Оценка пользователей
8.2825
Оценить:
-

Спартак и Социальная эволюция.

время: 27 ноября 2013 место: Антикафе Бабочки. Москва

Наблюдательный тесеровец мог заметить, что в среду мы собирались поиграть в Спартака.  И сие мероприятие состоялось ровно во столько, во сколько и было объявлено. На мой клич не откликнулся никто (и это из 1142 зарегистрированных на этом ресурсе москвичей) и выводы по этому поводу можно делать очень даже разнообразные. =)

Поэтому за влияние в древнем Риме боролись всего три ланисты - Павел "Глабр" Slim_Slam_Snaga (не совсем конечно ланиста, но что есть), Николай "Солоний" Crow и я, Максим "Туллий" Mazz_O. Так сказать, решил я потестировать игру на двух матёрых настольщиках. =)

Если ещё непонятно, понравится игра или нет, то в первый раз рекомендую играть быструю игру, то есть с 7 очками влияния, что мы и сделали (только у меня был опыт в одну партию).

Павел и Николай знакомятся с игрой. 

_

В принципе рассказ правил этой игры не составляет особого труда. В каждом раунде всего 4 фазы с достаточно простыми правилами внутри: 

  1. восстанавливаем работоспособность своих рабов и получаем прибыль. 
  2. Разыгрываем интриги или прокачиваемся финансово.
  3. Торгуем между собой и участвуем в аукционе за "вещи" и право быть распорядителем игр. 
  4. Арена. Проводится бой между гладиаторами двух игроков и подводятся итоги этого боя (победитель увеличивает влияние, а также те, кто сделал правильную ставку, получает выигрыш). 

_

Первая фаза единственная, которая в процессе игры не вызывала вопросов. Поэтому начну делиться впечатлениями со второй фазы раунда.

Николай уже готовит пакость...Хотя я ещё не рассказал, как это делать. =)

_

Фаза интриг. В фазу интриг часто надо играть в паре против кого-то. Этому способствуют и трудновыполнимые карточки с требованием влияния как минимум пары игроков. Но вот договариваться о союзе - ещё та проблема. Тут всё очень зависит от играющих:

  • кто-то, подозревая всех и вся, не станет ни при каких условиях союзничать на всём протяжении игры;
  • кто-то, заручившись поддержкой, может ею воспользоваться, но сыграть не так, как обещал;
  • кто-то будет заламывать цены на союз при случае явного лидера, которого надо остудить;
  • кто-то, наоборот, будет отдавать своё влияние за просто так любому, кто попросит 
  • и тд.

В нашем случае волну дебилизма начал я сам, наверное теста ради, заручившись поддержкой прокачать самого себя любимого на 7 монет. После чего и Павел сделал то же самое, заручившись моей поддержкой. =) В итоге в этой фазе мы играли менее вдумчиво и особо в итоге никому не помогая.  Поэтому люди - старайтесь не обманывать союзников (по крайней мере в начале - вам ещё бок о бок играть пару часов=)).

Были несколько попыток лишить игрока влияния, но они не увенчались успехом, стража не отдыхала. =) Со стороны Николая было небольшое недоумение, что мол "мы собрались, сыграли  крутую карту с кучей влияния, а она сбрасывается без эффекта только потому, что у игрока-цели была карточка стражи и хороший бросок кубика". Тут у меня есть мысль по стратегии - надо постоянно "сушить" игроков на предмет стражи, изводя их мелкими пакостями и вынуждая играть защиту.  А потом уже возможно нанести серьёзный удар. Правда, Солонию, который может получать очки влияния за тройку карт стража-гладиатор-раб, а также Глабру, которому вообще надо собирать только карты стражи, играть защиту от заговоров крайне невыгодно. 

Также следует не забывать, что ТОЛЬКО в эту фазу можно играть специальные возможности игроков, которые реально полезны и позволяют получить сразу тучу влияния. Если вы забыли, что свойства играются именно в эту фазу (а не когда угодно), то у вас  в какой-то момент не будет возможности остудить лидера, а значит игра будет сломана. Тут у нас проскальзывает явное сходство с Манчкином, но вроде бы в Спартаке удержать лидера легче. 

