Как и обещал, расскажу о недавно приобретенной игре Napoleon’s Triumph, о которой у нас почти ничего не известно.
Компоненты выполнены на высоком уровне, только наклейки отклеились с металлических планок командиров, пришлось посадить их на клей.
Блоки выглядят отменно, очень органично смотрятся на плотной карте размера 85×110 см, содержащей всю информацию о местности. Поле поделено на локации разных размеров и форм, которые имеют определенную вместимость, проходимость с разных сторон, ширину сторон, препятствия для отдельных видов войск.
Спасибо Виктору, который предложил сделанный им перевод правил. Но я решил переводить сам, так как правила не объемные, написаны простым языком, поэтому даже не стал готовить письменный перевод. В последнее время даже при наличии перевода предпочитаю обращаться к первоисточнику.
После самостоятельного освоения Combat Commander: Pacific, Republic of Rome, A Distant Plain правила мне не показались сложными, но, судя по отзывам, даже многие англоязычные игроки не смогли освоить эту необычную игру. В итоге автор Боуэн Симмондс на очередную просьбу выложить еще примеры заявил, что если не помогли примеры, имеющиеся в правилах, то не помогут и дополнительные.
В основном проблемы возникают при разборе процедуры атаки, но, на мой взгляд, она не сложнее, чем подобная процедура в Paths of Glory или Here I Stand (не самые простые игры, но механизм разрешения боя вполне можно освоить). Тем более на BGG можно найти много различных памяток, подсказок, блок-схем, например, как эти.
Процесс игры. В распоряжении французов и союзников несколько командиров, между которыми вначале скрытно распределяются имеющиеся войска: кавалерия и пехота (силой от 1 до 3), артиллерия (с силой 1) и гвардия (с силой 3). При этом кавалерия лучше действует против окопавшихся на стороне отрядов, отступает без потерь, пехота может сражаться там, где имеются препятствия для кавалерии, артиллерия не несет потерь в бою, против нее нельзя контратаковать и т.д.
Важно расположение войск в локации (в резерве или на стороне), в первом случае отряды более подвижны и способны отражать атаки с разных сторон, во втором – лучше приспособлены к защите именно этой стороны.
Игра заключается в передвижении (маневрировании) корпусами, отдельными частями и вступлении в бой при входе в локацию, занимаемую противником. Части можно присоединять к корпусам или отделять. Блоки располагаются на поле боя скрытно, изредка показывая силу, как правило, при вступлении в бой.
В ходе атаки объявляется сторона, через которую будет происходить атака, здесь противник может отступить, а атакующий сделать обманный маневр и не нападать. Потом защищающийся, а затем атакующий предъявляет части, вступающие в бой, которые сравниваются по силе, применяются модификаторы, определяется начальный, а после возможной контратаки – окончательный результат, стороны несут потери и происходит перемещение в зависимости от итогов боя, отступление влечет дополнительные потери. Потери означают падение боевого духа для проигравшей в бою стороны, что отмечается на треке очков. Падение до 0 означает проигрыш, в ином случае победа достигается контролем целей на поле боя.
В первой партии маневрировать у нас получалось не очень, обе армии безрассудно вступали в столкновения, теряя значительные силы, и уже к 10 часам утра потери окончательно деморализовали французскую армию, но и союзники сохранили лишь 3 очка морали. Сначала они выдержали натиск французов на правом фланге. А на другом их командир Кинмайер отсек французский корпус Легранда от остальных войск.
Глубоко проникший в боевые порядки союзников Вандамме вступил в ожесточенную схватку с корпусами Дохтурова и Ланжерона. Находящимся на грани истощения союзникам удалось окружить с трех сторон увлекшегося кавалерийской атакой Бесьера и нанести победный удар.
Сыграли достаточно быстро, после нескольких боев общий порядок стал понятен. На BGG пишут, что первые партии длятся 4-5 часов, последующие 2,5 часа.
Больше всего сходства у Napoleon’s Triumph с Commands & Colors: Ancients. При этом компоненты поинтересней у Napoleon’s Triumph, поле больше и красивее, битвы получаются более эпичные, смотрятся войска на поле гораздо лучше, движение происходит как по реальной местности, а не по одинаковым безликим тайлам. В Античности движение и бой происходят посредством розыгрыша карт (тоже интересная механика), но в Napoleon’s Triumph игроки не ограничены ничем, кроме лимита приказов. В Античности все отряды противника видны, в Napoleon’s Triumph лишь с течением битвы выясняется, где какие вражеские части находятся. В первой результат боя зависит от кубиков, в Napoleon’s Triumph – от способности игрока создать преимущество на определенном участке боя и лучше использовать особенности видов войск. То есть в этой игре гораздо больше от реального боя.
При этом ее тонкости нам пока не совсем ясны, вместе с тем уже вычитал на BGG о некоторых тактических приемах ведения боя, которых нет в Античности, например, кавалерийский заслон, позволяющий отступить без потерь и не позволить врагу зайти с фланга, маневр, который вынуждает противника разделять войска, блокируя отдельные стороны, бомбардировка с помощью артиллерии, ослабляющей войска противника без несения потерь, штурм на истощение с целью ослабления врага для последующего прорыва, фланговая атака, строгая защита, путем блокирования стороны..
Надеюсь, что через несколько партий, когда мы будем уверенно отличать кавалерию от артиллерии, удовольствие от игры будет еще больше.
А где можно взять перевод правил? Виктор, это Виктор Бухаров?
Не знаю, могу ли я говорить..)
Да конечно можно)
Кому нужны правила обращайтесь. Не выкладываю, т.к. правила никто не вычитывал, а я не сыграл еще для внесения окончательных правок/дополнений в правила.
Да, это он.
А где брал, тем более недавно?
http://tesera.ru/user/DmitriyP/journal/492010
Ссылка верная, покупал на вторичном рынке на ebay, с приключениями.. А у Вас наконец дошли руки до Наполеона?
Нет, у нас в основном Вторая Мировая пока. Вот думаю, может стоит Commands & Colors: Napoleonics подсунуть для начала. А дальше аппетит приходит во время еды ))
Спасибо, с интересом прочитал. Действительно, игра очень хорошо смотрится на столе. В своё время был очень впечатлён первой игрой серии, "Bonaparte at Marengo", чуть не купил.
Памятки по атаке очень удобные и понятные, если бы для всех игр такие делали!
Единственное, что смутило - это сравнение с Commands & Colors: Ancients. На мой взгляд, чтобы найти другие настолько различающиеся игры, нужно постараться :)
Не хотел никого обидеть сравнением, мне, кстати, Античность тоже очень нравится. Конечно, у этих игр много отличий, но из того, во что я играл, больше всего похожи именно эти две игры (варгеймов у меня не так много).
Да никаких обид, что вы! Просто забавное для меня сравнение :)
Присоединяюсь к вопросу о переводе