Ролевая игра в сеттинге одноименной карточной игры. На данный момент имеет 5 редакции. Игра отличается детализированным сеттингом, сочетающим в себе элементы азиатских культур с упором на феодальную Японию с магией и чудовищами.
В игре используется оригинальная система Roll and Keep, в которой игрок при проверках бросает X кубиков и может сохранить Y из них.
Самую важную роль в игровом процессе играет социальная составляющая, которая намного сложнее чем в других ролевых играх. Еще L5R выделяется хрупкостью персонажей: вас могут быстро убить если ввязаться в бой неподготовленным, а дуэли чувствуются настоящим танцем со смертью.
Первые четыре редакции более-менее совместимы между собой и связаны единым сторилайном. В 2015 году права на игру выкупила FFG, и в 2017 параллельно с перезапуском карточной игры, вышла заметно переработанная пятая редакция с кастомными кубиками. После закрытия карточной игры права на пятую редакцию выкупило издательство Edge и продолжило поддержку НРИ.
Комментарии
Adventures in Rokugan
Полистал немного и закрыл. Вот просто нет. Харакири у нас больше не будет, потому что сакрализация самоубийства - это плохо. Только вот Рокуган несмотря на свою яркость и некоторую аляповатость местами сеттинг очень мрачный, и самоубийство здесь в ряде случаев куда предпочтительней, чем скажем быть поглощенным Скверной или очутится в скорпионьей Роще Предателей, тем паче здесь всякие виды загробия - это достоверный факт данного мира, засим смерть тут имеет несколько иной так сказать статус.
Ну и перемена всяческих названий, о чем в теме уже говорилось. Например бусидо у нас теперь кодекс Акодо, чтобы никого не обидеть... Опустим тот момент, что навряд ли кто-то в других кланах стал бы следовать жизненному укладу имени основателя Льва, тут столько взаимных терок, что даже по поводу безобидного календаря Исавы диспуты были. Из того, с чем я сталкивался из японской массовой культуры, японцы сами не особо склонны сакрализировать свою историю, просто есть ряд вообще практически запретных тем вроде Второй Мировой, Нанкинская резня там и все такое. А феодальная Япония... Вот я недавно закончил прохождение LaD (бывшая Якудза): Ishin, это изначально игра которую выпускалась чисто для японского рынка, и только в прошлом году с ремастером получила мировой релиз. И там такая фееричная сакура творится с типа историческими лицами, что Будда ты мой. Даже моих скромных познаний в в истории Ниппона 19 века хватило, чтобы заценить местный угар. Например "последний самурай" Сайго тут выглядит как огроменный детина-блондин, а первая встреча с ним - это драка голышом в бане... А ГГ вообще носит имена сразу двух реальных личностей, Сакамото Ремы и еще кого-то там из Шинсенгуми (в рамках местного сюжета авторы взяли двух реальных людей и сделали из них как бы одного протагониста), и вот за него в традициях серии вообще полную дичь творить в традициях серии, например орать песни про редьку в местном караоке... К чему эта вся простыня, короче. Сами японцы давно уже используют в аниме, манги и играх реальные названия и понятия, и ничего. А гайдзины чего-то испугались... Или типа ниппонцам над собой угарать можно, а гайдзинам нельзя? Тогда это уже какой-то новый уровень двоемыслия...
Рокуган это около-Япония, поэтому если использовать слова оттуда, они должны означать тоже самое, и у Бусидо с Сюгэндо/сюгендзя были явные проблемы с этим, поэтому их и заменили.
Что касается сепукку, его исключение это правильное решение, потому что в старых клановый войнах двое первостепенных персонажей: Хида Кисада и Матсу Тсуко (вроде), пытались так решить свои идиотские проблемы, которые они создали себе сами, поскольку сумураи были изображены роботами с бинарным мышлением, а не обычными людьми. Ну и империя в которой все проблемы решаются самоубийством выглядит максимально по идиотски) В Японии самоубийства не были чем-то частым, так что обычный гм и не должен ими пользоваться. Моя главная проблема с кольцами всегда была в том, что я как будто читал пропагандистскую книжку для детей, о том какими должны быть настоящие патриоты изумрудной империи. Местами карикатурно даже для не азиата. Все-таки если читать книжку с описание правил и мира надо с мыслями что тут не все так однозначно, то с этой книжкой есть проблемы.
