Давненько я не писал в своём дневнике о новых впечатлениях и этому есть вполне приемлимое объяснение. Нет, я не решил уйти на покой =) Просто подготовка данного обзора заняла определённое время. Надеюсь, что вам понравится. Итак! Достаточно нашумевшая и уже не раз упоминавшаяся за последние две недели настольная кооперативка - "Робинзон Крузо"...
Механизм игры достаточно сложный, но хорошо отлаженный и настроенный. Первые несколько партий вам придётся постоянно сидеть в правилах и вычитывать возникающие вопросы. Рекомендую обзавестись электронной версией, чтобы эффективно пользоваться поиском. Было замечено, что правила крайне неудачно структурированы. Некоторая информация дублируется в разных частях, а что-то находишь там, где даже мыслей искать не было. В процессе изучения тонкостей вы будете обнаруживать свои же ошибки и исправлять их походу партии. Поверьте, что не один раз услышите что-то типа: «Блин. Мы неправильно с тобой в прошлый раз использовали ресурсы еды» или «Кажется, что наш кок отдал концы ещё в прошлом раунде, после отчаянной попытки спрятаться от снежной бури. Тучка со снежинкой ведь отличается от облачка с капелькой?» И эти вопросы будут бесконечно звучать в ваших головах.
Стартовая раскладка. Слегка пугающая, но благо в коробке уже было подобие органайзера... Потратили всего минут 15 на всё про всё...
Вся игра делится на несколько раундов, согласно выбранному сценария. В свою очередь каждый раунд состоит из 6 фаз. Запоминать особо ничего не требуется, поскольку на игровом поле весь порядок ваших действий очень хорошо иллюстрирован графически. Главное запомнить одно правило — все действия раунда идут против часовой стрелки (ну, или почти против часовой стрелки, уж слева направо точно!) Ведите аккуратно пальцем по полю и последовательно выполняйте всё, что от вас требуется.
В начале партии вы выбираете персонажей, которые будут участвовать в операции по спасению самих себя, раскладываете специальные планшеты игроков, выбираете сценарий и… Дальше всё должно пойти как по маслу. Партий эдак через пять!
Исследователь. Ну, хотя бы не криворукий плотник. Это уже радует...
Фаза событий. В начале раунда из колоды игроком тянется карта событий. В каждой карте текст разбит на две части. В верхней указан эффект, который разыгрывается немедленно и специальная иконка, определяющая — будет ли в обязательном порядке тянуться одна из карт приключений при строительстве, собирательстве или исследовании. После розыгрыша этих эффектов, карта событий помещается в зону угрозы. В процессе игры вы сюда обязательно вернётесь, но при повторной встрече уже необходимо будет учесть текст, указанный в нижней части. А это как правило отрицательный эффект. Благо в процессе партии игроки могут нейтрализовать угрозу, потратив на это свои дополнительные действия.
Фаза морали. Каждый персонаж и команда в целом влияют на общее состояние команды выживших. И не только в физическом, но и в моральном плане. Если плохо одному, то в дальнейшем окажется плохо и другим. Поэтому игрокам придётся внимательно следить за боевым духом и настроем команды. В противном случае из-за упадка морали придётся заплатить здоровьем. Хотя в игре за всё придётся платить своими нервами и жизнью. Что логично. Остров всё-таки… Необитаемый!
Получили, как мы думали, самое лёгкое задание...
Фаза производства. На карте размещаются тайлы местности. На одной из них обязательно будет разбит ваш лагерь, а все остальные придётся исследовать в процессе игры. Плитка с вашей хижиной будет приносить определённые ресурсы. Кстати, ресурсов в игре немного — еда, дерево и шкуры животных. Придётся следить за балансом и внимательно планировать свою жизнь на острове. Не достаточно обеспечить своих подопечных провизией. Под проливным дождём сытый Робинзон — мёртвый Робинзон. А чтобы спрятаться от непогоды и шторма, придётся построить себе укрытие. И не забывайте о диких животных… В общем следите за балансом и учитывайте, что некоторые карты дают вам дополнительный прирост того или иного ресурса, а некоторые и вовсе закрывают истощённые участки местности…
Скудные запасы...
