Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... | |
Голосуем кошельком [14.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
игры |
On the Edge
|
компании |
Atlas Games
|
проекты |
Настольные раскопки
|
Дата: | 23 марта 2012 |
9.6234 |
- |
Слёзно испрашиваю у почтенной публики тысячу извинений за долгий перерыв между публикациями «Раскопок». В графе «оправдания» указываю на состояние плавного переезда в новое жилище, борьбу с недоделками за его благоустройство, а также вылазку в Европу непонятно зачем, но так жена хотела…
Вылазка в тёплую часть Европы навела меня на мысль рассказать об игре со средиземноморским сеттингом, тем более что название игры как-то фигурировало в пожеланиях комментаторов.
Эти раскопки посвящаются несправедливо забытой ККИ On the Edge. Общий ККИ-шный фон тех времён описан в статье «ККИ в ретроспективе», поэтому мы не будем на нём заострять внимание сейчас. Перейдём сразу к сеттингу и геймплею, тем более, что они заслуживают повышенного внимания.
Коллекционная карточная игра On the Edge была создана в 1994 году на основе совсем свежей ролевой игры Over the Edge от Atlas Games.
Автор ролевухи Джонатан Твит (Jonathan Tweet) и его соратник-редактор Джон Нефью (John Nephew) создали фактически первую ККИ с развитием сюжетной линии от сета к сету, предвосхитив достижения непревзойдённой в этой номинации ККИ Legend of the Five Rings.
Что сразу цепляет в сеттинге — это отход от самых популярных жанров (фэнтези, космос, супергерои). Вместо этого нам предлагают окунуться в атмосферу интриг и заговоров на вымышленном средиземноморском острове Аль-Амарха (Al Amarja), в названии которого улавливается ароматика Испании мусульманского периода. При этом события относят нас в век двадцатый вплоть до времени выхода игры (1994 год).
Аль-Амарха по замыслу создателей ролевой игры расположен южнее Сицилии, аккурат в 180 километрах. До ливийского берега 260 км, а до тунисского — 280. Остров по форме близок к овалу без резких очертаний заливов и полуостровков, размером примерно 60 на 80 километров. Большая часть острова не заселена — это гора с кратером вулкана, на склонах которой растёт лес. На северо-западе расположена небольшая бухта и самое древнее поселение — порт Скилла. Южнее, на крутом обрывистом берегу, в недавнем прошлом был основан город The Edge (Грань), давший многозначительные названия двум играм. Ещё южнее на западном берегу расположился город ремесленного контрафакта Трабок. На восточном берегу находится административная столица — Город Свободы (Freedom City).
Покончив с географией, коснёмся истории, политики и экономики. Остров испытал на себе влияние всех значимых средиземноморских цивилизаций: от древних греков и римлян через средневековых арабов до каталонцев и кастильцев. Переходя из рук одной державы к другой, он к началу ХХ века оказался под юрисдикцией Италии. В начале Второй мировой войны остров у Муссолини выкупает некая влиятельная и энергичная дама Моник Д'Обейн (Monique D'Aubainne). После чего она «освобождает» остров, становясь его бессменным президентом, а по сути — диктатором.
Моник полностью перестраивает жизнь и уклад острова, к 60-м годам добившись расцвета государства. При этом государство как таковое формально не существует и никем не признано. К ООН диктаторша относится с пренебрежением, тщательно избегая каких-либо связей, называя организацию фашистской, прокоммунистической, порабощающей, созданной с единственной целью установить контроль над могущественным и прозорливым меньшинством со стороны сброда и недоумков, составляющих большинство.
Прямые связи с другими странами едва заметны. Её высокоблагородие г-жа Д'Обейн весьма умело оказывает интрижное давление на глав крупных государств, и эти государства не тревожат Аль-Амарху, и, вообще, как бы не замечают этот остров и режим.
Лист из альбома коллекционера
После освобождения острова от фашистов Моник принялась воплощать свою мечту. По её мнению, самой передовой страной во всех отношениях были Соединённые Штаты. Она попыталась применить политическую и экономическую модели у себя на острове. Получилось в чём-то схоже, а в чём-то коряво. Государственным языком стал английский, он же единственный разрешённый язык общения, а в качестве национальной валюты даже ходит американский доллар. Откуда берутся доллары — это особая песнь. Активы семьи и власть предержащих работают в развитых странах. В свою очередь на острове держат свои состояния и проводят сделки разные теневые экономические гиганты, используя остров как самый первоклассный в мире оффшор. А город Трабок стал крупнейшей фабрикой контрафакта, наводнив мировой рынок искуснейшими подделками знаменитых брендов и дизайнерских домов. Наконец, многие богатеи, пресытившись всем, что они уже повидали и познали в мире, в поисках острых ощущений с удовольствием проматывают состояния в самом таинственном и экзотическом месте на планете.
