Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... | |
Голосуем кошельком [14.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
игры |
Acquire
|
персоны |
Sid Sackson
|
компании |
Avalon Hill
3M |
проекты |
Настольные раскопки
|
Дата: | 18 февраля 2012 |
9.8936 |
- |
Было бы странным умолчать о полувековом юбилее игры, примечательной во многих отношениях. В период затяжного увлечения казуальным игровым сообществом «Монополией», словно луч в тёмном царстве застоя, вышло проэкономическое творение Сида Сэксона Acquire. Было это на следующий год после полета Гагарина в космос.
Сид Сэксон. 1920-2002
Оглядываясь назад, теперь можно даже сказать, что Acquire предвосхитила некоторые достижения «немецкой» школы: пятьдесят лет назад появились сбалансированный геймплей, внятные, короткие правила, управление денежными и прочими активами (ресурсами), компактный размер игрового поля, интерактивность и блеф. Отсутствие кубика и злостного рандома говорило о высокой интеллектуальной составляющей геймплея. А тематика гостиничного бизнеса перекидывала мостик к широко известной «Монополии».
Первое издание 1962 года
С момента выхода игры, как можно было догадаться, утекло много воды: менялись владельцы, менялось оформление, менялся материал компонентов, изменялись даже правила и стартовые условия игроков. Мы рассмотрим игру в том виде, в каком она дошла до нас, а потом немного коснёмся тех изменений, которые она претерпела за полстолетия.
Можно попробовать проследить ход мыслей автора игры, который прекрасно видел все недостатки «Монополии» и решил их исправить, но мы не будем предаваться этим очевидным фантазиям. Лучше разберём игру «по полочкам».
Игровое поле представляет собой чуть удлинённое поле для «Морского боя» — 9 на 12 клеток. Каждой из 108 клеточек соответствует ещё отдельный тайл. Сейчас это картонки, а раньше рифлёное поле и тайлы делались из дерева или из пластика. Горизонтали и вертикали обозначены буквами и цифрами, как в шахматах или том же «Морском бое», так что каждый тайл имеет свой собственный код.
Издание Avalon Hill 2008 года
Ещё есть семь цветных маркеров размером со сдвоенный тайл. Этими маркерами обозначают цепочки (сети) отелей с конкретными названиями.
Под эти сети отелей изготовлены сертификаты акций. В виде цветных карточек обычного размера. По 25 акций на каждую сеть.
Ещё есть деньги. Ну, куда ж без них! Эти нарезанные бумажки разного номинала более всего раздражают, придавая игре значительную «фиддлёвость» — необходимость совершать руками изрядное количество движений во время игры, перебирая компоненты.
Наконец, каждому игроку (максимум игроков — 6) даётся картонка со справочной таблицей. В таблице указаны обменные курсы и бонусы для акций в зависимости от названия гостиничной сети и длины цепочки.
В картонных версиях игры ещё имеют место быть складные подставочки для тайлов «на руках».
Как можно догадаться, в процессе игры надо умело покупать и продавать отели. Побеждает тот дональд трамп, у которого к концу игры окажется больше всего шуршащих бумажек.
Перед началом игры каждому игроку на рынке недвижимости выдаётся по 6 000 у.е. и справочная карточка.
Тайлы насыпаются лицом вниз сбоку от поля, перемешиваются как доминошки, и каждый игрок тянет по одному тайлу. Тот, чей тайл ближе всего к ряду «А» (и к цифре «1» в случае спора одинаковых букв), будет ходить первым. Эти тайлы занимают свои места на поле.
Игроки набирают ещё по 6 тайлов, но на этот раз тайно располагают их у себя на подставочках.
В свой ход каждый игрок совершает три действия в строгом порядке:
Самое первое действие — это соль игры. Оно может привести к некоторым последствиям, и эти последствия должны быть отыграны. В результате появления на поле нового тайла могут возникнуть разные ситуации.
Если сыгранный тайл оказывается пристыкованным к другому бесхозному тайлу, то возникает отельная сеть. Пока совсем маленькая. Активный игрок выбирает маркер с одним из красивых названий сети и кладёт его поверх этих тайлов. Кроме того, как создатель сети, он бесплатно получает одну акцию с этим названием.
Если сыгранный тайл пристыковывается к какой-то существующей сети, то он просто расширяет сеть, акции на руках при этом имеют склонность к росту в цене. Сеть из 11 отелей считается безопасной. Она не может быть поглощена (о поглощении чуть ниже), но может поглощать пузатую мелочь, что водится по соседству.
