Рейтинг 8.70

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 8.7090
-

Dark Side of Mars редактировать

время: 27 августа 2017 место: Интернеты

Вместо предисловия


Я пилил что-то вроде отчёта про настолкэмп (XII), но получалось очень "для своих", очень "мимими", какие-то манякотеджики и милые посиделочки... короче, когда придумаю, как написать интересно для читателя с тесеры - допишу и выложу. Пока же решил реализовать идею, которая у меня давно зрела, а именно - написать статью в ответ на статью, продолжить давнюю, уже забытую, традицию периодических изданий. Мишеней было много, но волею судьбы триггер сработал на определённой статье. Приступим.

 

1. Вступление

 

Ссылка на статью, с которой я бы хотел полемизировать, тут. Но на курок нажала эта статья, которая ссылается на первую. Пропустив через себя понимание того, что в интернете кто-то не прав, решил вставить свои пять копеек.

 

Если коротко о содержании предыдущих серий, котировок на BBG-бирже, то видно следующее:

 

- Terraforming Mars (далее ТМ), уверенно торчит на 7-м месте и обмазывается положительными рецензиями;

 

- First Martians (далее FM) мееедленнно вылезает из задницы, в которой оказался после первой рассылки альфа-тестерам pre-order'истам.

 

К TM у меня отношение особое - я был как раз в команде тех, кто наносил жирные слои позитива на эту игру. Может, кто ещё помнит мои статьи о сабже тут, вот тут, там-сям.

 

По FM могу сказать, что я как раз и являюсь этим pre-order'истом, как и назначенный мною в оппоненты Владимир.

 

По количеству партий я не могу сказать, что улетел прямо-таки на Марс. За спиной три партии в TM (на 3, 4 и 5 игроков) и две партии в FM (2 игрока).

 

 -  

 

 -   

 

Забегая вперёд, я не собираюсь сейчас доказывать, что FM лучше TM. Во-первых, сравнивать ко-оп и евро-картёжную игру как-то сложно. Во-вторых, это так: объективно по итогу сравнения, и по миллиону BGG-юзеров (которые не могут ошибаться), TM обходит FM в привлекательности. Но (и в этом вся моя идея) не сильно.

 

2. Внешний вид

 

Начнём с общего. Дерьмового Сомнительного оформления.

 

 

Т.е. обе игры не шедевры в плане графического оформления. Это досадно, но не критично, мы помним игры, которые откровенно дерьмово оформлены, но как-то вытаскивают за счёт самого гэймплея.

 

 

Вот тут TM вырывается вперёд просто как Falcon-9. НАСТОЛЬКО халтурного, вырви-глаз, нефункционального оформления я не видел давно.

 

 

Вот прям я заощущал себя на Марсе, руководителем межпланетной корпорацией... короче, поздравляю, вы научили свою бабушку пользоваться инстаграммом. Теперь живите с этим. Учитывая, что TM - это семейное детише... кхм... шведской семьи... не удивлюсь, что этот планшет разрабатывали именно представители старшего поколения. Ну а пиктограммы это уже за гранью добра и зла.

 


Артемий Лебедев разглядывает дизайн планшета в TM.

 

 

Про функционал этих "блестючек" и вопрос "Так, сколько у меня доход был?" я тактично умолчу.

 

У FM же есть действительно интересное, оригинальное, и, на мой взгляд, красивое решение - пульт управления.

 

 

Получился действительно похожий на pseudo-sci-fi cockpit с адекватным оформлением, с очень приятным (тут и далее - для меня) ритуалом переключения красного огонька на зелёный при починке. Ну и вид, скажем, "жилого сектора", который мирно светит 12-ю зелёными огоньками статуса, даёт тепло и уверенность в завтрашнем sol.

 

В реальности всё немного сложнее. Но мы тут в игры играем, а не в варгеймы.

 

Как-то так.