На острове поразительным образом сочетаются не сочетаемые вещи. Толерантность и полицейское государство. Узаконены бурный игорный бизнес и проституция. Запрещены наркотики, но нелегальный оборот лёгких наркотиков и афродизиаков вошёл в быт почти всех граждан. Полиция (Peace Force) и спецслужбы никого не арестовывают за это, пока не возникнет необходимость «закрыть» человека за что-то другое (чаще всего политическое). Тогда формальным поводом становятся наркотики.
На острове также запрещены для населения огнестрельное оружие и взрывчатые вещества. Правительство опасается самой возможности переворота. По этой же причине вне закона деятельность всяких медиумов-экстрасенсов, за исключением правительственных нужд.
После изгнания мусульман каталонцами в течение нескольких веков росло влияние христианской религии. Но помимо неё существует целое соцветие религий, культов и сект. Жители острова толерантны в отношении пристрастий и вероисповеданий. Споры на религиозные и оккультные темы не выливаются в конфликты, а больше напоминают обсуждения музыкальных течений и жанров.
Родные наши имена...
К работе большинство жителей относится как к неизбежному злу. Поэтому идея срубить бабла по-лёгкому стала некоей национальной чертой. Поскольку сделать это одновременно всем невозможно, расслоение общества на богатых, богатеющих всё больше, и тех, кто испытывает перманентную нужду, весьма значительно. Банды и гильдии воров — распространённые институты на острове. Использовать связи в госструктурах и среди неформальных групп для достижения своих финансовых и/или карьерных целей — обычная практика.
Можно было бы описывать сеттинг ещё и ещё, но, пожалуй, пока хватит для затравочки. Перейдём к самой игре.
On the Edge CCG можно смело причислить к когорте первопроходцев жанра ККИ. Пока многочисленные клоны MtG только готовились к изданию, авторы этой игры и компания Atlas Games предложили много нового как по части геймплея, так и в плане общего дизайна.
Сразу оговорюсь, что иллюстрации к картам выглядят в большинстве своём серо и сыро. Отчасти это было вызвано спешкой, отчасти эстетикой сеттинга. Лично меня это совершенно не отталкивает, но вот коллекционеры из рядов поклонников «Мэджика» вряд ли столь же усердно комплектовали свои коллекции карточками On the Edge.
Тем не менее, для самого процесса игры карточки OtE спроектированы заметно удобней, чем мэджиковские.
Для игры требуются персональные колоды минимум по 40 карт (для разного количества игроков лучше корректировать численный состав деки, т.к. игра идёт до разного количества победных очков влияния). Каких-либо ограничений по комплектации нет, если не считать чёрного списка карт, не разрешённых на офиц. турнирах, — привычная картина.
Типов карт всего семь. Из них основных два: персонажи (Characters) и ресурсы (Resources). Остальные типы хоть и называются причудливо, но их названиям есть более привычные аналоги в других ККИ, поэтому игрокам, для которых эта ККИ не первая и не вторая, не составит особого труда быстро привыкнуть.
Так Whammies («сглазы») — это типичные эвенты или инстанты без стоимости, направленные чаще на ослабление противника. Если есть пометка "play any time", то эту whammy можно играть в ход противника.
Gears (зд. «вещи») — это привычные «навески»: оружие, броня, инструменты, гаджеты... Персонаж может иметь несколько видов оружия и защиты, но в конкретной стычке может использовать по одному предмету каждого вида на выбор.
Conditions («состояния») — долгоиграющие модификаторы, играются на карты, находящиеся в игре.
Enviromentals («окружающая обстановка») — карты, влияющие на всех. Их мало и они уникальные.
Ещё меньше «Секретов» — Secrets. Карты, дающие какие-то особые преимущества каким-то группам или кланам. У одного игрока может быть в игре только один «секрет».
Цель игры — набрать определённое количество очков Влияния. А точнее — начать свой ход с уже достаточным количеством этих очков для победы.
