С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
Это был очень красивый хомбре...
АБС, ОЗ
Драконий покер считается самой сложной
из всех когда-либо изобретённых карточных игр.
Р. Асприн
Заголовком статьи взято начало довольно известного латинского афоризма: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Дело в том, что сегодня речь пойдёт об игре под названием «Человек», бывшей, пожалуй, самой популярной игрой на протяжении более полутора веков.
Аукционная механика является одной из самых нелюбимых среди опытных игроков в настольные игры. Одной из причин этого может быть тот факт, что эта механика паразитирует на таком человеческом пороке, как тяга к азарту. Как говорил Пушкин: «Страсть к игре есть самая сильная из страстей». Но на протяжении веков карточные игры на деньги делились на две категории: коммерческие и азартные. В первых для победы важно было мастерство, во вторых же решал случай. И отношение властей в разных странах к этим играм было схожим: со вторыми пытались бороться, при этом первые, как правило, не трогали. И вот о предке большинства коммерческих игр и пойдёт речь. За свои заслуги в развитии настольных игр эта игра и заслуживает отдельной статьи.
Гравюра 1708 года.
Правительственная комиссия тестирует новую
карточную игру, если признают азартной — запретят.
Хотя мне кажется, что правила придумывались специально для того, чтобы отвратить людей от карточных игр :) В эпиграфе упомянут драконий покер. В нём, если верить автору, результат игры зависит от дня недели, положения игрока за столом, числа игроков и многого другого. Но при этом главный герой может играть и выигрывать, почти не зная правил. А вот попробовал бы он сделать хотя бы ход в игре, о которой дальше пойдёт речь. Попробуйте запомнить. В каждой масти король, дама и валет старше фосок (карт с цифрами), но в чёрных мастях цифры идут по убыванию, а в красных наоборот — двойка старше семёрки. И всё это справедливо, если масть не козырная. Если же она козырная, то порядок фосок меняется на противоположный. В этом новом порядке вторым по силе козырем становится карта, которая была самой младшей в некозырной масти. Вторым — потому что туз пик всегда самый старший козырь, вне зависимости от козырной масти. При этом если игрок играет «заказ», то козыря он определяет сам, а если «поляка», то козырь определяется по верхней карте в колоде...
Людовик XIV, «Король-Солнце»
Игра Hombre появилась в Испании в начале 17 века. Очень быстро она попала во Францию, где стала одной из самых популярных игр во времена Людовиков XIV и XV под французским названием L'hombre. И оба этих слова, испанское и французское, значат просто «человек». А в России она известна под названием «Ломбер». Это самая первая карточная игра, в которой присутствует аукцион за право стать разыгрывающим. И, как легко понять, «Ломбер» является дальним предком таких игр, как бридж и преферанс.
Играли в «Ломбер» втроём (или вчетвером; как в преферансе, сидящий напротив сдающего пропускал раунд) колодой в 40 карт. Из полной колоды в 52 карты удалялись 8, 9 и 10. Порядок карт я уже описал выше, но, зная, сколько у меня самого ушло времени, чтобы его понять, думаю, будет нелишним повторить, да ещё и с иллюстрациями.
Последовательность карт в мастях:
Последовательность карт, если масть козырная:
Тут уже начинаются интересные моменты, что количество козырей отличается в зависимости от козырной масти, и старшинство туза красной масти тоже зависит от того, козырная масть или нет. Но если всё это освоить и запомнить, то дальше будет легче. Хоть количество правил «Ломбера» достаточно велико. Но я собираюсь дать только общее представление об игре, поэтому не буду все пересказывать. Особенно, если учесть, что в те времена правила были весьма подробные. И, например, для «Ломбера» правило «В ходе игры нельзя заглядывать в чужие карты» является писаным правилом.
Три старших козыря называются матадорами, и каждый имеет своё название: туз пик — спадилья (spadille), козырь в зависимости от масти — манилья (manille), туз треф — баста (basta). При отсутствии у игрока масти он не обязан ходить в козыря. Единственное исключение связано с матадорами. Если ход в козыри, игрок не обязан играть матадора. Но если ход в матадора, а у игрока нет козырей, но есть младший матадор, он обязан сбросить его.
В начале игры каждому игрокам сдаётся по 9 карт и начинается торговля. Торговля (или, как её называли на Руси несколько веков назад — похвальба) в «Ломбере» намного проще, чем у его потомков. Борьба идёт за право взять больше карт, чем любой из соперников. Можно заказать одну из трёх игр по возрастанию:
Как я понимаю, названия заказов со временем менялись. Поэтому привожу по несколько вариантов названия. Какие были раньше, а какие позже — не знаю.
Сейчас в Дании по-прежнему популярна игра Hombre, но там уже куда как более развитая торговля. Например, одним из старших контрактов является «Ноло» — аналог преферансного мизера.
После чего игроки начинают разыгрывать взятки по классическим правилам — старшая карта берёт. Игра идёт либо до розыгрыша всех карт, либо до того момента, пока кто-то не берёт пятую взятку. Впрочем, если это игрок, заказавший контракт, он может сказать «Tout» (т.е. «все», в России говорили «Тотус») и играть на взятие всех взяток. В случае успеха он получает двойной выигрыш. В системе ставок и выигрышей я так до конца и не разобрался. Там есть интересные правила вроде: «Если козырь такой же, как и в предыдущей игре, то игра идёт на двойную ставку». Но без углубления в детали игра может закончиться тремя исходами:
В 18-м веке появились игры на основе правил «Ломбера», которые со временем вытеснили «Ломбер» с игровых столов. Которые по иронии по-прежнему называются ломберными. Это игры «Кадриль» (Quadrille) и «Посредник» (Mediateur). Обе игры играются ломберной колодой, но рассчитаны на четверых игроков. Вариации для троих и пятерых игроков получили названия Tritrille и Quintille, но распространены были меньше, поэтому я про них не буду рассказывать.
Так получилось, что «Кадриль» стала игрой преимущественно женской. И на излёте своей популярности успела даже попасть в «Гордость и предубеждение» Джейн Остин (опубликован в 1813) как любимая игра леди Кэтрин.
Всем игрокам сдаётся по 10 карт. И в торговле тоже есть три варианта:
Игра «Посредник» появляется позже «Кадрили». И под своим названием играется только во Франции. Англичане, позаимствовав игру, продолжают называть её «Кадрилью». Основное отличие — в более развитой системе торгов. Тут по возрастанию существуют такие варианты:
И вот эти две игры к концу 18-го века вытеснили «Ломбер». В «Евгении Онегине» говорится, что ломбер —игра стариков. А со смертью тех стариков и игра была забыта. Впрочем, «Кадриль» ненадолго пережила «папашу». В сборнике игр Хойла 1847 года написано:
«Игры, как и всё в этом подлунном мире, зависят от капризов и превратностей моды. «Кадриль», в начале века бывшая номером один во всех игральных домах Европы, ныне полностью изгнана из них и изредка встречается где-то в отдалённых провинциях, доставляя по-прежнему удовольствие престарелым вдовам».
Игра «Бостон», названная в честь «бостонского чаепития» была популярной
очень недолго, поэтому я не стал про неё рассказывать отдельно.
А вслед за «Кадрилью» пришли преферанс, винт, бридж. И продолжили семью игр с торговлей. И куда как известнее своих предков.