На 3-й подряд год посещения Шпиля все казалось таким знакомым и родным, что было ощущение, как будто от дома особо и не удалялся. В этот раз мы находились в Германии большой компанией в одном отеле, в чем был огромный плюс- каждый вечер и ночь не было проблемы найти напарника на купленную только что новинку. Да и просто весело тусоваться с приятными людьми, которые тебя окружают. Ведь приехали мы в исключительно отборной компании настольщиков, спасибо вам, ребята, за проведенное время! Вообще, этот Эссен поразил количеством русскоязычных посетителей, по моим скромным оценакам их было более 70. Очень приятно было случайно встретить знакомые лица, гуляя по выставке. На самом Spiel-е я был 1.5 дня, причем потратил их с пользой, вместо того, чтобы бегать, как сумасшедший, между рядами в поисках чего-то нового, я заранее разметил, во что хочу поиграть, и сосредоточился на демо партиях. Причем перемещался исключительно один, т.к. так проще найти место в пробниках. Иначе же ожидание демо превращается в игру Kolejka с бесконечной очередью из желающих сыграть, но в то же время пытающихся вприпыжку бегать по выставке... я набросал, как это выглядит со стороны:
Благодаря подготовке до выезда мой послужной список выглядит следующим образом.
Сыграно:
1. Goblins, Inc. — 3 партии (купил после демо партии),
2. Clash of Cultures — 2 партии (купил по предзаказу),
3. Kosmonauts — 2 партии (одна из них демо),
4. Exodus Proxima Centauri — демо партия (купил после пробы),
5. Autokrator — демо партия,
6. Ragami — полная демо партия,
7. Spartacus — демо партия,
8. Iron Sky — полная демо партия,
9. Kolejka — 1 партия в отеле (купил после этой партии),
10. Lemonade Stand — 1 партия в отеле.
Прослушаны правила:
1. Neuroshima Tactics,
2. Polis,
3. Heroes of Might and Magic,
4. I Am Vlad — Prince Of Wallachia,
Еще куплено:
1. Battle for Germany,
2. Ruthenia,
3. Lyssan,
4. Blocks in the East,
5. Castle of the Devil,
6. Mythic Battles,
+ небольшая кучка кубов.
Сыграно
1. Goblins, Inc.
Генеральный директор фабрики гоблинов, на которой производятся роботы судного дня, уходит в отставку и хочет выбрать преемника. 4 игрока будут бороться за этот титул. Сначала происходит случайное распределение на 2 команды по 2 игрока. Потом идет строительство машин, напоминающее Galaxy Trucker: из компонентов нужно собрать как можно лучшего робота со множеством оружия, брони, двигателей и арта, предающего роботу крутость! А затем начинается бой, состоящий из 4 раундов, где один из игроков будет водителем, а другой стрелком, причем общаться они не могут. У каждого игрока есть свои секретные задания, например, уничтожить как можно больше двигателей у противника, или сохранить у себя на корабле побольше арта. После окончания боя игроки начисляют очки за выполненные задания, а потом все это повторяется. Игра выполнена с большим юмором, после демо партии я был от нее в восторге, купил, и дважды еще сыграл в нее в отеле.
Все 3 партии в игру были потрясающими. Первые 2 закончились полным фиаско моей команды, оба раза до окончания боя гоблинов моей команды уничтожали, но и мы наносили существенный урон. Причем один раз первым же выстрелом у нас разлетелось ¾ корабля. В 3-й я был уже опытным гобином-строителем, и понимал истинную ценность тайлов с броней- они реально позволяют прожить все 4 раунда боя. Плюс, я научился угадывать действия противника в самом бою, что неимоверно помогает выиграть. И теперь заслуженно могу называть себя Ген. диром всех гоблинов всея фабрики.
Игра, на мой взгляд, превосходная. Здесь убрали то, что так напрягало меня в Galaxy Trucker- постройка на время ушла в прошлое, добавились бои, где нужно предугадать действия противника, игроки, работая в команде, должны при этом думать о своих личных целях. Каждая партия не похожа на другую, т.к. перед ней тянутся новые чертежи роботов, и каждый раз они будут выглядеть иначе. В итоге получилась классная и веселая игра, очень рекомендую.
