Есть такая медийная персона - Шон Бин в образе толкиеновского Боромира, который так убедительно объяснял нам, что "нельзя просто так взять, и просто так взять" ..ну, в смысле сделать что-нибудь.. что я ему охотно верил.
Ну посудите сами, чтобы заняться покраской, да еще и красиво - это ведь нужно знать технические приемы, владеть кистью, знать теорию палитры, и прочая, прочая, прочая. Т.е. и получается, что "нельзя просто так взять и покрасить миньки". И лучше бы вообще какие-нибудь практические курсы пройти. А без опыта ты эти самые миньки (которые мне и без покраски, по большому счету, вполне нравятся), еще и испортишь своими кривыми неумешками. Так примерно я думал, поддерживаемый Шоном Бином...
А? Что? А ну да... Собственно, вы уже догадались, что сегодня я хотел бы поделиться заметкой на тему общения с акриловыми красками. О том, как человеку, который никогда до этого не держал в руках кисточку (чур школьные года не в счёт), подружить эту самую акриловую краску с минь.. с плас.. Короче, вот с этим:
Вот эта бежевая бледня посреди поля - это пластиковые диски, которые являются уникальным геймплейным элементом в евро-игре Tzolkin про каменный календарь древней цивилизации майа (локализация игры, кстати недавно появилась на российских прилавках, и потому, думаю, данная заметка кому-то станет полезной).
Так вот, несмотря на то, что мне достаточно комфортно играть непокрашеными миниатюрами, эти цолкиеновские диски сливались для меня на игровом поле в такое неуютное бледное пятно, что я просто вынужден был осознать - с этим нужно что-то делать. И мы, с моей ленью, ничего лучше и проще, чем покрасить все это, не придумали. Благо у дисков очень хорошая текстура. Особенно у центрального (который по сути и есть тот самый Цолкин, Календарь майа).
Первое, что выдал мне гугл в качестве примера, и что мне очень захотелось воплотить в реальность было это:
На что меня, вполне закономерно, моя лень спросила "Ты с ума сошел что ли?"
Увы, с ума я не сошел... Понимал, что для новичка, который помимо того, что ленив, так еще и терпеть не любит кропотливую работу, это самый что ни на есть неподъемный уровень. Пришлось придумывать идеи самостоятельно.
И знаете, что-то да получилось. И как мне кажется, вполне симпатично. Особенно мне нравится, как стала отчетливо различима красивая резьба по центральному диску. Собственно вот фото с моим результатом (еще раз хочу заметить - это первый опыт покраски, первее некуда:).
Вид с другого ракурса:
Т.е. я лишь задал каждому диску свой тон. Но тот же центральный диск, Цолкин, при желании по прежнему можно и раскрасить разноцветными красками. Но делать это я конечно же не буду. Меня вполне устраивает и получившийся результат.
А теперь не сильно углубляясь в подробности расскажу, что и как я делал. Ведь и цель данной заметки - это поделиться откровением: В покраске дисков Цолкина нет ничего особо сложного! (...а вот миньки красить - это дааа... "нельзя просто так взять"...)
Итак. Собственно, сами диски у нас приезжают отдельно от поля, и если вы их не успели еще пришпандюрить на положенное место, то покраска будет чуть более комфортной, в отличии если вы диски уже закрепили на поле. Но и если закрепили, то тоже ничего не потеряно. Просто работы нужно будет выполнять чуть-более аккуратно. А по сути - нужно лишь подсунуть листы бумаги между шестеренкой и полем, чтобы краской не запачкать поле. В любом случае красить мы будем каждый диск по отдельности. И так же по отдельности я буду приводить в пример, как и какими красками я их красил.
Кисточка у меня была кстати одна единственная. Нет, я конечно накупил кучу тонюсеньких кистей (нафига правда? :), но пока я эти диски размалевывал, остался на единственной "крупной" кисточке. В кавычках, потому что она все равно слишком тонкая, и покраска большой площади дисков, нет, нет, но утомляла. Не могу сказать точно, что это за кисть (увы нет маркировки, а я не профи), но она плоская и широкая, только шириной 3-5 мм. :) Её вполне оказалось достаточно и для покрытия больших поверхностей, и для "тонкой" покраски. Что-то вроде этого:
Итак (теперь точно окончательный), первый диск в студию.
