Рейтинг 7.81

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 7.8126
-

«Триумфальное возвращение»: план Меллентина редактировать

время: 06 февраля 2017 место: Москва

Мы с Дмитрием продолжаем знакомство с творчеством Джона Деша, автора добротных варгеймов, его игрой Triumphant Return: The Soviet Liberation of Kiev, November 1943 («Триумфальное возвращение: советское освобождение Киева, ноябрь 1943 г.»). Добросовестно отыграв три меньших сценария, мы подошли к кампании на 14 ходов. Дмитрий снова взял советскую сторону. Я же решил воспользоваться случаем и сыграть рискованно, но проверить одну гипотезу, выдвинутую непосредственным участником событий с немецкой стороны.

Наш план предусматривал использование этого мощного кулака для наступления из района Фастова прямо на Киев, чтобы сделать для русских невозможным всякое дальнейшее продвижение на запад и, в случае успеха, окружить и уничтожить крупные силы противника. К сожалению, генерал-полковник Раус, командующий 4-й танковой армией, счел этот план чересчур смелым и решил, что сначала нужно вернуть оставленный Житомир и уничтожить находившиеся в этом районе русские войска, а уже затем повернуть на Киев. Наш замысел нанесения молниеносного удара глубоко в тыл русским войскам был принесен в жертву слишком осторожной по своему характеру операции. Раус был прекрасным командиром, но события последующих недель показали, что, несмотря на серьезные успехи тактического порядка, уничтожить огромный киевский плацдарм фронтальным ударом с запада было невозможно. На этот факт следует обратить внимание, ибо история боевого применения танковых войск, а до этого кавалерии показывает, что крупной победы можно добиться только быстротой, смелостью и маневром. Принцип "игры наверняка", свойственный немецкой военной школе, полностью оправдывал себя на Западном фронте в 1914 — 1918 годах, но не годился в наш век крупных масс танков и самолетов.
Меллентин Ф. В. Танковые сражения 1939-1945 гг. : Боевое применение танков во второй мировой войне.

Вот какие данные получила Ставка к началу наступления:

3-5 ноября

После прорыва с лютежского плацдарма в немецком фронте пробита брешь. Наученные горьким опытом, немцы поспешно оставили Киев и оттянулись назад.

4-8 ноября

Советские части рванулись к Белой Церкви, Фастову, Житомиру и Малину. Немцы подтягивали подкрепления и мучительно медленно отступали к Коростеню.

9-11 ноября

Тут немцев ждал очень неприятный сюрприз: они потеряли не только Белую Церковь, но и Фастов.

12-14 ноября

Поэтому их подошедшие танковые дивизии развернулись в Житомире, и им пришлось наносить удар с запада, который даже Меллентин считал бесперспективным. Хотя советские танки и понесли потери в танковом и обычном бою, но уничтожить их не удалось. А на севере тем временем отбили Малин.

15-17 ноября

Часть советских сил была выведена в резерв, но и остальных хватило, чтобы устроить грандиозную битву в между реками Тетерев и Ирпень, а на юге перерезать дорогу Бердичев-Казатин.

18-20 ноября

Деблокирующие немецкие дивизии сами попадали в котел, в котором добивались советской пехотой. Дмитрий даже увел танки от греха подальше, чтобы не страдать в танковом бою. Теперь был освобожден Казатин, а передовые части вышли к Житомиру.

21-23 ноября

После половины игры она фактически сделана: подвижные немецкие силы перемолоты, существенных подкреплений нет, а советские подкрепления, наоборот, только начинают подходить. Гитлер капут!

