С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
игры |
Руммикуб
Archaeology: The Card Game Corsari |
проекты |
Игры-История-Культура
|
Дата: | 17 июля 2012 |
9.6819 |
- |
Карточных игр на собирание коллекций очень и очень много. Но сегодня речь пойдёт только о самой знаменитой игре из всего семейства. И её вариантах.
Есть несколько версий возникновения игры. Самая экзотическая связывает игру с Китаем и утверждает, что эта игра — дальний родственник маджонга. Отбрасываю версию с лёгким сердцем, т.к. BGG утверждает, что игра в современных правилах была в Америке уже в 1887 году, а правила китайской схожей игры были переведены на английский в 1891-м. Остальные версии утверждают, что прообразы игры появились в конце 19 века где-то на границе США и Мексики. В зависимости от того, какой стороне границы отдаётся предпочтение, родителем игры называют либо мексиканский кункен, либо американский виски-покер.
Виски-покер похож на обычный покер, но я полагаю, что название надо трактовать, как «покер для выпивших», т.к. игра больше рассчитана на везение, чем классический вариант. Сдаётся всем по 5 карт и дополнительно 5 карт на стол — «вдове». В первый круг любой игрок может поменять свои карты на карты «вдовы». И на протяжении игры можно в свой ход либо пасовать, либо менять одну карту на карту «вдовы», либо стучать (knock). Если кто-то застучал раунд, то у остальных остаётся по одному ходу, после чего карты вскрываются, обладатель самой высокой комбинации побеждает. Джон Скарне считает, что игры, о которых речь пойдёт ниже, восходят именно к виски-покеру, но, кроме наличия комбинаций, напоминающих покерные, и правила «застучать», которое есть в некоторых вариантах, сходства мало.
Другое дело — кункен. В книге «Игры для всех» (Тарасов, Попов, М., Профиздат, 1991 г.) говорится: «Мексиканский кункен в нашем варианте столь же похож на мексиканский, как краковская колбаса на колбасу из Кракова». Фраза яркая, но я не понял, чем вызванная. Основные черты игры сохранены. Комбинации двух типов: по рангу и по масти. В каждой должно быть минимум три карты. Т.к. играют двумя полными колодами, то есть дополнительное правило: в комбинации не может быть двух одинаковых карт. В начале игры каждому сдают по 10 карт, одну карту вскрывают в банк. В свой ход игрок вначале берёт одну карту из колоды. Или нужную ему карту из банка — тогда он забирает и все лежащие перед ней в банке карты. Если может — выкладывает комбинацию перед собой на стол. Если у него есть хотя бы одна выложенная комбинация — может подкладывать карты к другим комбинациям. В конце хода должен обязательно сбросить карту в банк. Как сигнал следующему игроку, что ход закончен. Цель игры —первому избавиться от карт на руке.
Думаю, что по этим правилам уже понятно, какое семейство игр породил кункен. Картёжники дали им имя «Ремик», а настольщики — «Рамми» (виски, ром, дальше ещё джин будет, крепитесь!:). Основная механика у всех одна, вариаций — очень много. Можно выкладывать одну комбинацию за ход или несколько; можно начинать с любой комбинации или с определённого числа очков; можно или нельзя замыкать комбинацию через туза — ДКТ23. И, конечно, вышеупомянутое правило стука. В некоторых версиях не обязательно играть до тех пор, пока не опустеет рука. Если на руке очков меньше определённого числа, и игрок полагает, что у других очков на руках больше, он может застучать игру. Все предъявляют карты. Если наш герой действительно имеет меньше других очков, он выигрывает, а остальным штрафные очки уменьшаются на очки застучавшего. Но если он ошибся — придётся самому получать штрафные очки.
И вот тут я немного нарушу хронологический порядок и покажу игру 1914 года перед игрой 1909. Крупным компаниям для сохранения своего статуса надо держать нос по ветру. И в 1914 году «Мильтон Брэдли» выпускает игру под названием Rumme. По-русски полное название «Румме и ещё 10 отличных игр». Изменение буквы в названии игры — чтобы не было всяких копирайтных претензий. И с колодой схожие метаморфозы:
А в 1909 году семья Бейкеров, отец и сын, запатентовали игру «Джин Румми». Вариант игры «Румми», который играется одной полной колодой. И ещё пара отличий: правило стука и упрощённый вариант подсчёта очков.
Отец — Элвуд Бейкер — нам не очень интересен. Наверно, его вклад в изобретение игры больше. Он зарабатывал на жизнь тем, что давал уроки, как правильно играть в карточные игры. Зато заслуга сына в распространении игры куда как больше. Чарльз Грэхем Бейкер (Charles Graham Baker), как правило, подписывался вторым именем — Грэхем. И, приехав в конце 1910-х в Голливуд, поучаствовал как сценарист или продюссер в создании более 170 фильмов. Правда, большая часть — короткометражки. А заодно и подсадил на свою игру окружавшую его творческую интеллигенцию.
«Четыре лица Запада» — один из наиболее известных фильмов по сценарию Бейкера. За него он номинировался в 1949 году на свежеучреждённую премию Гильдии американских писателей в номинации «Лучший вестерн», но премию взял сценарий фильма «Сокровища Сьерра-Мадре».