Да, начать рекомендую с Ушмаля, желтого, как самого светлого. Так вы не испачкаете одной кисточкой другие цвета. Промывый не промывай, но в основании кисти после темных красок все равно остался тон, который мог бы дать ненужный оттенок в светлых красках.
Но вот на самом деле нет. Желтый конечно будет первым. Но только на последующих этапах покраски. А на первом у нас обезжиривание. (Кстати, спасибо Desert_Witch за его серию статей о покраске, которую я хоть мельком прочитал, но смотрите-ка отложилось ведь!:) Для обезжиривания достаточно промыть пластик мыльным раствором или средством для мытья посуды. Если вы пришпандюрили шестерни к полю - ватные диски и слабый-слабый раствор вас спасут, его будет вполне достаточно. Главное (и это важно) тщательно смыть само мыло.
Обезжирили? Теперь грунтуем. И я даже не знаю зачем это надо. :) Надо, значит надо.
А если серьезно, то у меня была такая логика: Цолкин - это каменный календарь, здоровенный обтесанный "булыжник". И я, собственно, хотел все диски сделать в виде старых, местами потертых камней, с дефектами, с которых, а-ля, со временем сползла краска, открыв под собой основной каменный цвет. Вот этот каменный цвет я и решил обозначить, покрыв поверхности всех дисков одним цветом. Но раз профи гворят, что это называется "грунтовать" - пусть будет грунтовать. :)
Краску для грунтовки я использовал эту - мастер-акрил от звезды №32 "базовый серый", на всё про всё ушло чуть больше половины флакончика.
Обратите внимание, красим этой краской все диски. Один покрасили сверху и с торцов (оборотную сторону, логично, не надо), положили сохнуть, взялись за другой. Как раз пока закончите с последним - первый высохнет для дальнейших манипуляций.
И такой манипуляцией у нас будет проливка (очередной умный термин:). По сути - это покраска акрилом, "слегка" разбавленным водой.
Как я это делал - взял маленькую плоскую тарелку, куда ваткой накапал нексколько капель воды (10-15), в лужице из под которых потом повозюкал кисточку, которую секунду назад макнул в краску. Если консистенция получалась жидкой - добавлял краски. Густой - добавлял воды. Сами понимаете разбавлял совсем на глаз. :) Ну а потом такой разбавленной краской красил шестеренки полностью. Если было необходимо, то во второй проход, так же полностью (хоть краска и разбавленная, но давала таки новый оттенок за каждый слой).
Теперь более актуальный вопрос - зачем я это делал. :) Если посмотрите - у шестеренок неровная поверхность, она как-будто в крошках, шероховатая. Так вот разбавленная краска ложится на поверхности не ровным слоем, а собирается в углублениях, открывая выступающие края. Собственно я таким образом хотел добиться эфекта потертого камня, так как именно выступающие поверхности стираются в первую очередь. К тому же тот серый грунт, которым мы красили диски изначально, пусть не полностью стал желтым, но явно перенял оттенок. На фотке выше хорошо видно. (Кстати забавный нюанс: из-за того что поверхность шероховатая, то в зависимости от того с какой стороны смотреть, кажется что шестеренки покрашены неровно; если же смотреть сверху - диск достаточно ровно покрашен.:)
Вот собственно и вся манипуляция, которой вполне достаточно для базовой покраски шестеренок. Покрасили одну, положили сушиться. Стали красить другую, таким же "разбавленным" методом. Процесс ничем не отличался друг от друга. Поэтому я приведу лишь фото результата и краски, которыми красил, разбавив водой.
Кстати, за приведенные примеры красок не стоит цепляться. Вы можете воспользоваться любой другой акриловой краской. Но я могу говорить лишь об мастер-акриле от Звезды, другой краски у меня нет. А эту я даже не стал лакировать, итак все засохло, как надо.
Краска была эта - №16 "жёлтый".