 

Ощущаю ли я себя на Марсе? Вполне. Можно бы было сделать лучше? Конечно. Прорисовать карты, налепить картинки... но это FFG так развлекается, у них цех художников сидит в подвале. Картонки с тектом и карты с минималистическими схемами как-то даже ближе к теме - ведь технодизайн же, ничего лишнего - голый функционал. Насчёт "нарисовать планету и пейзажи"... ребят, это Марс. Я был в одном месте, которое ОЧЕНЬ похоже ма Марс - гора Фудзи. Вот там есть красноватый песок и камни, камни и красноватый песок, потом ещё камни. Вначале прикалываешься с этого, но на 6-ой час уже не очень. Нечего там рисовать.

 

Лучше ли решение у TM? Тырим фото из интернета, в том числе Википедии, делаем полную разножопицу анархию по стилю - тут фотка, тут рисунок, тут рисунок в другом стиле, тут фото, а тут автор игры и его братишки придуриваются... Короче, какой-то просмотр сохранённых с imageboard'д Sci-fi подборок в перемешку с семейным фотоальбомом. Однозначно нет.

 

Один балл в пользу FM.

 

 

 

 

Конечно, TM тюнингуют и так и сяк-и накладочки, и альтернативные картинки, я и сам, недавно, печатал заменитель для жетона первого игрока. Но ситуацию это корренным образом не меняет.

 

На Марс! 3D принтеры вперёд!

 

3. Внутренний мир

 

3.1 Марсианский камень в ТМ

 

Удовольствие, короче. Тут мне судить трудно. Я играл в TM три раза в разных компаниях. Всегда был wow-эффект. Т.е. когда тебе приходят карточки с... ну не знаю, жахнуть Деймосом о Марс, построить подземный город, начать разводить червей или пёсиков - вначале голова идёт кругом от такого многообразия. Но к третьей партии как-то всё стало тускнеть. Во-первых, уже на второй раз понятны стратегии для твоей корпорации, т.е. какие карты полезны, а какие нет. Какие карты полезны всем и всегда, а какие только в редких случаях, да и то, не шибко. Поэтому получается вечная болезнь карточных игр - его величество рандомчик.

 

Т - топдекинг.

 

Партия нередко начинает идти по принципу зашла карта - не зашла. Зашла - ты король терраформирования, не зашла - ты глотаешь красную пыль. При этом игра чудовищно долгая (если играть в полную версию игры, в которую вообще все рекомендуют играть), и, что самое главное, лидера там не остановить вообще никак.

 

Пример, играю на XII Настолкэмпе в TM на троих. Подходит к одному из игроков Роман (главный по TM на территории РФ) и с радостью нам сообщает, что мы проиграли, этот игрок побеждает, потому как у него карты - огонь... ну так часа через 3 и выяснилось. А что мы с ним сделаем? В этой игре нет механизма "так, объединяемся, $player_name побеждает" - тут нет фазы дипломатии. Максимум на драфте "Вот ты вот эту карту ему не давай только! Да, знаю, что тебе вон та нужна, но ты не бери её, а бери вот ту, чтобы ему не досталась"... но это, вроде как, не по правилам. При этом не забываем, что в огромной колоде карты не страдают балансом и сильно разветвлённой синергией. Есть ультра-мощные комбинации определённых карт, есть карты, которые все скидывают в 95% случаев, есть этапы игры, когда этак 25% карт вообще уже просто не нужны. При это мусорные карты тут именно мусор - это не как в Rftg и многих других играх, где карта может быть ресурсом для постройки другой карты. В TM мусор - это мусор и ничего кроме. Если тебе идёт мусор, особенно в конце игры, то ты ничего поделать с этим не можешь, и это чистый рандом, так как игра же не декбилдинг.

