С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
игры |
Замес
|
компании |
Hobby World
|
клубы |
Клуб настольных игр 3.14 (Закрыт)
|
Дата: | 18 декабря 2013 |
8.4238 |
- |
Настолка Smash Up (в русскоязычной версии — «Замес») вышла ещё в прошлом году, но до нашего клуба добралась недавно. Особое спасибо хочется сказать «Миру хобби», который нам её предоставил для теста и обзора. Прочитав правила и рассмотрев колоды (а их в базовом комплекте аж 8 штук), я загорелся желанием сыграть в неё как можно скорее. Ещё бы: принципиально разная тактика, строящаяся на особенностях фракций и их сочетании, прикольное оформление и игровой процесс, который заявлен как «невыразимо потрясное беспредельное рубилово» — каюсь, такие игры мне нравятся, пожалуй, не намного меньше, чем несравненные «Игра Престолов» и «Доминион».
Но что же на самом деле представляет из себя игра? Настолько ли она хороша, как мне показалось с первого взгляда?
К внешнему виду претензий у меня нет ни малейших: «мультяшное» оформление хорошо сочетается с тем настроением, которое должен создавать «Замес», текст на картах читается нормально и в основном лаконичен (хотя местами, конечно, написано больше, чем нужно), рубашки карт с английским названием позволяют при желании добавить нелокализованные допы. Вопреки своей привычке, не буду даже ругать издателей за свободное место в коробке: вышеупомянутые допы как раз прекрасно туда лягут, а они будут жизненно необходимы, если «Замес» вам понравится.
А вот плотность и качество самих карт удручает. Стоит их всего несколько раз замесить (ох, нет-нет, конечно, замешать!), и они начинают расслаиваться. Без толстых протекторов — никуда!
Но я не упомянул самое главное: что же вы получите, купив игру. Так вот, в комплект входит набор карточек победных очков, 1 колода карт баз (которые вам предстоит захватывать) и 8 игровых колод, рассчитанных на партии для 2-4 человек: это динозавры с лазерами, ниндзя, волшебники, фэйри («проказники» по официальной версии), пираты, инопланетяне, роботы и зомби. Безумное сочетание, не правда ли? Авторы постарались на славу!
Мы такие разные, и всё-таки мы вместе...
Правила составлены чётко, удобно и в нужном ключе, погружающем в атмосферу «Замеса». Ход подробно расписан по фазам, даются необходимые уточнения и разъяснения, информация наглядно представлена с красочными иллюстрациями. Те немногочисленные вопросы, которые у нас возникали, почти всегда можно разъяснить, заглянув в правила. Так что и здесь всё вроде бы хорошо.
В начале партии на стол выкладываются базы, которые игроки будут захватывать совместными усилиями. Каждая из них обладает определённой защитой, неким свойством и приносит победные очки. Причём тот, кто больше остальных «вложится» в захват данной локации (то есть чьи войска в сумме дают наибольшее значение силы), получает обычно больше всех победных очков, второму достаётся поменьше, а третьему — ещё меньше.
В свой ход игрок может сыграть с руки 1 карту приспешника и 1 карту действия. Приспешники, как водится, обладают определённой силой и какими-то способностями, которые или срабатывают сразу, когда вы их разыгрываете, или могут пригодиться потом. Действия или усиливают ваших приспешников, или делают всяческие пакости другим игрокам, а то и вовсе вносят в игру элемент хаоса и безумия.
Однако всё не так скучно и просто, как может показаться. Главная фишка как раз и заключается в этих действиях и способностях. Некоторые из них позволяют вам сыграть в ход целую толпу приспешников и быстро захватить базу; другие уничтожают вражеских «солдат» или возвращают их на руку; третьи перемещают ваши карты от базы к базе. Очень важно правильно составить свою колоду (перед началом партии каждый выбирает себе 2 фракции из 8), спланировав взаимодействие между, например, зомби и инопланетянами.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не наберёт 15 очков, и занимает минут 30 при первой партии (пока игроки изучают свои карты и планируют захват мира) и около 20, когда за столом сидят уже опытные противники.
В их колоде только 2 действия и множество приспешников, в большинстве своём очень слабых. При этом Роботы являются прекрасной колодой, которая способна при хорошем раскладе с лёгкостью брать базы: они прибегают толпами, притаскивая за собой всё новых и новых экстра-приспешников, которые к тому же могут неплохо друг друга усиливать.
Прекрасно комбинируются с Проказниками («Всё как в тумане» даёт играть экстра-приспешника каждый ход; «Гном» уничтожает карту с силой меньше, чем у вас приспешников — а хороших Роботов всегда должно быть много).
Волшебники позволяют доставать из колоды приспешников, если вдруг вам не повезло. Впрочем, я до ужаса не люблю Волшебников.
Действия остальных фракций почти бесполезны для Роботов.
Главные враги — это Пираты, уничтожающие сразу гурьбу ботов.
Маленькие Роботы превосходно чувствуют себя на этой базе
Самая интересная на мой взгляд колода. Проказники «заточены» под контроль и пакости: они активно мешают разыгрывать приспешников и действия, заставляют сбрасывать карты с руки и хорошо защищены от вражеских атак, но, к сожалению, сами почти не способны захватывать базы. Вывод: берите с ними кого-нибудь пробивного типа Роботов, Динозавров или Зомби, и будет вам счастье.