Если посмотреть на карточку персонажа, то слева в самом низу третья цифра в вертикальном ряду обозначает т.н. pull (зд. «связи») персонажа. Использовать pull можно как привычный cost для ввода в игру других карт, так и для набора победных очков. Этот самый pull есть и на картах ресурсов. Но ресурсные карты нельзя использовать для набора очков, а только для ввода карт. Как можно догадаться, для производства «пула» нужно повернуть карту на 90 градусов. Здесь это называется crank.
В верхнем правом углу — стоимость ввода. Если стоит прочерк, то карта не имеет стоимости ввода. Если стоит нолик, то стоимость есть и она равна нулю. Разница в том, что за ход можно сыграть бесплатно только одну карту со стоимостью "0". А карт с прочерком — сколько угодно.
В нижней левой части, над значением «пула», до боли знакомые силы атаки и обороны. Название карточки начертано поперёк... х-мм... удобно читать, когда карточка повёрнута. Сверху курсивом обозначен либо тип карты, либо титул или определение персонажа. На текстовом поле сверху жирненьким указаны «трейты» — характеристики персонажа, влияющие на игру, а также игровой текст. Текст может содержать срабатывающие абилки, ради которых нужно повернуть персонажа. Почти все карты снабжены художественным текстом в самом низу. Этот текст служит для создания атмосферы и на ход игры не влияет.
Характерной особенностью игрового лэйаута является выкладка карт в ряды и колонны (ranks and files). Рядов у игрока может быть всего три. Расположение колонн (их число не ограничено) относительно колонн соперника не суть важно, но собственный порядок должен быть строго обозначен. Персонажи в этой «матрице» составляют т.н. Conspiracy, т.е. группу заговорщиков, тайное общество. Сыгранная карта персонажа должна хотя бы углом примыкать к одному из уже находящихся в вашем Conspiracy персонажей.
Расположение карт игрока друг относительно друга — основная тактическая составляющая этой игры, по сути — главная фишка. Позднее это найдёт отражение в яркой ККИ Warlord от AEG. В OtE же основной принцип таков. Если в колонне перед рассматриваемым персонажем (т.е. в ряду, ближе к фронту) стоит неповёрнутый персонаж, то он не позволяет рассматриваемому персонажу ни атаковать соперника, ни быть атакованным. Таким образом, очевидно, что в задних рядах лучше располагать карты с сильным pull'ом, защищая их боевиками или пушечным мясом. Важно также учитывать то правило (правила в целом несложные, но полностью описывать их здесь нет возможности), что атакованный и погибший персонаж понижает общее значение Влияния игрока на величину своего пула (кстати, отсюда и правило, что победа присуждается при наличии нужного количества очков на момент начала хода, т.е. оппонент в свой ход имеет шанс подпортить своей атакой ваш уже «выполненный норматив»).
Перемещать карты в игре можно, но, во-первых, только за crank (поворот карты), а, во-вторых, следуя общему правилу выкладки новых персонажей. Поэтому лучше сразу подобрать вашему персу надлежащее место.
У персонажей встречаются различные абилки. Многие из них знакомы по другим играм. Остановлюсь лишь на одной. Это т.н. gang up, т.е. соединение усилий при атаке. У некоторых персонажей (членов семейки Д'Обейн, например) очень высокий показатель защиты, и завалить такого персонажа атакующему в одиночку сложно без солидного набора навесок и «сглазов». Для этого и предусмотрены атаки совместными усилиями.
Не знаю, замышляли ли это авторы игры, но игра лучше всего раскрывается в мультиплеере. Атмосфера интриг и заговоров хорошо передаётся взаимными атаками и временными альянсами. Но альянсы могут быть и постоянными. Правилами предусматривается игра двое на двое.
Судьба игры сложилась такая. Помимо переизданий базового сета вышло ещё три хороших дополнения: Cut-ups, Shadows и Arcana.
Сет Arcana мог бы даже потянуть на звание «большого» сета. Были подготовлены ещё два сета. Выпускались фэнзины (у меня есть три номера), вышла очень хорошая книжка-путеводитель "Surviving on the Edge".
Волна коллекционных карточных игр, вышедших в 1995 году, потопила остров Аль-Амарха со всеми его прелестями. А жаль. Постепенно исчезли и фанатские сайты, и подробные странички на сайте производителя. Ваш покорный слуга в своё время много чего скопировал из FAQ'ов и прочих полезностей себе в архив, так что готов поделиться при необходимости. Как и материалом для игры. Было бы желание.