 

3.2. Злость альфа-тестеров и бета-тестинг FM

 

Тут бы сравнить с FM, но никак. Совершенно другой жанр, тип, форма и содержание игры. И да, тут балом тоже правит рандом - вот высадился на Марсе и что-то постоянно ломается. Надо превозмогать и не забывать про миссию. Но в FM это же и суть игры - выживание vs рандомчик. Есть претензия, что в приложухе как-то не очень оформлены события. На это у меня есть два аргумента. Первый:

 

 

Ну разлюбили люди читать. Настолки, как и TES, теперь куда более массовы, а люди в массе своей, сейчас считают, что reading is boring.

 

Второй: ребяты, а вы сообще читали тех-логи хоть раз. Их никто не пишет типа:

 

Встав сегодня рано утром, я обнаружил себя в прискорбном настроении, возможно, просмотр 6-ой серии нового сезона Игры Престолов меня настолько разочаровал, что я спал отрывками, мятежно. Налитый в кружку с надписью Best Dad положенный по плану кофейный напиток вызвал у меня мысли о доме, о нормальном кофе. Я любил заваривать его с маленькой щепоткой соли, и выходить на веранду под солнечные лучи... к слову, солнечные панели работают на 15% хуже, чем вчера, надо бы проверить.

 

Тех-логи, ну, настоящие, которые были и, к сожалению, есть часть моей жизни, выглядят так:

 

- Крепление панели поломано, надо починить сегодня.

- Починим.

- Уже вечер, солнце садится, вы почему не починили панель?

- Починим завтра.

- Завтра? Тогда вот вам минус мораль, потому как починить надо до рассвета.

 

В FM примерно так всё и реализовано. Я больше скажу, в Arkham Horror, как в обычном, так и карточном, всё так и реализовано: "Вас хочет скушать НЕХ, кинь куб" + картинка, которая, конечно, крутая, только с 2007 года во всей Лавкрафтиаде одни и те же картинки и олдфагам уже надоели. Т.е. претензия мимо. Есть примеры обратного - хорошие Crossroads в Dead of Winter, например. Только вот, к моему сожалению, только 15% игроков хотят читать стену (на деле-то абзац-два, за 80 секунд можно прочитать) текста.  В результате что-то вроде...

 

- Так, тут магазин, зомби набигают... короче на карточку, читай сам.

 

А вот я вам сейчас скажу ужасную вещь... в игре #1 на BBG и которую все хвалят и перехваливают, ВООБЩЕ нет иллюстраций и художественного текста в процессе игры. Там карта мира, ТАКИЕ же кубы, которые надо расставлять, и сухие карточки без иллюстраций.

 

Сейчас я бегло пробегусь по очень эмоциональным аргументам оппонента. Взято из этой статьи. Признаться, я даже хотел было продать игру не распаковывая, и всё откладывал и откладывал первую партию, потому как был полностью задавлен Вовиным авторитетом и очень громкими заявлениями. За что ему спасибо. Потому как садился за игру с очень заниженными ожиданиями. А оказалось всё не так и плохо, а очень даже хорошо. Поехали.

 

"Начнём с плохого. Правила для First Martians (далее FM) написаны просто УЖАСНО."

 

Тут я немного не понял. Т.е. я прочитал правила, подумал, прочитал ещё раз. И опять не понял - что в них ужасного? Да, это не самая простая игра, да, я сам лазил в FAQ, смотрел видео от Родни - но это я делаю в 50% современных игр. В Eclipse, Scythe... а этот трэд по правилам Arkham Horror на over9000 сообщений? А FAQ и Errata на ВСЕ, вот ВООБЩЕ ВСЕ игры от FFG? Не первый день же в хобби и играем в самый хардкор жанра. 

 

При этом приложуха работает отлично: пихает тебе памятки по действиям в каждой фазе, по каждой миссии Spoiler free FAQ - ткнул и читаешь, там 20-30 пунктов, всё разжёвано. Сужу по первой миссии, во второй я даже им не пользовался - всё понятно было после первой. И я не исключаю, что возможно, я что-то объяснил или сделал в игре не так - но я не испытывал дискомфорта.

