Не так давно в продажу поступила весьма интересная игра Мистериум, и конечно же наш клуб не упустил возможности приобрести ее.
Впечатления "ДО"
С первого прочтения правил я понял, что эта игра - то что нужно для средней и большой компании чтобы интересно и весело провести добрых пару часов, а значит must have. Сперва я подумал что Мистериум собой представляет очередной римейк Диксита, который я не особо люблю, потому что там идет свободный полет фантазии и если ты ее не улавливаешь (что зачастую и есть целью загадывающего), то победить становится проблемно. Сложно передать каков был мой восторг, когда я понял, что эта игра скорее напоминает Клуэдо с легкими примесями Диксита, нежели наоборот. И, что еще важно, игра полностью кооперативная. Сразу отпали варианты, что загадывающий будет пытаться дать подсказку только одному игроку который может понять ассоциативную логику, а остальные будут сидеть и недоумевать. Также порадовал тот факт, что на всё про всё игрокам давалось 7 ходов, а значит в среднем партия укладывалась в час времени.
Что меня удивило, так это уровни сложности: на самом легком всего Х+3 карты (т.е. в каждом наборе на 3 карты больше чем кол-во медиумов) а на самом сложном Х+6. Я улыбнулся и сказал себе, что это будут семечки и разыграв пару партеек мы пойдем по хардкору и будем играть на все 18 карт независимо от количества медиумов. В общем сложность этой игры мне казалась сильно преувеличенной.
Впечатления "ПОСЛЕ"
И вот коробку принесли в клуб. Распечатав ее, сразу стало понятно за что коробка имеет такую цену - за шарики. Качество всех компонентов разумеется наивысшее, но, скажу честно, если бы фишки для игроков были изготовлены из простого и незамысловатого пластика то цена игры уменьшилась бы на гривен 100. Понятное дело, что для отбивки средств и чтобы было видно "за что деньги плачены" компоненты делались максимально дорогими. Да и размер коробки мог быть меньше в два раза, учитывая что ее глубина используется максимум наполовину, а значит если делать всё по фен-шую, то карты можно было бы аккуратно уложить в две стопочки и столько места не понадобилось бы.
На этом плохие впечатления заканчиваются и начинаются хорошие.
Первая партия показала насколько сильно я ошибался в своих предположениях о сложности игры - я был призраком и мы проиграли в хлам на самом легком уровне не дойдя даже до оружия за 7 ходов. Карты снов были достаточно туманными, чтобы четко указывать на нужные карты в нужный момент. Иногда конечно везло, но далеко не всегда. Разозлившись на игру, мы быстренько сгоняли еще пяток партий и под занавес игротеки таки добили ее победой и вышли из клуба со счетом 1:5 в пользу Мистериума.
После такого счета я признался автору игры, что ошибался и недооценил сложность игры. А причина кроется в следующем: несмотря на всю логичность некоторых ассоциаций, призраку нужно научиться улавливать стиль мышления каждого из медиумов. А главное - уметь слушать о чем говорят за столом! Да, призрак должен молчать, но ему нужно внимательно прислушиваться в каком направлении мыслят игроки, чтобы они потом смогли верно истолковать сны которые им дают. Если призрак этого не делает то поражение становится очень и очень вероятным. Так, например, если призрак слышит, что один игрок часто отталкивается от палитры цветов карточки сна которую ему дали, то лучше такому игроку давать сны которые подходят под персонажа/место/орудие по цветовой гамме, нежели по форме или смыслу. Кесарю кесарево.
В итоге сложность игры порадовала меня, как любителя хардкорных игр. Конечно же, я не упустил возможности сыграть по сложности выше предложенных и будучи призраком в игре Х+8 (на две карты больше чем на самом сложнос уровне) выиграл на шестом ходу. Но это было один раз, а потом меня все сдерживали от подобных авантюр, убеждая что игра и без того сложная. В общей сложности на сегодня у нас за плечами уже порядка 20 игр, из которых всего 6-7 побед, а почти все партии игрались на легком уровне.
Очень приятно удивил меня и энтузиазм наших игроков, которые сыграв всего одну партию уже дрались за право побыть призраком. Всем им казалось что эта должность интересна, почетна и ответственна, в чем я с ними согласен. Теперь каждое предложение поиграть в Мистериум обычно начинается с диалогов "- Я хочу быть призраком! - Нет, им буду я! - Хорошо, давай кидать кубики кто будет призраком в первой а кто во второй игре.")))
