KnightKhaus написал час назад к игре Pax Renaissance. Русское издание: # Можно ли замешать карты из промонабора при стандартной раскладке, а не...
Siar написал 3 часа назад к статье Лучшие игры на скрытые перемещения: # А Чужая планета?
Siar написал 3 часа назад к статье Впечатления от «Эпохи легенд» и «Последнего рыцаря»: # Тут и ослика можно сьесть?(
Razorvi_KapbITo написал 5 часов назад к статье Максимум Апокалипсис: # Мне нравится 🤷‍♂️ Хороший несложный кооп. Из плюсов: 🎲Куча персонаже...
hash666 написал 5 часов назад к игре Keyflower: # вот как вариант можно попроботь такое правило что если ты улучшил тайл...
Обзорная башня [23.04.2024]
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г.
С миру по нитке [23.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а...
С миру по нитке [22.04.2024]
О том, что происходит с сайтом и на рынке.
С миру по нитке [18.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В предзаказе: «Д...
С миру по нитке [17.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: RollinGames изда...

oranged

Хоть плачь морской водой

Обзор игры «За Бортом!», 26 марта 2011

Сегодня всей командой драили судно (Сноб, конечно, отлынивал). Собачка Миледи погрызла анкерок, поэтому я приказал матросу Черпаку и юнге Шкету положить в судёнышко новый ящик с припасами. При попутном ветре завтра мы будем у берега.

 

Боцман

 

Боцман докладывает, что у нас здоровенная течь ниже ватерлинии. Сбросили балласт и пару несогласных, но до берега не дотянем. Отдал приказ спустить шлюпку на воду и грузиться.

 

Капитан

 

Игры бывают разные. Бывают добрые, бывают суровые, бывают про войну, бывают откровенно злые и агрессивные... а бывают настолько циничные, что хоть плачь. Морской водой.

 

Многие хоть раз в жизни представляли себе классическую ситуацию, проявляющую истинную сущность человека — «Титаник», льды, крушение, одинокая шлюпка посреди холодного океана, ни средств связи, ни ориентира, ни еды. Только ты и несколько собратьев по несчастью (друзья, знакомые, коллега по работе, старый школьный приятель, та милая девушка из соседнего подъезда и т.д.). Кто поведёт себя благородно, делясь последним и изо всех сил помогая дотянуть до спасительного берега? А кто выпьет твою воду и будет ждать удобного момента, чтобы вцепиться тебе в  шею?

 

Да практически все в шею, полагает милый человек по имени Джефф Сядек, придумавший милую игру Lifeboat («Спасательная шлюпка»), названную в отечественной локализации «За Бортом!».

 

Есть такое игровое издательство, Gorrila Games. И ничем таким особенным оно не знаменито, но скоро минует вот уже десяток лет с момента появления игры, которая до сих пор переиздаётся приличными тиражами и завоёвывает всё новые страны.

 

В прошлом году благодаря компаниям «Магеллан» и «МосИгра» эта крохотная коробочка появилась и в России. Всего девять десятков карт и немного вспомогательных жетонов помогут компании от четырёх до шести человек за час-полтора разыграть драму эпических пропорций в обстановке ужасающих страстей и точно убедиться, кто есть кто в этом жестоком мире.

 

Ты мог потерпеть кораблекрушение даже дважды, и всё-таки море может быть ни при чём.

 

Капитан

 

Итак, представим, что кошмары стали явью. Роскошный лайнер с вами на борту действительно затонул, и ты один из немногих пассажиров единственной спасшейся спасательной лодки. Но море спокойно, где-то за горизонтом лежит спасительный берег, и всё ещё есть надежда... только почему эти люди так странно на меня смотрят?