_

Фаза рынка. В этой фазе мы не поняли, в чём вообще выгода от торговых операций между игроками. Один раз я продал Николаю рабыню за 4 золота, но в этом в принципе не было никакого смысла, так, для теста. =)

Аукцион убил Пашу своей примитивностью и неприятной для него механикой зажатия чего-нибудь в кулачках. Однако более оптимального решения я пока не знаю. Лично мне нравится этот простой аукцион, в нём можно очень много потерять, если ставить необдуманно, а можно и ослабить противника, если предугадывать его ставки. В общем, очень фановая часть игры. 

Также в назидание будущим ланистам следует сказать - что бы вы не хотели купить на рынке, советую оставлять достаточно денег для борьбы за право распорядителя игр - жетон распорядителя круче любой покупки! 

Также советую не игнорировать карточки обмундирования - опыт показал, что они очень хорошо помогают гладиатору в бою. 

Николай достаточно легко выиграл торги за меч и шлем... После чего стал почти неубиваемым.

_

Фаза Арены. Основная мысль в эту фазу у меня была "Блин, ну как же скорость рулит в битве". Разница в 1 кубик скорости у гладиаторов в нашей игре по статистике давала 100% выигрыш в бою. И это даже при том, что играли мы фазу инициативы немного неправильно (я просто забыл, хотя до этого Тесера бурлила несколькими записями в дневниказ по этой теме), а именно что выигравший инициативу РЕШАЕТ, быть первым или нет. В нашем случае он всегда ходил первый. Даже есть немного видео для вас (прицеплю к этой записи).

Сама механика боя вызвала негодование игроков из-за своей примитивности и было замечено, что поле арены бессмысленно большое и даже в некоторых случаях способствует появлению нерешаемых проблем типа отсутствия контакта между гладиаторами.

Следует не забывать, что распорядитель игр может и даже должен вымагать денежки с ланисты проигравшего раба, чтобы оставить рабу жизнь. У нас распорядители просто тупо кромсали всех, а владельцам было всё равно =) (возможно, я это совершенно невнятно объяснял)

Для распорядителя игр здесь просто рай. Во-первых, одно очко за проведение игр. Во-вторых, второе потенциальное очко, которое можно сделать путём выбора слабого соперника и себя. В-третьих, как сказано выше, можно ещё и заработать. 

В последний раунд я закупил себе пару крепких гладиаторов, в числе которых был Барка, и был готов кромсать любого. Но Распорядитель игр ухмыльнулся и не стал меня приглашать на игры, а вместо этого сам выиграл игру, получив 3 очка за раунд (1 за распорядителя, 1 за чемпиона, 1 за победу на арене). 

Безымянный гладиатор сумел добиться славы, прокачан первоклассным оружием и вскоре вообще становится чемпионом. Достаточно похожая на оригинал история, не правда ли?

_

В течение игры у нас остался нерешённым один вопрос: Гладиатор Варро (если я не ошибаюсь) получает по 1 золотому, как только любой из гладиаторов на арене получает 3 ранения. Он должен быть на арене при этом? 3 ранения должны быть нанесены единоразово или в общем? Точного ответа не знаем, играли так, что получает не на арене и при общей поетере в три раны (не единоразовой).

 

В итоге. Двум гикам после одной партии Спартак не понравился. Ожидания от игры не оправдались.

В целом надо сказать, что в игре замешано много отдельных примитивных механик (аукцион, бой и тд), что в делает игру более казуальной и тематической, чем гиковской. Но конечно сидеть за ней три часа минимум - это ж какой казуальщик согласится? =) Поэтому надо чётко представлять, для кого эта игра:

- не для тех, кто любит рассчёт и меньший рандом;

- не для тех, кто не готов сидеть 3 и более часа;

- не для тех, кто играет ради гладиаторских боёв;

- НО для фанатов сериала.

Лично мне даже под таким вердиктом партнёров игра нравится. Спустя 2 партии я ещё полностью не раскрыл для себя эту игру. Волею судеб у меня часто получается так, что я чуть ли не умышленно пытаюсь почти в каждой игре наступить на грабли, если они есть. Так было с одним из прототипов Парижа, так было и здесь. Я принимал очень много неверных решений, что в итоге повлияло на результат. Видимо мне именно нужно наступить в кучу чего-нибудь, чтобы осмыслить свою ошибку (партнёры при этом никогда не наступают, чтобы знать). 

