borh3galki написал полчаса назад к игре Вороны Одина: # Карты на которые повлияли карты Локи нельзя убрать из игры. Их можно т...
borh3galki написал полчаса назад к игре Вороны Одина: # Так как карта земли имеет ширину 5см, их по стандартным правилам нужно...
borh3galki написал час назад к игре Вороны Одина: # Так как карта земли имеет ширину 5см, их по стандартным правилам нужно...
Paper написал 4 часа назад к статье Лучшие игры на скрытые перемещения: # Поддержу. Хороша игра в свой размер, ну и цену) Есть где хитрить выжив...
Lee написал 5 часов назад к игре Робинзон Крузо: Приключения на таинственном острове. Вторая редакция: # Доп "Путешествие Бигля" подходит ко 2-й редакции?
Обзорная башня [23.04.2024]
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г.
С миру по нитке [23.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а...
С миру по нитке [22.04.2024]
О том, что происходит с сайтом и на рынке.
С миру по нитке [18.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В предзаказе: «Д...
С миру по нитке [17.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: RollinGames изда...

Valenox

ККИ в ретроспективе

20 июня 2011

 

Вместо дисклеймера

 

Эта статья не призвана объяснять правила и механики. Автор также не стремился давать здесь максимально объективную оценку упомянутым ККИ (такая попытка была предпринята им ранее: подробная числовая оценка сорока ККИ есть на одном из дисков журнала «Игромания» за 2003 год). Подробный разбор явления с научным подходом требует значительных временных затрат и, соответственно, специального заказа.

Учитывая, что на момент описываемых событий многие читатели были маленькими детьми, представляется, что практически помесячное изложение событий тех времен восполнит какие-то пробелы у одних, либо будет просто любопытным для других.

 

Вместо вводной

 

В сотый раз писать о том, как Ричард Гарфилд придумал ККИ Magic: the Gathering, думаю не стоит.

Но стоит упомянуть, что почва была подготовлена: коллекционные карточки наводняли Штаты словно пиратские диски современную Россию. Оставалось только наложить на них игровую модель. И это было сделано.

 

Итак, каковы же основные признаки ККИ? Что отличает их от остальных карточных игр? Мы не будем ссылаться на известный патент, полученный WotC в 1997 г. Отметим те моменты, которые выделяют специалисты-геймеры, а не работники правительственного учреждения, раздающего патенты всем подряд, спихивая дальнейшие споры и разбирательства на суды.

 

ККИ выдает три признака:

 

1.   В какой форме продается. Бустеры, стартеры (как подвид – преконы). Бывает только первое, только второе, но в основном – и то и другое. Причем как минимум в бустерах предусмотрена рандомная сортировка.

2.    В каком виде продается. Основные продажи подразумевают, что покупателю не вполне известно содержимое каждой конкретной единицы продукции. Бустеры запечатаны и непрозрачны. Более того, покупка n-го количества единиц продукции, не гарантирует покупателю  приобретения полного комплекта карточек. Налицо тот самый коллекционный момент, необходимость меняться, торговать.

3.    В каком виде играется. Игроки используют для игры каждый свою колоду, которую собирают по правилам, но по своему усмотрению. Колода собирается из пула доступных игроку карточек (в эту доступность вполне вписываются драфты и др. турниры с ограниченным пулом карт).

 

 

 

Вместо заголовка. Все ККИ делятся на две группы. Мэджик и все остальные.

Да, есть у автора такой постулат. И это несмотря на то, что я забыл, когда последний раз играл в Мэджик, на то, что могу перечислить по пальцам игры, чья игровая система, механики совершеннее, чем у первопроходца, при этом потребуется разуться. Представьте, что шахматы появились только сегодня. На фоне изящных абстрактов Криса Бурма, Райнера Книции, Бернара Тавитяна и миниатюрок на клетках типа Navia Dratp их бы заметили, но не раскрутили. Так и с Мэджиком. Первый – есть первый. В статье же речь пойдет о второй группе.

 

Вместо «вместо»… Поехали!

 

Второй по хронологии стала ККИ Spellfire. Появилась она в августе 1994-го, ровно через год после выхода «Альфы» Мэджика и буквально за неделю до того, как «визарды» подали заявку в патентное ведомство (это выяснится позже). Накануне несколько компаний анонсировали выпуск собственных продуктов, близких к новой trading card game  (так поначалу было принято именовать ККИ). Двух авторов (игровой механики) заперли на пару недель в загородном домике. Другие работники легендарной TSR спешно вырезали картинки из иллюстраций к ролевым играм компании.

Скорее всего, за счет уже почти готового арта и той ссылки-шарашки им удалось опередить конкурентов. Для привязки: у МТГ в августе вышел сет Legends.

