Оценка пользователей
8.2619
Оценить:
-

Смоленское Сражение 41-го года в клубе

время: 09 ноября 2013 место: ВолГУ

Отчет по игре «Смоленское сражение» от 9 ноября 2013 г. Слегка отредактировано мной.

Отмечу, что игра происходила на переработанной карте (А. Кваско постарался, в одном из номеров «Стратагемы» он разобрал игру «A Victory Denied»  и нашёл множество ошибок и несуразностей как в составе войск, так и в географической карте, и обработал карту в соответствии с реальностью), а ребаланс войск произвёл Артём Харинин. Механика игры осталась практически неизменной – есть штабы и читы, вытягиваем читы взакрытую, активируем штабы и через них отдаём приказ подчинённым войскам. Если штаб разгромлен – армия теряет управление.  Теперь, собственно, отчёт, написанный одним из участников игры, Владом Шлепченко.

 

Господа, в минувшую субботу нами было отыграно вполне эпичное Смоленское сражение. Функции немецкого командования взяли на себя А. Харинин, В. Шлепченко и С. Блохин. Советскими войсками руководили В. Бухаров, Н. Колесников, а также ряд других членов нашего клуба. Всего присутствовало около 12 человек.

Стоит отметить, что на стороне Советов вполне достойно показал себя 12-летний школьник по имени Артем.

 

 

Касательно самой игры. Советы решили создать позиционный фронт. Решение было явно ошибочным (по мнению Влада), как ввиду отсутствия надлежащей глубины обороны, так и из-за качественного и количественного превосходства немцев. К сожалению, фото первоначальной расстановки сделано не было. На данном снимке Блохин двигает 3-ю ТГ против войск, находящихся под управлением Бухарова.

 

 

У немцев план соответствовал концепции «совка и веника». Идея заключалась в совместном ударе 2-й и 3-й ТГ по Смоленску и разгрому прикрывающих его частей. После этого 2-я ТГ должна была двигаться на Ельню, а затем повернуть на юго-восток и с тыла ударить по советским армиям, которые прикрывали направление Рославль – Спас-Демьянск. «Совком» в данном случае должна была выступить 2-я пехотная армия.

 

Аналогично должна была действовать 3-я танковая группа, но в ее случае «совком» должна была выступить ее собственная пехота и подошедшая 9-я армия. Стоит отметить, что последняя в два раза слабее 2-й армии и сопоставима по своим возможностям с небольшими сов. армиями.

 

Первоначально наступление развивалось вполне успешно. 2-я ТГ (красно-серо-черные фишки) в первый же ход проломила оборону 20-й армии русских (розовые фишки) и сразу же уничтожила штаб этого соединения. По условиям игры, после этого все части армии теряли управляемость. Однако вмешался человеческий фактор: командование советской стороны заявило, что не было информировано о необходимости защищать штабы и тыловые структуры.

 

После этого Харинин принял решение вернуть потерянный Советами штаб. Руководство 2-й ТГ сочло за благо оставить при себе свое мнение о командовании, которое забывает прикрывать штабы.

Эта уступка, невозможная в реальных условиях, сломала оперативный рисунок игры. Кроме того, 3-я ТГ завязла в позиционных боях в направлении на Вязьму.

 

Ситуация стала ухудшаться, Колесников двинул 13-ю армию в направлении на Смоленск, выходя во фланг и тыл к 2-й ТГ, которая была скована боями с «воскресшей» 20-й армией.

У ситуации появился запах катастрофы после того, как 3-я ТГ неудачно атаковала полнокровную советскую 21-ю армию (песочно-желтые фишки). Удар оказался малоэффективным, а вот советский ответ поставил группу на край гибели.

 

 

На фото видно, как на третьем ходу к советским силам спешит на помощь сильная 22-я армия (пергаментно-красные фишки). 21-я начала «пережевывать» 3-ю ТГ. А 13-я советская армия (оранжево-белые фишки) наползает на 2-ю ТГ, которая почти полностью уничтожила 20-ю советскую армию. В то же время 2-я пехотная армия Вермахта (зелено-серые фишки) продолжает возиться с силами прикрытия, которые очень удачно расположил на местности Артем.

 

В этих условиях командование 2-й ТГ намеревалось предложить совместный отход обеих танковых групп, перегруппировку и нанесение удара при поддержке 9-й пехотной армии (желто-серые фишки).

Однако ситуация развивалась так, что 3-я ТГ группа уже не могла самостоятельно совершить выход из боевого соприкосновения с 21-й армией русских. Бухаров уверенно вел бои на окружение и уничтожение группы. Подопечные «папаши Гота» были загнаны в леса. Верховное командование постоянно отправляло на помощь этим частям воздушную поддержку, предоставляя остальному фронту возможность выкручиваться собственными силами.

