С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
игры |
Борьба за галактику
|
персоны |
Том Леманн
|
Дата: | 17 декабря 2010 |
Источник: | «Заметки<br>новосибирского<br>настольщика» |
9.6226 |
- |
Думаете, это легко — управлять целым галактическим сектором? Можете потренироваться, поиграв в рассматриваемую игру. Поверьте, легко не будет.
В «Борьбе за галактику» ваше поле деятельности — это множество планет и технологий, определяющих образ жизни на этих планетах. И нужно ведь развиваться, осваивая новые миры. Попутно вводя усовершенствования — прогресс, он-таки не должен стоять на месте.
А планеты такие разные! И у каждой есть какая-то своя изюминка.
Вот, например, планета, погибшая в результате загадочной эпидемии:
Сама по себе, конечно, никакой ценности не представляет (там и жить-то нельзя, и полезных ископаемых нет). Зато она служит неисчерпаемым источником потрясающе разнообразных генетических материалов, за которыми исследовательские центры буквально выстраиваются в очередь.
А вот планета космических пиратов:
Её так просто к рукам не приберёшь, здесь обязательно придётся драться. Зато в случае успеха у вас окажутся залежи награбленного — предметы роскоши и произведения искусства главным образом. Пираты, они такие штучки любят. И если поискать как следует, то залежей таких на планете отыщется немало...
А это и не планета вовсе:
Это флот исчезнувшей древней космической расы. Но корабли огромные, там может жить уйма народа. И не просто жить: можно ведь откручивать с кораблей всякие запчасти и торговать ими. Артефакты Древних ценятся очень высоко. И сражаться этот флот ещё очень даже может. Так сказать, три в одном: здесь вам и место для жилья, и источник дохода, и боевая сила. :)
Планета-казино:
Конечно, сама ничего не производит, и цена ей как планете невелика. Зато здесь постоянно бывают всякие богачи, с которыми можно при случае заключить удачную сделку и пристроить им чего-нибудь из имеющихся в вашем распоряжении ресурсов. А можно и натуральным образом выиграть чего-нибудь: это же казино!
В общем, много планет. И все разные. Удачно сочетая их свойства и особенности, можно получить для своего галактического государства немалый профит. Если с умом, конечно, действовать. А помочь в этом могут всякие технологии.
Кстати, под технологиями здесь понимаются отнюдь не только достижения научно-технического прогресса. Тут тоже много чего есть.
Например, самовоспроизводящиеся роботы очень сильно упрощают колонизацию планет... но только мирных планет. Для воинственных миров придётся прибегать к чему-то другому. Скажем, сформировать корпус звёздного десанта. Или обратиться к профессиональным военным, чтобы те за плату разработали вам тактический план для данного конкретного случая. Но план — это на один раз, а корпус десантников можно использовать и для будущих завоеваний...
Если же завоевания планируются в широких масштабах, то имеет смысл заключить договор с Галактической Империей:
Эти ребята весьма охотно предоставляют военную помощь против мятежных планет. И не только. Имперцы, прямо скажем, больше всего ценят тех правителей, которые много и успешно воюют. А если вас за это высоко ценят имперцы — то и всем другим волей-неволей придётся с вами считаться. :) Такая вот политика.
Но, может быть, вы предпочитаете не воевать, а торговать? Нет проблем, вступайте в Торговую Лигу:
Там вам помогут пристроить ваши товары повыгоднее. Ну и, опять же, чем выше ваш авторитет в этой организации, тем выше статус в Галактике...
В общем, вы уже поняли. Игра представляет собой мощный симулятор стратегического развития с огромным набором возможностей: вышеприведённые примеры — это лишь капля в море. Причём автору (а игру создал Том Леманн) удалось построить очень интересную и сбалансированную модель государственно-военно-промышленного комплекса.
Кроме шуток: начав играть, вы быстро поймёте, чем чреват тот или иной перекос экономики, и вам придётся научиться его исправлять. Или не научиться… но тогда неизбежно будете проигрывать.
Вы поймёте, что планеты и технологии (имея, конечно, собственную ценность), важны не сами по себе, а в комплексе. Чтобы достоинства одних компенсировали недостатки других, усиливая весь комплекс в целом. Сунь-Цзы, наверное, был бы от игры в восторге, ибо она великолепно учит сочетать полноту и пустоту в построении выигрышной стратегии.
Механика игры чисто карточная (помимо карт используются лишь жетоны-счётчики победных очков), и сразу стóит сказать, чего в игре нет. В ней нет бумажных денег, кубика и пресловутого «кинь-двинь», набившего оскомину со времён «Монополии» (не к ночи будь помянута).
Зато есть широчайшее поле стратегических инициатив и необходимость в куче навыков. Здесь нужно уметь мгновенно адаптироваться к изменению ситуации. Делать нелёгкий выбор среди нескольких вариантов развития, жертвуя одними ради других. Справляться с потоком информации (через руки игрока постоянно проходит множество карт, которые там практически не задерживаются: чтобы разыграть одни, приходится сбрасывать другие). В идеале нужно ухитряться присматривать за действиями других игроков, пытаясь как-то прогнозировать их действия и обращать эти прогнозы себе на пользу. Последнее, кстати, самое сложное...
