С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... |
9.4520 |
- |
Эта игра нынче если и не забыта, то несколько презираема...
Она занимала много места в жизни народа. Изменившись
тысячу раз, она сохранила неизменными свои правила.
Наши предки любили её со всей страстью. В течение
сотен лет это была любимая игра детей и отцов,
лучшее развлечение собравшейся у очага семьи.
Томас Гримм, Le Journal Illustre, 1892
Я попробую рассказать о самой известной и, судя по всему, самой массовой настольной игре. Попробую — потому что насколько известны всем правила этой игры, настолько же загадочна её история. И своим рассказом я лишь в малой степени смогу эту тайну приоткрыть. На всякий случай сообщу, что в эпиграфе, где игра названа почти забытой и презираемой, опечатки в дате нет, ещё раз повторю — 1892 год.
Франческо Медичи
Великий герцог Тосканы Франческо Медичи правил с 1564 по 1587 годы. Надо сказать, что из рода Медичи он был далеко не самым лучшим правителем. Поэтому, как водится, когда говорят о Медичи, в первую очередь в его биографии исследователей интересует, сбросила ли его любовница Бьянка его жену с лестницы, чтобы стать второй женой. И подсыпал ли его брат Фердинандо ему с женой яд, от чего они и умерли в один день. Или виной одновременной смерти была эпидемия малярии. А если и подсыпал — то ради того, чтобы самому стать правителем, или это было решение семейного совета Медичи — избавить государство от подкаблучника, правящего на благо жены, а не страны. Нам же нет необходимости искать ответы на эти загадки, у нас есть своя, не менее сложная.
Точная дата неизвестна, но во время своего правления Франческо отправил королю Испании Филиппу Второму подарок. Il Gioco dell'Oca. Что переводится на русский как «игра в гуся». Или же просто — «Гусёк». А уж благодаря тому, что игру полюбил самый могущественный правитель Европы того времени, из Испании игра распространилась и в другие страны.
Самая старая игра в коллекции Британского музея изготовлена в 1588 году. Наиболее ранние сохранившиеся французские поля датируются 30-ми годами 17 века. Но — уже начинаются редизайны, гусей заменили купидоны.
Чтобы не повторяться, отсылаю читателей к 4-му выпуску своей колонки, где приводились правила игры.
А сам остановлюсь лишь на изменениях. Все возможные редизайны описать невозможно, т.ч. даже не буду пытаться. Тут и исторические игры, и литературные, и религиозные, и оккультные и т.п., и т.д. А вот правила менялись не сильно.
И при том, что игру из века в век хоронят, надо отметить, что в последнее время она стала неотъемлемой частью культуры. В 2000 году популярный англоязычный автор подростковой фантастики, австралийка Урсула Дубосарски, издала роман «Игра в Гуся». Где трое подростков, начав партию в «Гусёк», оказываются вовлечены в приключения в мире фэнтези. «Оригинальный» сюжет, почему-то заставляющий вспомнить вышедший пятью годами ранее фильм «Джуманджи», где все события тоже происходили на фоне партии в «Гусёк». Кстати, из-за популярности фильма был снят ремейк, хоть игра была про космос, и приключения соответствующие, но второй раз та же тема не выстрелила, фильм получился неудачным.
И вот, рассказав всё это, можно было бы считать свою миссию выполненной и заканчивать историю. Если бы не «Змеи и лестницы». Она же «Макоша Патаму», «Лила» и т.д. Можно высказать достаточное число доводов, что «Змеи и лестницы» — это клон «Гуська». Например:
Все эти доводы хороши, но их разбивает вдребезги один единственный факт. Всюду пишут, что самое старое поле для варианта этой игры под названием Gyanbazi датируется концом 16 века.
Правда, всюду, где этот факт сопровождается иллюстрацией, приводится вот это поле 19 века. Но будем считать, что факт точен. Тогда получается, что через несколько лет после того, как в игру заиграли в Испании и Англии (и даже неизвестно, добралась ли она до Франции), эта же игра появилась и в Индии. Версия с заимствованием начинает выглядеть бледно. Надо искать другие объяснения. Как мне кажется, их может быть два. Либо игры возникли независимо друг от друга (правда, кроме этой пары вспоминается ещё только одна, где не исключается такое совпадение — «Пачиси» и «Патоли»), либо у них есть более ранний общий предок.
И такая версия тоже есть. Отбрасывающая дату появления игры разом до 1700 года до нашей эры. Сторонники этой версии утверждают, что предок Франческо Медичи Лоренцо Великолепный, правивший веком ранее, известен кроме многого и многого того, что он сделал хорошего для средневекового Возрождения, также покровительством европейским учёным, бежавшим от турецкой экспансии. И можно предположить, что они перевезли во Флоренцию имевшиеся у них древние документы. В которых Франческо и обнаружил информацию об игре. Дальше идёт ещё одно большое «может быть», которое сразу перекидывает нас в далёкое прошлое к Фестскому диску.
Диск же этот — одна из крупнейших загадок, которые человечество пока не может решить. Всяческих версий достаточно, но изложу то, что известно точно. Диск имеет диаметр около 16 см. С обеих сторон идёт спираль, разбитая линиями на отдельные поля, внутри каждого поля имеется несколько знаков, сделанных с помощью печатей. Т.е. это древнейший печатный текст, дошедший до наших дней. Расшифровать текст пока не смогли. И даже пока не договорились, как правильно читать — от края к центру или наоборот. На лицевой стороне 30 полей, на оборотной — 31.
И, честно говоря, хоть я и предпочёл бы, чтобы это оказалась настольная игра, а не список покупок на рынке, то, что говорится в пользу версии игры, как-то абсолютно не убеждает.
Во-первых, никак не объясняется, как играть на двухстороннем поле. Т.е. фишка одного игрока уже прошла половину поля, а фишка другого — в самом начале. Что делать в таком случае? Непонятно. Нам же просто говорится, что 61 поле — это близко к 63 полям «Гуська», а если финальную клетку сделать размером 2х2, то все эти поля можно разместить на поле 8х8, что напомнит поле «Змей и лестниц».
Во-вторых, сторонники этой версии совсем даже не задумываются над значениями иероглифов. Всякие переходы на возможной реконструкции поля сделаны по аналогии с «Гуськом». Логики я в них не заметил. А ведь тут есть над чем поломать голову. Т.е. ничего странного в словах на поле нет, как выше написано, такое вполне возможно. Но всё же повторяющиеся поля должны одинаково влиять на игроков. Например, наиболее часто повторяющаяся комбинация знаков «02-12» всегда стоит в начале поля. Дешифровщики предполагают, что так обозначаются имена собственные. Если же кто-то выдвигает версию игры, то надо бы хотя бы предположить, что эта комбинация означает «иди на», а то, что идёт за ней может переводиться как «три поля впёред» или «стартовую клетку». К сожалению, никакой попытки разобраться в значениях символов на диске для этой версии не предпринималось.
Поэтому, подводя итог, можно сказать так: история этой всем известной игры таит много загадок. И пока, до появления новых фактов, авторство игры надо отдать Франческо Медичи.