Резюмируя мои впечатления от игры до и после приобретения, я могу с уверенностью сказать что эта игра заслуживает самых высоких рейтингов, потому что сочетает в себе привлекательные стороны для разных типов игроков:
- простоту правил для тех, кто не любит читать/слушать много букАв;
- сложно выполнимые условия победы и масштабирование под количество и уровень игроков, что позволит сохранять интерес к игре и через год и через пять;
- необходимость ассоциативного и логического мышления;
- связь с такой популярной игрой как Диксит, которая уже приелась.
Кто еще не играл - сыграйте обязательно, игра того стоит.
"сразу стало понятно за что коробка имеет такую цену - за шарики"
Это точно. Шарики призваны создать ощущение шо це богатая игра. У сеня при взгляде на это богатство сразу возникло ощущение "разводилова".
И вы правы: грязный шарик действительно грязный хоть ты тресни.
"Подслушивать игроков" реально самая работающая тактика, но...она же является голимым читерством. Игроки сразу понимают слюдующую карту. "Ну вот мы обсуждали, что это связано с зеленым фоном вот зеленое и приплыло".
Да без подслушивания ты не уложишься в 7 дней, но с подслушиванием появляется примитивизм в игре.
Это такая баго-фича в игре, как говорят программисты. Т.е не поймешь то ли это баг, который надо лечить, то ли главная фича\фишка игры.
Мне кажется правильней когда призрак НЕ слышит экстрасенсов и потом по их выбору пытается понять ПОЧЕМУ они ошиблись. С другой стороны у призрака и так работы вагон и тратить время на анализ тараканов в головах экстрасенсов попросту некогда и вроде как проще подслушать, да и сунуть им сон в соответствии с их идиотскими ассоциациями.
По поводу шариков: вот ровнехонько об этом я писал в комментариях на странице самой игры. Шарики, скорее всего, недороги в производстве, но благодаря помпезному виду позволяют взвинтить цену на игру.
Мне на это возразили, что я ничего не понимаю, что шарики призваны создавать атмосферу и развивать Дух Мистического Места, а мне с моим мещанским подходом вообще надо картонными миплами играть :-(
Fermalion, вам сюда
http://tesera.ru/user/icenine/journal/423454/
И единомышленников найдете (точнее уже нашли), и не хочется, чтобы еще к этому посту накатали 190 комментов на ту же тему.
Да я, в общем, и не собирался. Нужность и ненужность шариков — вопрос вкуса, и тут никакой конечной истины найти невозможно.
Просто к слову пришлось. Что не я один такой нелюбитель чрезмерной пластмассовости.
Я читал то обсуждение. Разница наших мнений заключается в том что у тебя это полный минус, а у меня это простительный и необходимый минус. Будешь создавать свою настолку, чтобы отбить вложенные силы и возможное спонсорство - поймешь почему так.
Создатели нашли выход в такой вот штучке. За нее платится приличная доля от цены игры, без них можно было обойтись, но в конце концов это и не настолько критично и я всегда за то чтобы поощрять отечественного производителя.
Да нет, не то что бы я считал это непростительным минусом. Простительно, конечно. Понимаю авторов, которые хотят не просто хлеб кушать, а с чем-нибудь.
Но это не необходимо. Все-таки такие шарики — вещь сугубо опциональная.
Имея глубоко второстепенное значение в игровом процессе они, по сути, являются главной «фишкой» игры. Ну так же не делается.
Не являются они главной фишкой. Автора просто захотели сделать игру подороже но с шариками. Кто-то предпочел бы подешевле и без них, но это решение авторов и изменить его мы не в силах. Мы можем либо принять его, либо не принять и не покупать игру. От того что будем критиковать цены и шары вместо того чтобы довольствоваться оригинальной задумкой и простой механикой, комплектация коробки магическим образом не изменится.
Я предлагаю другой взгляд на проблему: критический комментарий показывает, в чем именно игроки видят слабые стороны. Соответственно, разработчик, получая такой фидбек, понимает, на что ему обратить внимание в дальнейших релизах как новых игр, так и дополнений к этой. К примеру, мне думается, что если бы недовольство шариками обрело сколько-нибудь весомый масштаб, разработчики не могли бы к этому не прислушаться, и в следующий раз были бы скромнее в вопросе этой необязательной атрибутики.
Слащавые же комментарии в духе «как интересно! как прекрасно! как мне все нравится», конечно, тешат самолюбие, но сущностно ничего не говорят. Так и будут издатели думать не об интересных механиках, а о красоте прорицательских шариков.