 

Впрочем, как известно, сила порождает слабости, а успехи создают предпосылки для катастрофы. Важно лишь их вовремя распознать и найти соответствующие средства. В данном случае успешные действия 21-й армии русских привели к тому, что фронт стал разворачиваться на запад. При этом тылы оказались уязвимы для действий 2-й ТГ. Видимо, сыграло свою роль и то обстоятельство, что командование 21-й армии не воспринимало 2-ю ТГ как угрозу, считая ее связанной боями с остатками 20-й армии и наползающими войсками Колесникова, которые к тому времени уже потрепали одну танковую и нанесли потери одной моторизованной дивизиям.

 

 

Тем не менее, маневр был возможен. Фактически это была единственная и последняя возможность спасти операцию, но далеко не последняя, чтобы ее угробить. Как бы там ни было, но танкисты 2-й ТГ не подвели!

 

 

Суть операции, однако, не сводилась к уничтожению 21-й армии силами двух ТГ групп. Для этого она была слишком сильна. Командование 2-й ТГ делало ставку на уничтожение штаба армии. Серия последовательных ударов позволила реализовать эту задачу.

 

 

Впрочем, как уже отмечалось выше, любой успех содержит в себе семена будущего поражения. На совещании командования немецкими силами руководство 2-й ТГ обратило внимание коллег на движение 22-й армии русских. В момент выполнения маневра и боев против 21-й армии, эта сила стояла на центральной железнодорожной ветке и очевидно двигалась на Ельню.

 

 

Командование 2ТГ предположило, что Советы изменят направление переброски и, воспользовавшись железной дорогой, идущей в широтном направлении,  перебросит эту армию в Вязьму. В связи с этим было предложено выйти из боя с парализованными и более не опасными остатками 21-й армии (на момент прекращения боя эти силы насчитывали 2 танковые и не менее 6 пехотных дивизий).

 

Это предложение нашло поддержку у верховного командования. Правота руководства 2-й ТГ стала очевидной после завершения совещания. Люфтваффе передало снимки, которые показали, что русские перебросили 22-ю в Вязьму. Более того: они не стали занимать УРы возле города, а пошли в наступление. Ситуация складывалась чрезвычайно угрожающая.

 

 

Дело в том, что вдоль шоссе Смоленск-Вязьма сформировался «слоеный пирог». Остатки 21-й армии представляли пассивную, но очень грозную силу. Они занимали сильные позиции по лесам и вполне могли сыграть роль наковальни.

 

 

Молотом же должна была стать 22-я армия, мчавшаяся на всех парах к месту ожесточенных боев. При этом третья танковая группа была сильно потрепанной и находилась к югу от позиций 21-й армии русских, а потому никак не могла помочь танкистам «быстрого Гейнца», которые спасли ее от разгрома.

 

Целью нового марша должен был стать концентрированный удар по правому крылу относительно мощной, но малоподвижной армии Колесникова (13-й), которая стала отходить к Рославлю, чтобы создать вторую линию обороны на пути 2-й пехотной армии, которая постепенно преодолевала сопротивление 19-й армии русских.

 

 

2-я Танковая группа выходила из боя, двигаясь вне дорог, через леса, нацелившись на фланг 13-й армии. А 3-я ТГ делала полукруг, проходя мимо Смоленска. В городе решено было оставить и всю пехоту этой группы. Такое решение позволяло сделать группу более мобильной, а кроме того высвобождало силы 9-й армии. Ранее в Смоленск была отправлена вся кавалерия 2-ТГ.

 

 

На фото видно, как 22-я армия русских, развернувшись в боевые порядки и изготовившись к удару, внезапно оказалась перед пустотой.

Маневр танковых групп, похоже, сильно озадачил советских игроков. Впрочем, товарищ Колесников сразу же оценил важность этого события: «Для нас это очень плохо, уж лучше бы они их добивали», – сказал главком 13-й армии.

 

С одной стороны, нельзя сказать, чтобы уход таковых групп, избежавших бойни на вяземском шоссе, полностью деморализовал советское командование. Используя возможности верховного командования Тимошенко, Советы с большим тактическим искусством использовали остатки 20-й армии, более чем на ход сковав продвижение 2-ТГ в лесах. Более того, для расчистки места немецкое командование решило применить силы 3-ТГ. Однако неудачно. Две танковые группы вместо того, чтобы уничтожать 13-ю, полтора хода добивали жалкие остатки уже разгромленной армии. Но в целом стратегическая инициатива окончательно ускользнула от советского командования.

 

На нижеприведенном фото виден оперативный рисунок маневра на удар во фланг 13-й армии.

 

 

 

А вот это фото вполне может быть иллюстрацией к статье: «две танковые армии занимаются ерундой»

 

 

Удачные действия Бухарова по сковыванию танковых групп в районе Ельни привели к тому, что верховному командованию пришлось форсировать действия второй полевой армии по уничтожению 13-й армии русских. Кроме того, пусть и с задержкой, но на помощь к пехоте двинулась 2-я ТГ.