Мощные танки, все действия которых делают их ещё более мощными танками. Вывод: второй колодой нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО брать что-то с хорошими действиями. Проказников, Инопланетян или Пиратов, которые будут перетаскивать ваших ящеров с базы на базу, Ниндзя (очень «изящно» смотрится Динозавр с силой 5 или 7, внезапно появляющийся на захватываемой базе благодаря абилкам шустрых японцев; такое комбо позволяет вам в одно мгновение стать первым при подсчёте очков). В принципе, подойдут ещё Зомби, поднимающие гигантских ящеров с кладбища.
Это те самые ребята, которые появляются из ниоткуда в последний момент, когда другие игроки уже собираются захватить базу и получить победные очки.
Вторая «фишка» ниндзя — это (не поверите!) убийства. Они прекрасно сносят ключевые карты Пиратов и Инопланетян, способны расправиться практически с любым Волшебником. Легко отправляют Зомби на кладбище — те, правда, от этого ничуть не страдают и быстро возвращаются. Против многочисленных Роботов и мощных Динозавров убийственные навыки почти бесполезны.
О связке с Динозаврами я уже говорил. В остальном это колода-в-себе.
Зомби — они и в «Замесе» Зомби. Бесконечные мертвецы, которые прут и прут с кладбища. В начале партии, пока там никого нет и не пришли нужные карты, этой колодой мало что можно сделать, но стоит дать им «раскачаться»... Пятёрка («Властелин зомби») — это вообще адское зло, которое способно выложить на стол сразу кучу ходоков за один ход.
Перебрасывать их с базы на базу почти бесполезно, убийства помогают слабо, а карта Проказников, запрещающая играть действия, увы, работает только 1 ход.
Зомби настолько круты, что их можно сочетать практически с кем угодно, кроме разве что Волшебников.
Весёлые ребята, которые под радостное «Йо-хо-хо и бутылка рому!» скачут от одной базе к другой. Целыми толпами. Этим они немного напоминают Ниндзя, а значит, тоже хорошо сыграют с Динозаврами. Будучи замешанными в одной колоде с Роботами, смогут активно пользоваться своими полезными действиями.
Советую ни в коем случае не брать их с Инопланетянами (масло масляное, а базы-то брать особо некем) и Волшебниками. Не желательно совмещать с Проказниками.
Прекрасно выносят Роботов.
Те же Пираты, только более слабые. Зато у них есть «Волшебная» тройка, которая приносит 1 очко каждый раз, когда вы разыгрываете её с руки. А значит, ваш выбор — Зомби.
Если же Зомби не достались, берите другие «пробивные» колоды: Ниндзя (будете то убивать, то перекидывать приспешников других игроков, контролируя стол) или Динозавров (просто задавите всех массой).
Карты приспешников и действий, дающие вам новые карты и экстра-действия, которые дают вам ещё карты и экстра-Действия. Можно выложить целую цепочку, а на выходе получить полный «пшик».
Теоретически могут играть с Роботами (гарантированно доставая им кучу экстра-ботов). Малополезны для Динозавров, Ниндзя, Зомби. Брать базы самостоятельно или вместе с Пиратами и Инопланетянами не умеют. Иными словами, моя самая нелюбимая колода.
1) Главная проблема «Замеса» — баланс. Это даже не проблема, а настоящая беда. Одни фракции заведомо сильнее других, а если уж вам сильно не повезло и достались две не сочетающихся колоды, то игра станет скучной и безнадёжно печальной. Конечно, правило очерёдности выбора колод (1-2-3-4-4-3-2-1 игрок) придумано для того, чтобы урегулировать эту ситуацию, но силы всё-таки слишком уж неравны.
2) Если вы так перемешали колоду, что вам в руку идут не те карты, это тоже может стать причиной полного провала. Куча действий и ни одного приспешника — вполне реальная ситуация, заставляющая пропускать ходы и скучать. Как и противоположный вариант, если вы играете, например, Зомби-Проказниками. И с этим, увы, ничего не поделаешь.
Реализация и арт: 6/10 (красиво, но карты не предназначены для активного частого использования, слишком некачественная бумага).
Игровой процесс: 6/10 (был бы интересным и затягивающим, если бы не две описанные выше проблемы, способные убить удовольствие от партии).
Правила: 9/10 (чётко, понятно, доходчиво, наглядно).
Общее впечатление: 6/10 (гораздо лучше многих филлеров, вышедших за последнее время, но остаётся послевкусие незавершённости и недоработок в плане тестирования).
Филлер или нет? В принципе, «Замес» может претендовать на звание чего-то стоящего. Скажем так: он находится на стыке между множеством филлеров и колодостроительными + коллекционными карточными играми. Всё-таки игровой процесс более богат и разнообразен, а различные колоды определяют принципиально разную тактику игроков. С другой стороны, лёгкость в освоении правил и длительность партии приближают его к категории филлеров, а полное отсутствие баланса не позволяет считать его по-настоящему хорошей игрой.
Если это вас не пугает, вы не ставите себе цель победить и не будете переживать, когда рука забита никчёмными картами и нет никакой возможности сделать хоть что-то для захвата базы, у вас есть неплохие шансы получить удовольствие от «Замеса». Главное — ни в коем случае не ждать от него больше, чем эта игра может вам дать.
Особое спасибо хочется сказать «Миру хобби», который предоставил нам «Замес» и ряд других игр для теста и обзора. Несмотря на недостатки, «Замес» произвел благоприятное впечатление и кажется вполне достойной альтернативой, например, «Затерянным городам» (в дуэли он смотрится... странновато, но куда бодрее, чем «Города»), а на трёх-четырёх человек довольно хорош после нескольких партий, когда все будут знать свои карты, и даунтайм исчезнет в принципе.
© Waller