Грядёт зима и праздники. Поэтому я точно знаю, что до НГ ещё будут партии, а уж после НГ и подавно. =)

____________________________________________________________________________________________

Также этим вечером удалось опробовать новинку Эссена под названием S-Evolution. По сути это такая карточная игра на взятки с добавлением менеджмента ресурсов и выставления рабочих. Звучит то как?! (поэтому и попросил её привезти, чтобы узнать, что за чудо-юдо).

Мы с Пашей общими силами разноуровневого английского языка пытаемся понять правила игры. У Николая видимо уже немой вопрос на лице "Что это за бобуйня?" =) Ну или просто не нравится фото со вспышкой. =)

_

Если коротко, то в игре есть 6 эпох. Каждая эпоха задаёт нужды населения, которые в обязательном порядке надо удовлетворять. В примитивных эпохах это еда, в более старших - нужны орудия труда, и уж на максимальных - ко всем прочему ещё и знания(наука). Если сделал - получаешь ПО и продвигаешься в социальном развитии. Нет - продвигаешься в социальном развитии в другом направлении и можешь даже лишиться части популяции своего "племени". 

У каждого игрока есть шкала еды, орудий, науки, популяции и некоторые производственные и дополнительные здания. Количество едоков диктует нужды населения, а также сколько людей вы можете задействовать на установку зданий. Чем больше людей и чем выше ваша эпоха, тем больше вы получите очков.

Самая центральная часть игры - это розыгрыш ресурсов и катастроф. Совершенно простая и сидящая у нас в крови механика игры на взятки изменена до неузнаваемости. Теперь правила игры диктует ваш социальный строй (от варвара до наших дней). Варвары например играют карты взакрытую, в то время как современный человек играет, объявляя цвет масти и даже козырную масть.  

У каждого игрока 4 (или 5) карт на руке и разыгрываются все карты полностью. Итого гарантированных 4 круга, в каждом из которых первый игрок кладёт карту, а другие согласно правилам эпохи, должны на нее среагировать (побить или сбросить). Выигравший круг забирает любую из разыгранных карт себе, далее все карты разбирают игроки по часовой стрелке. Когда все карты будут разыграны, производится учёт полученных ресурсов (или катастроф). На картах изображены ресурсы, которые вы и получаете, отмерив на соответствующих шкалах. 

Катастрофы же имеют очень разнообразные эффекты. В игре нам попадались такие, при которых мы лишались полученных ресурсов, разигрывали карты как в Варварскую эпоху независимо от реального статуса, а также разыгрывали свои карты в открытую, это я как раз запечатлел на следующем фото:

О правилах игры подробнее расскажу когда-нибудь потом. Сейчас впечатления.

Меня не покидает ощущение, что игра является не единым целым, где одно вытекает из другого, а отдельными играми в одной. Очень грубые переходы от фазы к фазе и без карточки-подсказки фаз раунда первое время очень тяжко (кстати которой нет). Игрокам-партнёрам игра показалась немного сыроватой, недотестированной. 

Также неприятен момент, что при выигрыше круга вторую карту забирает не тот, кто сыграл чуть хуже победителя, а просто тот, кто сиди слева от победителя.

Насторожило, что при равных условиях первый игрок в раунде всегда тот, кто играет за красных =).

Довольно серьёзно в игре влияет случайность от прихода карт в руку, а также совершенно тупое разыгрывание первого раунда, когда все играют карты взакрытую. Варварская эпоха за игроков может решить, кому выбиться в лидеры, а кому остаться позади. И это реально может решить исход всей игры! 

В целом задумка авторов достаточно интересная и я просто обязан разыграть еще несколько партий. Но пока никаких восторгов, всё довольно средне.

Мой планшет в конце игры. Интересно, что я, стоя на 5 эпохе, набрал намного меньше очков, чем Паша, только только выйдя из рабовладельческого строя.

Лично я в этой партии продул с сильным отставанием, но вряд ли именно это повлияло на мои впечатления. Очень запомнилось, когда Паша, выбившись в лидеры по очкам, сказал "А что, мне начинает нравиться" =).

В общем-то это всё, с чем я с вами хотел поделиться. А тот четвёртый, кто не пришёл к нам, а мог, пусть кусает локти. =)

FK_Ubejishe написала 7 лет назад: #
Спартак. Карты оружие/броня

Где хранятся такие карты? На планшете персонажа нет специального слота под них... То, что одноразовые, использованные в бою, закрываются это понятно. Но куда они идут после боя? В сброс / в руку / остаются на столе перед игроком в закрытом и открытом виде, как другое имущество?