 

Например фото из статьи оппонента. Зелёная фишка... да и коричневая тоже - лежат нелегально.

 

Да, Владимир был альфа-тестером игры, и его претензии я уже не могу наблюдать в приложухе, но так ведь и на рецензиях в steam, на отзывах ярким, жирным шрифтом выделяют EARLY ACCESS REVIEW. Да, как-то и сам себя глупо чувствую, что вместо pre-order с ништяками я получил недоделанную игру, но её оперативно, допилили - и в этом благо приложухи. Не надо выпускать FAQ & ERRATA v1.8, как FFG - просто обновляется приложуха.

 

"Первое – тайлы помещений. Во всех трёх сценариях они выкладываются на одно и тоже место в одинаковом порядке. Вопрос: почему их нельзя сразу наклеить на поле? Я очень надеюсь, что посыл заключается в том, что в будущем появятся новые стартовые комнаты и оборудование."


Ответ вторым же предложением - как минимум в одной миссии мы начинаем неполным набором комнат.

 

"Второе – зелёные кубики, которые вставляются в прорези на тайлах помещений. Во время подготовки это очень напрягает. Уточню, что зелёный кубик указывает на то, что данная система функционирует нормально. Как только она перегревается/ломается, зелёный маркер заменяется на красный. Снова вопрос: к чему всё это, если можно обойтись зелёным фоном поля? Нет кубика – всё в порядке, ну, а ежели поломка – просто вставляем в дырку красный кубик. Гениально? По-моему, очевидно."


Т.е. забрать у меня моё тёплое сияние полной панели статусов милой россыпью зелёных огоньков? И те чувства, когда их стройный свет нарушает подлый красный кубик? Это вы, батенька, садитесь тогда играть с KDM-щиками: вместо фигурок будут цветные колпачки, поле будет просто полем в клеточку... ну вы поняли. Функционал. И что там со временем подготовки? В Eclipse мы той же ерундой занимаемся, но это минута, от силы две и всё готово. А что такое две минуты для нас, хардкорщиков? Целая партия в UNO?

 

"Хотите ещё прикол? В первой же обучающей миссии почти всегда не хватает этих самых зелёных кубиков! И, судя по правилам, недостача может быть в чём угодно. Правила говорят, мол, делайте, что хотите – используйте монеты или лепите кубики из хлеба. И это в игре за 75$!!!"

 

Вот тут согласен полностью. Ясно, что много зелени надо будет в 1-2 миссиях из 6+10 кампанейских, но это же копейки, можно и досыпать сверху кубиков-то. Мне пришлось отсыпать уже неиспользуемые кубы из Pandemic - Legacy, теперь с запасом. Ну и цена, что у TM, что у FM. Для таких компонентов и для такого качества абсолюно поехавшая и потерявшая берега. Хотя б/у начали продавать по ценам близким к адеквату.

 

"Погодите… 6 карт, ничего не сбрасывается… да &%@! – так это можно было заменить одним кастомным кубиком, где в уголке на каждой грани будут пропечатаны циферки от 1 до 6, а в центре указаны значения процентов."

 

Только в некоторых миссиях этих карт будет не 6, а меньше и они будут скидываться... в коробке и так горсть кастомных кубов, неужели им было бы лень подкинуть ещё 2?

 

3.3 Итого

 

Обе игры не без недостатков. Я специально ткнул на очевидные недостатки TM, перед разбором FM, и прекрасно понимаю мысли-эмоции фанбоев TM, что это у меня вкусовщина, что я ничего не понимаю в марсианских обрезках. Но это иллюстрация того, что хорошую игру, в которую интересно играть несмотря на полный мрак в оформлении, можно мазать дёгтем, указывая на очевидные, но допустимые недостатки, раздувая их до размеров Фобоса. Опыт партий в обе игры принёс мне положительные эмоции, я ставлю им по баллу.

