С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
игры |
Ундервуд
Scrabble |
персоны |
Alfred Mosher Butts
|
проекты |
Игры-История-Культура
|
Дата: | 20 января 2012 |
9.7030 |
- |
Какая обычная история:
Оставшись без работы в период Великой Депрессии и живя за счёт жены-учительницы, один архитектор решил, что разбогатеет, если придумает настольную игру. Несколько лет он раздумывал и придумывал. Но, когда игра была готова, издательства от неё отказались. Хотя «Паркер Бразерс» отозвались о ней весьма позитивно. Наш герой не унывал, он произвёл за свой счёт партию игры и начал её продавать. Но первая партия принесла ему лишь убытки плюс некоторую известность игре. Зато потом игра завоевала мир и принесла изобретателю миллион. И он придумал ещё одну игру, которая не стала столь же известной, как первая.
Кто сказал «Дэрроу»? Нет, читайте внимательней — в деталях история отличается. Речь идёт об Альфреде Баттсе (Alfred Mosher Butts), авторе игры «Скрэббл». И как минимум Баттс, в отличие от Дэрроу, над своими играми работал. Остались газеты «Нью-Йорк Таймс», на которых он выписывал количество букв на странице. В то время, как жена была в школе.
Но вот сама история... Трудно сказать, сколько в ней правды. Придумывалась она, скорее всего, уже в 50-е, когда игра стала известной, возможно, и под влиянием истории Дэрроу. Во всяком случае ход мыслей, который привёл Баттса к созданию игры, лично у меня вызывает большие сомнения. По официальной версии, для того, чтобы придумать свой хит, Альфред Баттс разработал теорию, что все настольные игры делятся на три группы: с фишками, с цифрами и с буквами. Шахматы — первая группа, шашки — вторая, нарды — гибрид первой и второй. А вот игр третьей группы изобретатель, кроме «Анаграмм», не знал. И решил, что именно такая игра и нужна обществу. А теперь представьте себе, что я сейчас, в 2012 году, говорю вам: существует столько разных настольных игр, но нет таких, в которых игровая колода игрока составляется прямо по ходу игры, надо бы придумать. Вот приблизительно так и звучала теория Баттса, если действительно придумана в 30-е.
И для начала надо рассказать про игру «Анаграммы», популярную с начала 20 века и издаваемую под разными названиями до сих пор. Игроки поочерёдно берут буквы из общего пула и стараются сформировать из них слова. Слово выкладывается перед игроком и может быть украдено, если другой игрок использует все буквы этого слова в свой ход. Т.е. «клад» может быть уведён игроком, который хочет сложить слово «лодка». Побеждает тот игрок, который первым выложит перед собой восемь слов. На каждой игровой карточке была нарисована только буква.
С середины 20-х годов начали набирать популярность игры с буквами. Crossword Card Game (1924), Bild-A-Word (1925), Word Making&Taking (1926), My World (1930) — игры про выкладывание кроссворда из игровых карточек на столе. Но на картах пока нет цифр, очки идут за избавление от карт на руках.
Итак, мы приближаемся к тем самым 1932-1935 гг., тем трём годам, когда Баттс придумывал свою игру, и в которые по официальной версии очень плохо было с играми, в которых из букв складываются слова.
1932 год: выходит игра Lexicon (как-как назывался первый вариант игры Баттса? Lexico?). Она же в 30-е годы многократно переиздаётся не только под этим названием, но ещё и Lex и Crossword Lexicon. Это первая игра, где на картах соседствуют буквы и цифры. Но принцип расстановки обратный — чем легче выложить букву, тем больше она стоит. Игроки совместно строят на столе кроссворд, как кто-то избавляется от карт, остальные записывают очки с оставшихся в руке карт себе в штрафные очки.
1933 год: выходит игра Word Rummi, где можно выкладывать слова по правилам «Румми» — все буквы в выложенном слове должны быть одного цвета, за исключением ситуации, когда в слове есть одинаковые буквы — тогда можно примешивать другой цвет.
1934 год: Kan-U-Go. Игре в своём роде «повезло». Выйдя до «Скрэббла», она первой удостоилась титула «Скрэббл без поля». Действительно, за исключением полей, которые удваивают букву или всё слово, остальное очень похоже.
И, наконец, надо упомянуть две игры 1938 года — года, когда Альфред Баттс запатентовал своё детище. Оба гранда тогдашней игровой индустрии — «Паркер Бразерс» и «Милтон Брэдли» выпускают соответственно Crossword Anagrams и Letter-Grams. Две весьма похожие игры, в комплект которых входят несколько вариантов правил. Можно играть как в классическую игру «Анаграммы», так и в игру, где карточки выкладываются на поле по принципу кроссворда.
Вот как плохо было с играми в слова в 30-е годы 20 века :)
Ну а дальнейшая история игры Баттса хорошо известна. В 1948 году права на игру купил Джеймс Бруно (James Brunot), который (или его жена) и придумал название Scrabble. Бруно также внёс некоторые изменения в правила. Баттсу полагался определённый процент с каждой проданной игры. Но сперва игра доходов не приносила. Пока в 1952 году в неё не сыграл владелец сети супермаркетов и не воскликнул: «Почему же она не продаётся в нашей сети?!». Тут-то всё и завертелось.
На волне успеха игры Альфред Баттс создал ещё одну игру под скромным названием «Другая игра Альфреда». Это просто вариант всё той же темы. Каждый игрок выкладывает слова на своём персональном поле, полей умножения нет, но если слово состоит из букв одного цвета, то очки за него увеличиваются.
Парадоксально, но в последнее время новые идеи игр в слова крутятся вокруг того, как бы убрать из «Скрэббла» поле. В качестве примера можно привести выпущенную «Маттелем» игру «Скрэббл Кардгейм» или представленную на недавней игротеке авторов игру «Ундервуд» .
Баттс прожил до 93 лет и умер в доме престарелых. Здоровье у него было в последние годы плохим, но, когда он чувствовал себя лучше, то обязательно играл в «Скрэббл».
По данным опросов у каждой третьей американской семьи есть эта игра. Как говорилось в старой рекламе, в неё играют «зимой у огня, летом у воды». А в приложении — ещё одна реклама «Скрэббла». Надеюсь, что скоро в России настольные игры будут продаваться именно с таким воплем :)
P.S. Фотографии игр взяты на BGG, фотография Баттса — из «Википедии».