Фаза действий. По сути это главный этап планирования. Именно здесь определяется как сработают все остальные фазы. Если везде господствует рандом, то повлиять на него можно именно здесь и сейчас. Каждый игрок имеет на руках две фишки, которые по определённым правилам можно использовать для:
Подвезло. С обломками вынесло библию и флягу с ромом. Прекрасный набор. Помолился, напился и уснул, в надежде проснуться на следующее утро...
Фаза погоды. А если быть совсем точным, то это фаза начала самых главных неприятностей. В каждом сценарии проблемы приходят в определённое время. И как показывает практика в самое неподходящее. При жутком раскладе придётся бросить три игровых кубика. Один из них отвечает за дождевые облака, второй за снежные и третий показывает влияние диких зверей на ваш лагерь. Вот нет, чтобы на экваторе вас куда-нибудь занесло… А чтобы избавиться от воздействия той или иной напасти придётся — отстраивать хороший лагерь. Правда он будет периодически разрушаться. Скидываться на капитальный ремонт придётся ежедневно. Пошёл дождь — в крыше появляются протечки. Нет крыши? Скидывайте одну еду и дерево. Нет ресурсов? Вы мёрзнете и ваше здоровье подрывается из-за холода. Пошёл снег? Придётся отапливаться и в ход пойдут опять несколько поленьев. Пришли голодные звери? Значит разрушат часть лагеря. Это неминуемо.
А вот насколько окажется сильным влияние на вас определяет сложность сценария и госпожа удача. Правда вы можете контролировать некоторые моменты, но порою в ущерб другим нюансам, коих в игре великое множество.
Фаза ночи. Казалось бы, что пора отдохнуть и хорошенько выспаться. Но не тут-то было. Наши Робинзоны по ночам любят пожрать! А если еды нет, они очень страдают и теряют единицы здоровья.
Кстати, стоит отметить, если игра требует сбросить тот или иной ресурс, выполнить то или иное действие, а вы этого сделать не можете — игроки или игрок будут просто терять единицы здоровья. За всё плата кровью. Жизненно, правда?
Знаменитый в определённых кругах криворукий плотник!
Также и о приключениях. Любое ваше действие вы можете выполнить либо наверняка, либо положиться на бросок кубиков. Экономика должна быть экономной, но всему нужно знать меру. Здесь уж вы определяйтесь, либо позвольте красивым шестигранникам решить вашу судьбу. Авось повезёт?!
Игра завершается, как только игроки выполняют основные условия сценария. С какого раза у вас получится и получится ли вообще — очень большой вопрос. Но поверьте, игра стоит того, чтобы её обуздать!
Оформление и исполнение. Казалось бы, что любая игра в которой несколько сотен мелких компонентов призвана быть уютной, красивой и интересной. И хотелось бы воспеть хвалебную оду семье Робинзонов. Но не тут-то было. Основным недостатком, на который я ещё не раз обращу ваше внимание, является отсутствие органайзера. К сожалению, здесь уже речь идёт не об удобстве хранения или переноске в полевых условиях. Здесь речь идёт об эргономике. Сложные игровые правила, длительная подготовка к игре и бесконечное месиво из картона отпугивает и повышает порог вхождения в игру ещё до начала игрового процесса. К счастью, вы сможете найти десятки вариантов создания органайзера своими руками. Всё будет зависеть только от вашего желания. Можно банально использовать подручные материалы или коробки для пуговиц.
Второе на что хотелось бы обратить внимание — качество вырубки игровых жетонов. Изображение смещено относительно центра, выдавливать из специальных блистеров приходится очень аккуратно. В противном случае вы повредите игровые компоненты. Но если бы проблема была только в картоне…
Деревянные кубики… Точнее ромбики и иные многогранники, но ни в коем случае не фигуры с гранями одной длины. Это несомненно расстраивает, но не является самым страшным. Ведь куда более важным являются ошибки, которые допущены издательством при отправке материалов в тираж. Так например в первом издании на одной из карточек отсутствует часть текста, которая важна для игрового процесса. Или ошибка в цвете рубашек карточек «Сбора ресурсов». До сих пор не исправлена. Не будем уже говорить о том, что в некоторых коробках лишние карты или отсутствуют необходимые планшеты. Но повторюсь, издатель, занимающийся этой игрой всегда готов к двухстороннему диалогу и постоянно работает над своими ошибками. За это отдельный реверанс.