Ну и в целом, такой должна была быть пятая редакция, с сильно освеженным сеттингом и более живым миром, с большим влиянием других азиатских культур, современности и избавлением от клюквы. И ее должно быть проще объяснить новым игрокам. Если они там еще и от чести отказались - вообще отлично. Жалко только, что все вот это написано в никому не нужной книжке для днд5.
Но опять же, всегда есть четверка, зачем ее менять, если она и так отличная? Мне кажется, что все вот эти инклюзивные изменения это на уровне гм и они могут быть добавлены в любую версию колец или убраны из 5 и 5Е при необходимости.
Ага, а все паладины во всех играх должны неприменно иметь отношение к Карлу Великому и христианству) С какого перепугу?
Рокуган -это не псевдо-Япония, а что-то там по мотивам Японии с кучей стереотипов, а заодно и чисто западных вещей начиная от слегка переделанного мифа о Кроне и заканчивая всякими инквизиторами и охотниками на ведьм. Аниме в какой-то мере, так сказать. Ну а аниме предъявлять в 21 веке чтобы японские названия непременно означали то же, что и когда, ну серьезно… Знаете сколько тогда можно было бы всего предъявить автору какого «Наруто» (прости Господи, грешен был, смотрел), ага. Где скажем Аматерасу — это черное негосимое пламя ада, которым кидались некоторые герои в ущерб своему зрению.
Проблемные места могут быть в заимствованиях любой культуры - дело представителей этой культуры с ними разбираться. И да, японцам виднее как переделывать собственную мифологию, но не потому что у них есть на нее эксклюзивные права, а потому что они не распространяют эти самые западные стереотипы. Это не значит, что никому больше нельзя, просто подходить к этому нужно не спустя рукава) А о том, что японцы жесть всякую делают это давно известно) ниньзи, бегают с отведенными назад руками) Ну и, кстати, в аниме/играх действие-то обычно происходит в Японии или выдуманных странах (у меня не слишком большие познания, хотя все что вспомнил и смотрел сюда укладывается - но могу ошибаться)
>>> Рокуган -это не псевдо-Япония, а что-то там по мотивам Японии с кучей стереотипов
Так это и есть +/- около-Япония, речь ведь не про географию, а про заимствования и такое представление точно должно пересматриваться в современном инклюзивном обществе. К РФ просто просто это особого отношения не имеет, да других проблем хватает. Но достаточно просто вспомнить какое обычно у россиян отношение к клюкве - здесь тоже самое) Поэтому, если не парит проблемность сеттинга - есть четверка, там Джона Уика и его маниакальные идеи выпилили почти под корень, а новые книжки ничего интересного, кроме частичного избавления от стереотипов, не несут, механически что-то удалось лучше, что-то хуже, но минус огромный пласт контента из перезапущенного сторилайна.
7.Writ of the Wilds
Первая (а возможно одновременно и последняя) книга для системы, которую Edge выпускала уже без FFG. Кланбук Дракона как бы. Вышло плохо, мешанина как в Courts of Stone, только еще хуже. Вот вам немного про наг, незуми, дикарей, все обрывками, мизерное количество новых школ, часть информации по созданию персонажа вообще просто взяли из Path of Waves…
И на этом с 5й редакцией как бы все. Сравнивать ее с 4й как по мне — это как выпустить кучку асигару против толпы ветеранов Краба. Асигару может кого и затыкают, но в целом исход несколько предсказуем. Из-за попытки вернуться к архаичной манере выпуска информации через кланбуки эта самая информация плохо структурирована, да и мягко говоря не полная, ибо две книги просто не успели выпустить до того, как все причастные к 5ке забили на нее конкретное такое тэцубо. В общем я лучше перед попыткой провести кампанию буду восстанавливать память о 4ке, чем пытаться серьезно вкатываться в этот обрубок. Из хорошего тут разве что книжка о ронинах,Path of Waves, по крайне мере на фоне всего остального.
Edge и FFG входят в Asmodee, так что передача прав на публикацию это перекладывание колец из одного кармана в другой. Судя по всему, задержки/отмены с книжками получились из-за переосмысления колец с группой консультантов. Хз что дальше будут делать, но вроде как планов бросать кольца в будущем нет, раз тратят довольно приличный деньги на неторопливую вычитку книг.