2. Clash of Cultures
Цивилизация от Z-Man Games, сфокусированная только на начальном пути развития человечества вплоть до Античности. В игре множество миниатюр. Теперь развивая город, вы видите его на карте, как он разрастается и развивается, очень красивое решение. Также есть отдельные фигурки под поселенцев, армии и флоты. В игре огромная таблица технологий, приносящих улучшения вашей цивилизации: особняком в ней стоят виды государственного устройства — автократия, деморатия и теократия. Отдельная роль отведена счастью ваших подданых, только счастливые города смогут принести процветание государству, ведь они работают значительно усерднее. Если же у вас в городах будет негодование, это прямой путь к увяданию цивилизации. В игре есть культура, распространяя которую вы сможете получать победные очки даже за вражеские поселения. С развитием своего народа вам будут приходить карты цели, состоящие из 2 частей: мирной и военной. Дополнительно приходят карты действий, имеющие положительные эффекты как в мирном развитии, так и в боях. Ну и есть карты событий, которые зачастую приносят беды: засуху, чуму (от которых можно защититься определенными технологиями), но иногда и всплеск в развитии: еду, поселенцев, а также управляют действиями варваров. Для того, чтобы выиграть нужно гармонично развивать свою цивилизацию: иметь крупные города, распространять свою культуру, развитые технологии, строить чудеса света и выполнять задания цивилизации.
О наших 2 партиях в игру уже рассказывал MoriQuessir в своем обзоре Эссена. Пожалуй, для меня игра стала наиболее успешной версии перекладывания компьютерной версии игры, ведь о предыдущих цивках у меня остались крайне негативные впечатления — вместить все развитие человечества в 3-6 часов получается очень скомкано. Действительно, есть вопрос о ее реиграбельности, но первые партии играть очень интересно, развитие технологий довольно часто предопределено ландшафтом, который будет вас окружать и будет ли у вас конфликт с варварами, а также какие задания будут стоять перед вашей цивилизацией, ну и какой путь развития выберете вы: война или мир.
3. Kosmonauts
Космонавтов мне показывал сам автор игры, нужно сказать, что настолка у Юры получилась реально достойная. В ней мы на космических кораблях бороздим просторы Галактики и должны облететь все планеты Солнечной системы. У нас есть ограниченное количество топлива, которым мы придаем ускорение нашему кораблю, причем дальше он движется по инерции. В то же время сами планеты двигаются по своим орбитам. Кто первый оказывается на планете, получает 4 очка, второй посетитель 3 и т.д. В игре у нас также есть задания: побывать на планетах первым или вторым, которые дают дополнительные очки. Также каждый раунд происходит какое-то событие, которое выбирает один из игроков, что может изменить ваши планы. Игра напомнила мне чем-то компьютерную игру из далекого прошлого, вроде она называлась Asteroids, где тоже использовалась система придания ускорения. Игра требует хорошего пространственного мышления, причем в то же время его и развивает. Юра, поздравляю, отличная работа! Надеюсь, что в скором будущем увидим ее на полках наших магазинов.
4. Exodus Proxima Centauri
Сыграл демо партию, на которую пришлось заранее записаться. Игра внешне напоминает Эклипс, но механики используются немного другие. Здесь тоже есть дерево технологий, но изучать можно любую, на какую хватает ресурсов. Здесь также есть дизайн кораблей, но в звездолеты вы монтируете детали прямо в соответствующий отсек корабля, который может быть треугольным, квадратным, прямоугольным или ромбообразным под двигатели. Каждый корабль имеет уникальный дизайн, представленный картонным прототипом и миниатюркой. В игре есть Галактический совет, на заседаниях которого принимаются решения, влияющие на Галактику. Каждый ход вы выполняете по 2 действия, связанных с ресурсами и строительством и модернизацией, а также одно общее действие, которое определяет Совет. Количество действий можно увеличить, если пожертвовать населением. Основная задача игры — расселить как можно больше своих колонистов по планетам и держать под контролем как можно больше участков космоса. Причем на одной планете могут обитать представители разных игроков, собирая ее ресурсы. Сражаться можно как с нейтральными инопланетянами, которые изначально расположены на карте (которая каждую партию выкладывается новая, но в открытую), так и друг с другом. При этом есть наземное оружие, которое использует тот, кто имеет на планете большинство.
