С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
В 1790 году персидский шах подарил Екатерине Великой доску для манкалы, которая сейчас хранится в Эрмитаже. Из Петербурга игра распространилась по окрестностям. И, в частности, очень полюбилась прибалтийским немцам. Именно таким путём турецкая игра Мангала стала «старой немецкой игрой» Bohnenspiel, т.е. «игрой в бобы». Правила такие же. Игра была очень популярна в ГДР под названием Бадари. И до сих пор, кстати, сохраняется это культурное различие, что на Востоке Германии манкала более популярна, чем на Западе.
Совсем другим путём мангала проникла в западную Европу. В 1863 году некий Уолтер Уитмен Джонс запатентовал «придуманную им» игру Мангола. Которая ничем от Мангалы не отличается. Именно эта игра стала первым коммерческим вариантом манкалы — её выпуск наладила компания «Жак», про которую я рассказывал в выпуске «Счастливая семья».
После истории Джонса самое время рассказать про двух совершенно разных священников, которые оставили свой след в истории манкалы.
Американский священник Эрвин Ричардс был миссионером в Мозамбике. Вернувшись домой, запатентовал игру Чуба (Chuba). Как доведённую до ума цивилизованным человеком игру африканских дикарей. Думаю, все уже догадались, что отличий от мозамбикской игры Tschuba нет. Это вариант Бао, когда все фишки в начале игры выставлены на поле. Эта игра — первая коммерческая манкала в США, её выпуск был налажен компанией «Мильтон Брэдли».
Совсем другая история с немецким священником Фрицем Яном, заслужившим прозвище «пастор игр». Возможно, его борьба за популяризацию настольных игр в Германии в начале 20 века сыграла не последнюю роль в том, что ныне Германия лидер в этой области. Именно он назвал «Игру в бобы» «старой немецкой игрой» и многое сделал, чтобы в неё активно играли в Германии. Чтобы оценить его вклад, я всего лишь приведу названия некоторых из написанных им книг:
«Настольные игры как важное средство воспитания в учебных заведениях, колониях и семьях» (1911);
«Выбор детских игрушек. Руководство для матерей» (1913);
«Головоломки, настольные игры и другие времяпрепровождения — настоятельная необходимость для наших раненных» (1914);
«Возможность игры для наших дорогих фельдграу в окопах и госпиталях» (1915);
«Старые немецкие игры» (1917).
И т.д.
Если Ричардс выдал чужую игру за свою, то его соотечественник Вильям Чемпион всячески старался выдать свою игру за чужую. Почему-то про Чемпиона рунет в основном сообщает неверную информацию. Постараюсь немного исправить ситуацию. С манкалой Чемпион познакомился в 1905 году во время учёбы в Йельском университете. После учёбы он много чем занимался. Геологическое образование пригодилось ему, когда он добывал золото и свинец. Бостонская пресса присвоила ему звание «радиопионер» за активную работу по установке в Бостоне радиотрасляторов.
И только в 1940 году он придумал игру Калах, выпускать её начал в 1944 году, а запатентовал в 1952 (дизайн) и 1955 (правила). Зато отличился в агрессивном продвижении своей игры на рынке. Он утверждал, что издаёт самую первую игру в истории человечества, что ему удалось проследить 7000-летнюю историю игры до древних шумеров, что королевская игра Ур — частный случай Калаха, а приведённое изображение амфоры использовал для доказательства, что Аякс с Ахиллом тоже играли в Калах. И многие верили. После всего этого Калах стал одной из наиболее известных разновидностей манкалы.
Нужно ещё про одну игру рассказать, говоря об истории этого семейства игр. Если так пойдёт и дальше —возможно, она скоро будет самой популярной. Первое письменное упоминание о Тогыз Кумалаке, национальной игре казахов и киргизов датируется 1906 годом. В «Известиях общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» была опубликована статья учёного Пантусова «Киргизская игра Тогуз-Кумалак». На всякий случай уточню, что тогда киргизами называли казахов. Статья начинается словами: «Это, кажется, единственная национальная игра у киргиз. Игра эта очень старинная и неизвестно кем изобретена.»
