tolya21 написал полчаса назад к игре Домашняя распаковочка This War of Mine.: # Фото очень маленькие:(
Solarius написал полчаса назад к игре Замки Бургундии: # В немецкой версии дополнения Порт-Ройала например у меня фишка одна ме...
terjul написала полчаса назад к игре 5ive: King's Court: # Сыграли недавно в клубе. Поначалу всё шло очень классно, а потом бац -...
dimmon написал час назад к игре Барбария: # Очень-очень хороший филлер с приятным ярким оформлением. Зашел просто ...
Alex_de_Mario написал час назад к игре Замки Бургундии: # Приехала немецкая версия игры, символично, что по цене выгоднее всего ...
International Gamers Awards 2017: номинанты
Номинации — «Стратегии для трёх и более игроков» и «Стратегии для двух игроков».
Juego del Año 2017: номинанты
Финалисты премии «Игра 2017 года в Испании» и список рекомендаций.
GaGa Games: новости по текущим проектам
А заодно анонс русского издания Biblios.
Fury of Dracula 3ed выйдет в России!
Компании Hobby World удалось договориться с Games Workshop.
Настольные «красотки»
Какие обложки настолок по мнению тесеровцев самые красивые?.. Отвечаем.

igelkott

Cave vs Cave. Гномы и братья их меньшие

Обзор игры Caverna: Cave vs Cave, 06 сентября 2017

Информация

добавить
игры Caverna: Пещера на пещеру
Дата: 06 сентября 2017

Рейтинг 8.35

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 8.3552
-

Первенцы и последыши

Введение, которое вполне можно пропустить, если вас интересуют только гномы, их стоимость и где приобрести

 

Зачем делают успешным играм младших братьев? Нетрудно сказать. Боюсь, это в первую очередь вопрос экономический, продать ещё раз полюбившийся сеттинг — соблазн велик, тем более, что купить ещё раз полюбившийся сеттинг — не менее великий соблазн. Вот хорошо, если ты увлекаешься каким-нибудь SW: Destiny, в любой момент можешь купить что-то новенькое для своей игры; а если тебе нравится «Гранд-отель «Австрия», так ведь и хочется купить эту коробочку (а кому-то по слухам и все 44), ан нет, она у тебя уже есть :(

 

 

Разочарование часто наступает потом, когда оказывается, что внутри старой-доброй обёртки — пустота. Вот об этом и хотелось немного сказать во введении, а в идеале и получить какой-то читательский отклик в комментариях, соотношение «старших братьев» и их преемников. Бывает, кстати, что «младший брат» появляется не из простой прихоти родителей и надежд на новые субсидии от настольщиков. К примеру, в последнее время вышло много дуэльных вариантов игр, у которых в базе или нет дуэльного варианта, или он довольно кривой: «7 чудес», «Бэнг», «Бонанза». Впрочем, есть и более древние примеры: карточные «Колонизаторы» аж 1996 года.

 

Но много ли настолок, младшие братья которых оказались не хуже их самих? И как соотносятся эти игры? Первое, что приходит в голову... «Монополия». Monopoly Deal Card Game (2008) запомнилась мне как отличный филлер, партии стали конечными, даже скоротечными, количество решений поднялось выше нуля (и при этом можно убедить ребёнка, что вы играете в «Монополию», как он того и хотел:). И, очевидно, это стала совсем другая игра (мне всерьёз кажется, что Фельд немного ею вдохновлялся, делая свои карточные «Замки»). Другой пример — уже упомянутый «Катан», Catan Card Game. Пример не такой очевидный, многие не настолько не любят «Катан», насколько это делаю я. Но по-любому карточная версия обладает своими преимуществами (дуэльность и время партии — как минимум), и это действительно хорошая игра. При том, опять же это независимая игра, наследующая только некоторые основные концепции «Колонизаторов». 

 

Ну и главный пример, который нельзя не привести — дуэльные «7 чудес». Конечно, есть люди, которые считают, что обычные «7 чудес» лучше, но внимательное наблюдение за такими настольщиками показывает, что когда они сыграют несколько партий, более-менее запомнят, какие карты есть в игре и прочее, они уже далеко не так уверены в превосходстве старшего брата. Я лично со временем даже понял, что «Дуэль» ещё и атмосферная игра. И опять же, игра похожа на базовую очень номинально, игровой процесс совсем другой.