Тайлы местности - отличное исполнение...
Это всё мелочи. Тиражи игры не настолько большие, чтобы бить тревогу, а все недостатки легко устранимы в домашних условиях. Можно акцентировать внимание на минусах, но к счастью плюсы их полностью перекрывают. Особенно, если говорить о степени атмосферности…
Подготовка к игре. Просто откройте правила и прочитайте 20 пунктов мелким шрифтом на большом развороте. Хотя постойте. Для начала, вывалите всё содержимое вашей коробки на широкий обеденный стол и отсортируйте десятки карт, фишек, жетонов и прочей мелочи, которая обязательно пригодится для выживания на острове. А если вы что-то уроните и не найдёте в дальнейшем, что также вполне допустимо, то предстоит вам заняться весёлым hand made вырезанием. «Нарисуй и разукрась».
Знаете, один только вид содержимого картонной коробки с одной стороны завораживает и приводит в восторг, а с другой отпугивает. Причём отпугивает до такой степени, что начиная погружаться в премудрости правил и базовой раскладки компонентов, в голове проскакивают мысли и желание сжечь на медленном огне продавца магазина, который вам это посоветовал. Лично мне до сих пор не ясно, почему в игре, которая находится в премиум сегменте, отсутствует органайзер для хранения компонентов. Или как некоторые выражаются inlay. Сути это не меняет. Но к чему это критика? Ведь проблема давно известна и стоит уже свыкнуться, но! Сотни начинающих игроков просто отложат эту игру в сторону или продадут на ближайшей барахолке, после третьей или четвёртой попытки сесть за игровой стол. Подготовка занимает не менее 30 минут. Хаос, который творится в коробке недопустим. А чтобы дозреть до грамотного решения и создать органайзер собственными руками терпения хватит не у всех. И дай Бог, чтобы первое ваше знакомство с игрой прошло в компании, которая её уже знает. Только в этом случае вам подскажут, помогут и заинтересуют. Иначе… Я знаю как минимум трёх человек, которые садились за игру в течении месяца несколько раз, но так до сих пор и не смогли понять, в чём же её прелесть. И причина только одна — подготовка к игре, раскладка, сортировка компонентов из жуткого картонного хаоса не многим под силу. Поэтому крайне рекомендую предварительно почитать соответствующие форумы или набраться терпением. Всё остальное приложится…
Цена. Этот вопрос по-прежнему вызывает множество споров. Скажу только следующее, без сравнения с зарубежным изданием, без оговорок, что игру можно купить с рук или по специальной акции, а то и просто взять в аренду в одном из известных магазинов настольных игр, без обид и обвинений в сторону поставщиков и издательств. Это всё вода. И спорить можно бесконечно. Желающий найти подешевле, всегда это сможет осуществить. Если же говорить о розничной цене, то свои три с половиной тысячи эта игра определённо стоит. Хотя, справедливости ради, замечу, что при такой ценовой политике высокое качество игровых компонентов и отсутствие брака — это обязательное условие. В случае же с локализацией из России приходится подстраиваться.
Порой хотелось бы ещё несколько рублей накинуть, чтобы на охоте попадались только такие "чудовища"...
Правила. По видимому это одно из самых больных мест данной игры. И трудно сказать с чем это связано. Возможно проблема локализации и не качественный перевод. А возможно совершенно не структурированное изложение. И если в первом случае это объясняется изготовлением локализации на основе англоязычных правил, несмотря на язык оригинала — польский. То чем объяснить крайне тяжёлые для освоения правила, пока не ясно. Единственное, что можно сказать с уверенностью — в интернете вы найдёте несметное количество FAQ-ов (часто задаваемые вопросы, если что), дополнений к правилам и бесконечные ветки форумов. Главное не запутаться в ворохе этой информации и подходить к вопросу философски. Игра всё-таки очень реалистичная получилась (особенно это касается криворукого плотника, который при строительстве того или иного предмета постоянно получает опасные и несовместимые с жизнью раны).
