С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... |
игры |
Stick 'Em
|
персоны |
Клаус Палеш
|
проекты |
Настольные раскопки
|
Дата: | 03 июня 2012 |
8.9327 |
- |
Последнее время я всё чаще уклоняюсь от предложенных партий в игры на взятки. Лет двадцать-тридцать назад у нас самыми интеллектуёвыми играми считались шахматы и преферанс. Шахматы обычно доминировали в школьные годы, а «преф» был любимой игрой студентов и дипломированных разночинцев. На всю жизнь останется в памяти картина: стол в полупустой комнате, пиво, рыба и рулон дешёвой туалетной бумаги, свисающий с люстры над столом, чтобы вытирать руки, не отходя от расписанной пули.
С развитием «немецкого» игростроя и с переносом карточных игр (и, что ещё печальней, шахмат тоже) на компьютеры эти классические интересы с посиделками отошли для многих на второй план. Еврогеймы подавили классику своим разнообразием, свежестью и лояльным отношением к новичкам. Среди новых игр было не так мало игр на взятки, целью которых было либо взять как можно больше взяток, либо взять заказанное количество взяток, либо с помощью взяток набрать как можно больше очков победы, которые, как правило, были привязаны к номиналу или комбинациям карт. В качестве материала выступала либо классическая колода карт, либо её производная: добавлялись масти (цвета), номиналы и какие-то специальные карты действий или модификаторы.
Игры на взятки (trick-taking) придумываются и выпускаются регулярно по сей день. Новые релизы постепенно заслоняют старые, поэтому в этот раз захотелось откопать слегка забытую уже игру на взятки, появившуюся в Германии в 1993 году, от партии в которую я никогда не откажусь. Игра называется Sticheln, а её автор, Клаус Палеш (Klaus Palesch) известен ещё несколькими карточными играми, одна из которых совсем недавно локализована в России под названием «Бешеные деньги» (Ka-Ching!).
Почему именно Sticheln, а не что-то ещё? Потому что игра примечательна для нас во многих отношениях. Да и свою свежесть она не утратила спустя два десятилетия. К тому же, на момент написания статьи в карточке игры здесь, на «Тесере», счастливым обладателем игры числюсь пока я один.
Название можно перевести как «подколка», а ещё лучше — «подлянка». Как можно догадаться, одной из составляющей геймплея здесь является возможность подгадить оппоненту, что на более научном геймерском языке именуется "take that!". И в самом деле, в процессе игры перед игроком часто стоит выбор: взять несколько призовых очков, либо попытаться прилично заминусовать одного из оппонентов. Но давайте обо всём по порядку...
Игра проста и изящна во всех отношениях. Все компоненты (120 карт) помещаются в стандартную «амиговскую» коробочку (как 6 nimmt!, Wizard и т.п.). Нет никаких специальных карт действий или модификаторов, нет никаких китайских драконов и фениксов. Есть шесть мастей (цветов) и длинная цепочка номиналов для каждого цвета от 0 до 18 (количество номиналов для некоторых цветов чуть отличается в более поздних изданиях, это связано с вариантом правил «хет-трик», где участвуют 3 масти и номиналы 0-20). Просто, изящно и естественно, как «натюрлих-маргарита-паллна».
В зависимости от числа играющих от колоды отцепляются некоторые номиналы, а то и целиком один из цветов. Количество карт в колоде подгоняется под n*15, где n — количество игроков, отличное от 7 и 8. Используется такая нехитрая табличка:
3 игрока: карты достоинства 0-8 зелёного, коричневого, красного, синего и жёдтого цветов.
4 игрока: карты достоинства 0-11 зелёного, коричневого, красного, синего и жёлтого цветов.
5 игроков: карты достоинства 0-14 зелёного, коричневого, красного, синего и жёлтого цветов.
6 игроков: карты достоинства 0-14 зелёного, коричневого, красного, синего, жёлтого и фиолетового цветов.
7 игроков: карты достоинства 0-17 зелёного, коричневого, красного, синего, жёлтого и фиолетового цветов.
8 игроков: карты достоинства 0-18 зелёного, коричневого, красного, синего, жёлтого и фиолетового цветов.
Игрокам сдаётся по 15 карт (по 14 для 8-ми играющих, а в случае, когда 7 игроков, три последние карты не раздаются). Далее игроки сортируют карты в руке по цветам и принимают, пожалуй, самое важное решение. Каждый из игроков должен определить свой т.н. мизерный цвет. Карты этого цвета, полученные игроком со взятками, будут идти в минус, причём по своему номиналу. В плюс же будут идти все остальные карты по простой формуле: 1 карта = 1 очко. Уже весело. Не торопитесь объявлять мизерной самую короткую масть, ещё страшнее объявить самую длинную. Оптимальным будет выбрать среднюю по длине масть с низкими номиналами. Но многое зависит от стиля игры оппонентов и их количества. Итак, вы выбрали мизерную масть и теперь обязаны выбрать карту этого цвета из числа имеющихся. Игроки, как в «Корове-6 nimmt!», одновременно открывают эти карты и оставляют открытыми перед собой до конца игры. Эти карты — первые отрицательные вклады в будущий очковый баланс.
