С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
Прошлую статью я закончил игрой, в которую играли женихи Пенелопы. Они расставляли по кругу шашки, а в центр ставили шашку-Пенелопу. Которую надо было выбить из круга. Но напомню, что с заменой всего одного слова эта история может оказаться историей про совсем другую игру. Пусть незначительная часть историков утверждают, что этот текст переводят с ошибкой. Но они есть. И по их мнению вместо слова «шашка» надо читать «камушек». И, раз механизм выбивания в рукописи не прописан, то можно предположить, что игроки не щёлкали по шашке, а кидали камушек. Как известный литературный герой:
«Затем они достали свои шарики и стали играть в «подкидалку», в «тянуху», в «тепки», пока и эта забава не наскучила им. / Next they got their marbles and played "knucks" and "ring-taw" and "keeps" till that amusement grew stale.»
Марк Твен, «Приключения Тома Сойера», перевод К.Чуковского и оригинал.
Оригинал мне понадобился потому, что есть проблема, как правильно называть игру. По-английски игра называется Marbles. Т.е. игра в мраморные (или похожие на мраморные) шарики. Но тут сразу возникают возражения, что материал для изготовления шариков не обязательно мрамор. Чуковский в переводе несколько раз называет такие шарики алебастровыми. Но и тут будет то же самое возражение. Слово «коммуняки», вынесенное в заголовок, объяснено будет ближе к концу статьи. Поэтому пока я вижу один выход — называть игру просто «Шариками», учитывая, что читатели уже знают, что английское название Marbles.
Фото «Аполлона-17», сделанное в 1972 году, известно под названием Blue Marble. Это название часто переводят как «синий мраморный шарик», но и здесь слово «мраморный» скорее лишнее.
«Шарики» — возможно, одна из самых древних игр в истории человечества. Известно, что в Хараппской цивилизации эта игра уже была. А эта одна из древнейших цивилизаций сошла на нет во втором тысячелетии до нашей эры. И пока её письменность не расшифрована, т.ч. есть шанс когда-нибудь узнать правила игр этого народа. Про древних греков и древних римлян тоже известно, что они любили метать шары. И если греки кидали шары на дальность, готовя появление профессионального спорта, то римляне развлекались, кидая шары на точность. Что ближе к нашей игре.
Римская игра пережила падение Римской империи, многочисленные запреты в Средние века за бесполезность и отвлечение людей от полезных занятий и дожила до наших дней. Правда, правила в окончательном варианте появились лишь в начале 20 века. Игра эта называется «Петанк». В нём две команды кидают металлические шары на поле так, чтобы они легли как можно ближе к деревянному шарику под названием кошонет. Итальянский и английский варианты похожих игр называются «Бочче» (Bocce) и «Боул» (Bowls).
Ни ревматизм, ни какая другая болезнь, не может помешать кому-либо играть в петанк. (с) Франсуа Рабле
Но... Но это не наши шарики. Наши не бывают металлическими. Хотя родственность игр ощущается. Есть даже исторический факт, объединяющий обе игры:
Питер Брейгель, «Игры детей», 1560 г.
Утверждают, что на этой картине дети играют и в петанк, и в шарики. Я бы предположил, что в центре картины играют всё же в петанк, а вот в нижнем левом углу — в шарики.
Основное отличие между двумя типами игр, на мой взгляд, в том, что в петанке надо собирать шары —кидать их как можно ближе к цели, а в шариках, наоборот — вышибать шары из зоны. Хотя, игра такая древняя и распространённая, что вариантов у неё бесчисленное количество. Эта игра из тех игр, где в каждом дворе могут быть свои варианты правил. Есть варианты правил, где на земле проводится линия, все игроки поочерёдно бросают шарики. Чей шарик ближе к линии — тот и забирает шарики всех остальных игроков. Но это всё же экзотика. Есть правила игры, которые должны признаваться в каждом дворе.
Как правило, есть внутренний круг, куда все игроки выкладывают одинаковое количество шариков. И у каждого есть свой персональный шарик — шутер. Цель игроков — с помощью шутера выбивать шарики за границы внешнего круга. Выбитый шарик игрок забирает себе. Различные варианты правил не сильно меняют главные правила. В основном речь идёт о количестве бросков подряд (один бросок или, если выбил шарик, можешь ещё кидать), о шутере, как мишени для других игроков (выбил чужой шутер — получи с хозяина 1 шарик или все уже выигранные, застрял шутер в центральном круге — доставь ещё шарик и т.д.), и о зонах, откуда можно бросать (с любой точки внешней окружности или есть ограничения).
По этой игре проходят чемпионаты США, а в Англии — и чемпионаты Англии, и чемпионаты мира.
Робби «Wonder Boy» Николсон после завоевания 3 и 6 титулов чемпиона США
Ну а теперь о производстве шариков. В 19 веке в США шарики завозились из Германии. Соответственно, они были достаточно дорогими — ручная работа и транспортировка делали цену игрушек высокой. Но местные бизнесмены не могли мириться с таким положением вещей. И в конце века Сэмуэль Дайк придумал механизм для изготовления шариков.
Его шарики были глиняными, но в связи с массовостью производства и использованием детского труда ему удалось сбить цены на шарики до такой степени, что на цент можно было купить несколько его шариков. Так повелось исторически, что разные типы шариков имеют какие-то неофициальные прозвища. Глиняные шарики, ставшие первой игрушкой в США, доступной любому ребёнку, получили прозвище commie. Полагаю, достаточно адекватным переводом будет слово «коммуняки».
В 1904 году Фредерик Кристенсен придумал технологию для массового выпуска шарикоподшипников. А потом сообразил, что с помощью небольшого изменения технологии можно массово производить шарики из стекла. При этом можно было смешивать перед производством стекло разных цветов и получать неповторимые шарики, где эти цвета причудливо переплетались.
Ну а дальше всё закрутилось. Много разных технологий, много разных производств. И как результат —много разных шариков. Поэтому сейчас они являются не только элементами игры, но и позиционируются, как один из лучших видов коллекционирования.