Механика. Игровая механика интересна и порою кажется, что она полностью зависит от случая. Вы либо вытаскиваете одну из карт, замешанных в колоде, либо бросаете игровые кубики. Многие из вас скажут — игра не имеет математического основания под собой, а следовательно она не достойна внимания. Абы не так! Всё дело в том, что на любое случайное действие игры вы можете найти грамотное противодействие. Это связано в основном с «правильным» планированием и минимизацией ущерба, который может быть нанесён. Всё приходит с опытом и хитрый математический расчёт здесь вам тоже пригодится. Может я повторюсь, но игра настолько соответствует нашей жизни, что… вот вы подумайте, отправляясь за хлебом, вы уверены, что он есть в магазине? Вы лишь допускаете такую возможность и предполагаете, что один товар можно будет заменить другим. Но это случай и ваше на него влияние…
Влияние элемента случайности. Может я слегка продублирую предыдущие строки, но мне кажется, что это одна из тех игр, в которой элемент случайности вносит дополнительную изюминку в игровую механику. Здесь вы найдёте и игровые кубики, которые определяют погодные условия и десятки замешанных карт, норовящих подпортить ваше существование на острове… Но самое интересное — это не убивает атмосферу. А наоборот. Подчёркивает её. Ведь практически каждое случайное действие вы можете контролировать. Вот правда от всего не убережёшься… Но вы это только в процессе узнаете. В результате получился шикарный симулятор жизни. Если это можно так назвать…
Карт много, так что голова идёт кругом... И это не считая тех, что остались ещё в коробке и где-то остались за кадром!
Уровень взаимодействия между игроками. Напомню, что мы сейчас говорим о кооперативной игре, поэтому о взаимодействии между участниками не совсем корректно упоминать. Здесь нет никакого конфликта и соперничества, если только не считать споров друг с другом о том, что нужно сделать, дабы пережить следующую ночь. По сути вам даже не обязательно участие других игроков. Если вы предпочитаете принимать все решения самостоятельно, то выбирайте количество героев на острове и вперёд! Другое дело, что ваш коллега и партнёр по «несчастью» порою может подсказать дельную мысль. Например, что не стоит ходить в лес на охоту с перочинным ножичком. Нужно взять с собой хотя бы бутылку рома, чтобы было веселее… В целом решение каждого игрока влияет на игру. Поэтому есть всегда над чем подумать и над чем пораскинуть мозгами. Коллективный разум всё-таки более эффективен… хотя…
Реиграбельность. В игре вы найдёте 6 базовых сценариев, которые вам предлагается пройти. Начинать стоит, наверное, с самого простого для понимая — выжить на острове в течении нескольких дней и попытаться развести сигнальный костёр… Особые способности и свойства персонажей также вносят свои коррективы Игральные карты также участвуют в игре не все. Есть определённый набор, который обязателен, остальное факультативно, либо случайным образом. Поэтому начиная игру, вы никогда не повторите одной и той же ошибки. Потому что скорее всего вы вряд ли столкнётесь с идентичной ситуацией, которая будет соответствовать тем же условиям. Каждый раз у вас будет новое и ни на что не похожее приключение. Вперёд!… Кстати, не забудьте о расширении «Робинзон Крузо. Путешествие Бигля»…
Атмосфера. Вот чего этой игре не занимать, так это атмосферности. Я ещё не встречал ни одного человека, который бы упрекнул игру в сухости и незамысловатости сюжета. Да. Вы правильно поняли. Игра имеет свой собственный сценарий (причём не один). И было бы полным абсурдом говорить, что яркая история наложена на голую механику. Скорее наоборот. Партия проходит на одном дыхании и на протяжении этого действа вы постоянно будете думать о том, чтобы такого совершить, чтобы ваша команда пережила очередную тяжёлую ночь. В том, что она будет тяжёлой можете даже не сомневаться…
Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Опять же, говоря о кооперативной игре не имеет никакого смысла разделять игроков. Такого понятия как собственный ход у вас скорее всего не будет. Все решения рекомендуется принимать совместно. Ведь по сути, ваш герой — это лишь маленькая часть большой стратегической игры на планирование. Поэтому быть в команде, одно из главных условий. Если же говорить о динамике, то всё-таки это не привычные многим игры на ассоциации. Порою придётся подумать, попытаться рассчитать. Хотя, если вы полностью решите положиться на случай, то игра скорее всего быстро закончится. Вот правда не в вашу пользу. Но это уже частности. Главное — будьте готовы к 90 — 120 минутам интересной и захватывающей игры. Поверьте, атмосфера и глубина на достаточно высоком уровне, поэтому игра вас просто так не отпустит.