Далее начинается серия из розыгрышей 14-ти взяток. От привычных игр Sticheln отличается принципом формирования козырей. Если в других играх козырем (пусть и плавающим в процессе розыгрыша одной взятки) является одна масть (цвет), а остальные масти — все до единой — рядовые, то здесь рядовая масть всего одна — и это тот цвет, с которого был сделан заход. Остальные цвета — все козыри, причём равноправные. В книжке правил этот момент объясняется более длинным путем, на основе нескольких примеров.
Поскольку козырных мастей одновременно сразу несколько, то временами возникает необходимость разрулить «спор» между одинаковыми номиналами (например, старшими козырями оказались две шестёрки, коричневая и зелёная). Решается всё просто: кто первый сыграл — того и тапки.
Раз уж мы подробно описываем правила, то упомянем, что карты с номиналом «0» не являются козырями ни при каких обстоятельствах. Спросите, зачем тогда вообще раскрасили нули? Теоретически, с нуля может быть сделан заход и этот цвет определит некозырную масть в данном розыгрыше.
Остальное вполне конвенционально. Взявший взятку делает заход в новом розыгрыше.
После последнего, четырнадцатого розыгрыша каждый игрок подсчитывает свои очки. Как уже говорилось, все собранные немизерные карты дают по одному очку; из этой суммы вычитаются номиналы мизерных карт. Это был один раунд. Правила предписывают играть пять раундов, чему столь строго следовать не обязательно. По итогам всех раундов побеждает тот... в общем, понятно, кто.
Нет ничего удивительного в том, что рулбук содержит ещё несколько вариантов правил игры в «Штихельн». Это «реверс», когда всё наоборот: игроки в начале игры выбирают не мизерную масть, а "lucky colour"; это «мягкий» вариант, когда все мизерные карты вне зависимости от номинала дают -5 очков; это жуткий вариант, когда каждый игрок выбирает по 2 мизерные масти; это также вариант «втёмную», при котором до конца раунда неизвестны мизерные масти игроков; это и так называемый «отложенный штихельн», когда игроки выбирают негативную масть после розыгрыша всех взяток. Наконец, это уже упомянутый «хет-трик» — игра тремя длиннющими мастями (0-20), в которой игроки получают положительные очки от одной масти и отрицательные от других двух, но не по номиналу, а тоже по количеству карт. Сам гейплей в «хет-трике» отличается. В розыгрыше взятки могут участвовать только два цвета. И в нем могут быть два... победителя. В каждом цвете свой.
Разумеется, как и в классическом штихельне, не всегда хочется быть победителем в розыгрыше конкретной взятки.
Но это ещё не всё, на что способна колода «Штихельн». Учитывая её размеры и универсальность: шесть мастей и длинный ряд номиналов, ею можно играть в целый ряд других, коммерчески изданных игр. На BGG можно найти не только списки таких игр, но и отдельные файлы с рекомендациями, какими картами из «штихельна» лучше заменить специальные карты из других игр.
Таким образом, мы имеем универсальную колоду, с помощью которой можно играть в несколько штихельных игр, а также «пиратски» вторгаться в другие игры. Ещё я могу посоветовать использовать эту колоду для пробы правил новых карточных игр «райнеркнициавского» типа, с мастями и номиналами. Эдакий try-before-buy. Несомненно, в номинации "Value for money" игра Sticheln возвышается над всеми конкурентами, близкими по формату. Разве что только неколлекционная игра Rage может к ней приблизиться, но там геймплей сильно схож с традиционным.
Кстати, один энтузиаст из Сингапура, вероятно вдохновлённый такой универсальной колодой, создал и издал (!) супер-пупер-универсальную колоду из 162 карт, которой можно играть в самые разные игры. Разные участки и углы карты, их части и комбинации предназначены для разных игр. Удобство сомнительное, эстетика — тоже, но экономия налицо.
Если предполагается, что штихельную колоду вы будите гонять в хвост и в гриву, используя её для тестинга, «пиратства» или по прямому назначению, то лучше заранее позаботиться об её сохранности и удобстве доставки до пляжа, дачи или иных злачных мест.
Помимо протекторов настоятельно советую завести коробочку из мягкого пластика типа тех, где хранятся деки для ККИ, и переложить карты туда. Оригинальная коробочка может легко раскрыться в сумке/кармане, и карты тогда могут вывалиться и помяться, дохлые резиночки не помогут.
Да, колодой «Штихельн» можно тестировать правила многих игр, но и сами штихельные правила можно протестировать с помощью компонентов другой игры. У кого есть Rage? Можете протестировать «Штихельн» для числа игроков от 3 до 6. Есть смысл попробовать разное количество игроков. Sticheln неплохо «масштабируется», геймплей и решения заметно зависят от числа игроков.
Пробуйте также разные варианты правил, и не исключено, что арсенал вашего игрового сообщества пополнится неглупым филлером, который может перерасти в более серьёзное увлечение с эпохальными непреферансными посиделками ночь напролёт.
Хорошее кино, хорошая игра...