Стамбул редактировать

Istanbul, 2014 

  • 2 - 5
  • -
  • от 10 лет
  • -
  • от 50 мин
 

Поcтавка

комплектация:

16 тайлов мест
5 тачек
15 расширений для тачек
1 лист наклеек
5 наборов компонентов игрока (в каждом - 1 фишка купца, 5 фишек помощников, 1 фишка родственника, 4 индикатора товаров)
26 бонусных карт
16 тайликов мечети
57 монет
4 индикатора почты
5 памяток
1 жетон первого игрока
1 фишка губернатора и 1 фишка контрабандиста
32 рубина
2 кубика d6

Рейтинг 7.92

оценка «Тесеры» оценка BoardGameGeek оценка пользователей
- 0.00 7.92186

геймплей

8.02

глубина

7.53

оригинальность

7.90

реализация

8.24

Описание

редактировать

Перевод вступления из правил:

 

Шум и суета на базаре Стамбула: купцы и их помощники спешно двигаются по узким переулкам, пытаясь стать успешнее, чем их конкуренты. Хорошая организация является ключом к успеху: тачки должны быть заполнены товарами на складах, а затем быстро транспортированы помощниками в различных направлениях. Цель торговцев - первыми собрать определенное количество рубинов.

 

Вы ведете купца и его четырех помощников через 16 мест на базаре. В каждом месте вы можете выполнять определенное действие. Трудность состоит в том, что для выполния действия ваш купец должен задействовать помощника и затем оставить его в этом месте. Чтобы снова использовать этого помощника позже, ваш купец должен вернуться за ним в то место и забрать его. Поэтому планируйте свои действия заранее!

Статьи

1
добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
fackstrote написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

К сожалению, сломанная игра( Несколько первых партий все было круто: интересная, необычная, приятно оформленная... Начиная с пятой выработали победную стратегию. Теперь (партий 20-25 сыграно втроем, вдвоем, вчетвером, с допами и без) по сути, кто первым берет тайл мечети, позволяющий перебрасывать\переворачивать кубики\кубик (обычно это-первый игрок), тот и выигрывает практически неизбежно, если игрок этот нормальный конечно (не заведомо слабейший). Только если слабый соперник (или просто новичок) первым берет этот тайл - то еще есть какая-то вероятность его обыграть при большом везении, сильном старании, абсолютном отсутствии ошибок и его плохой игре...

Дело в том, что этот тайл можно получить прямо на втором ходу, а дает он жирное преимущество: можно сразу решительно (и особо не рискуя) идти в чайхану несколько раз (чередуя с чем-то еще полезным, чтобы не бегать на фонтан) - раза 3 достаточно, чтобы собрать на телегу (а если удается чередовать как раз с ней, то можно уже на !восьмом ходу полностью прокачать телегу и получить первый рубин); Также, можно заглядывать по пути на черный рынок и стабильно получать по 1-2 синих товара, что дает еще и возможность довольно быстро (если не после первого же удачного броска-переброса\переворота) получить второй по жирности тайл мечети (дающий пятую фишку помощника)... А дальше - уже дело техники, легкая, приятная и быстрая победа, с которой просто ничего невозможно поделать (не буду ее здесь расписывать, дабы не спойлерить))... В то время как противники, наоборот, вынуждены вступить в неравную, жестокую, и выматывающую схватку, ведь им эти 2 тайла получить уже в разы тяжелее! Им нужно как-то сначала умудриться прокачать телегу хотя-бы на один (а при игре вдвоем аж на 2), а для этого нужны деньги, получить которые без тайла переброса значительно труднее (нужно либо заморачиваться с товарами и рынками, что тратит минимум ходов 5-6-7-8... Либо рисковать в чайхане без перебросов, а это уж как повезет). И это все, только для того, чтобы ТОЖЕ получить этот тайл, который наш быстрый первый игрок получил вообще не заморачиваясь, на втором ходу и который, при грамотной игре, уже собрал всю телегу целиком, а может быть уже и загрузил ее под завязочку!) И тайл мечети дающий пятую фишку тоже сложно получить без перебросов (ведь 2, а возможно уже и 3-4 синих товара мучительно долго добывать без черного рынка, а если все-таки на нем пытаться, то опять же без перебросов - как повезет! Вот мне сегодня, к примеру, оба раза не повезло выкинуть хотя бы ОДИН синий!!). Если же вообще забить на эти тайлы, то получается все гораздо дольше: можно полигры только прокачивать телегу (а без нее никуда!)-короче не успеть! Два других тайла мечети значительно слабее и не способны полноценно компенсировать отставание... Короче, явный на мой взгляд дисбаланс! Если кто-то придумал, как противостоять этому, и реально сможет выиграть у сильного, равного игрока, применяющего такую стратегию, то хотелось бы на это посмотреть, или хотя бы почитать описание подобной партии...)