 

Разберёмся с механикой игры. Она довольно проста. Вначале игроки разбирают себе роли — есть шесть персонажей разной степени силы/выносливости, каждый со своими особенностями. Одну карту персонажа вы оставляете у себя, другую кладёте на стол (сажаете в шлюпку) согласно установленному правилами порядку. Порядок такой (слева-направо): Миледи, Сноб, Капитан, Боцман, Черпак и Шкет. Слева от карт персонажей кладётся колода припасов, справа колода навигации. Выгодно сидеть близко и к тому, и к другому, и изначально самыми крайними являются самые слабые персонажи.

 

Исходная позиция на начало игры

Исходная позиция на начало игры

 

Затем каждый вслепую вытягивает карту Друга и карту Врага и хранит их, не показывая другим игрокам. Друг — это тот, кто поможет выиграть игру, приплюсовав очки за его спасение в конце игры. Да-да, игра идёт на очки. Врага вы ненавидите, он поможет выиграть игру, умерев — вы получаете очки за его смерть. Также игроки получают очки за своё спасение и различные ценные вещи, вынесенные из лодки в момент спасения в конце игры.

 

Вот ведь какая штука. Возьмём, например, юнгу Шкета, персонажа с самым маленьким количеством силы/выносливости. Ребёнка обидеть может каждый, но  тот, кому он друг, получит много очков за его выживание. Подумайте дважды, прежде чем отбирать конфету — наверняка у Шкета есть верный защитник. А силач Боцман и сам за себя постоять может.

 

Баланса, как и однозначной выигрышной стратегии, в игре практически нет — всё решает дипломатия, угрозы, грубая сила и наглый шантаж.

 

Если не умеешь грести, хоть не болтай в воде ногами.

 

Боцман

 

Почему выгодно сидеть близко к припасам? Да потому, что в начале каждого хода (нового дня) из склада берутся карты припасов в количестве, равном числу потерпевших, и близсидящий берёт себе любой припас на выбор. У сидящего вторым слева выбор более скудный, остальным и вовсе достаются самые жалкие остатки. А среди припасов могут быть и фляги с водой, и ценные вещи, и даже сигнальный пистолет, который можно использовать не вполне по назначению...

 

Почему выгодно сидеть ближе к рулю? Потому, что сидящий у руля в конце каждого хода выбирает, какую карту навигации из выбранных в течение этого хода активировать. И только ему решать, затянется ли плавание, приблизится ли берег, кто упадёт за борт от головокружения и кто будет страдать от жажды. Чем больше карт за ход набралось, тем шире выбор.

 

А что происходит между раздачей припасов и рулением? Каждый персонаж по очереди совершает свои действия. Он может или ничего не делать, или попытаться отобрать предмет, или попробовать поменяться местами с соседями или погрести.

 

Обзавестись чем-нибудь полезным за счёт приятеля или пересесть поближе к переднему или заднему бортам шлюпки всегда полезно, но если жертва ваших действий не согласится безропотно подчиниться, может начаться драка (просто так драку начать нельзя). А к драке могут присоединиться и остальные пассажиры шлюпки. Вот здесь и узнаёшь, кто чего стоит. Все участники победившей группировки кричат ура, зачинщик получает, что хотел, проигравшая сторона зарабатывает по одному новому фингалу, главный потерпевший отдаёт требуемый предмет или пересаживается на новое место.

 

Зачем же грести? Ведь это действие, как и драка, повышает шансы натерпеться от жажды. При гребле игрок берёт из колоды навигации две верхние карты и решает, какие оставить для выбора рулевого, а какие убрать. Ведь очень выгодно подсунуть рулевому такую карту навигации, где твой злейший враг упадёт за борт, а вредную для себя карту убрать подальше, подсунув под низ колоды. Шансы на то, что рулевой в итоге выберет хорошую для вас карту, сильно повышаются. Особенно если рулевой — ты сам.

 

Вот, собственно, по большому счёту и всё. Казалось бы — распределяйте припасы честно и благородно, детей не бейте, делитесь водой и аптечками и почаще гребите к берегу, чтобы на картах навигации побыстрее выпала третья чайка и шлюпка пристала к берегу. При сотрудничестве и взаимопомощи шансы доплыть до берега практически стопроцентные. А нет, людскую породу не исправишь...