Вот здесь подробнее (но там не особо интересно): https://www.youtube.com/watch?v=6uAml6XO3bU&ab_channel=TheAsiansRepresentPodcast
Тут скорее не из одного кармана в другой, а совсем в другое пальто. По Writ видно, что при смене вывески качество сильно упало. То ли там команда уже другая и неопытная, то ли к работе она подошла совсем спустя рукава, в фамилии не вчитывался.
Да в любом случае уже без разницы, игра скорее уже живой труп, больше года без обновлений и конкретных вестей для некогда относительно популярной ролевой игры это очень много. Да и эти попытки в ДНД….Приключение в Рокугане к слову тоже явно не задались, Могилка Иучибана походу вообще никому оказалась не нужна, на Драйв даже до 250 проданных копий не дотянули.
Я не удивлюсь, если они ребутнут пятую редакцию
6.Fields of Victory
Кланбук Льва. Довольно скучная книжка, потому что львята сами по себе довольно скучные, разборки в дефолтном Рокугане еще до войны кланов в эпоху «тысячи лет мира» тоже преимущественно довольно скучные, ну и малый клан сумоистов Барсука тоже не особо веселый.
Из примечательного — это последняя большая книжка для Колец покойного ролевого отдела FFG и кажись последняя книжка вообще, вроде больше они вообще в те времена уже ничего не выпускали. Так себе точка вышла, но и отдел честно говоря тоже так себе был…
5.Celestial Realma
Кланбук Фениксов, а заодно и путеводитель по другим измерениям и религии. В общем и целом нового и интересного тут мало. Так например Агаша тут еще не переметнулись к Фениксам, и этому клану придумали новую семью Кайто, которая здесь описана чуть подробней, но она не особо интересная. Еще сюда поместили описание всех наследственных мечей кланов, причем некоторым поменяли бэк, так меч Скорпиона больше не создает иллюзии, а... убивает чемпиона своего же клана с одного попадания. Мол, он создан чтобы в случае чего быстро избавиться от оступившегося лидера. Звучит забавано, но как-то странно, в таком-то клане. Из малых кланов тут Многоножка, но это во-первых девчата не особо интересные, а во-втвторых их и ранее достаточно подробно рассматривали, так как в 4ке они являлись семьей Богомола.
И немного из серии "маразм крепчал". Уже пару книг как авторы начали расшаркиваться на тему мол "мы тут используем реальные понятия из реального мира, бла-бла-бла, смотрите никого не обидьте", и в таких дислкеймерах нет ничего нового или плохого, но ей-ками, один раз сказали в книге и хватит, я понял. А еще отдельные иллюстрации авторам РПГ видимо почему-то показались слишком провокационными и они их решили перерисовать под современные веенья. Вот скажите, чего такого вот в этой барышне:
https://l5r-game.fandom.com/wiki/Inquisitive_Ishika
У нее только немного оголены спина и плечико. Но нет, в книге ей под халат надели какую-то телогрейку, чтобы она даже ими не светила...
>>>мы тут используем реальные понятия из реального мира, бла-бла-бла, смотрите никого не обидьте
И в западном рпг коммьюнити, даже среди тех кто любит игру, считается, что кольца довольно плохо соответствуют современным стандартам)
>>>А еще отдельные иллюстрации авторам РПГ видимо почему-то показались слишком провокационными и они их решили перерисовать под современные веенья. Вот скажите, чего такого вот в этой барышне
На самом деле тут все наоборот) Женщина в Рокугане не может выглядеть как будто она идет на кинки-вечеринку, как рисовали Катико все время) это в ТРАДИЦИОННОЕ общество, где этикет, внешний вид-маска и манеры на первом месте) Так что закрыть плечи или декольте - вполне себе хорошая идея, такая одежда неприемлема для всех из самурайской касты) И как раз это идет в разрез с современными веяниями, особенно на западе, вроде онлифанс культуры и прочего.