 

Игра получилась так себе. Объективно хуже Мэджика, но от МТГ ее отличала привязка к первоисточнику, что было немаловажно для фанатов DnD. До конца года TSR успела выпустить еще сеты: Ravenloft, Dragonlance и Forgotten Realms.

 

В сентябре 1994-го вышло аж четыре игры. Одна хорошая (хотя я ее не очень), одна так себе и две никаких.

 

Игра со страшным и неуместным словом Jyhad была разработана автором Мэджика и была заточена под мультиплеер. Вскоре ее переименовали в Vampire: the Eternal Struggle, а вместо «визардов» ее стала выпускать небезызвестная компания White Wolf. Тем не менее в моей коллекции можно отыскать пару стартеров, где на рубашках карт значится страшное слово из пяти букв. В бустерах лежало тогда по 19 карт!

  

Galactic Empires от Companion Games выглядела скромнее, но была не лишена некоторых инноваций (больше спорных). Ресурсная система была заменена на карточную. За ход можно было сыграть 3 карты. Игра каким-то чудом держалась на плаву три года, за это время они успели напридумывать три с половиной тысячи разных карточек.

 

Flight of Fantasy от Destiny Productions была самой роскошной по арту, но убогой по всему остальному. Всего один сет из 118 карточек, только бустеры. Игра с трудом тянула на звание игры вообще. Считайте это сетом красивых карточек.

картинки с одной стороны, статы на обороте

Super Deck! от Card Sharks была раком на безрыбье (или мелкой акулкой, исходя из имени издателя). Спрос на новые ККИ был в тот момент огромен. Комиксные картинки, перекрестные дуэли: мой герой мочит негодяя оппонента, его герой – моего негодяя. Второй сет вышел в июне 95-го … и все.

В октябре 94-го на полках появляется On the Edge от Atlas Games. Отношение к этой игре у меня особое и субъективно возвышенное. Во-первых, мне очень нравится сеттинг. Он основан на ролевухе Over the Edge. Пожалуй, такого интрижного сеттинга еще долго не получалось увидеть в ККИ, пока не появились в 2002-м «Троны» по Дж.Мартину («Иллюминати»? Да. Но слишком глобально и игрушечно-неправдоподобно). Во-вторых, она стала для меня второй по играбельности после Мэджика. А с точки зрения тактики – первой. В третьих, мне пришелся арт (хотя многим он не нравится) и удобство расположения статов на карточке.

В игре было больше всего на тот момент инноваций, как в области механик, так и в части форм. Появилась буквенно-числовая нумерация карточек сетов, «атласы» даже консультировали «визардов» по части упаковки. Игра имела неплохую поддержку от производителя. Выходили журналы (у меня есть неск. экземпляров), появилась очень приличная книга-путеводитель  Surviving on the Egde. В дальнейшем выйдет три расширения, будет подготовлено еще два, но к началу 1996-го проект закроют из-за бешенного наплыва новых ККИ в 1995-м. Тем не менее, пула карточек хватило для создания небольшого укромного культа среди поклонников.

Ноябрь 1994-го ознаменован появлением одной хорошей ККИ и одной легендарной.

Карточный варгейм Dixie от Columbia Games стал изящным сплавом миниатюрки и карточной игры. «Как говорил наш шеф, главное в нашем деле – это реализьм!» (с) Именно этот лозунг Лёлика-Папанова был взят за основу при производстве ККИ по американской гражданской войне. Бог с ним, с балансом! Стремление к воспроизведению исторической точности привело к тому, что в первом выпуске Bull Run северяне имели стартовое преимущество. Как вам 18 карт против 15?  Из формальных моментов отметим еще, что карты имели стандартные три степени рарности (редкости, частоте появления в бустерах), но рары практически не отличались от коммонов по силе. В тот период еще очень сильна была коллекционная составляющая жанра.

Жестянка с коллекцией всех карт базового сета

Другой реализм выпестовывался в первой франчайзинговой ККИ. Легендарный Star Trek в виде ККИ достался компании Decipher. «Дешифровальщики» разработали абсолютно оригинальную механику, стараясь максимально приблизить геймплей к происходящему на экране. Во многом это им удалось. Количество инноваций зашкаливало. Новые сеты и расширения подкручивали баланс, вводили новые механики и еще больше уводили игроков в дебри нюансов, привязанных к первоисточнику. В результате игра стала абсолютно неподъемной для новичков. В 2002-м произошла революционная эволюция. Закрыли первое издание и выпустили второе. Многие идеи остались, механика стала проще и элегантней. В результате первое издание считается атмосфернее и ролевитее (и мне больше нравится принцип выкладки локаций в нем), второе же четче и спортивней при сохранении общего духа. Когда меня спрашивают, с какого начинать, я рекомендую начать со второго, а потом, если очень невмоготу – освоить первое. Увесистую часть карточек второго издания сделали универсальными в угоду фанатам первого. Рубашки не отличаются вовсе. Проект торжественно закрыли  (лицензионные соображения) лишь в декабре 2007-го плановым финальным выпуском с символическим названием What You Leave Behind. На этот момент жанр ККИ практически выдохся и переместился в зону детско-юношеского аниме-франчайзинга.