В итоге, получается примерно одна и та же схема, при любом раскладе, которую приходится играть каждый раз. Ведь если этого не сделаешь ты (решив поиграть разнообразно), то это сделает соперник, что тоже плохо, ведь проигрывать (даже из любви к искусству) все-равно неприятно!))

Придумали кое-какой хоумрул, чтобы от этого уйти, ведь в остальном игра нравится. С ним нормально, но все-равно немного что-то не то - надо допиливать + не все вообще любят хоумрулы... Поэтому, постепенно игра перестает радовать как раньше( Про допы - отдельный разговор... Кофе сильно (даже чрезмерно) упрощает игру: например тайл (стоящий всего !один-два кофе) и позволяющий всю игру летать через все поле, снимающий тем самым необходимость хоть что-то там планировать, а также лишающий возможности просчитывать возможные ходы соперника; или карты, позволяющие прямо не сходя с места, получить много-много лир, или целый любой тайл мечети, или телепортироваться в противоположном углу, и прочее... А доп с письмами показался наоборот чрезмерно замороченным, хоть и интересным, и вся эта возьня с письмами только замедляет, а не ускоряет добычу рубинов - напрашивается вопрос: зачем вообще с ними заморачиваться, если есть более короткие пути, ведь игра же все-таки гонка!?-только если опять же из любви к искусству...) В любом случае, ни один из допов вышеописанной проблемы не решает!!!(

MakGrou написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Опять сломанная игра! Сколько их уже было и сколько-то ещё будет (по крайней мере здесь, на Тесере)...

fackstrote написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Не согласны? Аргументы имеются, помимо "сам дурак"? Односложно сарказмировать у нас в России умеет каждый))-гордиться здесь не чем!

MakGrou написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Я думаю - было бы неплохо создать на Тесере отдельный раздел под заголовком "Сломанные игры", который бы регулярно пополнялся пользователями с приведением железобетонных аргументов и количества сыгранных партий. Так, чтобы ткнул на него и выпадал список игр, которые уже нет смысла покупать (по крайней мере, при отсутствии тысячекратно опробованных и исправляющих под личные гарантии все баги хоумрулов).

fackstrote написал 2 месяца назад: #

Поддерживаю. С удовольствием бы посетил данный раздел.

GeniusGray написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Базовую раскладку тайлов хотя бы на длинную версию (последняя страница правил) поменяйте. Или вообще на случайную.
А вообще Стамбул остро нуждается хотя бы в первом дополнении, мы без него играть не садимся. Но совсем не из-за приведенной вами причины. В Стамбуле есть достаточно разных стратегий. Но вот оторвавшегося лидера (runaway leader) сложно сдержать. В допе появляются для этого некоторые инструменты.

fackstrote написал 2 месяца назад: #

Всегда, разумеется, играем со случайной раскладкой... Длинная - не нравится, потому что она искусственно усложнена, и не устраняет проблему, а лишь бессмысленно растягивает игру.