Формально Меллентина опровергнуть не удалось: действительно, ударом с запада киевский плацдарм уничтожить не получилось. Однако об общих перспективах немецкого контрудара недвусмысленно высказался еще один непосредственный участник этих событий, но по другую сторону линии фронта:

Таким образом, следует признать ясным вопрос о неизбежности раздвоения усилий ударной группировки противника. Но беспочвенность его наступательного плана состояла не только в этом. Ибо вообще шансы немецко-фашистского командования на успех попытки вновь захватить Киев были равны нулю. Это подтверждается тем, что его удар в районе Фастова не поколебал нашей обороны, а в районе Брусилова натолкнулся на непреодолимое сопротивление. Достаточно сказать, что только с 11 по 17 ноября на фронте от Житомира до Фастова было подбито и сожжено 390 фашистских танков и самоходно-артиллерийских установок, 68 бронемашин, 26 орудий и уничтожено до 9 тыс. немецких солдат и офицеров.
Москаленко К.С. На Юго-Западном направлении. 1943-1945. Воспоминания командарма. Книга II.

Конечно, игра за немцев велась, мягко говоря, не лучшим образом. Следовало использовать их ударные дивизии более осторожно, наносить удары только по флангам, быстро отводить их, пополнять и перебрасывать на другой участок. Однако для этого надо было сохранять хотя бы видимость линии фронта. Мне трудно представить себе, как можно стабилизировать фронт после первоначального прорыва с лютежского плацдарма так, как это было исторически и как показано в двух сценариях (Белую Церковь освободили только в начале января, уже вне рамок игры). Игрок, которому это удастся, сможет показать более эффективную игру за немцев.

В целом могу сказать, что партии были очень интересными, игра и система в целом понравились. С большим интересом ожидаю продолжения — игру того же автора Eastwall: Battles for the Dnepr, September 1943 - February 1944 («Восточный вал: битвы за Днепр, сентябрь 1943 - февраль 1944 гг.»), где действие будет еще шире в пространственном и временном масштабе.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
ASB написал 2 месяца назад: #

Андрей, спасибо за интересный отчет.

MakVlad написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Спасибо за отчёт! А можно несколько слов об игровой системе? По виду напоминает Чедвиковскую серию Battle for Moscow, но в другом масштабе. Насколько отличается? Чем сложнее?

Andreas написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Система действительно на первый взгляд вполне стандартная, но с особенностями:
1) "Половинные" зоны контроля. Фишка проецирует только "половинную" зону контроля в прилегающие гексы (или на сторону гекса). Чтобы зона контроля стала полноценной, нужна вторая фишка через гекс. Тогда образуется зона контроля, в которую нельзя входить обычным движением, только продвижением после боя. Она же отрезает снабжение. Нужно строить что-то вроде сети с грузилами, поэтому немцам трудно выстроить фронт.
2) Разделение боя на обычный и танковый: танковые части имеют рейтинг эффективности. Когда по результатам движения они оказываются в прилегающих к танковым частям противника гексах, обязательно проводится танковый бой. Танки ведут огонь по порядку рейтингов эффективности, в случае равенства обороняющийся стреляет первым, результаты применяться сразу. Танки могут также участвовать в обычном бою, который не является обязательным.
3) Резервы: в свою фазу движения можно поставить части в резервы, если они двигались не больше половины нормы движения. В свой ход существует фаза движения резервов после обычного движения и боя, можно вводить их в прорыв или подлатать дыру во фронте. В чужой ход есть сегмент ввода резервов в бой после объявления атак, можно подкрепить атакуемый гекс.
В результате получается своеобразная и очень динамичная игра.

MakVlad написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Андрей, спасибо за подробный ответ! Да, особенности очень интересные, есть где подумать, есть поле для решений. Линию контроля вместо зоны контроля я встречал в Ukraine`43 Симонича. Оказывается, это не он придумал :)

Andreas написал 2 месяца назад: #

На самом деле половинные зоны контроля придумал как раз Симонич в какой-то старой игре про Сталинград, и Деш в предыдущей игре прямо признавал его приоритет.

chuikov85 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Андрею спасибо и за отчет о партии, и за оппонирование в ее процессе. Действительно игра за Вермахт требует ближе к середине партии достаточно филигранного планирования контрударов, одна-две ошибки и можно остаться без ничего. При этом все весьма играбельно, подвижно и интересно. Еще одна игра по весьма актуальной теме, которая подойдет как и начинающим игрокам, так и опытным варгеймерам.

MakVlad написал 2 месяца назад: #

"Еще одна игра по весьма актуальной теме" Спасибо, посмеялся.