5 декабря 2011 года в Москве мне запомнится дождём, температурой +7 по термометру и сильным порывистым ветром. Также что Единоросы заняли таки половину мест под свои з...
В этот день на работе мне удалось обыграть аж 4 партии в кармашки. Играли армиями из разных частей, поэтому в связанных играх записи присутствуют две игры. Первые две ознакомительные партии я играл за Кельтов, а коллега по работе - за орков. Было принято играть на 50 очков и орки были собраны по рекомендуемой схеме из правил игры. Очень полезная штука оказалась эта схема, позволяющая быстрее вникнуть в игру.
Первая партия. Первые орки. Никаких хитростей - жмём на полную: тролль, фанатик и т.д. по списку. Кельтам удалось дожить до второго раунда, но там был полный (читай - до последнего юнита) вынос последних. Орки ликуют.
Вторая партия. Первые Кельты. Основная опора кельтов - гаестаты или как их там (напишите кто знает, как правильно употреблять их в нашем языке), умощнённые конницей со свойством "Быстрый". Такая комбинация позволяет до случая держать отряд сзади и нападать,когда надо без препятствий. В этот раз кубик на стороне этих самых гаестатов и вынос орков в первом раунде.
Третья партия. Первые Кельты. увеличиваем лимит найма до 70. Когда поднимается стоимость найма, больше начинает выявляться стратегическая составляющая игры и меньше рандом. Лично я всем рекоменду играть по цене найма минимум 80. О чем я - Кельты уверенно проигрывают в первом раунде. Из всех рас игры Кельты признаны самой слабой по балансу. Только Гаестаты могут решить исход боя, но это бывает крайне редко, еще надо кубики пробросить удачно. Кстати есть еще один хитрый юнит у Кельтов, сейчас не скажу как называется, который при удачной атаке отряда, но не полном его уничтожении, отнимает право пользоваться одним жетоном приказа из запаса. Будете играть кельтами - настоятельно рекомендую иметь его в стане "активных игроков", довольно сильно может помешать =).
Четвертая партия. Рим против Эльфов. 70 очков на сборы. Со стороны Рима - император, катафракты и "заднее осадное" орудие, при попадании которым выносится 3 жизни отряда - просто необходимые вещи. Эльфы заточены на лучниках (а конные лучники просто обязательны со своими бесплатными обстрелами) и Энт также просто должен быть в игре. Интриги не случилось - рим продавливает один из флангов катафрактами, заходит сзади и высекает лучников. Победа Рима в первом раунде.
Выводы: 1) Играть Кельтами разве что с менее подготовленными партнёрами для воодушевления, когда им проиграешь или для искренней радости, если гаестаты покажут себя
2) Орки - самая лучшая раса для начинающих, которая жмёт напрямик и косит как только может. И самая потенциально сильная раса.
3) Рим без императора довольно скучен и чуть более слаб. Два приказа за один ход при хорошем раскладе может решить исход.
4) Эльфы - раса с потенциалом, надо действительно хорошенько подумать, чтобы она заиграла.
5) Игра в 50-70 очков - потеря времени. Мало свободы для тактических решений. Ни о чём.
6) Кубик решает, но есть возможность делать интересные комбинации. например сделать шанс попадания 80%, но меньше по силе или наоборот, 20% шанс, но с потенциалом снести башку любому. =) А с комбинациями спец свойств вообще можно найти такое.... в общем сами как найдёте - порадуетесь.=)
_______________________________________________________________________
Вечером мы с КОнстантином поехали в гости к одному хорошему знакомому с целью поиграть в Траян. Времени оказалось меньше для изучения, поэтому решили перейти к Глен Мор. Играл до этого как раз хозяин по имени Николай, мы пытались просто вникнуть в суть.
В итоге игра пошла только под конец игры, когда начали разбирать 3 стопку тайлов. Там стало понятно, насколько вариативен процесс активации тайлов, как пытаться к этому подстраиваться. А главное - мы поняли, как работает "змейка" на главном игровом поле и куда ходит кубик. =) Будете играть впервые, помните - спец здания типа замков и озёр брать просто ОБЯЗАТЕЛЬНО, без них как без карт в Каменном веке - не выграешь.
Выиграл Николай, набравший очков в два раза больше наших с Константином =)
Говорить об оценке игры очень рано, надо обыграть ее как минимум раз несколько. Но надо признать процесс довольно интересный и неординарный, если сравнивать с другими евро. Достойная игра серии Биг Бокс от Алеа. Вот бы теперь эту хренову неординарность процесса объяснить моим домашним... =)
По-русски это будут "гастаты".
А вообще по Кармашкам - имхо, реальный дисбаланс между армиями, а также ну ооочень значительное преимущество у ходящего первым. Что довольно сильно обесценивает саму суть игры. Вообще, допилить бы ее как-нибудь, чтобы юниты не так быстро убивались, она бы и подольше была и первый ход не так бы решал.
Говорил и ещё раз повторю: нет здесь преимущества первого хода. Видимо, вы просто не правильно играете.