GameAddiction10 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Давно сам смотрю на Стамбул, но каждый раз не покупаю из-за подобных обсуждений на BGG. Не знаю, поможет вам или нет, но вот такие решения дают:

1. This is why neutral merchants start on the mosques and the gemstone dealer in 2-player.

2. They have an advantage, but there is counterplay available. Take the Green Mosque tile to deny an easy Small Mosque tile. Take the second Gemstone Dealer ruby to bump its price without paying the neutral merchant that starts there. Try to avoid returning their family member to the Police Station. If they're being predictable, continue taxing them (usually on the Black Market or the Large Mosque).

fackstrote написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

1. Да, придется заплатить нейтральному торговцу 2 монеты. Но, это не так страшно, и не мешает все-равно купить красный тайл, ведь в начале игры, первый игрок имеет ровнехонько 2 монеты)

2. А это как раз то, что я и описывал выше: мучительные попытки хоть как-то помешать тому, кто имеет преимущество и простую, понятную игру. Причем эти попытки, против равного игрока, ничего не дают... Да, можно конечно помешать быстро собрать рубины с мечетей (забрав желтый и красный тайлы). Но, эти тайлы никому и не нужны, и их можно беспрепятственно забрать в самом конце, после прокачки телеги по описанной мною выше схеме... А догоняющему еще и придется тратить десяток действий на то, чтобы зачем-то получить не особо сильные тайлы мечетей и якобы этим помешать первому (хотя это временная помеха, и ему не обязательно брать их прям сразу-это можно сделать потом, ради рубинов. Главное-взять красный и синий!)

И торговца рубинами глупо блокировать)) На чайхане с перебросом можно брать практически стабильно по 8 монет... Какая разница - 16, или 17 заплатить рубинщику!?) Это уже не будет иметь значения. А догоняющий опять же должен изрядно заморочиться, чтобы купить этот рубин, ведь деньги нужны на телегу, а покупка рубина еще и не блочит ничего!

GameAddiction10 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Мда, в общем, все плохо. :) А жаль, сегодня на амазоне он 25 долларов всего. :)

fackstrote написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Это смотря с кем и как играть! Вообще игра хорошая и интересная) Если на семейном уровне, то (особенно с допами) все равно бы порекомендовал в коллекцию... А вот если по серьезному, как спорт, как шахматы, с реальной борьбой за победу в кругу серьезных равных соперников, когда каждый ход на счету, каждая монетка, тогда конечно - нет, или хоумрулить - варианты хоумрула вполне неплохие, кстати, все же есть-если захотите - расскажу по секрету...)) Потому что, если по серьезному, то конечно будет всегда обидно, что решает исход борьбы не умение игроков, а сильнейшая стратегия: кто успел, тот и съел) Меня такое, в играх именно на серьезном уровне, все же отпугивает!

USSRocker написал 2 месяца назад: #

Всё-таки, одним из канонов немецкой школы семейных игр является недопущение того, чтобы ребёнок понял, что он больше ничего не сможет сделать. А в Стамбуле, увы, это так.

А по поводу основной проблемы - поддерживаю fackstrote. Тоже после 2 партий со своей компанией заметили, что игра странно сбалансирована. Честно говоря, даже был осадок именно после второй партии. Особенно у меня, т.к. я выиграл вот таким простым способом, который вы описали, только больше заморачивался на товарах, хотя не считаю, что это прям принципиальное отличие для этой игры (!). Но мы всё-таки сыграем ещё.
Дорн, такой Дорн.

GameAddiction10 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

А если убрать вообще этот тайл с мечети, позволяющий перебрасывать кубик?