Не игроки, а 2 игрока и пара сочувствующих, но в игру не игравших. Положительных отзывов достаточно много. Несправедливо навесить на них ярлык слащавых и просто выбросить из рассмотрения.
Выбрасывать же из рассмотрения немногие критические отзывы, напротив, очень справедливо.
Нет, несправедливо. Все отзывы надо учитывать. Но думаю, авторы / издатели имеют статистику, как продается игра. И в целом у них больше данных, чтобы судить, что, возможно, стоит в игре изменить. Просто я бы не стала ориентироваться на мнения людей, вообще не игравших в игру, и людей, которые считают, что надо просто делать ПНП и не покупать карточные игры вовсе.
Если уж даже люди, которые в игру не только не играли, но и даже живьем не видели — и те говорят, что шариков в игре неоправданно много, то, видимо, проблема ОЧЕНЬ очевидна.
Не очевидна.
Можно сделать гораздо дешевле нарисовав карты авторучкой на клетчатой бумаге. Но вот лично мне важна атмосфера и красота игр, тактильные ощущения. Которые и формируется такими деталями.
Можно выкинуть миньки из Десцента и заменить картонками - дешевле же! Вот только продажи такого бюджетного Десцента только упадут.
В том же Forbidden Island/Desert очень не хватает нормальных минек вместо фишек. Поэтому в последней у меня живут пожарные из FlashPoint'a.
" Автора просто захотели сделать игру подороже но с шариками"
Перепутана причинно-следственная связь. Не игра дорогая потому, что с шариками. А шарики в игре потому что игра дорогая. Игра должна была стать дорогой и чтобы "объяснить" эту дороговизну ей дали громадную коробку и гиганские шарики.
" От того что будем критиковать цены ... комплектация коробки магическим образом не изменится."
Изменится. Если издатель поймет что магия разводки с большими и ненужными стекляшками не работает. Поймет, что потребитель не ведется на эти бусы аки индеец. В следующий раз ваз не будут покупать на бусы и либо изменят цену на игру, либо увеличат количество ЗНАЧИМЫХ компонентов, а не просто стекляшек.
Ровно так и меняется мир, а молчание в тряпочку только увеличивает количество тряпочек во рту потребителя.
Вам то оно конечно виднее что хотели и делали автора, Вы ведь один из них и контролировали весь процесс создания игры, ага.
Ох, бессмысленное это дело но давайте я попробую объяснить, может сойдете со своей гордости и поймете ошибку.
Когда вы приходите в паб и покупаете пиво, вам его наливают в бокал, вам предоставляют доступ к столикам, большому телефизору, комфортному диванчику и другим полезностям. При этом вы не удивляетесь почему 0,5 пива стоит на 20% дороже, потому что вы понимаете что платите за услуги которые сопутствуют употреблению этого самого пива по завышенной цене. С тем же успехом вы можете просто зайти в магазин и купить те же 0,5 по более низкой цене и довольствоваться им где угодно и в каких угодно условиях.
Это всё вы прекрасно понимаете, но аналогию с настолками не проводите почему-то. А я проведу.
Покупая коробку вы платите не только за компоненты (см. пиво выше) а и за услуги которые им сопутствуют - качественная бумага на которой напечатаны карты, пластиковый органайзер в котором их можно размещать, а также любые другие услуги которые издатель сочтет нужным добавить в цену.
Так к примеру если в ресторане захотят посадить музикантов чтобы те играли музыку на постоянной основе, в цену блюд придется включить и наценку за эту услугу, потому что зарплата музыкантам из воздуха в бюджет не прилетит. И даже если вы не хотите слушать музыку а просто хотите поесть именно в этом ресторане - вам придется платить за музыку, потому что администратор ресторана счел это нужным. Вы можете не ходить в этот ресторан больше по указанной причине, но если вам нравится кушать именно в нем а не в других ресторанах - то вы будете туда ходить так или иначе.
Таким образом мы плавно подошли к основному тезису в котором кроется разгадка: цена на игру завышена по воле издетеля, но это не особенность конкретно этого издателя или сферы продажи настольных игр вцелом - это особенность сферы услуг вообще и рыночных отношений как таковых. Просто то, что здесь Вы наткнулись на вершину айсберга а в повседневной жизни другие вершины обошли незамеченными не значит что это издатель плохой и бить его колясками в правое ухо. Это значит что если есть желание подискутировать на тему ценообразования на отдельные товары и услуги, нужно как минимум думать шире и рассматривать все стороны этого процесса а не только итоговый.
