Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
игры |
Contack
Tri-Ominos Тримино |
проекты |
Игры-История-Культура
|
Дата: | 10 декабря 2012 |
9.5922 |
- |
Уже скоро Новый год. И двойку в номере года сменит тройка. Так что можно считать, что этой статьей я хочу напомнить о приближающемся празднике. Но не только. Так получается, что период вокруг Нового года — время конкурсов настольных игр. А у меня уже три года есть в запасе некая игра. Мой прототип, на котором я её тестировал, очень страшненький, хорошо, что как минимум на один из конкурсов не обязательно представлять прототип, можно лишь инструкцию, как его сделать. Но одним из требований является оригинальность идеи. Вот я и решил проверить, насколько моя задумка оригинальна. Уж больно идея простая: «А что будет, если у фишки домино вместо двух частей сделать три?». Про само домино я рассказывал не так давно, а теперь расскажу про игры, чьё создание началось с такой вот мысли. Должен признаться, что есть в этом списке игра, похожая на мою. Но, к счастью, только внешне, правила отличаются сильно.
И начать историю надо не с геймдизайнеров, а с математика.
Перси Александр МакМахон (MacMahon), отставной майор и президент Лондонского математического общества, был одним из первых специалистов в вопросах комбинаторики. В 1910-х годах ему даже заказали одноимённую статью для энциклопедии «Британника». Благодаря своим знаниям, он также стал автором множества неплохих головоломок и в 1921 году издал книгу «Новые математические игры». В ней он делится придуманными двумя своими головоломками, каждая из 24 элементов. Это квадраты МакМахона, где каждая сторона окрашена в один из 3 цветов, и треугольники МакМахона, где каждая сторона окрашена в один из 4 цветов. Автор предлагал из каждого из этих наборов сложить какую-нибудь фигуру с соблюдением двух условий:
Об обеих этих головоломках подробно рассказывал Мартин Гарднер в своих книгах. Но квадраты оставим в стороне, т.к. придётся тогда вспомнить «Каркассон», клоны «Каркассона» и т.д. А вот о треугольниках поговорим подробнее. Слово Гарднеру:
«Первый набор из 24 треугольничков, существование которого мне удалось задокументировать, был выпущен лондонской фирмой Just Games LTD в 1975 году.
В 1892 году МакМахон получил британский патент под номером 3297 на свой набор из 24 треугольников, но мне неизвестно, продвигал ли он его на рынок. В США патент на набор из четырёхцветных треугольников был выдан в 1885 году Ф.Ч.Ричардсу из города Троя в штате Нью-Йорк. Однако Ричардс описывал его использование лишь в качестве набора для игр типа домино. В США в продаже появлялись различные игры такого типа с цветными треугольниками, из которых стоит отметить наиболее известные: Contack фирмы Parker Brothers, выпущенный впервые в 1939 году, и Al-loco производства одной кливлендской фирмы 1964 года.»
Тут перехвачу повествование и кратко расскажу о Contack'е.
Цветов в этой игре только 3, зато каждая сторона имеет и число от 1 до 10. Фишку можно выкладывать к другой по принципу домино при соблюдении одного из двух дополнительных правил: либо числа на сторонах должны быть одинаковыми, либо их сумма делится на 5 без остатка. Во втором случае игрок ещё и зарабатывает эту сумму себе в победные очки. Когда кто-то избавляется от всех фишек, остальные игроки вычитают по 10 очков за каждую оставшуюся на руках фишку. И побеждает обладатель наибольшего числа очков.
Теперь опять Гарднер:
«Макмахон в своей книге не рассматривает принципиально другой вариант окраски — не сторон, а углов треугольников. Число таких треугольников для n цветов будет таким же, как и у треугольников с разноцветными сторонами. Можно ли составить из таких треугольников с разноцветными углами (24 треугольника, 4 цвета) шестиугольник, который бы удовлетворял единственному условию: чтобы углы одинакового цвета составляли каждую его вершину? К несчастью, это невозможно. Точно так же невозможно и сложить из них равносторонний треугольник с симметрично расположенной треугольной «дыркой». Хотя если пустое место будет расположено в одном из углов или в середине стороны, то такая фигура возможна. Но из такого набора можно сложить параллелограмм 3 х 4 и много других симметричных фигур.
В 1969 году парижанин Марк Одье придумал очередной вариант игры, состоящей из 24 четырёхцветных треугольников, закрашенных по углам. Эта игра выпускалась и продавалась во Франции под названием Trioker, Она имеет британский патент номер 1 219 551. К набору прилагается перечень задач на составление различных фигур и правила для игр.
В наборе была и 25-я фигурка, окрашенная в два цвета, — так называемый джокер, который можно было использовать и для построений, и для игр... В США аналогичная игра под названием Tri-ominoes производства компании Pressman была выпущена в свет в 1968 году.»
Гарднеру интересней рассказывать про головоломки, поэтому простим ему, что «Триокер» и «Триомино» он назвал аналогичными играми. Они похожи, но разница есть.
«Триокер» — это, как и сказано Гарднером, головоломка МакМахона, у которой цвета с граней перебрались на вершины. 4 цвета, все возможные комбинации. В «Триомино» 6 разных типов вершин (цифры от 0 до 5). Но, чтобы не увеличивать число фишек, используется дополнительное правило. По часовой стрелке значения на вершинах могут только возрастать. И с таким правилом в классическом «Триомино» 56 фишек. Хотя есть увеличенные до 76 фишек наборы, в которых дополнительные фишки этому правилу не подчиняются. И к тому же, в отличие от «Триокера», который позволял играть и одному (решая головоломки), «Триомино» — исключительно настольная игра.