Рокуган - это скорее фентезийное общество разве что с легким налетом традиционолизма (на который треть кланов тэцубо клали со сторожевой башни) и историзма. Да, из всех виденных мной в РПГ наверное самое прописанное и продуманное, но все равно во многом фантастическое. У нас тут же например почти полное равноправие полов, которое в ранних редакциях хоть как-то пытались объяснять, а потом просто забили и сделали данностью. У нас там наверное только Журавли-Львы более-менее традиционалисты, да и то с оговорками, остальные же... И все со всеми грызутся, потому что очень разные. И женщина-самурай тут может быть полуголой лысой татуированной монашкой, злобной охотницей с раскраской лица а-ля "Кисс", обмазанной грязью разведчицей, воинственной феминисткой с девизом "мой мужик должен сидеть дома и пасти коней" да и мало кем еще. Фентези ж. Конкретно барышня на картинке судя по названию - это ишика, редкий маг, познавший дзен путем глубинного созерцания пустоты вместо традиционных четырех стихий, и они вот по идее могут уже как угодно выглядеть, ибо им по барабану на житейские мелочи, так как они несколько выпадают из окружающей их действительности.
Ну фентези, да, не существует такого мира, но у нас есть книжки с каноном, который хоть и можно под себя перекраивать, но все равно на ориганал ссылаться приходится
>>>И женщина-самурай тут может быть полуголой лысой татуированной монашкой
Монахи - не самураи, у них особое положение и на бусидо они не ориентируются. Сюгендзи - самураи, так что особых проблем не вижу, чтоб оделась она соответствующе)
Раскраска лица - тоже не что-то из ряда вон
Из всех кланов не особо заморачиваются приличем только Крабы и Единороги, у первых есть дела поважнее, там не успеваешь демонов кромсать, а у рогатых 800 лет отставания)
Равноправие, феминизм, лгбтк+френдли сделаны в кольцах оч плохо, просто на отвали, но в рамках самой вселенной довольно логичны - системе плевать на твои предпочтения: вот тебе кошка-жена из другого клана, с вам ребенок или два, а теперь иди во благо империи работай, зря чтоль тебя растили столько лет? А что ты там делать будешь в свободное время - никого не волнует)
Татуированные монахи, которые Тогаси, в отличие от шинсеитов одновременно являются и самураями, и обладают правами и обязанностями данного сословия (но часто на них забивают, ибо им еще "просветление" искать). А у Скорпиона вообще есть самураи-актеры, самураи-ниндзя, самураи-драгдиллеры... (последних двух номинально как бы нет, но это такой местный секрет Полишенеля). Если начать копаться в бэке, то выходит, что местные правила и традиции большинство соблюдает лишь номинально, да даже у Журавля были свои ниндзя с принципом "Личная честь фигня, главное честь клана". Потому что каждому клану с течением времени придавали все больше уникальных черт (хотя изначально это был просто набор стереотипов вроде самураи/гейши/ монахи-кунфуисты) , и в итоги вышло, что почти все у нас в чем-то "особенные и непохожие", а бусидо и традиции чтут с кучей оговорок. Прям как в карточной игре, почти на любое правило есть игнорирующее или меняющее его механика) За что сеттинг и люблю, фракции с рядом отличительных черт легче запоминаются)
И в то же время жизнь крестьян печальна и беспробудна, вот у них почти полный феодализм-традиционализм. В пятой редакции к слову им придумали секту "Идеальной земли", которая за равноправие, в книжке про ронинов она описана, но как-то совсем куце.
Одновременно и самураи, и монахи - вот и ответ) Конечно, в такой ситуации у большинства бсод вылезает, когда ни пытаются понять что там у нас по этикету)
>>>Если начать копаться в бэке, то выходит, что местные правила и традиции большинство соблюдает лишь номинально
100%, в этом и прикол сеттинга, что нельзя за чистую монету принимать все что написано. Я просто не вижу особой проблемы в создании чуть более пуританского образа для персонажа из относительно традиционного клана Феникса) Все-таки на карте ее более-менее публичный образ. Но тут Рокуган у каждого свой, конечно)
>>>придумали секту "Идеальной земли"
Я мельком ознакомился с новым сторилайном и там веселое имя у беглого императора - Daisetsu, который состоит в романтических отношения с Iuchi Shahai и это по всей видимости (должна была быть) переписанная история Daigotsu) Первый нормальный император)))
Думаю никакого Дайгоцу тут уже просто не будет. Метаплот (глобальный сюжет) не шибко быстро двигался и пока карточная игра была жива, а после кончины поди вообще наверное встал на месте. В ролевке 5й редакции его вообще особо не чувствуется. Может в готовых приключениях чего есть, но я помимо Маски Они ничего не читал, да и скорее всего не буду, ни искать их, ни тем паче платить по 13 долларов за брошюрки в 30 с небольшим страниц особого желания нет.