Если проводить аналогию с баром (хотя я не люблю аналогии ибо они всегда притянут за уши и подвержены верчению "что дышло").
Я пришел в бар где оооочень дорогое пиво. Диванчиков нет, музыки нет, меню короткое, зато пивные вужеры неописуемой красоты. И меня пытаются убедить, что цена пива обусловлена красотой фужеров.
Органайзер в Мистериуме кстати отвратительный. Он мелкий. Карты в нем не держатся и рассыпаются по коробке. Нужны пакеты. По счастью на маленькие карты пакетики есть и главное их не выкинуть в процессе распаковки игры, а вот для больших карт пакета нет.
Единственное, что органайзер держит хорошо это... офигеной красоты фужеры, простите, ненужные шары.
Продажей сервиса и услуг я занимаюсь последние 20 лет. И когда клиента разводят вижу даже с закрытыми глазами. :)))
Шары - развод, оправдание, а не улучшение и повышение сервиса.
Вы просто пришли не в то место. В этом баре люди общаются за столиками и потягивают "Квак", а не упиваются в щи под Стэйси Майкла.
Не спорю фужер для "Квака" очень важен, вот только "Квак" в таких фужерах продается во всех пабах и уже сотню лет так, что это не повод делать на него заоблачную цену в своем кабаке.
Давайте сравним с другой игрой, которая напрашивается на сравнение. В Диксите за 340грн. мы получаем только колоду из 84-х карт, жетончики и маленьких кролей. По сравнению с оным Мистериум выглядит гораздо богаче и вполне соответствует цене.
Только не 340, а 440 грн.
У нас Диксит стоит 340грн.
snowbody, у вас - это где? может где-то и осталась 1 игра, которую еще завезли до повышения курса, везде стоит 440
Это в тех местах, о которых сейчас не принято говорить в приличном обществе (надо полагать).
Ха-ха-ха. :)
Ну значит еще лучше с точки зрения оценки стоимости Мистериума.
Ну что ж вы только про шарики, мелко берете. Нужно было дальше пойти, чтобы издатели печатали карты на офисной бумаге на ч/б лазерном принтере. Это ещё игру сделает дешевле.
Да что ж у вас, господа, аргументы-то у всех одинаковые, даже скучно...
Тотальная экономия на всем и печать на ч/б принтере — это перегиб. Доведение до абсурда. Впрочем, вы и так это знаете (вы именно эту риторическую фигуру и стремились использовать).
Но вот на мой взгляд, такие массивные пластиковые шарики — это ТОЖЕ перегиб. В обратную сторону. Пусть и не такой абсурдный, но в сути своей ничуть не менее неправильный. Попытка сделать игру подороже там, где вполне можно без этого обойтись.
В русле той же логики можно укомплектовать игру аутентичными костюмами (платья с кринолинами, тройки, пенсне и шляпы котелки). А что? Вполне себе работает на поддержание атмосферы. Да и оригинальная фишка, опять же.
Ну тут уже вступает в игру "не нравится - не покупайте")
Как будто завышенные цены на товар это что-то уж совсем за рамки выходящее. Цепляться и разводить длительные споры на эту тему считаю нецелесообразным.
В моем понимании это "дороже чем могло бы быть, но терпимо". В конце-концов всегда есть возможность просто не покупать игру)
Про шарики:
Если продавать игру и отдельно шарики к ней, то сколько примерно шарики должны стоить чтобы их покупали к игре?
Хотел сейчас накатать простыню ответа, но допер до конца сообщения.
>да и сунуть им сон в соответствии с их идиотскими ассоциациями.
Не пойму, то ли игра не понравилась, то ли игроков не уважаешь, но в любом случае что-то говорить человеку с таким отношением к своей компании бессмысленно.
Вот если дополнение к игре будет включать в себя 50 карт снов и еще 6 новых шариков просто других цветов - вот тогда я соглашусь что это уже перебор)))
Дополнение будет включать костюм призрака и набор из 18 предметов в масштабе 1:3.
Похоже сегодня на Тесере день Мистериума. :)
Неделя)
Ну и еще забыл упомянуть в минусах - белый шарик который вовсе и не белый а серый или грязный, какой угодно но ни разу не белый)
Его никто не берет, потому что он никому не нравится. Бедный грязно-белый шарик(((
У нас он называется "Мутный" и пользуется популярностью :)