А вообще, эпоха богата на домино-подобные игры. В том же 1969 году в Германии выходит игра «Тримино». Это в чистом виде макмахоновские треугольники, только чисел 5 (от 0 до 4), поэтому и фишек 45 вместо 24. И в том же 1969 году выходит игра Сида Сэксона «У Син» (Wu Hsing). С философской составляющей названия рекомендую ознакомиться самостоятельно. А вот тот факт, что, хоть фишки и состояли из 2 половинок, но могли прикладываться по определённым правилам в любое место, нам ещё пригодится.
Триокер-Триомино так хорошо заполнили нишу игр с треугольными доминошками, что новую интересную и оригинальную игру в этом секторе пришлось ждать до наших дней. «Асмоди» готовится выпустить игру TriYang.
Один из цветов (оранжевый) — джокер, фишки можно выкладывать не только сторона к стороне, но и со сдвигом на полстороны. Игрок получает за выложенную фишку столько очков, каких размеров зоны одного цвета она создаёт.
Другая идея, как сделать три элемента у доминошной фишки — это разместить на ней цвета по принципу светофора. И самая первая игра с таким принципом сразу же удостоилась рекомендации SdJ в 1984 году.
Но по нынешним временам игра «Доминго» выглядит несколько скучной. Игрок выбирает фишку из сданных. И у него 4 варианта дальнейших действий — кладёт справа к выложенным, слева к выложенным, плюс может перевернуть фишку на 180 градусов и сделать то же самое. Если после этого есть 3 одинаковых цвета по горизонтали, вертикали или диагонали, то игрок получает победные очки.
В 1998 году была издана игра 3D-Mino. Достаточно интересные фишки — в середину обычных домино вставлены цветные части 7 разных цветов. При совпадении цветов и значений можно выкладывать фишки поверх других или (т.к. отсутствует правило, что все три места под фишкой должны быть заняты) под другие. Игру портит лишь цель игры — она идёт на набор победных очков. Соединил фишку 6-цвет-5 стороной «6» с другой фишкой, получил 6х2+5 очков. А если фишка 1-цвет-2, то очков значительно меньше.
Намного лучше удалась игра для 2 игроков Rat Hot признанному мэтру Михаэлю Шахту. Впрочем, она довольно далеко ушла от домино. Тут есть фишки размером 3х1, каждая клетка либо пустая, либо содержит одну из специй в цвете одного из игроков, либо крысу, тоже в цвете игрока. Фишки надо выкладывать на поле так, чтобы они образовывали группы одинаковых специй твоего цвета, т.е. чаще всего — именно по-доминошному специей к уже лежащей специи. Но при этом есть правило внезапной смерти — три крысы цвета игрока на конец его хода сразу прекращают игру его поражением.
Игра «Хромино», возможно, наиболее издаваемая из всех, попавших в этот обзор. Но при этом самая казуальная и самая низкорейтинговая. И самая похожая на вышеописанные. Фишки, как в «Доминго»; возможность выкладывать фишки в любое место поля при соблюдении правил как в «У Син»; условие победы как в классическом домино. Разве что в дополнении автор придумал свой интересный ход — фишки, у которых на центральном поле изображены Инь-Янь, и которые принимают цвет по желанию игроков. Сейчас это дополнение входит в базовый комплект «Хромино».
А в третью группу я авторским произволом отнёс две игры, у которых общего только то, что, по моему мнению, авторам удалось вырваться из «плоскости обыденных размышлений».
На картинке слева не пиктограмма «разрешается загорать топлес», а фишка из игры Ta Yu. Здесь автор в прямоугольнике 3х1 увидел не 3 квадрата, а 8 сторон квадрата по краям фишки. И на каждой фишке нарисована «дорога», проходящая ровно через 3 стороны из 8. Игра ведётся на поле 19х19, игрок в свой ход должен выложить фишку так, чтобы не было обрывов дороги, при этом стремясь протянуть как можно более длинную дорогу в свою сторону. Или наоборот — завернуть дорогу соперника, чтобы ему не так-то просто было вывернуть её обратно. В результате мы имеем очень любопытную игру, по праву делящую лидирующие позиции в жанре абстрактных стратегий с «Блокусами» и играми ГИПФ-проекта.
Второй игре не повезло появиться на свет в 2002 году, году торжественного шествия по планете «Каркассона». Но кроме того, 2002 год — это и год празднования в Испании 150-летия со дня рождения известного каталонского архитектора Антонио Гауди. Праздновался юбилей с размахом, и частью этого размаха стала выпущенная настольная игра по мотивам творчества Гауди. Под названием AGTG (Antoni Gaudi Tile Game) или просто Gaudi. Не знаю, насколько она удачна в плане игрового процесса, но несколько интересных идей авторам удалось использовать. А вдобавок игра и просто красива:
Игра состоит из гексовых фишек, разделённых на три части. Всего есть три разных цвета и три разных рисунка. Фишки надо выкладывать так, чтобы цвета у примыкающих гексов совпадали. Но кроме этого, есть ещё интересные правила. Во-первых, карты тайных целей. Каждый получает одну из 6 возможных задач — собирать либо конкретный цвет, либо конкретный рисунок. И когда он замыкает тремя гексами пространство, если в этом месте есть его задача, он выставляет на стык маркер — победное очко по окончании партии. А если нет — значит просто кто-то другой не заработал это очко. И второе правило: игрок сам решает, сколько тайлов сыграть за ход — один, два или три. Но с ограничением. Если играется два тайла, то он должен заработать хотя бы очко, если три — хотя бы два очка. Все эти правила кажутся достаточно интересными, ещё раз скажу, что жалею, что игра вышла одновременно с «Каркассоном».
А о своей идее, с которой я начал статью, пока ничего говорить не буду. Подожду окончания того из конкурсов, на который я её пошлю.