В нашей партии, пока другие игроки копили ресурсы, я ушел в технологии. В итоге на бой с моим соседом я вышел с плазменными пушками, имеющими втрое большую мощность, чем обычные. И результат был закономерным — полный разгром вражеского флота и захват нейтральных планет. Но так как население прибывает только в родной планете, а заходить во вражескую домашнюю систему нельзя, игра дает возможность восстановиться даже после самых ужасных потерь. Что не понравилось — у каждого есть всего по 2 корабля каждого из 4 видов, на первый взгляд очень мало, чтобы завоевать всю Галактику. Ну и плюс нет инопланетных рас, столь нужных в играх «про космос», здесь играем мы все за человеческие фракции. Интересная игра, хотелось бы сыграть полноценную партию.
5. Autokrator
Игра о военных противостояниях между Христианскими и Мусульманскими государствами в 8- 11 веках для 4 человек. Она полностью состоит из боев. У каждого игрока есть 3 фигуры: король (сражается лучше всех), генерал (более мобилен, но хуже сражается), адмирал (сверхмобилен, но слаб в сражениях). Перед каждым ходом мы собираем армию, состоящую из 3 карт: полководца и 2 закрытых. У каждого типа войск есть характеристики боя в каждом из 5 типов местности, численности и опыт. Обычно, каждый ход игрока заканчивается сражением. Тогда нападающий говорит 2 типа местности, где может пройти бой, из которых защищающийся выбирает один. Далее карты раскладываются взакрытую друг против друга и вскрываются. Смотрится, кто из юнитов победил в данном типе местности, за каждую победу получается очко битвы. Дальше сравнивается численность армий, бо'льшая армия получает дополнительное очко. И добавляется опыт. Кто набрал больше очков битвы в сумме всех критериев, тот побеждает. Проигравший может увеличить опыт полководца на 1, но через несколько повышений опыта он погибнет в бою. Ну и целью игры является захват территорий.
Основной проблемой этой игры, на мой взгляд, является то, что она на 4-х. Каждый бой вовлекает только 2 игроков, остальные 2-е сидят и скучают. Вот и получается, что половину партии ты просто ковыряешь в носу.
6. Ragami
Игра, в которой вам предстоит стать ангелом-хранителем и разрешать конфликты людей в одном из городов мира. Не буду описывать механику, она довольно комплексна и запутана, у меня заняло треть партии, чтобы полностью освоиться в игре. При этом саму партию удалось выиграть. У игры действительно очень интересная механика, но у нее и высокий порог вхождения. Не сказал бы, что мне хочется повторить партию еще, но игра реально глубока, в нее надо играть, чтобы стать в ней экспертом. Как сказал один из Нидерландцев после нашей партии: «It's different...»
7. Spartacus
Игра по одноименному сериалу, в которой вам нужно управлять школой гладиаторов. Вы покупаете гладиаторов и рабов, чтобы их обслуживать, тратите время на интриги и, конечно, проводите бои. У каждого гладиатора есть 3 характеристики: атака (красная), защита (черная) и скорость (синяя). В бою за каждую единицу характеристики вам дается по кубику соответствующго цвета. Сначала оба бросают кубики за инициативу, кто выбросил большую сумму, определяет, кто ходит первым. При атаке кидаются красные кубики и сравниваются с броском черных противника. Каждый кубик- это удар, который нужно парировать черным кубиком >= по значению. Каждое попадание — это потеря одного из кубиков противника. В партии оказалось, что скорость самая важная в этой игре — в бою моего быстрого гладиатора против мощного, но неповоротливого, в сухую победил первый. Он выигрывал инициативу, подбегал к глыбе, бил его и убегал.
Что мне не понравилось в игре. Во-первых, каждый раунд проводится только один бой, т.е. опять же 2-е играют, 2-е курят. Во-вторых, сами бои интересны до определенного количества попаданий, потом это превращается в добивание слабого, что скучно и долго. Ну и для меня в этой игре слишком много кубиков.