 

Бывают и другие «младшие», игры-имитации. В 2016 году вышло как минимум две таких игры: карточные версии «Замков Бургундии» и «Энергосети». Игры, которые так и кричат, что в этих сапогах и губной помаде они совсем как старшие сестры. Но на самом деле нет, сам факт попытки этой имитации показывает её несостоятельность.

 

Ну и ещё бывают просто неубедительные игры-последыши, на мой взгляд, к таким относятся кубиковые Nations, Lewis & Clark и La Granja. Их не спасает то, что они другие, не такие, как старшие братья-сёстры. Тут и атмосферу не чувствуешь старшей игры и сама по себе игра не так увлекательна. 

 

Дальнейший список таких пар оставлю комментаторам. Пока мне кажется, вывод довольно прост, игра-преемник должна быть другой игрой, при этом добротной другой игрой, чтобы не разочаровать любителей своего сеттинга. Теперь, наконец, вернёмся к гномам в их естественной среде обитания.

 

Правила жизни приличных гномов

Глава I, которую вполне можно пропустить, если вы уже знаете правила

 

1.Основные элементы игры: 

 

1.1. Трек действий, он же счётчик раундов. На треке располагаются в открытую четыре тайла первичных действий и в закрытую восемь остальных, в соответствии с их номерами (как и в старших играх, «Агриколе» и «Каверне»): для 1–3 раунда используются тайлы с номером 2, для 4–7 раундов с цифрой 3, для восьмого — всегда один тайл с цифрой 4. В итоге мы имеем 144 разных варианта стартовой раскладки.

 

1.2. Два личных планшета. На каждом планшете есть счётчик ресурсов, на него мы кладём маркеры ресурсов, в начале на единицу все ресурсы, в дальнейшем, получая или тратя ресурсы, мы будем просто двигать маркеры. Да, никаких больше гор фигурного дерева. Более того, никаких больше анимиплов, вообще никакой живности, гномы теперь не спят в обнимку с овцой, больше не будет трогательных восклицаний: «Боже, я прочитал правила, эти животные размножаются совсем не так», — забегая вперёд, здесь и гномы размножаются иначе, как-то более механистично что ли... Трек ресурсов невелик, набрать чего-либо больше 9 невозможно, запрещено, единственное исключение — золото, его может быть сколько угодно. На то и гномы.

 

Но основную часть личного планшета составляет пространство пещеры, на нём есть одна готовая комната, одно свободное место (с перечёркнутой киркой) и 9 слотов под тайлы комнат, на них мы в начале игры в случайном порядке кладём тайлы комнат рубашкой вверх, по планшетам комнаты тоже распределяются случайно. На двух слотах есть символ еды, раскапывая по ходу игры эти слоты, мы получаем дополнительную еду.

 

 

1.3. Шесть тайлов комнат, доступных сразу. Они помечены другим цветом и рисунком рубашки. Просто кладутся рядом с треком.

 

1.4. Жетон первого игрока, дополнительная пещера для того, кто застроит свою основную пещеру первым, и кучка других бесполезных жетонов.

 

2. Что со всем этим делать?

 

Восемь раундов соперники по очереди делают определённое количество ходов (это количество написано на рубашке тайла действий, который переворачивают в начале раунда, т.е. первые три раунда это два хода, следующие четыре раунда — три, последний раунд — аж четыре хода).

 

Каждый ход игрок использует один из открытых и ещё не использованных тайлов действий. На этих тайлах, как правило, несколько действий (которые можно выполнять все или только некоторые, причём в любом порядке), иногда бывают действия на выбор, иногда и то, и другое. Кроме очевидных действий «получи столько того-то», есть ещё четыре важных действия: произвести раскопки, построить стенку, обустроить комнату и использовать комнату.