Да, это было больше забавное наблюдение и еще один пример того, как ФФГ могут взяться за хорошие проекты, нагенерить не худших идей и потом все похерить
А в каком плане плохо соответствуют современным стандартам?
Например что "плохо и стереотипно отображают азиатов", это в выдуманном то сеттинге, где просто куча всего понамешано, ужас-то какой.
Вот например из последнего:
https://vk.com/@-169753362-predstavlenie-aziatov
Несмотря на 5 редакций, все основы заложены белыми парнями в 90-е и, хоть они и говорят, что это фентези мир, который вдохновлен Азией, на деле это Япония, к которой добавлено немного других азиатских стран, типа Кореи или Китая. Настолько Япония, что только в 5 редакции разнообразили оружие предметами из других азиатских стран.
Обычно, если кто-то использует чужую культуру в своей работе, то правило одно: не делать клюкву, то есть избегать карикатурности. В кольцах используются не настоящие японские имена, это по сути комбинация рандомных слогов, похожих на японские. Все понимают, что сделано это без злого умысла, не уверен, что в 90-е в США можно было легко найти в сжатые сроки книжку с именами разных азиатских стран, но тем не менее) В пятерке, конечно, оставили старых персонажей, но хотя бы избавились от очевидного кринжа, типа пророчества Uikku, автор которого - John Wick назвал в честь себя)
В статье, на которую ссылается Angvat, все описано применительно к кольцам, но мне встречались и более общие, например, от автора ролевки Thousand Arrows, который сам филипинец, чтоли: https://jamesmendezhodes.com/blog/2018/10/31/thousand-arrows-and-sensitivity-part-1
Еще один момент, который особо не исправить - роль женщин. Несмотря на то, что Джон Уик, кажется, подвергался определенному влиянию американской diy панк сцены со всеми ее позитивными идеями, единственное что он смог сделать - это одна матриархальная семья в клане Единорога и одна clan champion (мне лень проверять, многое ли поменялось в пятерке) + одна на появилась позже. Главный женский персонаж - Баюси Катико, была изображена тупо как мечта подростка, фам фаталь и не делала в сюжете ничего, только повлялась роковухой иногда и была на шаг впереди всех в своих махинациях (каких - никто не говорит)
Другая проблема не связана с Азией - это disadvantages при создании персонажа, типа слепоты, глухоты или внешности иностранца. Все это нужно оставлять на ролплей, а не включать в книгу последней редакции)
Ну и в целом, Рокуган это нарочито ксенофобское общество (в пятерке с этим начали бороться). У этого есть причины, но у нас же фентези, а не косплей Японии))
4.Path of Waves
Книжка про ронинов. Ох и давненько про этих товарищей не было отдельной книги, со времен, наверное, редакции так второй… В целом тема для меня не то чтобы интересная (я в принципе не то чтобы любил играть или водить бесклановых товарищей, которых все принижают), но в наверняка для кого-то вещь может быть весьма полезная. Плюс тут еще замахнулись на раскрытие темы гайздинов, про которых в 3й редакции у нас была одна книжка, в 4й каждой нации уделили по страничке и там-сям еще чуть-чуть информации разбросали. И если с темой ронинов авторы более-менее справились, то с гайдзинами как-то не очень вышло. Немного описали индусов (в четверке их, по сути, не было, по сюжету просто всех перерезали), чуть-чуть есть про арабов и кочевников, накидали типичных советов как отыгрывать «чужака в чужой стране» и все. Египтян, римляне и европейцев вообще забыли. Зато по главе посвятили описанию типовой деревушки и городка, как по мне жизнь в Рокугане и та уже была рассмотрена во всех подробностях, и лучше бы это место отвели под более экзотичные вещи. Также несколько страдает и компоновка книги, она опять местами напоминает человека, не способного долго концентрироваться на одной вещи и перепрыгивающего с темы на тему, например после описания индийских Земель Теней (весьма куцего, увы) сразу же идут рассуждения о трехактовой структуре истории, а скажем расширенный раздел про источники вдохновения данной книге как по мне вообще не нужен, опять-таки раз взяли уже редко подымаемые в рамках сеттинга темы, то их бы уже и держались и подробнее раскрывали, но то ли фантазии не хватило, то ли усердности.