Blindman написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор. Колебался брать ее в коллекцию или не брать и наконец-то решился. Ну ее. 3 часа, да еще и про гладиаторов(

Mazz_O написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Игра изначально позиционировалась как долгая. Плюс к этому раскрывает свой потенциал точно не с первой партии, поэтому надо быть готовым в одной и той же компании сыграть минимум раза три.

Гладиаторские бои присутствуют, но больше номинально, потому что чаще всего исход предрешён. Но это как раз и было задумано, ведь игра в большей степени на интриги и вы играете не гладиаторами, а ланистами (доминусами).

DrNik написал 10 лет назад: # скрыть ответы

долгая - это Твайлайт Империум

а тут 2-3 часа максимум

Ksedih написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Нет-нет, она не долгая. Она - эпическая.
:D

DrNik написал 10 лет назад: #

Эпически долгая :)

Mazz_O написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Опять же всё относительно. Если у тебя есть время на долгие посиделки, то филлеры вызывают расстройство желудка. Если всего есть несколько часов, то игра, сжирающая всё время, выглядит эпически долгой.

Николай Crow очень нетерпимо относится к современной тенденции (мировой тенденции) укорочения всего и вся, в том числе и ко времени партии. Для него Спартак - это филлер. =) Для меня эта игра наоборот показатель потолка по времени партии.

DrNik написал 10 лет назад: #

можно полдня играть в Тайное Послание партии 3-4 подряд, а можно сгонять 1 партию в Спартака

главное - чтоб было интересно

nastolkus написал 10 лет назад: # скрыть ответы
извините если что

По поводу "никто не откликнулся" я просто промолчу из уважения к oranged :)

Вообще не согласен насчет "жетон распорядителя круче любой покупки". Разве что с 7 играть :) Ибо можно купить оружие. А оно того стоит :) Или взрослого гладиатора - купить спартака, ганника и т.п. это большой левелап :)

А ценность распорядителя сильно зависит от собравшихся за столом :) Большая часть цимуса игры именно в распознавании психологии противников :)

"Блин, ну как же скорость рулит в битве" - даже со статистикой и научными раскладками мне кажется, что скорость переоценена. Она очень важна но не является определяющей. Важнее знание противника-человека :) Имхо, конечно.

"Сама механика боя ... своей примитивности" - опять не соглашусь - мне механика кажется элегантной. Супер удачное решение, имхо. Есть над чем подумать, если соперники тоже с мозгом :)

::после одной партии Спартак не понравился

Я знаю минимум 4 гиков, которые просто в восторге от этой игры. Играть надо больше одной игры, чтобы сложить своё мнение ибо именно эта игра это не только набор правил и пара жетонов. В сыгравшейся команде - это просто праздник какой-то... Я могу на пальцах пересчитать игры от которой моя основная ячейка сразу получила столько удовольствия.

Если есть кто-то кому интересно мое мнение - то Спартак однозначно заслуживает хотя бы нескольких игр.

Slim_Slam_Snaga написал 10 лет назад: # скрыть ответы

В понедельник будет point of view от меня, хотя Макс уже раскрыл карты))))

Играть можно, но зачем, если есть и более интересные предложения?

nastolkus написал 10 лет назад: # скрыть ответы

я буду благодарен, если будут озвучены ещё более интересные варианты

Michael написал 10 лет назад: #

Пиво, футбол, женщины :)

A0243 написал 10 лет назад: #

Согласен почти со всем, а то, с чем не согласен, правится хоумрулами по вкусу.

Игра замечательная, для любителей оживленного взаимодействия и кингмейкинга маст все-таки хэв.

Mazz_O написал 10 лет назад: #

Именно поэтому я специально написал, что вердикт был вынесен лишь после первой партии.

Насчет всех аспектов игры можно бесконечно ломать копья (уже ломали недавно).

Лично мне точно надо минимум партий пяток, чтобы полностью прочувствовать игру. Чего желаю и Коле с Павлом.

Michael написал 10 лет назад: #

Парни, очень хотел к вам присоединиться... но семейное положение не позволило :)

Valenox написал 10 лет назад: # скрыть ответы

"Узнаю брата Колю", - на втором снимке Николай - такая душка, хоть в рамочку )).

Mazz_O написал 10 лет назад: #

Лапочка на фото, зато какая вредина в игре был. =) Да ещё и выиграл...