Ifikl написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Тогда пропадает гонка за рубины по одной из двух мечетей

GameAddiction10 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Немного не так выразился. Изначально на малой мечети имеем два тайла, которые увеличиваются по стоимости. Один дает переброс, второй покупку. Два разных тайла дают рубин. Это все оставляем (в т.ч. и разные товары, которые нужны для приобретения тайлов, и увеличение стоимости). Но делаем их возможности одинаковыми, теперь оба тайла дают покупку товаров за монеты, а переброса кубиков вообще не будет в игре. Что насчет такого варианта?

fackstrote написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Самый простой вариант хоумрула, который пришел нам в голову - это слегка изменить правила по мечетям: допустим, при игре вдвоем - первый купивший тайл, должен иметь 2 товара и один заплатить. А следующий - также должен иметь 2 товара, но заплатить их оба (а не иметь четыре и заплатить один, как в правилах). Это показалось нам вполне себе разумным, играбельным и решает проблему, а гонка остается, ведь платить 2 товара хочется меньше, чем один, но все же имеется возможность и у второго игрока таки купить эти тайлы ДО прокачки телеги что принципиально в данном вопросе...

Вот при игре втроем и более возникает проблема. Либо оставлять такую же стоимость (2 товара) для каждого следующего игрока, либо все-таки увеличивать до трех (но тогда получается, что третий игрок резко потеряет инициативу...)

И еще, есть одна идея (но ее еще не опробовали): можно слегка изменить возможности самого этого тайла... Вместо того, чтобы иметь варианты и переворачивать на четверку, и перебрасывать, оставить возможность только перебрасывать. Тут надо пробовать, пока не понятно сбалансирует ли это тайл, или он даже так останется мощнее прочих...

GameAddiction10 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Главная проблема, судя по тому, что вы написали, это быстрая "прокачка телеги" за счет по сути устранения рандома в чайхане плюс на черном рынке. Так почему не оставить все то же самое, правила, цены, но убрать сам по себе эту возможность? Пусть независимо от наличия тайла мечети рандом будет у всех одинаковый в чайхане (и на черном рынке), тогда все примерно в равных условиях. Т.е. один тайл в малой мечети получаешь для конвертации монет в товары, а второй только для рубина.

fackstrote написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Ну, можно пробовать... Но, мне лично этот вариант кажется более "костыльным", хоть и эффективным)) Но, вообще - да. Если даже оба игрока сумеют получить этот тайл практически одновременно, то игра скорее всего сведется к тому же однообразному маршруту: чайхана-телега-...-склады-оставшиеся мечети-рубиньщик\дворец султана. Не вижу смысла выдумывать специально другой путь, если этот самый быстрый, и если все-таки хочешь именно выиграть, а не поддаться, или поэкспериментировать)

Но, просто исключать тайл из игры как-то тоже не хочется! Я бы предпочел попробовать как-нибудь сбалансировать все тайлы мечети, чтобы сила их эффектов была абсолютно равной...

AlexGru написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Тоже столкнулись с такой проблемой,схоумрули пока так, что кубик можно поворачивать не на 4, а на 3.
С другой стороны дочка посл. 2 игры (при рандомном раскладе, конечно, на него перешли после 3-4 первых партий) втроем умудрилась выиграть не увеличивая телегу за счет грамотной игры на рынках. В тележную и чайхану не заходила в принципе.
Так что ситуации бывают разные...

fackstrote написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Кстати, тоже на днях подумывал о варианте переворота на 3)

Ну, насчет стратегии на рынках - не знаю... Дольше это, и все тут!) Выиграть можно конечно по всякому (смотря кто, с кем, и как играет). Но, вот если будут играть двое равных и сильных соперников, и оба не будут тупить и косячить, то победит ли тот, кто вообще не прокачал телегу, и не заходит в чайхану??-на мой взгляд, и по моему опыту - Сомнительно!