 

Суши вёсла и пересчитывай живых!

 

Боцман

 

Берег — цель всякого плавания.

 

Капитан

 

Как-то одним прекрасным вечером кораблекрушение произошло прямо у меня в гостиной. Хотите верьте, хотите нет, карты персонажей тянулись вслепую. Но судьбу не обманешь, и каждый стал тем, кем должен был стать.

 

... Я был Капитаном, мудрым и справедливым. Моим старшим помощником был зверской силы Боцман — единственным недостатком этого сурового человека были периодические погружения в ступор в моменты, которые требуют действий. Моя супруга обернулась Миледи — красивой, но смертельно опасной. Миниатюрная супруга Боцмана стала хитрым маленьким Шкетом. На всё это свысока поглядывал в монокль долговязый Сноб. Матрос Черпак, видимо, до шлюпки не доплыл. Кто-то прочитал молитву, и лодка отчалила от вмороженного в айсберг плавучего отеля.

 

— Какое любезное общество собралось! — подумал Капитан. Доплывём, обязательно доплывём. Он твёрдо знал, что по-отцовски любит своего юнгу Шкета, уважительно относится к остальным товарищам по несчастью, но... терпеть не может эту напомаженную фифу Миледи. А кто же считает его своим другом, и, главное, кто может его ненавидеть? Миледи тем временем слямзила что-то из склада припасов и передала мешок подозрительно задумчивому Снобу. В итоге Капитану досталась фляга с водой, и он остался доволен.

 

После раздачи припасов все принялись за дело. Капитан скептически глазел на попытки Миледи грести, когда увидел тянущегося в её сторону Сноба, сжимающего в руке остро заточенный багор. Капитан было  поднял руку для протеста, но вдруг вспомнил про свою аллергию на духи Миледи, и вообще... в общем, Миледи уговорили отдать одну вещь из её сундучка по-хорошему.

 

Боцман яростно грёб, когда ощутил в своём кармане чью-то руку. Это был Шкет. «Да что ж это делается?» — возмутились пассажиры. Шкет объявил, что воспитывался в приюте для беспризорных и научился безнаказанно тащить одну любую невскрытую вещь за свой ход. Все тут же повыкладывали своё имущество на божий свет. «Да якорный бабай!» — сказал Боцман, но бить Шкета вот так, без причины, не мог.

 

Шкет посмотрел  на карты навигации из тех, что нагребли Миледи и Боцман, и потерпевшие, прослезившись, увидели первую чайку. Берег стал немного ближе.

 

Следующие несколько дней все понемногу обзаводились личными припасами и паранойей. Сноб что-то точил в углу, Боцман грёб, а Шкет воровал у него последнее. «Да якорный бабай!» — говорил Боцман, но Капитан объявил личную вендетту каждому, кто хоть пальцем коснётся его юнги, и приходилось терпеть.

 

Чайки не появлялись. Припасы потихоньку заканчивались. Каждый с подозрением смотрел на товарищей по несчастью и считал сокровища. Каждому казалось, что сокровищ явно не хватает. Периодически кто-то валился за борт и страдал от жажды. Назревала буря.

 

— Сидит себе на носу, забирает всё лучшее, а у меня, между прочим, аллергия, — думал Капитан, нервно поглядывая на Миледи.

 

У самой же Миледи уже не первый день дёргался глаз при виде постепенно теряющего человеческий облик Сноба, обложившегося уже тремя видами холодного оружия и заботливо чистившего их остатками своего смокинга.