Информативная загруженность компонентов. В игре вы найдёте огромное количество жетонов, карточек, маркеров и фишек. С одной стороны это перегружает игру, но с другой… Автор попытался максимально передать атмосферу. И это у него получилось. При этом сложные правила игрового процесса уникальным образом отражены простыми символами на игровом поле. Карточки событий не забиты лишней информацией (хотя порою вы можете забывать о значении иконок и обязательном их выполнении). А порою объёмный текст, содержащийся на большинстве элементов служит фоном всего происходящего. Это не сухая игра с десятками обозначений. Это великолепная история, вряд ли хоть раз пойдёт по одному и тому же сценарию…
Игровое пространство. Можно считать это преимуществом, можно недостатком. Но игра занимает достаточно большое пространство. Игровое поле и… Опять же необходимые и так важные метры существенно увеличатся, если у вас не окажется под рукой подходящего органайзера. Когда я впервые играл в эту игру все компоненты из общего запаса крайне мило красовались в центре игрового стола. Высокая кучка Тамерлана. В результате широкий обеденный стол на 6 персон был полностью занят. Хотя нет! Ещё хватило места на две кружечки кофе… Существенный бонус. Но лично для меня это не минус, а скорее плюс. Компоненты игры полностью погружают в атмосферу острова. А это крайне важно, особенно для игры европейской школы (ведь разделил же кто-то однажды так грубо игровую индустрию).
А что вы хотели? У каждого дома должно быть пространство пять на пять для настольных игр!
Резюме и рекомендации. Самое главное о чём я хочу сказать — если вы новичок, если вы ни разу не сталкивались с настольными играми и для вас единственным представителем этого мира до сих пор является Монополия, даже не думайте открывать эту коробку. Это полностью перевернёт ваше восприятие, но при этом может отпугнуть и вы уже никогда не сядете за игровой стол. Игра сложная. Точнее, она не совсем удобна для понимания. Я говорю о правилах и тысяче нюансов, которые потребуется запомнить или как минимум свыкнуться с ними. Не стоит погружаться в игру в одиночку. Обязательно воспользуйтесь помощью игроков, которые уже знакомы с ней. Не нужно идти на игротеки, где вам поверхностно объяснят правила (если это конечно не тематическая игротека, посвящённая именно этой игре), вы всё равно ничего не поймёте. Постарайтесь найти время, запастись терпением и найти грамотного рассказчика, который увлечёт вас этой гениальной (я не боюсь этого слова) кооперативной игрой. Невероятная атмосфера, настраиваемая сложность, захватывающий сюжет, гибкая механика… и всё это уместилось в одной коробке. На зря на разработку этого шедевра автор потратил более года. Оно того стоило. Определённо!
Друзья, данный обзор получился крайне объёмным, поэтому мне не хотелось бы вас нагружать дополнительной информацией, а тем более подробно объяснять правила игры и разбирать часто задаваемые и спорные вопросы. Скажу очень коротко. За семь часов нам удалось попробовать игру в различном составе персонажей. Мы пробовали играть вдвоём, втроём, вчетвером, использовали персонажа, который должен был облегчить нам прохождение (я говорю о собаке), но каждый раз нам чего-то не хватало. Совсем чуть-чуть. Какой-то мелочи. А как правило здоровья и морального духа. И если играя за 4 персонажей, в самом начале игры кажется, что так гораздо легче (а это действительно так), то затем это моментальное и быстрое развитие также стремительно скатывалось на нет. Постоянная нехватка ресурсов, расчёт на авось, ошибки в расчётах, сложные решения о том кого покормить, а кого оставить на жёсткой диете… в результате победа достигнута не была, хотя было очень близко…
До победы ещё где-то очень далеко!..