Вообще не могу представить, как можно через рынки победить, еще и без телеги... Все рубины через торговца рубинами что-ли?!) Так это же раза в два дольше!) Ходить собирать товары по всей карте по 2 штуки, потом идти на рынок их продавать и покупать рубины, которые все дорожают? А потом снова собирать по 2 товара по всей карте........... Наверное, вы сильно поддавались, чтобы такая стратегия оказалась победной))

AlexGru написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Вообще не поддавались! Вы забываете по почтамт (и карточку, к-я позволяет 2 раза его использовать или остаться на месте) и черный рынок - там тоже можно разжиться товарами. Если потом удачно продать их на малом/большом рынке - то за 2 посещения можно этих тайлов можно купить рубин. + контрабандист + вы забываете про дворец Султана - первые 2-3 посещения там и больше 2 товаров одного вида не надо.
Насчет игры вдвоем ничего не скажу, вдвоем не играли.
Насчет оптимальности тоже ничего не скажу, ибо рандомное раскладывание тайлов - как тут с телегой угадаешь - ведь ее прокачать - надо туда 3 раза прийти.

fackstrote написал 2 месяца назад: #

Нет, ну с хоумрулом красного тайла мечети (который вы тоже пишете, что делаете), действительно могут появиться варианты. Изначально речь шла об игре БЕЗ каких-либо хоумрулов!

А в описываемой вами схеме, есть такая вещь: понятно как взять несколько (2-4) рубина. Проблема то начинается на 5 и 6...) Ведь с мечетей их уже не взять (потому что, как минимум по одному тайлу с каждой мечети будет взято игроком, который взял тот самый красный тайл). И с телеги вы говорите вообще не брать (не прокачивать)... В итоге 2-3-4 рубина взять можно, но потом возникает ступор, и топтание на месте, выиграть при котором можно все же только с "позволения" соперника. По крайне мере, меня не удавалось никому обогнать, когда я действовал по описанной мной выше схеме, поэтому остаюсь при своем: что этот путь заведомо быстрее прочих и, при грамотной сильной игре непременно ведет к победе БЫСТРЕЕ!

fackstrote написал 2 месяца назад: #

... Про телегу я описывал: ну да, три раза прийти надо. Вот и идешь в чайхану - на телегу, в чайхану - на телегу... И так три раза. Это не так долго на самом деле - зато потом уже вообще проблем не знаешь и больше не теряешь времени вообще: раз-два и в дамки!) Уж гораздо дольше, на мой взгляд, собирать товары и ходить на рынки! Тут уже надо надеяться на везение, что выпадет конкретная карта (о которой вы пишете) + на рынке будут требоваться ИМЕННО те товары, которые удалось насобирать, чтобы взять сразу много денег.... Короче, приходится выкручиваться, трудиться и надеяться на удачу, в отличие от простой и понятной игры соперника. Какие-то шансы на победу конечно есть, при удачном стечении обстоятельств. Но, мой личный анализ показывает, что их значительно меньше, чем у соперника, действующего по схеме с красным тайлом, чайханой и прокачкой телеги!

Padmasambhava написал полмесяца назад: #

Понятно, разумно, логично. Но вот играем всегда на 5-х и в чаёк идёт один... ему там хорошо, ВНЕЗАПНО, там начинает тусить ещё 2 человека... и всё, чаёк уже не работает.

Break написал полмесяца назад: #

На Эссене-2017 должны показать кубиковую версию)

Machairod написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Вопрос по правилам

Приобрел данную игру и пытаюсь разобраться в правилах. Остались непонятными некоторые моменты, прощу помощи:
1. Обязан ли купец ходить? Например, могу я прийти куда-то, оставить фишку помощника и выполнить действие. На следующем ходу, не двигаться, а остаться на этом же месте и забрать фишку помощника и выполнить действие опять?
Или так нельзя?
2. Воздействовать на своего родственника самому нельзя? Судя по Вашему описанию, он очень полезен. Можно прийти в тюрьму, отправить его выполнить действие в любой квартал, таким образом нивелировать любое расстояние, да еще и за встречи с купцами платить не надо. Однако, как потом его забрать с того участка? Только другой игрок, встретивший вашего родственника, может послать его обратно в участок?
А как быть в том случае, если Родственник перемещается в квартал в котором уже стоит чужой купец - родственник тут же возвращается обратно (успеет ли он выполнить действие до того как его посадят или нет) .
3. Не очень понятно назначение карты бонусов, что купец не двигается. Судя по тому, что она есть ответ на мой вопрос - купец обязан двигаться всегда. НО если сбросить бонус он не будет ходить, может получиться тот сценарий что я описал в первом вопросе? Оставляем помощника, выполняем действие, сбрасываем бонус, не двигаемся, на следующий ход забираем помощника и делаем действие снова. Все верно?

fackstrote написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Добрый день! Вы все верно сами поняли) Остаться на месте можно только разыграв соответствующую карту... А родственника могут отправить в тюрьму только другие игроки при встрече (если захотят) + есть еще карта: "отправить своего родственника обратно в тюрьму"

А вот если родственник отправлен туда, где уже стоит чужой купец, то с ним (с родственником) ничего на этом ходу не происходит, он просто выполняет свое действие.

Kirilloid написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

> А родственника могут отправить в тюрьму только другие игроки при встрече (если захотят)

Чужого родственника отправлять в тюрьму обязательно, а вот от бонуса за это можно отказаться: "After your action, if there are other players’ Family members at the Target Place, you must catch them and send them all to the Police Station 12 (unless they are there already). As a reward for catching them, you may take 1 Bonus card or 3 Lira from the general supply for each such Family member".

fackstrote написал 2 месяца назад: #

Да, все верно. Я неправильно выразился.

Machairod написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Огромное спасибо! Будем пробовать

Catman написал 2 месяца назад: #

Тоже завис над теми моментами, что и Machairod. В принципе, правила написаны хорошо и понятно, если внимательно читать, всё проясняется. Но всё равно, спасибо за разъяснения, убедился, что не ошибаюсь!

onbutton написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

После более 10 партий могу сказать свое мнение о данной игре: она хорошая, но не более. В последних наших партиях нет уже предвкушения того, что на это раз партия нам принесет, какие неожиданые ходы мы будем делать, куда пойти в начале игры.
У нас игра начинается с одних и тех же ходов: подруга знает что я точно буду улучшать тележку, а я точно знаю что она пойдет сразу за деньгами и бонусами. То есть появилось такое чувство что мы нашли выйгрышные для себя варианты и теперь только ими и пользуемся, если кто то отклоняется от своего варианта, то вероятность проиграть высока, а иначе получается отставание на 1-2 хода. А возможно бы просто заиграли игру и нтерес остыл к ней). Допы нужны, допы обязательны. Нарекание вызывает качество телег, остальное норм.
Рекомендую игру начинающим настолщикам, правила очень легкие, время занимает мало.

ChePL написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Вы всегда на двоих играете? Как мне кажется не лучший состав. От 3-х минимум надо.

onbutton написал 4 месяца назад: #

К сожалению все игры у меня играются на двоих. И да, возможно из-за этого часть игр нам быстро наскучивают.

sandman_83 написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы
Губернатор и контрабандист

Здравствуйте! Я правильно понимаю, что у этих фишек только 11 доступных позиций на игровом поле, в основном, они будут двигаться по 2-му ряду, если смотреть по теории вероятности?
Или я что-то не так понял про их размещение, исходя из бросков кубиков?

surgay написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

В игре можно использовать случайную раскладку тайлов, а не только те что предлагают правила. Тогда они могут оказаться в любом ряду.

sandman_83 написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

То есть цифра - это номер тайла?
А по какому из значений смотреть?
Там же их 3

Ifikl написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Двигают их по порядковому номеру тайла (большая цифра). Располагать тайлы рекомендуется по порядку по любым номерам, хотя можно и что-то свое сложить.

sandman_83 написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Понял, спасибо!
В связи с этим, уточняю вопрос: на тайлы 1 и 13-16 эти друзья даже теоретически не могут заходить?

surgay написал 5 месяцев назад: #

Не могут