И Голливуд не забыл своей любви. Даже спустя почти четверть века после смерти Бейкера игра «Джин Румми» становится одним из главных героев фильма «Парень из Фламинго» (Flamingo Kid, 1984 г.). Замысел этой романтической комедии очевиден: берём на главную роль тогдашнего секс-символа девочек-тинейджеров Мэтта Диллона, размещаем его на пляже, рядом помещаем девочек в купальниках, чтобы мальчики девочек-фанаток тоже посетили сеанс. И немного добавляем сюжета, чтобы был. А вот сюжет как раз строится вокруг игры на деньги в «Джин Румми». Мальчик из хорошей семьи не хочет строить свою жизнь правильно: заканчивать школу, идти в колледж и т.д., а, попав под дурное влияние, устраивается парковщиком машин при клубе «Фламинго», а в свободное время пытается заработать деньги игрой в карты. Но в конце выясняет, что нехороший человек, который внушил ему, что в «Джин Румми» можно натренироваться всегда выигрывать, выигрывает за счёт мошенничества. И блудный сын возвращается в семью и просит прощения у своего отца. Из интересных фактов: этот фильм первым получил в Америке свежевведённый рейтинг PG-13, т.е. «детям до 13».
Но всё же герой Мэтта Диллана — не тот блудный сын, в честь которого названа статья. Игру Okey очень трудно вставить в статью в нужное по хронологии место по причине того, что нигде не упоминается год её возникновения. Всюду пишут, что это традиционная турецкая игра и что она очень популярна в Турции. Увидел в одном из её обзоров предположение, что игра происходит от какой-то русской традиционной игры. Но вот это сомнительно. Всё-таки и название наталкивает на американский след, и правила тоже явно относят игру к классу рамми-игр. Если кратко, то игрокам сдают по 14 фишек, в начале хода игрок добирает одну, в конце одну выкладывает. Цель: чтобы все 14 фишек у игрока группировались в комбинации рамми. Вся разница, что игроки всё это делают в закрытую от других. Нет возможности подложить свою фишку к уже выложенным на стол комбинациям. Тут нет тузов, а есть нумерация от 1 до 13, как в «Румме». И тут нет карт — есть фишки.
И вот теперь ещё об одной игре, которая полностью совпадает по комплектации с «Окей» (при наличии одной из этих игр можно без проблем играть в другую). У которой так же неизвестна дата возникновения, но которая больше похожа на классическое «Румми». Это игра «Руммикуб».
Давайте вспомнил легенду появления игры. Автор, Эфраим Херцано — румынский еврей, продавец зубных щёток, уехавший в Палестину/Израиль. Злобные некто запрещали играть в каточные игры под угрозой тюрьмы/расстрела, а Эфраим с женой не представляли себе тихий семейный вечер без партии в «Румми». Тогда он поэкспериментировал с материалом, из которого делались пластмассовые щётки, и наделал фишек, с помощью которых они с женой и продолжили развлекать себя по вечерам. Потом он начал делать такие наборы своим друзьям, потом друзьям друзей, а спустя много-много лет решил выпускать их на промышленной основе.
При попытке проверить эту версию сразу же начинаешь сталкиваться с противоречиями. Кто эти некто, так ненавидевшие карточные игры? Желающие могут сами сравнить в английской «Википедии» ссылающиеся друг на друга статьи Ephraim Hertzano и Rummikub. В первой — это советские войска в Румынии в конце 40-х, во второй Хертцано уехал в Палестину ещё до войны и играть ему не давали английские войска. Я проконсультировался у специалистов по истории Второй мировой, они мне сказали, что в Румынии конца 40-х самым близким к такому запрету был запрет на содержание игорных заведений, в которых игра ведётся на деньги. Если предположить, что верна эта часть мифа, то не таким уж простым был простой продавец зубных щеток:).
В середине 60-х права на производство и продажу игры на территории США купила компания Pressman Toys. А в 1977 году игра стала самой продаваемой в США. Вслед за этим была покорена и Европа — премия SdJ 1980 года. Европа, ладно. Но я никак не понимаю, чем «Руммикуб» покорил Америку? Это же американская игра, игра, встроенная в культуру страны. А стоило ей приплыть из-за океана в чуть другом обличии — и её радостно переоткрыли. Вот оно — настоящее возвращение блудного сына. По статистике —третье место по количеству продаж после «Монополии» и «Скрэббла».
Впрочем, тема ещё не закрыта. Семейство румми-игр большое, на многих Хертцано хватит.
«Корсары» от Коловини — очень милая игрушка. Но присмотритесь к правилам. Это же не сильно измененный виски-покер. Вдова переименована в таверну. Другие правила зачёта комбинаций. Но сам ход игры тот же: взять карту, сбросить карту, застучать.
И если с «Корсарами» согласились, то и с «Археологией» тоже должны согласиться. Да, тут правила сложнее, чем дальше собираем коллекцию, тем больше получаем очков. Есть специальные карты, которые могут серьёзно изменить ход игры. Но опять же собираем коллекции и есть «вдова», в этот раз именуемая базаром.
Последняя игра из приведённых, наверно, мало кому известна. Но она нужна в этом ряду. Это коммерческое издание 2005 года одной из рамми-игр. Пожалуй, наиболее детского варианта. И соответственно карты тут изменены соответствующим образом. Правила пересказывать не буду, скажу только, что тут всё основано на везении.
И ещё скажу, что в карточных играх многолетней давности вполне могут скрываться жемчужины для современных геймдизайнеров. Надо только найти :)