Paper написал час назад к статье Лучшие игры на скрытые перемещения: # Поддержу. Хороша игра в свой размер, ну и цену) Есть где хитрить выжив...
Lee написал 2 часа назад к игре Робинзон Крузо: Приключения на таинственном острове. Вторая редакция: # Доп "Путешествие Бигля" подходит ко 2-й редакции?
Layla_Satyra написала 2 часа назад к игре Робинзон Крузо. Путешествие «Бигля»: # Вполне. Нужно только привыкнуть, что вместо фигурных ресурсов везде из...
Lee написал 2 часа назад к игре Робинзон Крузо. Путешествие «Бигля»: # Этот доп подходит ко 2-й редакции?
Eldrich написал 3 часа назад к статье Лучшие игры на скрытые перемещения: # в этом, уж простите, "посте", столько бреда, что проще поставить едини...
Обзорная башня [23.04.2024]
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г.
С миру по нитке [23.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а...
С миру по нитке [22.04.2024]
О том, что происходит с сайтом и на рынке.
С миру по нитке [18.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В предзаказе: «Д...
С миру по нитке [17.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: RollinGames изда...

vladdrak

Колонизаторы 19-го века

Игры-История-Культура №45, 02 февраля 2013

Информация

добавить
игры El Grande
Targui
Risk. Игра в завоевание мира
проекты Игры-История-Культура
Дата: 02 февраля 2013
Оценка пользователей
9.7536
-

Как хорошо, что «Тесера» — такой живой и активно пополняемый ресурс. Как только у меня возникает кризис идей, можно почитать, что пишут другие. И рассказать историю на ту же тему, но с учётом тематики моей рубрики. Сегодняшнюю статью можно было бы назвать «Как придумать механику игры и... ничего». Тем более, что речь пойдёт о достаточно популярной ныне механике «Контроль территорий». Понятно, что самой древней игрой с этой механикой можно назвать Го. Но я лишь упомяну о ней, а рассказ мой будет о том, как нелегко было добиться признания этой механике в более поздние времена.

 

Я рад, что моё увлечение — рассказывать про старые настольные игры — не слишком уникально. Игра, которую я назначил на роль родоначальника жанра, была основательно забыта. И лишь стараниями французского историка игр Мишеля Бутена (Mishel Boutin) эта игра вызволена из небытия. Сперва в его книге 1999 года «Книга об играх с шашками», а потом даже была издана в Латинской Америке.

 

 

Картинка в буклете на фото объясняет большую часть правил. Каждый игрок получает по 12 фишек своего цвета. Поочерёдно игроки выставляют фишки на поле так, чтобы те не касались фишек другого цвета, уже выставленных на поле. Интересна система подсчёта очков. Когда игрок не может выставить свою фишку, он выбывает из игры. Фишки каждого выбывшего делятся поровну между оставшимися в игре участниками — это заработанные победные очки. Правда, не сказано, что делать с дробями. Как только остался лишь один невыбывший участник — он побеждает. Играют столько раз, сколько игроков, чтобы каждый по разу делал первый ход. У кого в итоге больше очков, тот и победил. Это правила для 3-4 игроков. При двух игроках одно изменение — каждый играет двумя цветами.

 

Эта простая и изящная абстрактная стратегия выпускалась компанией W.X.Paris с 1874 по 1907 год. И в правилах игры объяснялось, почему она называется «Конго». Издателю показалось, что игра очень точно передаёт дух колонизации Африки странами Старого Света. Захватывать то, где ещё никого нет, и не вступать в конфликты там, где уже кто-то есть.

 

Авторство игры, к сожалению, неизвестно. Впрочем, как и у второй игры, на этот раз из США.

 

 

«Завоевание» — игра 1936 года. Соединяет в себе несколько механик. Каждый ход в игру вводится несколько территорий, за которые игроки спорят на аукционе. Потом каждый в зависимости от территорий, которые у него есть, получает деньги и войска. Войска он распределяет по своим штатам. И в конце хода может атаковать войсками штаты других игроков. Когда все штаты уже разыграны, проходит один последний ход, когда есть только война. И по окончании игроки складывают стоимости своих штатов (которые справа в табличке даны) и определяют победителя.

 

Уже тепло, видны черты игры, ставшей популярной. Но до её появления придётся ждать ещё пару десятилетий. Пока за придумывание игры не возьмётся самый титулованный геймдизайнер. Вроде среди лауреатов Нобелевской премии изобретателей игр нет? Поэтому звание «самого титулованного» я авторским произволом отдаю (как минимум на эту статью) лауреату Золотой пальмовой ветви, Оскара и премии Британской киноакадемии Альберу Ламорису (Albert Lamorisse).

 

Да, детский фильм «Красный шар»(1956) собрал огромное количество наград. И даже удостоился того, что перед первым показом по телевиденью США вводную речь произнёс замечательный актер Рональд Рейган. А вот сценарист, режиссёр и продюсер (да ещё и отец актёра, сыгравшего главную роль) занимался в это время другим — он придумывал игру «Завоевание мира». Пусть и слегка похожую на другое «Завоевание», но Альбер о нём никак не мог узнать.