Наибольшее оживление на рынке недвижимости происходит, когда тайл (отель) соединяет две сети. В этом случае происходит слияние. Более крупная сеть поглощает более мелкую (при равенстве сетей акцептора и донора определяет активный игрок). Маркер поглощённой сети сбрасывается — он становится доступным для образования новой сети с таким названием. Держатели акций поглощённой компании подсчитывают их количество, определяют мажоритария (1-е место по количеству) и миноритария (2-е место по количеству акций). Это не соответствует реалиям неигрушечного рынка, но прекрасно вписывается в движок игры. Мажоритарий и миноритарий получают бонусы в соответствии с таблицей. Если акциями владел только один игрок, то он получает бонусы и за себя, мажоритария, и за того парня. Если двое имеют одинаковое количество, то каждый получает среднеарифметическое.
После выплаты бонусов каждый игрок решает для себя, что делать с этими акциями: придержать на случай появления этой сети вновь, продать по курсу, указанному в справочной карточке, или обменять на акции акцептора в пропорции 2:1.
Второе и третье действие в комментариях не нуждаются, разве что третье требуется дополнить особым условием, когда игрок имеет право сбросить тайлы, которые не может сыграть чисто теоретически, поскольку они вызывали бы слияние двух «безопасных» сетей. В этом случае игрок добирает тайлы до 6 штук в руке.
Игра заканчивается, когда какой-то игрок захочет продекларировать одно из двух создавшихся положений. Либо все активные сети стали «безопасными» (11+ тайлов), либо какая-то сеть выросла до размера 41+. После этого сначала обычным образом выплачиваются бонусы, а потом продаются акции банку. Остаётся только подсчитать, кто больше наварил денег в процессе игры.
Как видите, правила настолько просты, что практически целиком поместились в одну главу нашего обзора.
Внешняя обложка первого издания с обеих сторон
Игра стала на какое-то время откровением для неваргеймовской аудитории. Лаконичные правила, быстрый ход игры и отсутствие кубика делали её на две головы выше и прогрессивнее «Монополии». По сути это была абстрактная игра с хорошо ложащимся сюжетом. Приход тайлов создавал рандом, но этот рандом скорее помогал уравнять шансы разных по степени аналитических способностей игроков, нежели препятствовал стратегическому планированию. Скрытость тайлов на руке от посторонних глаз открывала простор для блефа. Этого тоже не было в «Монополии» с её тупым бросанием кубика и хождением по кругу с единственным желанием не вляпаться в чужое.
Acquire также стала одной из тех игр, в которой игрок играет в игру, а не игра играет игроком. Помимо выбора, какой тайл сейчас поставить, игроки сталкиваются с необходимостью решать, что делать с акциями поглощённой компании. Решать надо, но я бы не сказал, что решения здесь тяжёлые. Короткие раздумья не ведут к «параличу анализа».
В Acquire игра не идёт на выбывание. И это тоже был плюс для своего времени. Впрочем, проблема «снежного кома» имеет место быть. Но спустя полвека после премьеры язык не поворачивается ругать за это автора игры.
Стоит ли удивляться, что игру прибрала к рукам вездесущая Hasbro (лейбл Avalon Hill).
Издание 1999 года
Acquire выдержала много изданий и продолжает переиздаваться. Первое издание в 1962 году было осуществлено корпорацией 3M. Правила тогда отличались от нынешних официальных. Сейчас семь названий (и цветов) сетей разбиты на три группы в плане приращения величин бонусов. А количество акций у сетей одинаковое. Раньше же отличалось именно количество акций. Причём 60 (это число делится на любое количество игроков без остатка) из 200 акций раздавались игрокам в начале игры. В связи с этим за ход можно было приобрести не 3, а только одну акцию. И бесплатные акции за формирование сети не выдавались.
Менялись и компоненты. Самые роскошные издания были с деревянными компонентами. Хорош был и пластик с удобными органайзерами для акций.
Сейчас в угоду снижения себестоимости игру стали выпускать полностью картонной. Качество вполне приличное, если не знать, из чего она делалась раньше.
Поразительно, но наш пятидесятилетний ветеран по сей день выдерживает конкуренцию со стороны современных проэкономических игр. В таких случаях при оценке игры так и подмывает накинуть ей лишний балл за вклад в развитие мирового игростроя, ну и пожелать оставаться на плаву в течение всей второй половины её столетия.