 

 

 

 

4. Выводы

 

Лично мне, да и людям за столом было интересно играть в обе игры. Но потенциала намного больше у TM. Соревновательные игры для меня, да и для большинства моих товарищей по столу, намного интереснее и ценнее, чем кооперативные, даже с legacy, кампаниями и прочими ништяками. TM не ставил эксперименты на людях, не вызывал разочарования, восторга или желания его срочно бежать покупать/продавать. Это хорошая игра, и, если я увижу на ней адекватный ценник, скажем 30-35 евро за б/у, то обязательно куплю себе в коллекцию. К тому же подняв баблишко, шведские братаны начали пилить допчики как к этому вашему Доминиону.

 

FM же получила дерьмовый старт, хреновую pre-order кампанию с сомнительными плюшками (по сравнению с предыдущей темой с pre-order 51 State Master Set даже близко не лежало), но сейчас игра уверенно поднимается с колен и ретейл версия за 50$ может быть вполне употребимой в семейном кругу, где на позитиве можно хорошо сыграть (минимум на medium уровне, чтобы не было потом "А вот в Робинзоне-то! А! Сложнее было, вызов был!"), пошутить про картошку в 100500 раз, и облегчённо выдохнуть, когда на последнем броске последнего действия выпадает заветный .

 

FM и TM получают по баллу за то, что в них было интересно играть несколько партий. FM получает маленький минус, так как этот опыт pre-order у Portal был... хм... не прикольным ни разу, а TM получает два маленьких плюса, так как развивается, реиграбельность хорошая, допчики прут, играть будет интересно ещё долго.

 

 

 

 

 

Победителем с небольшим, но перевесом, я объявляю TM. Но играть, в ближайшее время, буду в FM, пока что она мне хороша зашла, играется куда быстрее, и girl/wife friendly.

 

Спасибо за внимание, спасибо Владимиру за интересные статьи и за дискуссии в личной переписке.

 

Play more games!


Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Skivbard написал полмесяца назад: # скрыть ответы

>>А вот я вам сейчас скажу ужасную вещь... в игре #1 на BBG и которую все хвалят и перехваливают, ВООБЩЕ нет иллюстраций и художественного текста в процессе игры.

А? Чего? Никакого художественного текста? То есть все вот эти шифровки, обрывки информации и остальные spoiler-spoiler процессом игры уже не считаются?

Runner38 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

между миссиями художка есть, в самом игровом процессе ее нет

Corwin написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Вы не правы, так как во время выполнения миссий срабатывают те или иные условия и развивается сюжет. И вообще не понимаю как можно сравнивать Покорение Марса с Пандемия. Наследие. Если играть как простую Пандемию да нет эффекта присутствия, сопереживания. В Наследии я же волновался не только за судьбу мира, но и за своих героев.

Padmasambhava написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Так и тут, в FM - эффект присутствия и волнение от того, что уже 4-ый sol жрать нечего и лаборатория сломалась. И текст есть и до, и после, и в процессе самого процесса кубикоперекладывания. Сравнение с Пандемиком тут чисто эстетическое, потому как можно тоже написать что-то вроде:

"Абсолютно идиотское решение с выставлением кубиков на города. Это же надо их раскладывать, потом складывать."

Это я к тому, что претензия с кубиком не аргумент.

Skivbard написал полмесяца назад: #

Я пока что FM не видел, но конкретно этот аргумент выглядит как передергивание

Кубики в пандемии составляют вполне себе гемплейный элемент. Кубик конкретно обозначает, что эпидемия распространилась в этом городе на 1. Если его убрать, то это повлияет на логику игры

Касаемо FM Владимирс вот пишет, что вообще без зеленых кубиков играет потому что они никакой смысловой нагрузки не несут(в отличие от красных, обозначающих поломку)

Несут, я так полагаю чисто эстетическую. Но несмотря на это - претензия к излишнему фидлингу выглядит вполне резонно.

