнала Tric Trac выдвигалась, и особенности в ней есть свои интересные, и ощущения от неё приятные в процессе, увлекательна даже, но. Всегда есть это но: настолка всего лишь Одна Из, а не Та Самая.

 

Поэтому ответ на наш вопрос: да незачем, кроме как познакомиться, в надежде, что процесс сильно захватит компанию. Ну, или ваша игровая ячейка любит обсасывать и разбирать игры по косточкам, выжимая из механики все соки, благо тут они есть, и играть небезынтересно. Третий вариант «Играю во всё подряд, кроме откровенной фигни» тоже подходит — коробка добротная, потраченного времени не пожалеете.   

 

 

Итоги

 

Лайтовое евро, которое придётся по вкусу любителям игр типа Ticket to Ride, Stone Age, Village. Довольно сухая, хотя и пытающаяся казаться атмосферной за счёт привлекательного оформления.

 

Из интересных нюансов: а) деньги не используются по ходу игры вообще никак, б) персонажи устают в конце раунда и отдыхают весь следующий, в) немного развлекает тетрисоподобная постройка декораций. Одно нехорошее наблюдение: возможно, в игре есть одна выгоднейшая стратегия, но на основе 10 партий судить сложно, однако, оно замечено не раз и не одним игроком. А ещё трек инициативы бесит тем, что про него забывают все и постоянно, периодически задавая вопрос: «А кто первый в раунде активировал актёра?» 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Taran написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Выглядит ужасно. Пестрое аляповатое нечто.

Valenox написал 7 лет назад: #

Буйство красок - фича театральных и цирковых представлений того времени на фоне серых будней. Так что тематично все, правильно.

Snowtrooper написал 7 лет назад: #

Полностью пока в ночи не прочел, но спасибо огромное за обзор!

terjul написала 7 лет назад: #

Согласна с твоими выводами во многом.
Сыграла в неё в своё время одну партию и второй раз садиться за неё желания уже не было.
Статья в отличии от игры очень хорошая!

gingerwhisper написала 7 лет назад: #

Спасибо! Заинтересовали! Очень искренний и действительно полезный пост, по таким хорошо написанным статьям как раз и хочется ориентироваться, при выборе чего угодно)

ZoRDoK написал 7 лет назад: #

Уже год смотрю на игру (видео всякие и и.п.). Но брать не буду. Просто евро. Рядовое.