8. Iron Sky
Игра по одноименному фильму. Нацисты с луны на летающих тарелках пытаются захватить Землю. Несмотря на то, что игра расчитана на 6 человек, в итоге она превращается в 1-3 дуэли, взаимодействие между игроками только в передаче ресурсов и подсчете победных очков по суммам результатов дуэлей. Каждый ход игрокам раздаются карточки действий и ресурсы, используя которые можно их задйствовать. Действия: построить войска, подвигать войска, нацисты еще могут бомбить и сеять страх, а Земляне глушить тарелки, не давая им атаковать. Бои происходят следующим образом: перед вами всегда в закрытую лежит 2 боевые карты, на которых есть подсказка, где лучше ее использовать: в защите, атаке или она нейтрального свойства. Входя в область с противником каждый выбирает по такой карте и вскрывает ее. На этих картах есть 3 направления атаки, на которох встречаются прицелы и щиты. Каждый прицел, не загашенный щитом убивает 1 армию. Чем больше территорий нацисты захватят, тем больше ресурсов будет приходить, и тем легче будет добить оборону планеты.
Несмотря на оригинальную тему и механику игра не зацепила. Почему-то все действия продиктованы самой игрой, не чувствуешь своего значительного влияния на процесс. Так что одной партии хватило.
9. Kolejka
Самая атмосферная игра Эссена 2012
Игра — абсолютный хит Эссена 2012 г. для меня. Она повествует о временах дефицита в Польше. В самом начале каждому игроку дают персональную цель, сколько штук и какого товара ему необходимо раздобыть. Вначале каждого хода игроки выстраивают членов семьи в очереди, не зная, что и куда привезут, и привезут ли вообще. После того, как очереди созрели, производится завоз, и тут начинается самое интересное- игроки используют карты для того, чтобы перемещаться в очередях. Колоды у игроков одинаковые, но каждый хот тянутся 3 случайных карты для использования. Например, карта «женщина с ребенком» (по польски Матку с дитятей) позволяет пройти на первое место в вашей очереди, карта «вас тут не стояло» сдвинуть соседа, карта «связи в ОбКоме» посмотреть, что привезут завтра, а карта «Учет» вообще закрыть один из магазинов. Колежка, как я ее нежно окрестил, претендует на звание исторической игры, при этом для игроков, кто не застал те времена, это реальный стеб над Советским прошлым. Игра настолько атмосферна, что после первой партии мне неимоверно захотелось ее в коллекцию. Рекомендую для тех, кто любит веселые игры или хочет понастальгировать вечерком. И есть огромных плюс — в игру включена русификация, вам просто нужно наклеить включенный в игру перевод, а также русские правила.
Кстати, после игры мы заметили, что эти карты работают и в реальной жизни. Там женщина с ребенком всегда встает первой в очереди при посадке в самолет, а связи в обкоме позволяют первым получить багаж при прелете на Родину
10. Lemonade Stand
Игра основана на старой компьютерной игрушке. В ней вы подростком продаете лимонад. Каждый день вам известен примерный прогноз погоды на завтра, который определяет количество посетителей, которые могут к вам прийти и по какой цене будут покупать напиток, вам же нужно приготовить лимонад, выставить на него цену и выставить рекламу. Забавный филер, где можно не рисковать и медленно зарабатывать деньги, либо рискнуть и собрать джек-пот. А если не получится, всегда можно сбегать к маме за 5 центами.
Впечатления после рассказа правил
1. Neuroshima Tactics
Военная игра с миниатюрками в мире Нерошимы. Основные отличия от Вархамера — в игре у юнитов ограниченный запас патронов, нужно бережно им пользоваться + можно максимально задействовать ландшафт, в том числе можно перемещаться в канализации. На выставке продавалось 5 стартовых отрядов различных рас, ландшафт предполагается делать самим. Думаю, что поклонников вселенной должно зацепить.
2. Polis
Игра про противостояние Афин и Спарты в Древней Греции. После прослушивания правил отказался от покупки, в игре преоритет отдан экономике, нежели войне. Для долгой игры на двоих мне будет скучновато.
3. Heroes of Might and Magic
Поляки разработали предварительную версию игры по 6-й части героев и приехали в поисках издателя. На предложили почитать правила и дать отзыва, понятны ли они, судя по всему версия еще довольно сырая. По ощущениям может занять ни один год перед изданием. Опять же в обзоре Mori есть более детальное описание механики.
4. I Am Vlad — Prince Of Wallachia
У 4-х игроков есть 3 юнита и башня. Цель игры перебить всех игроков или захватить центр карты. После рассказа правил игруха показалась пресноватой.