 

Во время раскопок мы тратим еду, чтобы раскопать 1–2 слота, т.е. мы можем снять два тайла комнат с нашего планшета (они должны примыкать к уже раскопанным слотам или к тем, что открыты в начале игры), снятые тайлы переворачиваются и выкладываются на общий «рынок» комнат; таким образом мы получаем новые места для комнат и — кроме того — расширяем выбор комнат, которые можно строить.

 

Строим комнаты мы почти что как раньше, отдаём ресурсы, указанные на самой комнате, и располагаем тайл комнаты в своей пещере, иногда приходится доплачивать еду, чтобы построить больше комнат. Но есть один нюанс, у каждой комнаты есть условия, как должны располагаться стены пещеры вокруг слота, куда эту комнату размещают. Для того, чтобы комната отвечала этим условиям, иногда приходится пользоваться действием «построить стенку» (также есть действие «снести стенку», которым можно сносить ранее построенные стены и получать за это неплохой набор ресурсов; сразу отмечу, дальнейшие действия со стенами никак не влияют на уже построенные комнаты).

 

Сами комнаты бывают двух типов: комнаты, которые требуют активации, чтобы принести пользу хозяину, и комнаты-свойства, которые просто позволяют при выполнении некоторых действий получать дополнительный бонус. Для того, чтобы использовать комнаты первого типа, нужно выбирать действие «использовать комнаты», это действие позволяет использовать свойства такого количества комнат, сколько указано в жёлтом квадрате (от 1 до 3) или меньше, при этом каждый раунд каждую комнату можно использовать только один раз. Последний, восьмой, тайл необычен тем, что его может использовать только тот, у кого больше золота.

 

Что ещё забыл? Маркер первого игрока (не поверите) просто передаётся другому игроку каждый раунд. 

 

3. За что боролись?

 

Мы же гномы, мы боремся за золото! Подсчёт очков не в пример проще старшей сестры, есть только две вещи, которые нам дают ПО — золото и комнаты (1 ПО за каждый золотой, а за комнаты — столько, сколько написано в золотом щите). И никаких штрафов, представляете?

 

Начало, середина и конец одной из партий, победа за светлой стороной гномов

 

Снова о конфликте поколений

Глава II и эпилог, которые можно пропустить в случае, если попали на эту страницу совершенно случайно

 

Что же общего у двух «Каверн»? Вокерплейсмент остался, хотя и без самих «вокеров» (вы просто тянете выбранную карточку на себя). Но этих миплов теперь не надо кормить, никогда, они сами, они уже большие, найдут, что съесть, пока выполняют свои задания. Еда тут довольно абстрактный ресурс, помогающий лучше копать и строить. А как они размножаются? Похоже, почкованием, никакой конкуренции, на четвёртом ходу «бац!» — и у всех три «гнома», на последнем «бац!» — и четыре. Вот как выглядит планирование семьи у гномов, учитесь, агрикольские крестьяне.

 

Что ещё можно сравнить в двух «Кавернах»? Сеттинг и его атмосферность. Теперь мы не занимаемся обустройством своего хозяйства, не видим колосящихся овощей, овчарок, присматривающих за овцами, ослов, гнущих свою ослиную спину в каменоломнях, нет, мы делаем деньги. Понятное дело, что есть игроки, которые и в большой «Каверне» видят за всей лепотой лишь уравнения по максимизации ПО, они не заметят этой разницы.

 

Собственно, и соль игры теперь не столько в менеджменте действий, сколько в налаживании машины по выкачиванию ПО, мы пытаемся собрать такой набор тайлов, чтобы он и золото приносил побольше, и оставлял «время» для того, чтобы строить ещё комнаты (это же тоже как минимум очки).

 

В итоге что мы имеем? Совсем другую игру, в которой мы будем заниматься совсем другими вещами. Это, как было написано выше — не плохо, нет ощущения, что это обкромсаная тёзка, нет ощущения имитации, так что вопрос только в том, хороша ли сама игра.

 

Дело вкуса: филлер (но даёт ощущение, что чуть больше, чем просто филлер) с неочевидными игровыми решениями (по крайней мере за первый десяток партий игра не сломалась, и кажется, что она выдержит ещё больше; хотя лично у меня есть несколько любимых комнат), быстрая, но и пугающих глубин ждать не приходится. 