 

Миледи и Капитан против Сноба

Миледи и Капитан против Сноба

 

— Поддержите меня Капитан, давайте избавим мир от этого чудовища! — вдруг возопила Миледи, доставая сигнальный пистолет и направляя его в лоб Сноба. Опешивший Сноб икнул, но приготовился к бою. Капитан согласился поддержать Миледи, но подло обманул её, и даже пистолет не спас её от жестокого избиения баграми и дубинками.

 

Это было последней каплей и на шлюпке начались жестокая борьба за власть. Капитан вместе со Шкетом противостояли всем. Миледи сидела на целом сундуке барахла и отчаянно цеплялась лапками за пистолет. Капитан был бы рад от неё избавиться, но на Шкета не надеялся, а озверевший и периодически битый Сноб не упустил бы шанса ослабить претендента на победу. Яростно пыхтя и скаля оставшиеся зубы, красноглазый Сноб сидел в углу, держа в зубах любимый багор и зализывая раны. Только Боцман вспоминал якорный бабай при очередной пропаже вещи (Шкет был неуловим и неумолим) и молча грёб вперёд.

 

На седьмой день плавания бесчувственное тело Сноба повисло на скамейке. «Воды, дайте ему кто-нибудь воды!» — вскричал Капитан. Воды дали, но когда тело выпало за борт, лишнего спасательного круга ни у кого не нашлось.

 

В воздухе подозрительно долго не было видно ни единой чайки. Все уже отчаялись, но Капитан взял дело в свои руки, посулами и угрозами переместился к рулю, и вскоре птицы указали верный путь.

 

Нет-нет, они живы. Просто они так пахнут.

 

Боцман

 

Когда лодка причалила к берегу, на сушу с воплями высыпала голодная толпа оборванцев. Опустив на воду венок из опилок, они дали негласную клятву навсегда молчать, что случилось со Снобом.

 

Нехитрый скарб Миледи

Нехитрый скарб Миледи

 

Победила Миледи — способность первой заглядывать в склад принесла ей немало ценностей. Да, это оказалось разумней, чем стратегия Сноба ополчить против себя весь мир, собирая коллекцию острых и тупых предметов. У Сноба была реальная проблема — его никто не любил. Он любил себя сам, и получил бы двойное количество очков за своё спасение. Но, увы.

 

На последнем месте среди выживших оказался Боцман — он ненавидел Сноба и получил за его смерть очки. Сбылась его мечта, хотя и без его прямого участия. Но пустые карманы, обчищенные Шкетом, не дали ему подняться выше.

 

Капитан был чуть выше Боцмана по рейтингу. Хоть любимый Шкет был и спасён, для общего итога ценных вещей оказалось недостаточно.

 

А что же Шкет? А Шкет на самом деле был маньяком-психопатом. Он ненавидел сам себя. И весь вояж тихонько хотел смерти всех своих товарищей, но мало что мог сделать один, как мог, оттягивая конец путешествия. У Шкета был спасательный круг, чтобы выручить Сноба, просто он не захотел его кидать. Когда Капитан понял, кого любил, он ужаснулся.

 

Сегодня боцман был пьян.

 

Капитан

 

Сегодня капитан был трезв.

 

Боцман

 

Какая мораль у этой истории? Надо было быть более дружелюбными, более человечными?

 

Да нет же. Надо было забить эту негодяйку Миледи и отвадить воровать Шкета, чтобы у них не было перевеса в ценных вещах. Маловато было насильственного перераспределения ценностей. А Шкету просто не хватило опыта в сеянии раздоров и затягивании плавания до смерти последнего пассажира, о чём он горько жалел.

 

Капитан же твёрдо решил, что спрятанный подмышкой багор даёт немалое психологическое преимущество в любом споре, и наказал сам себе не вскрывать своё оружие раньше времени. Пассажиры сквозь зубы поздравили друг друга с удачным спасением и разошлись по домам, искренне надеясь ещё раз потерпеть кораблекрушение в такой приятной кампании.