На этом фото прекрасно видна мощь развернувшейся 22-й армии, от удара которой в последний момент удалось уйти танковым группам. Кроме того, видны две небольшие армии, подошедшие к Советам уже в ходе маневров и боев в лесах.

 

 

Несмотря на все проволочки и нестыковки, немецкое командование решило придерживаться утвержденного плана и не менять направление удара. Ускоренные марши 2ТГ и 2 армии достигались благодаря тому, что чит активации главкомов приходился на управление этими соединениями. Благодаря этому и танковая группа, и армия совершали по два действия за каждый ход.

 

 

Тактическая ситуация  удара по 13-ой армии. Хорошо видно, как 2ТГ пытается скинуть 13-ю армию с шоссе, чтобы открыть быстрый путь 2-й пехотной армии, которая уже взяла Рославль. Успех этой операции, как говорилось выше, был достигнут исключительно благодаря интенсивному использованию командных читов и применению авиации.

 

Стоит отметить, что в этот же период советское командование тратило чит активации Тимошенко на то, чтобы двигать соединение из двух танковых дивизий (!) из состава уничтоженной 21-й армии. Таким образом, советские танкисты подошли к Смоленску. Более того: в конце игры они даже отбили город. Однако немцам быстро удалось исправить ситуацию силами  9-й пехотной армии. Распорядись Советы возможностями Тимошенко умнее, возможно, им бы и удалось что-нибудь противопоставить немецкому натиску. Впрочем, Колесников сделал все от него зависящее, чтобы максимально отравить немцам жизнь. Русские не только окапывались в лесах, блокировали шоссе, но и переходили в контратаки.

 

 

Однако к этому времени верховное командование противника впало в некое оцепенение. 22-я армия стала вяло оттягиваться к Вязьме, при этом штаб потерял управление передовыми частями. Вспомогательная армия, шедшая к Ельне, оставила ее, и начала откатываться к Спас-Демьянску, чтобы сформировать уже третий рубеж обороны на пути 2-й пехотной армии.

 

Стоит отметить, что к советской стороне продолжали подходить подкрепления. Более того, русское командование сообразило, что УРы можно занимать войсками. Впрочем, это открытие было сделано исключительно под Спас-Демьянском.

 

 

В этих условиях было согласовано решение вновь перенести направление удара. Новый план предполагал сосредоточение 3-й ТГ в лесном массиве возле Ельни, затем стремительный бросок и захват незанятых советскими войсками УРов в междуречье. 2-я ТГ должна была форсированным маршем пройти по лесам правее этих УРов, перерезать железнодорожную ветку и создать предпосылки для удара по Вязьме с тыла.

Стоит отметить, что к этому времени командование 3-й ТГ группы испытывало крайнюю степень эмоционального и умственного напряжения, если не сказать - истощения.

 

 

Вторая пехотная армия должна была стать щитом, заперев основные силы русских на правом фланге, и не допустить их участия в заключительном акте военной драмы. Стоит отметить, что 2-й армии противостояли как минимум 22 дивизии противника трех полноценных армий, в то время как сама 2-я армия имела всего 12 дивизий. Несмотря на это, пехотинцам удалось выбить противника из 2 УРов. Впоследствии 2-я армия создала прочную линию обороны, парализовав своим присутствием крупные силы противника.

На фото видна 2-я ТГ, выходящая с тыла к Вязьме, и 2-я пехотная армия, блокирующая силы русских.

 

Стоит отметить, что в это время верховное командование советской группировки было отозвано: предположительно, Сталин репрессировал неудачливого командующего.

 

 

На фото видна операция по уничтожению фланга 22-й армии, прикрывающей Вязьму. В ходе операции немцам несколько раз не повезло на кубике, однако правильно построенная конфигурация и помощь 3-й ТГ переломили ситуацию окончательно.

Как уже отмечалось ранее, 22-я армия была исключительно сильным формированием. Двум танковым группам пришлось приложить огромные усилия, чтобы справиться с ней.

На фото видны дивизии, которые командование армии выдвинуло в сторону Смоленска и не смогло вернуть обратно. Будь связанность советской армии выше, а расположение более продуманным, штурм Вязьмы оказался бы еще более трудным делом.

 

 

 

Игра завершена. Игроки, игравшие за немцев, несколько «улучшили» исторический результат, взяв Вяземскую оборонительную линию. Дорога на Москву открыта.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
GansFaust написал 10 лет назад: #

Весьма странная картина. Куча войск носится туда-сюда по половине карты, исходя из сиюминутной выгоды. Разве что музыки из Бенни Хилла не хватает.