 

Игра вышла во Франции в 1957 году. И сразу привлекла внимание компании «Паркер Браз.». Которая купила права на игру и выпустила в 1959 году под названием «Риск». Кстати, есть немного фантастическая версия, что игра должна правильно называться не Risk, а RISK. Якобы, когда придумывали название для американского рынка, президент компании взял первые буквы имён своих внуков и образовал из них название игры. Надеюсь, что читатели простят меня за то, что я не буду пересказывать правила этой игры. Полагаю, что она настолько известна, что в этом нет необходимости.

 

 

И «Паркер Браз.», и потом «Хасбро», конечно, на игре заработали свои миллионы. А что Ламорису досталось много — как-то не верится. Игра не сразу стала популярной, а автор погиб достаточно молодым в авиакатастрофе во время съёмок очередного фильма.

 

 

В 1978 году французское издательство Gabriel, специализирующееся на играх для детей дошкольного и младшего школьного возраста, выпустило игру British Square. Да, опять у игры французские корни. Так что уже с полным основанием можно говорить, что это Евро-механика. Вполне возможно, что авторы ставили себе целью упростить игру «Конго», чтобы в неё могли играть и дошкольники. Но перестарались, о чём свидетельствует и рейтинг 4,5 на BGG. Получились чуть усложнённые крестики-нолики. В принципе, на картинке такие интересные фишки и поле, но, как и в крестики-нолики, в эту игру можно играть с помощью бумаги и карандаша. Игра для двух игроков. Игроки по очереди расставляют на поле 5х5 свои фишки. Свою фишку можно ставить в любую пустую клетку кроме тех, которые граничат по вертикали или горизонтали (по диагонали можно) с клетками, в которых есть фишка противника. Как только оба игрока не могут выставить свои фишки, фишки на поле подсчитываются. У кого больше — тот выиграл, при равенстве ничья. Если бы игра была хоть как-то сравнима по популярности с крестиками-ноликами, уверен, для неё тоже рассчитали бы оптимальную стратегию и определили бы исход партии при этой стратегии.

 

 

«Риск» получился настолько гармоничной игрой, что следующей успешной попытки сыграть на этом поле пришлось ждать 30 лет. Targui от Jumbo, удостоившийся рекомендации SdJ 1988 года, сохраняет преемственность от «Риска», но при этом является достаточно оригинальной и интересной игрой. Первое, что надо отметить — это модульное поле, складывающееся для каждой партии по-новому. Что значительно повышает реиграбельность. Во-вторых, каждое поле имеет два параметра — экономический и стратегический. Экономика даёт каждый ход деньги, по количеству которых и определяется победитель в конце игры. А вот стратегия подводит нас к пункту третьему. Сражения тут хоть и похожи на «Риск», но количество отрядов напрямую не участвует в сражении. И ещё, если у «Риска» преимущество в сражении имеет защищающийся, то в «Таргуе» наоборот — атакующий. Сперва атакующий кидает кубик и добавляет значение стратегии того региона, откуда он напал. По получившемуся значению определяется, сколько защищающийся должен снять отрядов. Если у него остался хоть один отряд, то теперь его очередь бросать кубик и прибавлять значение стратегии региона, за который идёт сражение. А исход — как в «Риске». Если у защищающегося не осталось отрядов, то атакующий должен ввести хотя бы один отряд в этот регион. И получает над ним контроль.

 

И, хоть у игры есть ещё несколько особенностей, я остановлюсь на этих трёх её чертах.

 

 

В середине 90-х в Германии вышла игра «Звёздное небо» (Sternen Himmel). На мой взгляд, игра имела очень хорошие шансы на то, чтобы стать популярной семейной игрой. Если бы не «Колонизаторы», в то же время ставшие семейной игрой, с которой сложно конкурировать. В результате после продажи первого издания игра больше не переиздавалась. Очень трудно даже приблизительно сформулировать жанр игры. То ли это стратегия, прикидывающаяся несложной семейной игрой, то ли аукцион, изображающий игру на контроль территорий. У нас есть 12 игровых полей по числу зодиакальных созвездий. И у каждого игрока есть одинаковые наборы звёзд. С одной стороны с числами (+ два вида специальных), а с другой одинаковые. Звёзды же в созвездиях двух разных типов: на одни надо ставить свою звезду в открытую, на другие в закрытую. Как только какое-то созвездие полностью заполнено, все фишки вскрываются и подсчитываются. Первые двое получают победные очки, указанные на поле созвездия. А остальные получают очки по количеству своих звёзд в созвездии, причём получают с выигравшего игрока. Поэтому стать вторым иногда бывает выгоднее. Ну а фишки возвращаются хозяевам для борьбы за следующие созвездия.

 

Ну а потом вышла игра El Grande. И, спустя каких-то 120 лет после появления игровой механики, эта механика стала популярной. И стали появляться всё новые и новые игры. Но это уже не история, а современность. Поэтому я свой рассказ заканчиваю.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
0zvard написал 11 лет назад: #

Интересная статья, спасибо.

Slim_Slam_Snaga написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Le Ballon Rouge это французская короткометражка;)
Соответственно Альбер Ламорис))))

Valenox написал 11 лет назад: #

И, соответственно, Мишель Бутен.

А так - десяточка!

vladdrak написал 11 лет назад: #

Фамилии поправлю. А продолжительность фильма на премии не повлияла:)