![]() |
С миру по нитке [14.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... | |
![]() |
Geek Media Awards 2025 |
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [09.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Интересные ано... | |
![]() |
С миру по нитке [05.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов... |
игры |
Мародёры Хаоса
|
компании |
Смарт
Games Workshop Ltd. Fantasy Flight Games |
Дата: | 10 октября 2010 |
![]() |
9.1817 |
![]() |
- |
В 1975 году немецкое игровое издательство Pelikan выпустило карточную игру Руди Хоффманна Ogallala.
Ogallala разных лет выпуска
На картах были нарисованы разные части каноэ — от носа до кормы, включая пассажиров и груз (меха, животные и даже пушки). В свой ход игрок вытягивал карты из колоды и выставлял из на своё поле из 3х14 или 3х16 ячеек, постепенно собирая целые каноэ. Готовой лодкой можно было напасть на соперника. Победные очки начислялись за длину завершённых каноэ и трофеи в нём. Некоторые грузы состояли из трёх карт, которые надо было не только собрать, но и расположить в правильном порядке (например, две половинки лошади и ковбоя), — зато приносили они целые состояния очков.
Вдоль да по речке
В восьмидесятые правила немецкой Ogallala были заметно изменены, причём некоторое время игра издавалась сразу с двумя вариантами правил. Отличия затронули и порядок разыгрывания карт, и принципы подсчёта очков. Например, оригинальный вариант разрешал размещать в каждом ряду только одну лодку, а все победные очки были кратны десяти (обычно разработчики идут на такую хитрость, чтобы счёт шёл не на десятки, а на сотни и тысячи — круглые числа больше нравятся детям). В настоящее время, после очередного пересмотра правил, Ogallala выпускается Amigo Spiel. Теперь это полностью карточная игра, без полей. Текущая редакция датируется 2002 годом, в 2005-м она была отмечена знаком Spiel Gut.
Amigo выпускает не только немецкую, но и многоязычную версию Ogallala
В Германии также выходил «строительный» римейк Ogallala — Muros (издатель Editions Perlhuhn, 1988 год). Вместо каноэ там фигурировали крепостные стены с башнями, пушками, сокровищами и т. п. На этом немецкая страница истории игры заканчивается, и мы переносимся в Великобританию.
«Замковая» версия игры — наименее известная
В 1977 году англичане Waddingtons Games (кстати, тогдашний британский издатель «Монополии», позднее купленный Hasbro) выпустили игру под названием Up The Creek, а в 1980-м переиздали как The Great Blackfeet Indian Canoe Game.
На BoardGameGeek игру можно найти под названием Up The Creek
В том же 1980 году и в том же Waddingtons увидел свет космический римейк игры — Starships. Правила полностью копировали оригинальную Ogallala с её круглыми очками — очевидно, о существовании альтернативы большинство британских игроков долгое время не подозревало.
Строительство межзвёздных каноэ
В 1983 году британская же компания Games Workshop, никоим образом не связанная с Waddingtons, выпускает военно-тактическую игру с миниатюрами Warhammer Fantasy Battles. Успех варгейма заставляет задуматься не только о дополнениях, но и о традиционных настолках во вселенной «Молота войны». Одной из первых становится изданная в 1987 году карточная настольная игра Chaos Maradeurs за авторством Стивена Хэнда. Она имела большой успех на Дне игры, где была впервые представлена публике. Понятно, что большинство посетителей праздника Warhammer были прежде всего игроками в Warhammer, поэтому считаные единицы из них разглядели в Chaos Maradeurs — Ogallala/Up the Creek/Starship. Зато хорошо разглядели это в Германии, где даже немного повозмущались на страницах тематических изданий, но тем всё и закончилось — авторское право не распространяется на механики настольных игр.