Но это не главное. Ведь главное — участие! Игра невероятно атмосферна и интересна. Захватывает с первых минут. Лично я не задумывался о том, что переставляю деревянные фишки из одной стороны карты в другую. Всё было гораздо эпичней. Это была история… Партия длится от полутора часов и до бесконечности. Нас хватило на четыре игры… Последняя, откровенно говоря, была попыткой отчаяния и в общем-то лишней. Но это не испортило впечатление, а лишь подстегнуло собраться ещё не один раз. Игру определённо буду всем рекомендовать, правда с той же оговоркой, которая не раз уже встречалась в этой статье — садитесь за игровой стол со знающим игроком. Вместе точно разберётесь и найдёте ошибки друг друга. В противном случае есть риск, что с игрой вы не подружитесь. Никогда! А это будет крайне большой ошибкой…
(С более подробным отчётом по традиции вы можете ознакомиться по ссылке)
Видимо, я буду первым, от кого вы услышите о сухости и неатмосферности. Мне вот этим "Робинзон" совсем не запомнился. И не только из-за гремлинов среди монстров. Просто все эти абстрактные кубики, снежные бури летом, слабопроработанные персонажи... не знаю, меня не вдохновило.
Соглашусь! Думается, нужно ну очень захотеть, чтобы это стало атмосферным для тебя. Т.е. максимально сосредоточиться и сфокусироваться, ни на что не отвелкаться и максимально включить фантазию, чтобы картинка начала вырисовываться худо-бедно. Как-то наоборот все очень натужно выходит...
Нет такого, как в некоторых других играх, что она(картинка, атмосфера) появляется легко и непринужденно, обволакивая, увлекая как-бы игроков, самих порой того не желающих и не ожидавших такого.
Соглашусь и я. Ко всему прочему лично у меня создалось ощущение, что она все же для соло игры. Вариант хода для каждого игрока сводится лишь к тому кто будет выполнять уже запланированные действия (которые в большинстве своем очевидны). У нас не получается проникнуться атмосферой (ну никак) и остается лишь расстановка фишек...
Сам обзор понравился, написано с душой)
Не поделитесь примерами игр, которые на вас оказали влияние и заставили окунуться в происходящее? Желательно из "европейской" школы (простите за этот штамп). Возможно это дело вкуса =)
Хороший вопрос) Как-то странно, но в Пандемии я почувствовал больше атмосферы...сам сейчас удивлен, да и не знаю как это объяснить) Для меня уровень атмосферности Робинзона похож на тот, что в Истории с призраками. Я в принципе больше люблю америтреш и в евро мало играл. Не говорю, что мне не нравится игра...мне, по большей части, наоборот она нравится. Только вот сложно проникнуться той самой атмосферой, о чем заявляли и сопартийцы) Все люди разные и тд.) Это как Аркхэм и Древний ужас. В ДУ механики лучше\проще\интереснее, но городок Аркхэм уютнее что ли, от чего и впечатлений гораздо больше. Так и тут, вроде все хорошо, колоды событий и тд, но картинка у меня не рисуется или же не в цвете) Ну и конечно все это имхо)
Хм. В Робинзона играть не доводилось. А вот древний ужас и ужас Аркхема показались совершенно одинаково сухими и безжизненными. Разе что древний ужас показался более теплой и ламповой версией Пандемии
ну заезжай - поиграем, у меня с Биглем если что)
мне игра понравилась, ещё + игре накину - есть соло режим, вполне себе играется неплохо.
Freedom: Underground Railroad
Игра не может понравится всем. Но вы действительно первый =) Хотя у вас уже есть целая команда ;) Всё-таки мы ограничены кругом общения, поэтому объективно судить крайне сложно.
Касаемо атмосферности, я не упомянул в своей статье, очень важна компания в которой ты играешь. Если есть заводила-рассказчик, всё должны быть по первому классу. Если нет, то игра действительно может свестись к сухой раскладке бездушных кубиков. А делать более сложные компоненты... вопрос спорный. Возросла бы цена, а она и так не из самых доступных.
Не первый. Далеко не первый.
Если есть "заводила-рассказчик", то игра видится лишним элементом:)
спасибо автору за обзор.
мне тоже не очень нравится "Робинзон"
например, охота реализована очень рандомно - ты тянешь случайную карту и... охотишься на тигра =) хотя у тебя даже нет оружия))
тематика у игры классная, и, возможно, я еще сыграю несколько раз, чтобы сформировать окончательное мнение.
но пока что мне не очень нравится эта игра - сложноватая, за счет рандома и в основном наказывающих карт событий. не показалась оригинальной - микс "Ужаса Аркхэма" и "Агриколы" =)
правила написаны плохо, поэтому играть смог только с примером партии, который скачал с бгг - там порядок хода с картинками =)
По-моему, охота как раз организована гениально: ты пошёл поохотиться на зайца, но встретил тигра, и он поохотился на тебя. Имхо, максимально реалистично.