Потому что в хорошей настолке, на мой вкус, каждый эстетический элемент дополняется смысловым наполнением. Там где этого нет(как например в части игр от CMON) естественно возникают вопросы.

MakVlad написал полмесяца назад: #

Спасибо за очень интересную статью! Сам к FM присматриваюсь, выживание на Марсе интереснее, чем строительство :)

markys1 написал полмесяца назад: #

Спасибо за интересную статью. Ложка меда в бочке срачеговн.

cyril2012 написал полмесяца назад: #

"НАСТОЛЬКО халтурного, вырви-глаз, нефункционального оформления я не видел давно."

Зато игра хорошо оценена и по ее оформлению сразу понятно, что не из-за минек). А то в последнее время нередко выходят игры, когда миньки супер, а игра или средняя или ее вообще нет.

В то же время с точки зрения оформления есть нетрадиционные элементы (например, блестящие кубики не видел раньше).

KittenLS написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Сыграно 30+ партий в ТМ ситуация следующая один раз был такой рандом что сыграли пару поколений и победитель определился не стали дальше играть. Ещё раза два в конце поколение 10-11 на двоих не доигрывали за явным преимуществом остальные почти 30 партий кто выйграет было не ясно до подсчёта. И один раз по тайбрейку решали кто победит. Это просто как статистика большинство партий дуэльные. Последняя партия на 4х первое второе место 1 очко разделило. Ещё два игрока играли впервые немного отстали. Опыт в игре решает.

cyril2012 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Не представляю, как можно победить во втором поколении.
Более того, бывали игры, когда явный аутсайдер с т.з. дохода, наград и т.д. даже победил за счет того, что выложил много карт с ПО и перегнал вот такого явного победителя на 1 очко. (Была партия, закончившаяся резко на 7 поколении)

KittenLS написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Если у тебя корпорация с бонусом за юпитеры и в руке карт 6 юпитеров на третьем Поколении это все. Т е у тебя производство титана в плюсе и карты под него. Тут у тебя и по и ресурсной база в одном флаконе.

UAnonim написал полмесяца назад: # скрыть ответы

а по целям и достижениям ты как? карты с Юпитером не особо дешёвые, быстро их не разыграешь. Из целей можешь претендовать только на шахтёра, и если нет шахтёрской гильдии. Планировщика разве что? Ну а дальше могут тупо не идти карт с символом космоса, на драфте будут выхватывать или просто при таком количестве Юпитеров в начале колоды - космос затусуется в конце. И сиди до финиша с кучей титана, имея возможность разыграть любую карту с космосом, и пытаясь догнать противников, которые застраивают Марс городами и озеленяют его.

KittenLS написал полмесяца назад: #

Компания системы сатурна. Разыгрывается бурение астероидов и вот у тебя на второе поколение доход 22 + 9 титаном. Дальше на втором под область разработки астероидный консорциум был разыгран итого у соперника титана не прибавилось а доход стал 23 + 12 титаном там еще что то было сыграно за 8 какая то карта с юпитером т е стало 24 + 12 и вот дальше на руках еще 3 карты с юпитером там с множителем одна еще одна +3 денег. Вообщем после третьего поколения доход бы стал под 30 деньгами еще 12 титаном. Т е сопротивляться этому как то бессмыслено при условии что тебе не особо повезло и твою область разработки законтрили и у тебя там доход ну просто 22-23 будет ну еще там немного энергии как побочный эффект.

cyril2012 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Остальные игроки всю игру будут стараться изымать карты, подходящие лидеру.
Определенно, воровство производства титана, стали и всего остального будут играть на него. А также мелкие пакости на поле.
Резкий рывок на старте вполне может оказаться не лучшим вариантом, особенно в игре на 4-5 игроков.
Как раз такая партия могла бы быть интересной, если не против новичков играть.

KittenLS написал полмесяца назад: #

игра дуэль на 4ых может быть лидера бы постоянно задвигали но тут не тот случай.