Насчет первого хода можно дискутировать, а по поводу дисбаланса армий что скажете?
Насчёт баланса - ничего не скажу. Сравнительно мало играл в эту игру. К-сожалению, все кому я её показывал, оставались равнодушны. Казуалам на работе - слишком сложно и долго набирать армии. А прожжёным МТГ-шнику и Берсеркевцу показалась слишком случайной и неинтересной. :(
Из того, что я вынес, играя с сыном. Орки круты и легко сносят отряды за раз, но лишь пока их отряды ещё не потрёпаны. Стоит их немного пощипать (например, лучниками), как они превращаются в безобидных овечек. На Тролля лучше вообще не обращать внимания, т.к. всегда есть немаленькая вероятность, что ты его не добьёшь в первом раунде, он восстановится и сведёт на нет все твои усилия (а драгоценные приказы уже будут потрачены). Лучше подставлять под него всякую мелочь. Энт - убертанк. Даже связанный рукопашной схваткой он кидает 4 куба! На него лучше не жалеть приказов. Походить им 2 раза - это минимум, что нужно сделать (1 приказ на энта, 1 - на королеву). А можно ещё и не жадничать с приказами, и ещё пару раз им сходить. :) Если его до этого не снесут, конечно. Сила Эльфов в том, что можно легко сделать отряды, хоть и не с таким большим уроном, как у Орков, но зато промахивающихся только на "1". Ну и не надо забывать про возможность просто сделать много мелких подразделений, состоящих всего из одного отряда - чисто на подставу.
Ну, я играл достаточно много, правда, в основном с одним и тем же партнером, так что про Тролля и Энта я знаю. А еще у меня Римляне с Кельтами есть, так что про них я тоже знаю.
Я говорил про баланс в целом и в целом получается, что орки сильнее эльфов. Хотя бы даже потому, что из эльфов нельзя, как вы предлагаете, понабрать одиночных отрядов - их в целом меньше в наборе и их юниты в среднем дороже орочьих. И именно из-за дороговизны и хрупкости, эльфы фигово держат первый удар.
Что-то я не догоняю про "первый удар". Вы что ходите всеми подразделениями орков, а только потом эльфами? Надо: одним подразделением Орков. Потом ходит одно подразделение Эльфов и т.д. Ну походят Орки первыми - подставляешь под него одиночный отряд за приказ или же Конных Лучников (или как они там называются?) на халяву. Затем тут же "отомстишь". Можно вместо подставы, выстрелить в бегущих, если поставить на передовой лучников. Варианты - есть. И для Эльфов не всё так фатально.
Так в том и беда, что все вышеперечисленные способы реакции на первый удар неоправданно дороги в игре, которая длится один-два раунда. Потому что ты либо тратишь "пушечное мясо" (которого, на самом деле у эльфов просто нет) и целый жетон приказа, чтобы нейтрализовать угрозу, либо теряешь сразу сильный юнит. Стрелять одним кубиком? Ну, это точно не имеет смысла.
Вообще, я уже как-то поднимал вопрос о бесполезности у эльфов "Героя", если они не ходят первыми. Потому что стрелять этот парень может только на передовой, "мяса" с ним быть не может, а катапульта сносит его в половине случаев сразу же.
Итак. надо доказать, что:
1) делая ход вторым, можно выиграть
2) Эльфы НЕ слабее орков
3) герой и конные лучники НЕневыгодны.
Challenge accepted (С)Барни
Пошёл терроризировать коллег по работе.
С одной стороны, понятно, что надо добиться не единичного случая, а неких статистических данных, хотя бы, чтобы эльфы выигрывали в трети случаев.
Но я предлагаю другой вариант challenge'а - выиграть эльфами, ходящими вторыми. Не у новичка, естественно. =)
И по поводу конных лучников я не говорил, что они невыгодны. Только про героя.
матёрого игрока выписать сейчас не могу, буду тестировать на том, что есть =)
Кармашки - слишком на любителя игра, как оказалось. И посадить двух любителей игры можно только, если мне поехать в Баку =) Но даже там фанат игра переключился на Статус Белли и др.
Вот-вот и у меня такой же печальный опыт - подсаживаются далеко не все :(
Это вызов? Я уже сам хотел просить сатисфакции! Итак, место дуэли: VASSALengine. Я за Эльфов, ты - за Орков. Набираем на 80 очков. Хожу вторым. Подробности - в личку ;)
Хмм... Оказывается, модуля для Орков и Эльфов - нет. Не беда - я переделаю. Тогда, дуэль откладывается до пятницы. Да, забыл сказать: хочу играть PBEM, т.к. на он-лайн времени - нет, к сожалению :( (или можно выделить, но только поздно вечером)
я тебе когда то говорил об этом, пытаясь самостоятельно склепать модуль для ВСЕХ армий плюс тестовые, которые выйдут в феврале.
Сделаешь - я тебя поддержу и будем вместе рубиться. Но могу только в рабочее время! Хоть так утолить жажду и проверить все вопросы.