Ок, следующий диск был Тикаль, красный. И тут я немного побаловался со смешиванием нескольких цветов, так как базовый красный цвет был слишком "другим", по сравнению с тем, что на поле. И с красным цветом подобрать оттенок у меня получилось, как видите. (Пока было интересно возиться и эксперементировать. Забегая наперед, замечу что с зеленой и коричневой шестеренками я уже не стал настолько заморачиваться, чтобы подбирать оттенок с максимальной похожестью.:)
Смешивал я эти краски - №12 "красный" и №53 "телесный".
Следующим диском рекомендую красить Чичен-Итцу, синий диск. Техника покраски поверхности все та же.
Тут краску я использовал одну, без смешивания - №58 "синий".
Затем мы переходим к темным цветам - зелёному Паленке.
Здесь цвет уже, как видите, не очень подходит к полю. Но если честно, мне к этому времени уже немножко поднадоело возиться с покраской. У меня была цель просто добавить каждой шестеренке своей уникальности. Но вы, если хотите, можете попробовать добить через палитру цвет до максимально похожего. Краску я использовал эту - №35 "зелёный"
Последний из маленьких дисков - Яшчилан, коричневый.
А вот тут, я честно старался добиться, хоть минимальной похожести, пересилив свою лень. Но с минимальными усилиями увы не особо получилось. Все же отсутствие опыта на результате сказывается...
Смешивать я пытался вот эти краски - №38 "темно-коричневый" и №53 "телесный". Но мне кажется, что тут нужно добавить какой-то еще цвет. Дерзайте. :)
Ну и наконец, самый сложный и продолжительный, в плане усилий, центральный диск Цолкин. Вот в него я вложил всё мастерство, которым зарядился от моего виртуального наставника. :) Например, я настолько вошел в художественное неистовство, что даже позволил себе риск попробовать применить технику сухой кисти.
Кашпировский просто отдыхает по сравнению с Desert_witch. :)))
Но обо всём по порядку. Для начала нам нужно (обезжиренную и загрунтованную) шестеренку покрасить, т.е. "пролить". И, так как я решился на "сухую кисть" (драйбраш, то бишь), которая светлым оттенком пойдет совсем по верхам текстуры (об этом позже), я для контрастности выбрал для фона темную краску - №08 "вороненая сталь".
Краска же №63 "хромированное серебро" пошла на драйбраш.
А теперь подробнее. На сколько я понял из прочитанного - суть такого покраса в том, что вы красите поверхности достатоно сухой, вытертой, кисточкой. Минимумом краски. Но одно дело прочитать, а другое - самому сделать. Особенно когда ты даже не видел вживую ни одного подобного процесса, чтобы повторить. Казалось чем-то запредельно сложным...
Но честно, если не увлекаться, и не жалеть краску - ничего особо сложного, по крайней мере, для реализации на "бытовом" уровне (ну и, по крайней мере, на таких простых объектах для покраски, как плоские шестеренки). Все что нам потребуется дополнительно к тому, что мы уже имеем на момент всех покрашеных "проливкой" дисков - это... пачка обычных салфеток.
Смысл в следующем. Как я сам смог убедиться - акриловая краска очень "эластичная", и если её на кисти нормальное количество, она ровно покрывает всю поверхность, проникая во все углубления. Вы когда будете грунтовать шестеренки, сами в этом убедитесь. И вот тогда, когда нам не нужно, чтобы краска проникала в углубления, мы можем уменьшить количество краски на кисти, вытерев её, кисточку, об салфетку. Обмакнули слегка в краску, вытерли, чтобы совсем еле-еле мазало, и можно красить. Это я сейчас такой умный, а поначалу думал, что это за шаманство такое - как можно красить кисточкой, которую мы вот только что своими руками вытерли. :) А оказывается краски вполне достаточно, чтобы покрыть выступающие элементы, и не затронуть углубления. Правда бОльшая часть вашей краски при такой технике останется на салфетках, нужно быть к этому морально готовым. :)
Но давайте врнемся к Цолкину. На этом диске очень красивый и обильный орнамент. И вот его-то мы и будем выделять драйбрашем, чтобы он ярко светился на фоне темного тона. Все эти мордочки, квадратики, листики, точечки. К тому же я драйбрашем покрасил еще и арабские и майанские цифры на зубцах шестерни, ну и так же стрелки направления поворота диска.