Другие настолки
1. Battle for Germany
Моя лучшая покупка на Эссене 2012
Игра 1975-го года, нашел на одной из варгеймо-барахолок. В ней игроки, взяв на себя роли Союников и Советского Союза на скорость захватывают Германию в 1945-м году, одновременно играя за немцев на фронте противника. Очень давно хотел приобрести, но она найти ее нереально. Но ведь на Эссенских барахолках бывает все! Купил к ней также 3 кубика с символами союзников, немцев и Советов (на картинке лежат на коробке).
2. Ruthenia
Самая долгожданная игра Эссена всех лет
Повторюсь, что покорно ждал выхода игры 2 года, очень рад, что у ребят получилось ее выпустить. Из всех моих покупок- эта имеет коробку с минимумом воздуха, количество компонентов зашкаливает.
3. Lyssan
За этой игрой у меня был кросс в самом начале выставки, т.к. ее завезли в ограниченном количестве. После выдавливания компонентов могу стазать, что для Kickstarter-овского проекта качество получилось великолепное.
4. Blocks in the East
Самая оригинальная упаковка на Эссене 2012
Этот блочный варгейм, сделанный Итальянцами о Восточном фронте, был упакован в тубус! Просто вдумайтесь в эту фразу, звучит, как небылица Чувствую, что буду единственным обладателем этого треша на территории РФ.
5. Castle of the Devil
Игра стоила всего 6 евро и имела микроскопическую упаковку, грех было не взять, достойная сложная мафия, при этом сделана на 2 языках: немецком и английском.
6. Mythic Battles
Я все-таки повелся на ее арт, он шедеврален! Да и опять же сеттинг с гоплитами, как не взять такое... хотя бы для аватарки Игра представляет с собой тактические бои между армиями мифических существ Древней Греции. В ней есть поле, на котором передвигаются войска, и карты войнов с описанием и характеристиками. Когда юниту наносится урон, вы убираете одну карту с ним, и его численность становится меньше, а характеристики хуже. Вторая колода содержит карты активации существ, расположенных на поле, вы всегда будете ограничены в задействовании тех или иных войск (чем-то похоже на Manoeuvre) . Бой в игре на кубиках, причем включен механизм смены выпавших значений. Надо играть!
Bнтересные картинки
Ну и напоследок интересные фотки с выставки с байками и мифами Эссена. Такие сумки выдавались покупателям Smash up! в оранжевых кофтах:
Эту фотку посвящаю Mazz_O, мужчина, в этом немецком захолустье тоже есть Железокубы (или Железная смерть, кто его знает, как это переводится):
На выставке была организована общага варгеймеров, устроенная производителями компьютерных военных игр:
Встречались аниме игры и демонстраторшы, вылезшие с игровых карт этих настолок. Причем всех весовых категорий, национальностей и вероисповеданий:
Игру City of Horror показывал настоящий зомби — вот его разложившаяся рука в кадре:
Была игра Королева-девственица на немецком со странным названием Елизавета Ф. (интересно, от какого слова это Ф.):
Колоритные персонажи: местные мафиози занимались рекетом на выставке, я сам отвалил им 20 евро, чтобы не били по лицу (т.к. я им работаю и оно мне дорого, как память):
Самый запоминающийся баннер был у Hobby World, производителя настолок из какой-то страны из Восточной Европы. Говорят, что девушка с баннера приходила во сне ко всем участникам пивной вечеринки, устроенной этим издательством.
А вот так поголовно выглядели все покупатели Looping Louie:
В качестве заключения
Спасибо всем тем, кто разделил со мной радость Эссена в этом году: Юшины — вы классная пара, Настолкоманы Kron, Mori, Drim — здорово, что для нас это мероприятие стало традицией, АКНИшники longbearder и Emas — удачи в вашем нелегком труде популяризации настолок, Юра — очень жаль, что тебе пришлось постоянно работать и мы тебя практически не видели, Аргам и Аня — вы были звездами Евромастеров, Banz, Алина (все время хочется добавить Родионовна), Паша — в этом году вы были «свежей кровью» Шпиля. Отдельное спасибо Грише Ancor-у, который полностью взял на себя организацию этого праздника, без тебя это было бы невозможно. Спасибо, на мой взгляд, мы потрясающе провели эти крохи времени вместе! И до встречи в следующем году.
Ну а для тех, кто осилил до сюда вопрос на засыпку: «что означает этот знак?»
P.S. Очень жалко, что так и не встретил на выставке Снобади, блогеров из Латвии и легендарного Дениса Настолкина. м.б. в следующем году...
Полную галерею можно увидеть далее: