Название этой заметки об игровой партии я взял из цитат одной из значимых фигур Второй Мировой Войны - генерала танковых войск Вермахта Гейнца Гудериана. Оно означает, что нужно концентрировать танки для основного, массированного удара на одном направлении и не распылять силы.
Собственно речь пойдет об игре, названной в честь этой одиозной личности - Panzergruppe Guderian: The Battle of Smolensk, которая легла в основу многих современных разработок, а изданна впервые была аж в 1976 году, когда меня, например, еще и на свете не было и не планировалось. О самой игре я обязательно расскажу подробнее и отдельной статьей, а сейчас бы хотел поделиться чистыми и незамутненными впечатлениями о первой партии.
Игра посвящена драматическим событиям июля 1941 года, когда в штабе Германии план "Барбаросса" еще не был чем-то невыполнимым - Смоленскому сражению. Именно здесь, благодаря героическим усилиям советских солдат, споткнулась стратегия блицкрига. В игре идет речь не о всем комплексе сражений и операций, а только о событиях с ее начала по хронологическую дату начала отступления советских войск из Смоленска (3-26 июля 1941 года).
Изначальная расстановка
Игра начинается с подготовительного этапа, когда немецких частей на столе просто нет, а располагая свои части игрок за Советы не в курсе какого качества войска находятся в его подчинении. В этом, кстати главная особенность игры - все советские части перед началом партии перемешиваются и в темную набираются из кучи для формирования армий. Как подсказали знающие люди, это обусловлено тем, что оборона Смоленска строилась из необстрелянных частей, сказать о боеспособности которых почти никто ничего не мог. Поэтому кто на что способен определялось уже в бою. Так и в игре, как только вражеская часть атакует гекс с советскими частями, или они сами атакуют противника - части переворачиваются. Здесь могут быть как серьезные боеспособные части, с высокими рейтингами атаки и защиты (у немцев кстати нет этого, они одинаково хорошо сражаются как в обороне, так и в нападении), так и "нулевые" части, которые сразу убираются со стола, как полностью неготовые к боевым действиям.
На рубеже Витебск-Орша-Могилев 13 и 20 армия получают приказ развернуться и занять оборону. Первыми удар на себя должны были принять бойцы 20 армии генерала Курочкина в окрестностях Витебска. Кстати, у каждого генерала свой рейтинг командования, который используется для определения командного радиуса (по нему определяют снабжение войск и на каком расстоянии должна находиться часть, чтобы штаб мог отдать ей команду). Советские войска снабжаются через штабы армий - часть должна проследить путь до штаба, и если штаб сам в снабжении (прослеживает путь до правого края карты) - то часть снабжается полностью.
Оборона Витебска 20 армией Курочкина. На железке застыла пехотная дивизия, не успевшая доехать до Витебска в свой ход. Части в гексах севернее и южнее Витебска разложены рядом, для демонстрации качества частей. Кстати, сам Курочкин еще не вступал в бой, с подчиненными частями. Забегая вперед скажу, что Витебск Курочкин удерживал вплоть до 5 хода, а потом был эвакуирован командованием из окружения.
Немцам не удалось на первый же ход сколько-нибудь сильно продвинуться - их ресурс сильно ограничен в начале. Немцы, как это и было, имеют структуру отличную от советской. Если наши войска оперировали армиями, то немцы дивизиями. С первого хода в бой были брошены 3 танковых и 2 механизированных дивизии. На второй ход приходят 2 пехотных и 1 механизированная дивизия, и вот уже на 3 ход немцы раскрывают себя в полной красе - 3 пехотных, 5 танковых, 4 механизированных (включая дивизию Гроссдойчланд) и кавалерийскую дивизию. При этом каждая танковая и механизированная дивизия состоит из 2-3 полков, которые важно держать вместе, при планировании атаки, так как полноценная дивизия у немцев атакует с удвоенной силой, что очень помогает взламывать оборону советских войск.
Конец 3 хода. Обратите внимание на верх карты. Там части 16 армии генерала Лукина поймали в окружение немцекую танковую дивизию. И к слову сказать унитожили ее полностью - немцам некогда было отзывать войска из окружения Витебска.
После выхода немецких подкреплений на 3 ход, в районе Орши-Могилева оборона серьезно прогнулась. Но приказ "Не отступать" исполнялся бойцами 13 армии генерала Ремезова до последнего. До этого момента нашим частям удалось даже выбить из Орши немцев, но буквально на следующий ход были выдавлены противником. Могилев был оставлен без боя, а дивизии, его прикрывавшие отозваны на укрепление линии фронта у Орши. Для прорыва котла, который начали закрывать немцы под Витебском была брошена свежая 19 армия генерала Конева, а чуть позже к нему присоединилась и 30 армия генерала Хоменко.
Но все попытки деблокировать наши части не увенчались успехом, хотя темп наступления был сорван достаточно серьезно. Пока немцы блокировали и добивали наши части в двух котлах, советское командование строило вторую линию обороны перед Смоленском. Там уже не так просто было ее организовать, У Витебска и Орши нашим войскам способствовали реки и леса.
Вот она, почти "тонкая красная линия" - второй оборонительный рубеж перед Смоленском. Чуть позже обороной рубежей на подступах к Смоленску будет коммандовать генерал Рокоссовский. Витебск уже пал, а Курочкин эвакуирован в тыл. Это 5 или 6 ход.
После ликвидации 13 армии Ремезова, оперативная группа от Орши предприняла рывок в сторону Рославля. Советским войскам пришлось экстренно перекидывать туда вновь сформированную из разрозненных частей армию Курочкина, а линию обороны отодвигать назад, для прикрытия подходов к Смоленску со стороны Рославля.
Здесь Рославь уже взят в клещи, а Курочкин вновь сражается сидя в окружении. К слову сказать Рославль пал раньше, чем разбили армию Курочкина в Рославских лесах.
Немцы же продолжали давить и давить. Причем пытались это сделать со всех сторон и стараться взять Смоленск в клещи. Но прибывший Рокоссовский принял единственно верное решение в данной ситуации - распыляя свои - построить широкую, хоть и тонкую линию фронта севернее Смоленска, а под самим городом начать серию контрнаступлений.
Ситуация ближе к концу игры - 10-11 ход. Немцы начали окружение всей оборонительной сети Смоленска, в том числе, лихим кавалерийским расчетом взята пустая Ельня в тылу (на фото ее нет).
Но несмотря на все усилия и сформированный котел немцам так и не удалось войти в Смоленск на конец последнего 12 хода. Несмоненно, что город немцы возьмут, но время, так необходимое для построения обороны под Москвой выиграно. При подсчете победных очков получилась незначительная победа Советских войск (исторический результат - незначительная победа немцев). Так, что Ставка может быть довольна результатами обороны Смоленска.
Ситуация на конец игры.
Каков итог? Игра мне очень понравилась - несмотря на то, что ее возраст больше чем мой, в ней не чувствуется запах тлена. Игра свежа и оригинальна, есть правда, сомнительные формулировки в правилах, которые я списал на то, что английский язык видоизменился за столько времени. Так или иначе это замечательная игра, которую я с легкостью посоветую игроку любой степени подготовленности к варгеймам.
Отдельно слова благодарности хочу сказать о творческой группе Дмитрия Иванова и Дмитрия Палаткина, за редизайн игры и сохранение в нем духа 70-х (хотя лично мне более цветное поле пришлось бы по вкусу - но ретро и есть ретро). Ребята отлично поработали! Очень надеюсь, что они нас еще порадуют редизайном старых, но качестенных игр.
Спасибо за обзор! Отличное описание и отличная игра. Большую работу провели оба Дмитрия - за что им большое спасибо! Кстати все материалы для пнп можно скачать здесь же на Тесере) А может кто-то сделает модуль для вассала или зунцу и проведем минитурнир?
А модуль для Вассала уже есть. И время игры около 2-х часов, так что идея неплохая. =)
Дим, тогда главный по турниру) Открывай запись!)
Я думаю, что к февралю многие уже поиграют свои первые партии (а кто только протрезвеет) и можно будет начинать. =)
отличная заметка!
Ну а редизайн, судя по фото, выше всяких похвал.
Алексей, спасибо за интересный отчет. Наконец то увидел игру вживую. Свой экземпляр так и не удосужился распечатать.
Тебе спасибо! Сапожник без сапог? :)
От лентяй-то =) Хочешь пришлю оставшуюся копию? =)
Не надо, думаю доберутся руки когда нибудь. Во все играть все равно не успеваю.
Спасибо за обзорчик. Действительно интересно попробовать. Лежит и у меня ПНП экземпляр благодаря "даблДима", спасибо. Очень интересно проверить потенциал "старых" игр. Здорово, что есть энтузиасты, "воскресающие" хорошие вещи.
Игра старше меня на 2 года. Смотрю и думаю: когда я был подростком, то мечтал о таких играх. А их не было.. На самом деле-то мир играл в игры моей мечты, но я про это не знал. Жаль, очень жаль. Столько времени утекло.. Игр так много, а времени играть сейчас так мало..))
Спасибо за отличный отчёт. Я так понимаю, ты играл за РККА. Если, игрок за немцев не забыл заветов Гудериана и не распылял бы танковые дивизии, оборонять Смоленск было бы сложнее, полагаю.
А что за редизайн игры? Имеется в виду редизайн карты, или что-то ещё?
Я играл в соло режиме. Игра была пробно-тестово-новогодняя. Так, что заветов Гудериана я не помнил, а потому танки у меня даже в окружение попадали с огромным отрывом от основных сил. Только к концу игры удалось прийти к тому, что не стоит распылять силы.
Ребята изготовили полностью готовый комплект ПНП, дали игре новую жизнь. Плюс изготовили красивую папку.
О, молодцы тогда два Димы! И ты молодец. Ещё играть собираешься? Хотелось посмотреть, как в следующий раз ситуация будет развиваться.
Обязательно! Вот только теперь осталось заманить соперника и тогда сразу. Сам себя я всегда выигрываю :)
Спасибо за теплые слова. В общем, у нас есть идея продолжить проект. Игры будем выдавать по мишиной схеме (за обзоры). =)
Начинания Михаила нашли плодородную почву! Ждем-с!