 

Два слова про качество локализации. Оно превосходно. Обычно я крайне резок в таких оценках, но здесь придраться почти не к чему. Сами карты достойного качества, перевод замечателен и с технической, и с литературной точки зрения. Коробка игра очень компактна, что не может не радовать.

 

Если совсем уж придираться, то можно, конечно, заметить минимальные расхождения в цветовой гамме рубашек карточек и ухудшенное, по сравнению с оригиналом, качество жетонов ранений. А в последней редакции англоязычной версии в коробку положили деревянные фишки чаек... Но это именно придирки.

 

Два дополнения в одном флаконе

Два дополнения в одном флаконе

 

У игры есть два дополнения, с которыми вместительность шлюпки расширяется до восьми человек. В русской локализации их объединили в одну коробку — благо каждое состоит всего из десяти карт.

 

Дополнение «Людоедство» приносит в игру одноимённую карту и нового персонажа Доктора Харпера, умеющего лечить без затраты аптечки. Людоедничать можно при нахождении в лодке чьего-либо остывшего трупа, все в лодке тут же получат излечение одной раны. Если кто-то не согласен по этическим соображениям, можно начать драку.

 

Дополнение «Море По Колено» приносит в качестве персонажа знаменитую Мадам Вонг, умеющую пить на брудершафт независимо от согласия другого игрока, и припасы Огненной Воды, временно повышающей характеристики, но вызывающей э-э-э... нездоровый сушняк.

 

Удачных всем плаваний и семь футов под килем!

 

В статье использованы цитаты из официальной русской редакции правил к игре. Статья написана специально для «Тесеры» Максимом Симоновым (ColdFire). Автора сложно поймать в нужный момент, (: поэтому статья пока будет числиться за мной.

Lee написал 4 года назад: #
Максим как всегда прав

Мой сын с друзьями играл в базовую игру разов 15 и они были каждый раз в восторге.
Всем рекомендую, на днях купил допы. Попробуем.
Игра класнейшая - всем рекомендую!

Alex_Roser написал 5 лет назад: #
Ииииизумительно!

Это же надо - так написать обзор на игру, что бы после прочтения в голове осталась лишь цель в неё сыграть!

verover написал 9 лет назад: #

Распечатал и читал до игры, и после. Преклоняюсь за исполнение *) Чудесно! Спасибо *)

В нашей редакции от Магеллана "спОсательный круг", у всех так?

Первый раз, чтобы разобраться, разложили вдвоём, приняв на человека по два персонажа. Миледи, Сноб, Капитан и Шкет. Обложились распечатками всех найденный в сети видов правил, правил из коробки Магеллана и Ютубом в планшете. Второй раз играли вчетвером. Интересно. И хочется побольше народу. Вопросы возникают, но кое-как по чуть-чуть начинаем грести *)

AlexeyGfi написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Увлекает. Прям «Жизнь Пи» =)

MisteriG написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Вы только учтите, что это одна из самых конфликтных и жестоких игр. Решения в игре простые - помоги мне убить этого, а потом того, а потом поглядим кто сильнее.
Об этом заявляют и договариваются в лицо так сказать. Так что вероятность перенесения конфликта в реальную жизнь процентов 70%.
Ни в коем случае не рекомендую неуравновешенным личностям, не могущим отличить игровые и реальные отношения.

AlexeyGfi написал 9 лет назад: #

Да, я про фатальность понял из рассказа.
Потому и напомнило «Жизнь Пи». Его горькую суть, раскрывающуюся в самом конце фильма, а не гордо реющую над «высокими словами» в процессе.

OberstDan написал 13 лет назад: # скрыть ответы

Отличная игра, только шкет, мелкий поганец, у меня всю игру крал оборудование. Мы его с боцманом так и не успели хорошо отметелить. Все время находилось достаточно желающих заступиться.

Showtime написал 9 лет назад: #

Возможно, желание Шкета красть именно у вас и ваше — его отметить — как-то взаимосвязаны. Этакий замкнутый круг.