Играют в Тогыз Кумалак на поле 2х9 по 9 фишек в ячейке. Ход совершается против часовой стрелки. Если игрок завершает ход на стороне противника и в ячейке становится чётное число фишек, то он забирает все фишки в свой накопитель. Интересной формой промышленно выпускаемых наборов — прямоугольные ячейки и накопитель-казан, вынесенный перед ними — игра обязана советскому прагматизму. Такая форма полю придана для того, чтобы на обратной стороне можно было нанести шахматно-шашечное поле. И продавать не одну национальную игру, а набор логических игр.
И в последние годы руководство Казахстана активно продвигает свою национальную игру. Запущено производство полей для игры, создана спортивная федерация, проводятся занятия по обучению игре в средних школах. Чемпионат страны спонсируется из фонда президента. И вдобавок, уже во многих странах проводятся чемпионаты по Тогыз Кумалаку. Могу только поаплодировать такому подходу. Если руководство страны прикладывает усилия к тому, чтобы будущие поколения были более умными — у страны прекрасные перспективы. Лучше, чем у страны, где все усилия руководства направлены на разглядывание своего любимого айфона.
После истории поговорим о математике. Т.к. это игры с полной информацией, то с конца 19 века они заинтересовали математиков. Как в плане исследования игр, так и в плане придумывания на их основе головоломок. Т.е. игр для одного. Начнём с фокуса. Возьмите колоду карт в 36 листов, разложите на любое число стопок с любым числом карт в каждой. Я не смотрю:) А теперь берите из каждой стопки по карте и формируйте из них новую стопку. И так раз за разом. А я пока продолжу.
По результатам исследований достаточно предсказуемо получается, что Калах отличается от всех прочих вышеупомянутых игр несбалансированностью. У первого игрока сильное преимущество. Для компенсации которого предлагается играть так — если второму игроку нравится стартовый ход первого, то он поворачивает доску и считается, что это он сделал ход. А если не нравится — то второй игрок просто делает свой ход.
А из всех математических забав расскажу лишь про одну — Болгарский Солитер. Хотя происхождение у этого солитера пусть загадочное, но вполне советское. В 1980 году математик Константин Осколков ехал поездом на математическую конференцию в Ленинград. Сосед по купе показал ему вышеописанный фокус. Кстати, если вы всё-таки взялись за карты и решили их раскладывать, то через какое-то время можно точно сказать, сколько стопок карт на столе — их должно быть восемь. Вне зависимости от первоначального расклада. Попутчик вышел, даже не оставив имени. А задача быстро стала очень известной. Сначала о ней писали советские математические журналы, а в 1983 году про неё рассказал Гарднер в Scientific American. И американцы же придумали задаче такое имя — хотя при чём тут Болгария? Другой наш соотечественник Анатолий Карацюба доказал, что если число объектов — треугольное число (т.е. Х=1+2+3+…), то количество стопок стабилизируется, а если нет — то стабильного состояния не наступит.
А под конец хотелось бы поговорить о Манкале в необычном разрезе — сказать несколько слов о психологии игры. Все сравнивают правила игры по количеству лунок, количеству фишек в лунках и т.п. Но никто не проводил сравнения игровых культур — правил поведения за игрой. Поясню ганской пословицей: «Незнакомец не играет в Оваре». Т.е. в эти игры играют, как правило, представители одной культуры, если встречаются разные, то может случиться как в легенде:
«Однажды Ндава перешёл реку Сева и вошёл в город Маджеиху. Он сел играть в Варри с горожанами и выиграл первую партию. Но во второй и третьей был обманут и проиграл. И гнев его вырос настолько, что ночью он спалил город, а жители спали.»
В разных регионах Африки разное отношение к игре. Где-то они полностью оправдывают прозвище «африканские шахматы» — здесь побеждают умом, тщательно обдумывая ходы. Где-то запрещено думать над ходом и пересчитывать фишки в ячейках. А где-то, если не попался, то очень хорошим способом победы считается зажим во время хода одной или двух фишек между пальцев, чтобы получить лучшую комбинацию на доске. С чем связаны такие различия — мне неизвестно.