При этом мне настолько понравилось, что из этого получается, что я драйбрашем же, этим же "серебряным" цветом прошелся совсем чуточку и по остальным дискам, мазанув кое-где по выступающей "крошке".
Кстати про этот самый цвет, "хромированное серебро" - из-за него мой Цолкин получился скорее металическим, чем каменным. Увы... Но с другой стороны, как классно он переливается на свету. :)
Собственно, на этом можно было бы и закончить мою заметку. И я бы так и сделал, так как на данном этапе покраски результат меня полностью устраивал. Если бы не одно но... А именно, моей супруге не понравилось какими, как она выразилась "неэстетичными лужами" проливка легла в углубления под фишки рабочих. И увы, результат моих стараний она увидела и оценила уже после того, как я всё как бы "закончил". В том смысле, что если бы она высказала свое мнение немного раньше, в момент покраски дисков, я бы эти углубления покрасил подобранной для каждого диска своей палитрой. А так как её, палитры, уже не стало, а мне стало опять же лень возиться (я и без этого потратил на весь процесс около 4-6 часов), то я покрасил все углубления "хромированным серебром". А так же "непонятные" круглые маленькие углубления на зубцах. К тому же прокрасил серебряным ободок вокруг орнамента на центральном диске.
И обилие серебряного стало зашкаливать... Сверкало красиво, но много. :) Не зря говорят, что "лучшее - враг хорошего". Вот теперь пришлось исправлять - покрасил через один углубления для рабочих "базовым серым". Получился интересный эффект: если смотреть не на отсвет - разницы между углублениями почти не видно. А на свету - серебряные углубления бликуют, серые - нет (видно на фото).
Вот собственно и всё. На текущем состоянии "ляпоты" покраски, результат меня (и супругу, ура!, тоже:) вполне устраивает. Я дал шестеренкам 3 дня полежать, просохнуть по-отдельности вне коробки. Затем уже сложил вместе, но коробку хранил на полке в открытом виде, чтобы был контакт с воздухом. За недельку всё прекрасно высохло. Краска не прилепает, на пальцах не остается. Так что не знаю, надо ли что-то тут лакировать. Лично я не планирую.
Считаю, что с покраской Цолькина я вполне справился (ну или отмучился, смотря как смотреть:). А ведь нужно только было "просто взять и..."
Кстати так же как и с написанием этой заметки. Здесь я считаю что тоже вполне уже себе отмучился, и пора бы закругляться. :)) Надеюсь мой опыт будет кому-то полезным. Удачных вам покрашенных Цолькинов, радующих глаз!
Сам баловался покраской. http://tesera.ru/user/andrew_kr/thought/763833/
Заменил наклейки в центре диска на пирамиды. Они уже как-то не к месту смотрятся после покраски
Во, нормальный покрас, только плохо, что все одного цвета.
Ну не знаю, конечно, если большая шестерня выглядит еще более-менее ничего, то маленькие - так себе. Куча примеров покраса на БГГ - https://boardgamegeek.com/boardgame/126163/tzolk-mayan-calendar/images
Вы не с теми акцентами статью прочитали. Тут совсем не про мастерство покраски и хвастовство результатом.
"Атлас моторс груп -кто может пусть сделает лучше!" (С)
шикарно!
спасибо!
Сделал в фотошопе Боромира с диском в руке. Если понравится можете заменить первое фото. Фото с диском в моем профиле DIWolf в фотографиях.
Спасибо, но мне оригинальный больше нравится. :))
Конечно.
Ну классно же. Правда показалось на первом общем фото, что красный как-то выпадает. Из-за цвета, что-ли. Остальные "маленькие" вроде не бросаются в глаза, а красный - да. Может кажется.
Но за идею и покрас - 10)
Спасибо.
В каком смысле выпадает? О.о
Если из крепления - то нет, все в порядке.
А если про общий концепт, то хз. Как по мне - все ок. Тут дело вкуса, как бы. :)
Да, дело вкуса. Просто впечатления, на остальных фотках вроде красный покрас смотрится ничего.