Вы хоть какие-то ограничения на снабжение войск пробывали вводить?

deleted14 написал 10 лет назад: # скрыть ответы

1) Сама игра AVD является, мягко сказать, неудачной. Это подтверждают и продажи и ее стоимость на вторичном рынке. Взяв интересную идею из AVL, Штарквезеру так и не удалось ее достойно адаптировать для реалий Смоленского сражения. Главный провал игры был отсутствие ж/д перевозок, что моментально обесценивало Смоленск как важный транспортный узел. Так же абсолютно идиотской оказалась идея с закрытыми победными очками. Очень часто за взятие Смоленска игрок получал 0 очков. Кроме этого в игре был еще целый ряд непонятных решений, ошибок с географией (один Смоленск на неправильном берегу чего стоит=)) и возможности стремительных покатушечек в Москве. Игра является ярким примером того, когда отличная тема и идея загублены отвратительным исполнением. А еще в игре отвратительно написаны правила.

В контексте вышесказанного мне малопонятно чем такой вторичный продукт мог привлечь к себе внимание. Игре не требуется доработка, ей требуется кардинальная переработка.

2) По поводу данной версии. Зачем брать карты из других игр? Карта не годится для розыгрыша Смоленского сражения. Нет Витебска, Полоцка, Орши, Рогачева, Бобруйска, Борисова, Великих Лук. Далее. Какой у вас временной период? Почему на карте сразу укрепления у Вязьмы? В июле их там быть не могло. Вообще можно было бы взять нормальное правило из AVL, где штаб уничтожается и на след. ход приходит подкреплением. Еще мне мало понятна идея делить 40 фишек на 3 человека. Эдакий вариант дауна? 8-10 фишечек и будя?
Надоели эти гипотетические покатушечки на Москву. Если бы это так было просто, то почему этого не произошло еще в Августе? =)

3) Непосредственно по статье:
Видно, что писал мастер слова сильный.

"У ситуации появился запах катастрофы" - простите, а у вас что, кто-то обделался за столом во время партии?

"У немцев план соответствовал концепции «совка и веника»" - а почему не "говна и ложки"?

"Впрочем, как известно, сила порождает слабости, а успехи создают предпосылки для катастрофы." - Конфуций, не меньше =)

"а вот советский ответ поставил группу на край гибели" - куда-куда поставил?

И это еще малая часть претензий.
В общем, ребят, заканчивайте там страдать фигней и изобретать велосипед. Его уже давно придумали. Есть полно хороших игр, а не поделок.




ASB написал 10 лет назад: #

AVD я тоже считаю не очень удачной. Кроме вышеперечисленных ошибок в географии и отсутствие логистики мне не понравилось

1. Правило Out of Supply, которые советский игрок применяет на немецкого
2. Намерено сделанная слабость обороны немецких танковых дивизий в угоду играбельности.

Интересно взглянуть, что из этого энтузиасты поправили

von_Link написал 10 лет назад: #

Но все же, стоит отметить что сама фраза "стоит отметить" употреблялась недостаточно часто. И как уже отмечалось ранее, а это стоит отметить, необходимо включать фразу "стоит отметить" чаще, иначе ничего не понятно.

MakVlad написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Измените правила, и можно издавать, как новую игру.

Leks написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Правила изменены, правда не знаю, сколь сильно - я в оригинал не играл. Насколько целесообразно издавать её - вот тут не знаю.

ASB написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Взглянуть на измененные правила можно? Сраванил бы с оригинальными.

За отчет - спасибо. Было интересно почитать, ну и завидно немного :-)

ASB написал 10 лет назад: #

Да что там правила! Даёшь откорректированную ПНП версию!! :-)

Leks написал 10 лет назад: #

Написанных правил нет. Из того, что знаю - все части приведены в соответствие с реальными (насколько это возможно), по дорогам теперь уезжаешь не в три раза дальше. За города даются фиксированные очки победы, если Советы удержат больше 5 очков (то есть три города, или, например, Смоленск, что почти нереально) -то их победа, если ровно 5- то ничья.
Не знаю, был ли в оригинальных правилах overrun, здесь есть. Есть авиация - не знаю, как с этим в оригинале. Что карта полностью переработана - это я уже говорил.
Хотим ввести еще правила по снабжению.

Michael написал 10 лет назад: # скрыть ответы

А какой смысл был немцам заниматься зачисткой, а не рвануть прямиком в Москву, когда прорвали фронт?

Leks написал 10 лет назад: #

Нужно было занимать города и добивать окружённых, не оставляя их в тылу.

Ser_vershitel написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Шикарно! Надеюсь удастся когда-нибудь поучаствовать в такой масштабной игре.
Сколько времени шла партия?

Leks написал 10 лет назад: #

Партия шла около 6 часов. С учётом количества участников - нормально) точно знаю, что можно сыграть за 3-4 часа, если на двоих.