Вы не один такой... Обычное евро. Атмосферу тоже не прочувствовал.
Автору - плюс, молодец!
Какое своё мнение и ещё нескольких друзей могу выразить: игра очень атмосферна. По мне так вообще лучшая атмосфера, пока что виданная мною. А в уже упомянутом Древнем Ужасе всё очень, как говорят, "сухо", хотя Mansions of Madness считаю тоже одной из самых атмосферных игр. Пандемия - это антиатмосферная игра. Если Вы, читающие данное сообщение, читали о создании Робинзона Тшевичеком, то небось знаете, что он весь год читал литературу о выживании в диких условиях. И вот я это почувствовал с первой игры очень сильно. Человек готовился! :) Пандемия же... И её автор Мэтт Ликкок... Я готов умереть от красной, синей, желтой и, ладно уж, черной болезни, но игра (буду говорить мягко) есть невежество и, скажем, euro-abstract, чтобы не обижать никого :)
Но ведь надо кинуть всё-таки "какашечку" в тов. Крузо и тов. Пятницу. Я и моя любимая считаем, что игра... НЕреиграбельна! Интересно, есть подобные мнения? Каждый раз - одно и тоже! Сыграть десять раз в одну миссию Особняков Безумия в тысячу раз по ощущениям свежее, чем сыграть во все 6 миссий базы Робинзона. Нам эти стопки карт реиграбельности не делают; решения, развитие сюжета - все об одном и том же. Игра встаёт поперёк горла уже просто, когда её вижу.
В целом игра отличная и Топ100 boardagamegeek.com заслуживает без сомнения. И ни черта не солитерная, если вы играете в кооперативки как в кооперативки, а не как в игры с самим собой - возможно, вы наблюдали таких людей за вашим столом. ;)
Но я считаю, что не хватает ещё одной вещи - таймера/песочных часов, так сказать минуты на обсуждение как в Что? Где? Когда? А если какие-то фишки не выставились, то они автоматически идут лечится. :) Вот так. Видимо, Игнаций не видел эту передачу)
По наблюдениям, атмосферность - это скорее вопрос субъективных фломастеров, а не объективной проработанности, как и контролируемость рандома, кстати. Если "зацепило" - то и атмосфера из пальца отыщется, и рандом будет контролируемый, у любого фаната "Призраков" спросите
Робинзон Крузо определенно стоящая игра! Спасибо за такойиинформативным и точный отчёт! Ничего лишнего! Все по существу. От себя скажу, что в Эту игру мне хочется сесть и ещё не один раз! Оформление, сюжет, атмосфера на высоте, но только при одном условии, за неё должны садиться равнозначны по уровню игроки, если получается ситуация, когда один или даже два игрока по уровню и знанию игры выше, то игра скатывается в никуда, так как один всем говорит что делать, а остальные тупо выполняют его указания, это в абсолюта конечно же! В общем советую поиграть, а там уже определиться ваше или нет! Автору большое спасибо!
Реверанс издателю, который сначала косячит, а потом не отказывается исправлять косяки, это слишком
Не защищаю ХВ ни разу, они с браком уже совсем обнаглели конечно, но не косячит тот, кто ничего не делает. А если косяки хоть как то стараются исправить и идут навстречу - это уже хорошо.
Но это не реверанс, а норма:)
Все верно написал и описал. Органайзер надо придумывать сразу же, после того, как сыграется хотя бы одна партия.
Кроме органайзера в своей коробке я попозже решил все сетапные материалы тупо закинуть в один пакетик. Это тоже уменьшает время расклада.
А игра да, атмосферная очень! Правда я заметил, что более 2х партий за раз очень тяжело в нее играть. Надо брать или филлер после нее или же вообще другую игру.
И да, обзор зачет!
Хороший обзорчик вышел.
По поводу сетапа - действительно беда. Пока не было органайзера иногда именно сетап и сбор игры меня отталкивал от того чтобы достать коробочку и разложить партеечку. До сих пор как вспомню все эти бесконечные зиплоки со всем-всем - бррр, жуть в общем ))