 

Минусы: в эту «Каверну» хочется играть не потому, что хочешь вновь отстроить хозяйство / принимать гостей в родном отеле / организовать самую понтовую космическую империю / споить вином всех визитёров мира, нет, скорее, как в головоломку: понять, почему в прошлый раз не сработало то, что сработало в позапрошлый, можешь ли ты наладить всё ещё круче? С другой стороны, у Розенберга, вроде бы, всегда такие филлеры, даже превосходный «Пэчворк» далёк от глубокой атмосферности, мягко говоря. В итоге, вряд ли «Каверна» станет в нашей семье любимым филлером на все времена, но последние пару недель, если выдаётся немного времени на игры, мы дома раскладываем именно её.

 

Плюсы: очень порадовал способ добавления пещер «на рынок». В большой «Каверне» временами смущало то, что сразу доступны все комнаты, выбор слишком велик. Здесь постепенное разворачивание рынка, с темпом, зависящим от игроков — замечательная находка. Ещё один вид ограничений — стены — тоже не позволяет делать «всё, что захочется», более того, выдаёт сопернику твои планы, поэтому заставляет продумывать запасные планы развития, действовать аккуратнее и делает выбор действий более жёстким. Всё перечисленное показывает, что взаимодействие вполне себе присутствует, на хорошем для евро уровне. Самобытно, неглупо и быстро — этих причин уже достаточно, чтобы предложить попробовать дуэльную «Каверну» любому «еврофилу».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Arurg написал 11 дней назад: # скрыть ответы

Обложка оригинальная. Там специально профили, похожие Ника Кейва.

igelkott написал 11 дней назад: #

Это и есть Ник Кейв, но обложка не игры, а только статьи, к сожалению.

Slim_Slam_Snaga написал 11 дней назад: # скрыть ответы

Я вот тоже не пониманию, отчего на обложке Pandemic the Cure не Роберт Смит;))

igelkott написал 11 дней назад: # скрыть ответы

Пора устраивать конкурс на лучшую музыкальную обложку настолки.

Kirilloid написал 10 дней назад: #

Вот главный претендент на победу: https://www.boardgamegeek.com/image/368867/monopoly-beatles-collectors-edition

GameAddiction10 написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Я играл во все "маленькие" (да и большие) игры Розенберга. По моему мнению, если расставить игры по "качеству" (глубина, оригинальность), то:

1. Patchwork
2. Agricola All Creatures + доп
3. Caverna Cave vs Cave
4. Le Havre Inland Port

По количеству fun на первое место поставлю Agricola All Creatures, обязательно с допом любым.

Cottage Garden тоже вроде небольшой, но не только на двоих, можно поставить чуть выше Inland Port, чуть ниже Каверны.

На Hengist даже не нужно смотреть. Bohnanza Duel невнятная какая-то, пока мнение не сформировалось.

igelkott написал 13 дней назад: #

Агриколу маленькую не пробовал, а в остальном согласен. Хотя Коттедж поставил бы еще ниже, в области "никакое место", потому что, надеюсь, за нее больше не сяду.

tolya21 написал 11 дней назад: #

Очень схожие впечатления. Дуэльная Агрикола очень классная игра!

Slim_Slam_Snaga написал 13 дней назад: # скрыть ответы
This is a weeping song

Father, why are all the children weeping?
They are merely crying son
O, are they merely crying, father?
Yes, true weeping is yet to come

Обзор игры в четырёх строчках ;)

igelkott написал 12 дней назад: #

Это еще что, про Love Letter у него целая песня.

Michael написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Игорь, вот скажи честно, что бы ты выбрал:
- сыграть в обычную Каверну дуэльно
или
- сыграть в Пещара на пещеру?