Я, кстати, не прочь тоже поучаствовать. Заодно может и меня переубедите.
Повторюсь, игра мне интересна своим (возможным) потенциалом, но по текущим играм я пока не смог его разглядеть/раскрыть.
Нет и еще раз нет. я откровенно не раз побеждал, делая ход вторым. Но опять же - чем на большие очки играем, тем сильнее стратегическая составляющая и тем больше шанс оптимизировать защиту.
Плюс к тому лично я и мои коллеги по игре сначала решаем кто ходит первым, потом начинаем набирать армию. То есть зная, что мне предстоит держать первый удар, я буду готовиться к нему и контратаковать.
Ну и правила хорошего тона - играть две партии, где оба игрока побывают первыми.
Это всё также ИМХО. Каждый естественно сам для себя решит. Я буду продолжать рубиться и пытаться делом доказать свои же постулаты...или опровергнуть =)
"Плюс к тому лично я и мои коллеги по игре сначала решаем кто ходит первым, потом начинаем набирать армию. То есть зная, что мне предстоит держать первый удар, я буду готовиться к нему и контратаковать."
Ну вот в правилах этого нет. Возможно в таком случае первый удар решает меньше.
И даже у вас в трех партиях из четырех игра закончилась в первом раунде. Ну, это чисто мое имхо, но как-то не очень интересно, что ли. Все-таки, хотелось бы в игре тактики "выдержал первый удар - контратаковал", а такого с текущими быстро дохнущими юнитами не наблюдается.
"Плюс к тому лично я и мои коллеги по игре сначала решаем кто ходит первым, потом начинаем набирать армию. То есть зная, что мне предстоит держать первый удар, я буду готовиться к нему и контратаковать."
Ну вот в правилах этого нет. Возможно в таком случае первый удар решает меньше.
И даже у вас в трех партиях из четырех игра закончилась в первом раунде. Ну, это чисто мое имхо, но как-то не очень интересно, что ли. Все-таки, хотелось бы в игре тактики "выдержал первый удар - контратаковал", а такого с текущими быстро дохнущими юнитами не наблюдается.
Нет. В правилах такого нет, конечно. Набор идёт до. А после определения первого игрока идёт расстановка подразделений. Как раз расставить можно "по хитрому" - в соответствии со своим положением защитника. Может Максим это имел в виду?
Думаю, Максим имел в виду именно то, что написал. =)
"Плюс к тому лично я и мои коллеги по игре сначала решаем кто ходит первым, потом начинаем набирать армию."
Выходит, определенная проблема есть раз лечить ее нужно хоумрулом.
домашнее правило почти не влияет на набор. Просто когда после набора бросать кубики, то в этом есть интрига и сложнее готовить универсальную армию под это.... но не невозможно =)
Вообще, формировать армию в зависимости от того, кто ходит первым - это выше моего понимания! По мне - это уже высший пилотаж :) Я набираю армию так, чтобы просто подразделения были "крутыми". Да и расставляю их тоже не думая, что буду ходить вторым. Я же не могу угадать, кем захочет ходить игрок! Поэтому приходится думать и об атаке и об обороне на всех флангах. То, что я начинаю расставлять вторым - это уже достаточная компенсация проблемы первого хода.
Для некоторых отрядов бывает действительно важно ходить первыми. Как например, Чудовища у орков. Тогда они имеют +2 куба и с большой вероятностью выносят противника чуть ли не с первого удара. И это может дать определенное преимущество. =)
А так в общем действительно не принципиально. Судя по нашем опыту, равновероятно побеждают и первые и вторые. =)
Я пока не составил впечатления об игре. Целый день мотался по Москве, играл без погружения. Хочу проверить кусочки перевода правил с немецкого на русский по английской версии. Есть подозрительные моменты.
Считаете, что-то переведено неправильно? Сообщите, пжлст, если найдете.
очень подозрительное свойство у Лох Несс. Причину подозрений вызвало то, что многие спец тайлы работают примерно с одинаковой силой, в то время как Лох Несс по переводу даёт нехилое преимущество, активируя КАЖДЫЙ ход любой тайл (судя по переводу Игроведа).
Также небольшое подозрение вызвал вопрос - активируется ли новый тайл или только рядом стоящие?
Ну и вообще надо промониторить оригинал и перевод.
Да, Лох-Несс - убойный тайл. Если он стоит возле Бакалеи (ПО просто за активацию) - вообще убийственно.
Неважно, где расположена бакалея (имелась ввиду таверна?) - возле Лох-Несса или нет.
Да, точно, любой же тайл можно активировать.
"Loch Ness Every turn, you may activate a single additional tile. You may not
activate any tile twice in one turn and surrounding tiles are not activated." - да, вроде, все так и есть...
У кельтов - Гесатаэ. Напрмер, так их называют здесь: http://celtic-tatoo.narod.ru/CELT_text_battle.htm
А гастаты - это тяжёлые римские копейщики http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B