Передняя и задняя стороны коробки оригинальных «Мародёров Хаоса»
В отличие от остальных версий Ogallala, которые представляли собой не переделки, а перекраски игры, Стивен Хэнд сделал полноценный римейк. В игре появилось много новых карт с новыми свойствами, включая титульных «Мародёров Хаоса». Хэнд придумал разделить карты на группы: гоблины, орки, машины, спецкарты, сокровища. Впрочем, многие совпадения словно намеренно остались на виду — прежде всего это размер игрового поля и часть таблицы подсчёта очков (в том числе те самые кратные десяти значения, которые так любят дети). Хотя, казалось бы, уж это можно было смело изменить, чтобы ещё дальше отвести обвинения в плагиате.
На первый-второй рассчитайсь!
Центральное место на картах занимали иллюстрации кисти арт-директора GW Джона Бланша, выполненные в стилистике средневековых миниатюр. Поэтому от хотя бы краткого описания игровых свойств карт на самих картах отказались, — они были указаны в тексте правил. Однако то, что хорошо работало в Ogallala с четырьмя спецкартами, оказалось крайне неудобным в Chaos Marauders с их десятками разных карт: игрокам постоянно приходилось листать брошюру, чтобы выяснить, как действует вытянутая карта (и есть ли у неё вообще особая способность).
Стильно, но малопрактично
Итак, теперь мы имеем дело с орками и гоблинами (а также немножко крысолюдами, зверолюдами и другими страхолюдами фэнтезийного «Молота войны») на традиционном разборочье. Цель игрока — построить своих зеленокожих в три строя, начиная от знаменосца и заканчивая музыкантом, и собрать в них как можно больше сокровищ. Если игра начинала как вполне себе еврогейм (пусть в семидесятые этого термина ещё не было), то теперь в ней появились типичные элементы америтреша: кубик и фишки, причём последние нужны для маркировки одной-единственной разновидности карт («Коварных мерзавцев»). GW не раз заводили речь о расширениях, однако дальше туманных анонсов дело так и не дошло.
Кубик в игре не обычный, а с меткой Хаоса на одной грани
В 2008 году Games Workshop передала все «непрофильные» игровые активы американской компании Fantasy Flight Games. Сделка затронула и Chaos Marauders. FFG сделала старой игре косметический ремонт и в 2009 году устроила ей очередное рождение в рамках своей серии Silver Line. Автором был указан по-прежнему Хэнд, ответственным за новое издание — штатный сотрудник FFG Джон Гудэнаф, а про Руди Хоффманна по старой традиции никто не вспомнил.
А ещё в версии FFG на две карты меньше
Поле стало покороче (12 ячеек вместо 16-ти) и вмещает только один ряд по высоте, оставшиеся два теперь надо выкладывать прямо на стол сверху и снизу от ленты. Полностью поменяли иллюстрации, на картах теперь есть место для текста, а подробные описания их свойств собраны в отдельном справочнике. Кстати, обложка этой брошюры — единственная иллюстрация, унаследованная из первого издания, где она стояла на коробке игры.
Знакомая картинка справа и таблица подсчёта очков с круглыми величинами слева
В 2010 году компания «Смарт» (уже «Мир хобби», но на коробке ещё ООО «Смарт») выпускает «Мародёров Хаоса» на русском языке. Интересно, что это первая неколлекционная игра из вселенной «Молота войны», изданная в России.
«Левой-правой, марш за халявой» — выдумка переводчиков, в оригинале на этом месте была кричалка британских болельщиков 'Ere We Go!
Коробка русского издания — как в новых «Цитаделях» (23,5х15,5х4,5 см), однако книги правил остались такого же размера, как в американской версии. В итоге все компоненты игры можно с лёгкостью уместить в стандартную коробочку Silver Line, которая раза в два меньше.
Русские «Мародёры Хаоса» и другая игра Silver Line — Cold War: CIA vs. KGB
За вычетом коробки издание в точности повторяет оригинал. Cохранена даже «льняная» фактура на картах.
What you see is what you get
Сама игра, несмотря на все усилия придать ей орочьей безбашенности, в чём-то сохраняет индейскую размеренность своей далёкой прародительницы. Возможно, 23 года назад Стивену Хэнду стоило вдохновиться какой-нибудь другой настолкой: как ни крути, а вархаммеровские орки строем ходить не обучены. Особенно на разборочье.
Зелёный, ты зачем в нашу лодку залез?