GeniusGray написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Я хоть и не Игорь :), но вангую, что все зависит от доступного времени на партию.
В поезде я бы обычную Каверну не рискнул разложить. А дуэльную - вполне.

igelkott написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Именно так, больше люблю большую Каверну, но при нехватке времени сышраю в маленькую:) А при обилии времени сыграю в Отель, или Замки, или Конкордию, их я люблю еще больше:)))

Michael написал 13 дней назад: # скрыть ответы

CrowdFan detected :)

scafandr написал 13 дней назад: # скрыть ответы

А вдруг там Замки Бургундии имелись в виду

GeniusGray написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Зная Игоря - не вдруг, они и есть. Именно он "продал" мне эту игру в свое время, за что ему спасибо.

igelkott написал 13 дней назад: # скрыть ответы

А, я не сразу понял шутку. Да, Бургундии, мой топ-лмст открытая информация. А Замки Людвига я продал, как говорится, "хорошая игра, играть, конечно же, не буду".

Michael написал 13 дней назад: #

CrowdWorldFan detected ;)

Michael написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Насчет Дуэльки Каверны - игра получилась настольно невнятной, что брать ее в поезд точно не захочется.
А вот имея обычную Каверну, играть в дуэльную... это очень странно.

Для примера: "7 Чудес. Дуэль" перевернула и обновила оригинальные "7 Чудес". Дуэльная Каверна ничего подобного сделать не смогла. На фоне оригинальной игры она выглядит совсем блекло.

GeniusGray написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Не буду спорить, но по увиденному геймплею мне игра понравилась, и я с удовольствием ее возьму в поезд для игры с супругой, которая не любит Пачворк и 7 чудес дуэль за их излишнюю абстрактность. А тут прекрасная малокомпонентая мобильная альтернатива.

Michael написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Концепция "не играл, но одобряю" нравится мне больше, чем "не играл, но осуждаю" :)

Тем не менее, по уровню абстрактности дуэльная каверна не далеко ушла от дуэльных чудес.

igelkott написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Это чудеса абстрактны? Победа по войне у цивилизации, сидящей по уши в культуре - это шикарный ход, имеющий свои исторические прообразы:))

Michael написал 13 дней назад: #

Я тоже не считаю Чудеса мега-абстрактными.
Но в контескте Жени вижу Каверну / Агриколу на том же уровне абстрактоности. Как и многие другие евро :)

GeniusGray написал 13 дней назад: #

Тут в слове "абстрактность" наверное скорее акцент на "шахматоподобности" - и Пэчворк и 7 чудес - это игра на максимальный просчет реакции соперника на твое действие, его возможностей. Не про сухость темы, а именно про критичность ошибок.
Каверна видится пусть и маленькой, но все же более евро, где всегда есть несколько путей вылезти из той ситуации в которую ты сам себя загнал.

KittenLS написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Тоже не Игорь, но пещера это походая игра, принести на игротеку как гейтвей у нее такой удел не для домашних посиделок думаю. Каверна дуэльная игра на часа полтора что думаю склоняет играть в нее а не пещера на пещеру.

Ifikl написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Принести на игротеку дуэльку? Печальная игротека...

Michael написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Хорошо хоть не соло игру :)))

igelkott написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Я уже рассказывал про конвент соло-варгеймеров?

Michael написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Нет, расскажи!
Ты, надеюсь, не участвовал? Если участвовал, то потом хорошо помыл руки? :)

igelkott написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Ну, он есть - это уже больше, чем должен знать нормальный человек.
Я о нем только слышал, но помылся, да.
А если серьезно, могу спросить, я помню источник информации:))

Michael написал 13 дней назад: #

Нет, не надо.
Уже после прочтения этого помою глаза с мылом :)

benli написала 13 дней назад: #

и я не Игорь
это две разные игры, и может быть настроение/время/желание/компания сыграть в ту или в другую, следовательно и выбор падёт соответствующий.
плюс про дорожную версию уже не писал только ленивый, - эту коробочку хоть в палатку, хоть в поезд, хоть на работе в обед раскидать. большую каверну дома и на игротеках.

BiskviT написал 13 дней назад: #

Да, оформление просто минималистично-отвратительное у этой игры!
По-началу думал вложиться, когда узнал об анонсе. Но увидев на фотках, сразу же расхотелось из-за этого оформления.