 

А пока в ноябре 94-го было выпущено и на 90% распродано 46 млн карточек Лимитед-эдишена. В декабре допечатали еще 162 миллиона анлима. Переборщили. Как и в только что вышедшем сете МТГ Fallen Empires, кейсы которого пылились на складах, а дистрибьютеры слали «визардам» письма с корректировкой предзаказов. Первые звоночки.  Но как говорится, читайте и завидуйте золотой поре ККИ.

 

В декабре же успела отметиться 1994-м годом ККИ Стива Джексона Illuminati: New World Order.

Фактически это было переложением давно успешной обычной карточной игры на рельсы ККИ. Лучше она от этого не стала, как и не стала хуже. Много юмора и приколов как в арте, так и в тестах.

Игра для интеллектуалов и ценителей, конкурент On the Edge. Заработал Джексон больше на манчкинах, ценить его надо за иллюминатов. Творчество перло из Джексона в тот момент вовсю. В Ирландии мне рассказали один случай. К ним в Лимерик приезжал Джексон. Ирландцы принимали его как родного, играли в Иллюминатов в клубе, накрыли серию полян в местных заведениях и перепили его (естессно!). С бесчувственным телом Стива поступили очень заботливо. Стив не остался в долгу. По возвращению домой он выпустил иллюминатские карточки на злобу того дня тиражами в 2-3 экз. И отослал их ирландцам.

А чтобы не быть внакладе, заодно выпустил для фанатов массовым тиражом бустеры с карточками с нормальными рубашками (они в игре двух видов) и… абсолютно белой лицевой стороной. На некоторых упаковках были приклеены стикеры с призывом “Collect them all!” Кроме того, в каждой упаковке сверху была карточка, где была указана одна из 50 бредовых идей как использовать их. …Гусары, молчать!

 

А на пороге стоял год 1995-й. Год, который станет самым плодовитым в истории ККИ…

 

 

продолжение возможно…

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Slim_Slam_Snaga написал 7 лет назад: #
Хорошая статья по ККИ

Через дневник не получается, так хотя бы так:

dtf.ru/5363-kartonnyy-klondayk-geymdizayn-i-monetizaciya-kartochnyh-igr

Настоятельно рекомендую.

Lexa_UKR написал 10 лет назад: #

27.01.2014 Продолжение все так же актуально=)

rusty_cat написал 10 лет назад: #

ну, когда ж продолжение?!! 1995-й год, самый-самый. Ну же ;-)

linxxa написала 11 лет назад: # скрыть ответы

Так как же продолжение? очень интересно и познавательно - к тому же так мало истории игр в рунете...

Slim_Slam_Snaga написал 11 лет назад: #

Что-то притихло, а ведь сколько мы рубились в бэттлтех и Вавилон 5....эээ эх

ssbsweet написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Константин, не вы ли это писали в свое время замечательный цикл статей для игромании под название "Плавание по морю ККИ" в 2003 году? Просто тогда зачитывался ими, перечитывал помногу раз, из-за этих статей это были мои любимые номера Игромании.
Просто, после прочтения "ККИ в ретроспективе" словно перенесся в то время.

Valenox написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Да, было дело...
Приятно услышать, что кто-то помнит и ценит тот цикл. Тогда политика редакции выдавливала с бумажных страниц на диск все малоизвестное, оставляя на бумаге по большей части то, что мелькало в клубах и продавалось в РФ. Но и макушка айсберга получилась познавательной. Спасибо за оценку и воспоминания.

ssbsweet написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Наверняка та очаровательная статья (за 2000 год) про L5R (на 6 то ли 8 страниц) тоже вашего пера.

st8ic написал 12 лет назад: #

Насколько я понимаю, да - на Тесере какое-то время назад был на неё линк.

Valenox написал 12 лет назад: #

2000-го? Нет, я писал про L5R в 2005-м. Она есть в эл. виде, ссылка в гнезде L5R на Тесере есть.

Примерно в 2000-м были статьи по Мэджику и двум-трем другим играм в Стране Игр, если не ошибаюсь. Не мои. Я тогда не помышлял о такой журналистике. А в 2002-м за очередной партией в недавно вышедший LotR я предложил Ник. Пегасову опубликовать мою с сыном оценку 20 ККИ по 20 параметрам. В результате получилась таблица не с 20-ю, а с 40 играми и серия статей.

Ksedih написал 12 лет назад: #

+1
тоже лежат до сих пор те номера Игромании на полочке, очень интересно было читать