Механика игры, если не вдаваться в пересказ правил, довольно логична и внятна. Каждый ход может состоять из нескольких фаз — максимум пять. В первую фазу игроки могут пополнить из колоды запас карт на руке. Во вторую и третью — разыграть карты из руки на стол (технологии во вторую фазу, планеты в третью). В четвёртую — обменять свои товары-ресурсы на новые карты и победные очки. Ну, а в пятую фазу эти самые товары-ресурсы производятся.
Хитрость в том, что каждая фаза может сопровождаться для игрока бонусами и штрафами, которые определяются свойствами уже сыгранных на стол карт и их комбинаций. Они описываются значками-пиктограммами, которыми усеяны карты… и которые поначалу здорово сбивают с толку новичков. Потом-то приходит понимание того, как внятно и чётко продумана эта система, но это потом.
Фазы хода выбираются самими игроками — тайно и одновременно. Для этого служат специальные карты, набор которых раздаётся каждому перед началом игры. Наборы у всех однотипны, и если один игрок заявил некую фазу, то она же будет иметь место и для всех остальных игроков. Но! Заявивший получит в эту фазу определённый бонус: дешевле введёт в игру технологию, получит больше очков за освоение ресурсов и т.п. Все эти бонусы тоже обозначены на картах теми же пиктограммами.
Кстати о картах. Их дизайн и арт великолепны. В принципе описанной механикой можно было бы промоделировать любое военно-экономическое развитие: хоть древних цивилизаций, хоть нынешних... Автор в данном случае выбрал фантастико-футуристическую тематику, а художники и дизайнеры постарались на славу. Картами буквально можно любоваться.
И ещё кстати. В послесловии к правилам Том Леманн говорит, что игра во многом выросла из «Битвы за звёзды» («Duel for the Stars») — коллекционной карточной игры, которую он когда-то разрабатывал, но в тираж она так и не пошла. Честное слово, эти корни чувствуются. Начать с того, что разнообразие и комбинационность карт очень похожи на то, что мы привыкли видеть в мире ККИ. Дополнения (а их уже три) образуют чётко выстроенную сюжетную линию, логике которой следуют вводимые в колоду карты. Ну и, наконец, уже в первом дополнении вводится вариант правил с драфтом, когда каждый участник набирает себе мини-колоду и играет только ей...
«Высшим пилотажем» игры является умение спрогнозировать, какие именно фазы заявят на нынешний ход соперники, и обратить это себе на пользу. Отсюда вытекает интересная особенность.
Изначально Race for the Galaxy рассчитана на 2–4 игроков (расширения позволяют довести их число до 6). Но чем больше участников — тем, естественно, сложнее уследить за всем и делать адекватные предположения о чужих намерениях. Тем более рандомным становится процесс. Лучше всего играть вдвоём или втроём, причём для двоих предусмотрены дополнительные карты выбора фаз, позволяющие усложнить игру и сделать её более острой, «дуэльной».
Весьма желательно помнить ключевые карты колоды с их возможностями применительно к различным стратегиям. Это, кстати, не такой уж и большой объём информации. Но всё равно новичку легко не будет. Сразу следует иметь в виду — Race for the Galaxy относится к той категории игр, в которых настоящее понимание приходит только после определённого числа сыгранных партий. Обычно шести-семи. И конечно, крайне желательно, чтобы в этих первых партиях рядом был опытный игрок, способный в случае чего подсказать-объяснить. Хотя этому опытному игроку никак не позавидуешь: чтобы не взбеситься от новичковых вопросов (а они с неизбежностью будут повторяться, я это гарантирую), надо иметь поистине ангельское терпение. :)
Давайте подводить итоги. Игра сложная, вдумчивая, но чертовски красивая и интересная. Честное слово, она стоит того, чтобы распробовать её как следует.
Достоинствами игры я назову:
Недостатками игры можно назвать:
В зависимости от предпочтений игроков как достоинствами, так и недостатками могут оказаться:
Напоследок позволю себе один совет. Добавьте к игровому комплекту счётную дорожку очков и отмечайте на ней текущие достижения игроков — те, которые обеспечиваются только картами стола. Сыграв на стол очередную карту, сразу же продвигайтесь по дорожке с учётом всех эффектов. Поверьте, это имеет смысл. Во-первых, в игру добавится психологии: сразу будет видно, что кому-то приходится догонять, кому-то удерживать преимущество и т.п. Это добавляет того самого взаимодействия, на якобы недостаток которого игре пеняют некоторые рецензенты. Во-вторых, так будет намного проще и быстрее финальный подсчёт очков. Неплохо также чем-то отсчитывать свою военную мощь (во втором дополнении средства для этого вводятся в комплект игры).
И ещё совет: обязательно обзаведитесь первым дополнением к игре. Второе и третье дополнения — это уже на любителя, а вот первое категорически рекомендуется. Ибо делает игру сильно интереснее.