Дело было на январские праздники. Наконец-то выдалось несколько дней выходных, когда можно было с удовольствием насладиться любимыми настольными играми и познакомиться с новыми. Понимаю, что многие из вас любят, когда в отчёте представлено сразу несколько красивых коробок и краткое мнение о них. Но я буду стараться придерживаться традиций и делиться своими впечатлениями более подробно.
Для тех же, кто не всегда готов читать развёрнутые тексты, можете просто посмотреть фотографии, а моё итоговое мнение - игра понравилась! =)
Атмосфера зашкаливала... Может благодаря камину и дикому холоду в доме?
Стартовая раскладка игровых компонентов очень хорошо расписана в правилах игры. Буклет прилагается, если что. Поэтому перейдём сразу же к сути. Весь игровой процесс состоит из нескольких раундов, каждый из которых делится всего на 4 фазы.
1. Набор карт.
Игроки в начале каждого раунда пополняют карты на руках из имеющихся на игровом поле колода. При этом на руке игрока не должно превышать пяти!
Вдалеке виднеется подставка для игровой колоды, которой очень хотелось растопить в дальнейшем баню!
2. Бросок кубиков. После броска игровых кубиков.
Первый игрок бросает все пять игровых кубиков, выставляет их на специальные места по возрастанию. За каждую выпавшую пятёрку или шестерку каждый игрок берёт себе жетон угрозы того же цвета, что и кубик. Если у игрока соберутся три жетона угрозы одного цвета, он получит определённый штраф. А бедствий хватает. Это и наводнение, и чума, и бунт, и пожар, и даже дворцовые интриги… Ну разве не прелесть?
Игроки, по желанию, также могут продвинуться по шкале репутации. Для этого нужно заплатить стоимость продвижения, равную сумме всех выпавших 1 и 2 на кубиках.
Где-то в середине игрового процесса...
3. Розыгрыш карт и выполнение действий (основная фаза игры).
В этой фазе каждый игрок по очереди играет одну карту с руки для того, чтобы выполнить одно из шести доступных действий.
4. Проверка лидерства и смена первого игрока.
Когда каждый игрок разыграл 4 карты из руки, приходит время узнать, кто лидирует в одной из трех категорий — продвижение по шкале репутации, наибольшее число персонажей, наибольшее количество построенных каналов. Лидеры могут меняться каждый ход, но став лидером единожды, вы сохраните полученные за это очки до конца игры.
Игра завершается, когда заканчивается одна из колод персонажей. Выигрывает участник, набравший максимальное количество победных очков. А вот количество этих самых очков будет напрямую зависеть от того, насколько эффективно вы будете использовать все доступные возможности и естественно от того, как карта ляжет…
С правилами не расставайтесь...
Оформление и исполнение. К сожалению, предвзятое отношение к отечественным локализациям (и это несмотря на систематическое улучшение), даёт о себе знать. Любой недостаток начинается раздуваться до неузнаваемых размеров только потому, что игра издана для России. Но надеюсь, что в скором времени мы (а особенно я) от этого отойдём и будем больше обсуждать именно качество самого игрового процесса. А пока… К очевидным минусам придётся отнести: качество картонных жетонов (смещение центра изображения, неприличные заусенцы, блёклая печать на монетах), сомнительное исполнение «подставки» для карточных колод и отсутствие органайзера для огромного количества игровых компонентов. Все остальные замеченные изъяны окажутся скорее субъективным мнением каждого. Говоря же о неоспоримых плюсах обязательно нужно упомянуть качество печати игральных карт. Вот уж не думал, что мы будем такими темпами идти в сторону улучшения. За это отдельно спасибо.
В доме живёт собака! Без хозяина... Подозрительно!
Тематика. «А вы, друзья мои, говорите, что о вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!» — Ницше.
Честно говоря, крайне сложно рассуждать, к тому же в сослагательном наклонении о том, что бы произошло, если игру выпустили в совершенно другом сеттинге (время, место, условия действия). Строительство зоопарка, парка развлечений, космическая тематика или очередная проблема на земле или бескрайнем космосе… О вкусах и предпочтениях можно спорить бесконечно, а можно не забивать себе этим голову. Но лично для меня, тематика средневекового градостроения невероятно близка. Вспомнить хотя бы те же Замки Бургундии или Замки безумного короля Людвига. Уютно, тепло… А какие вы любите получать эмоции от игры?
Подготовка к игре. Если вы не любите заниматься перед игрой сортировкой десятков мелких кусочков картона и дерева, возьмите за правило — заниматься этим в конце каждой партии (и пусть это делает проигравший — так и стимул хороший будет следить за игрой). Очевидно, что игра страдает стандартной болезнью для всех игр с большим количеством мелких деталей. Чтобы подготовиться — потребуется время. Минут 10. К счастью, автор максимально постарался упростить этот процесс и стартовые условия, в которых начинают игроки достаточно просты: 5 того, 5 сего и немножко этого. Всё достаточно просто, но в правила всё равно придётся первое время заглядывать.
Цена. «Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много.» Ильф и Петров. Никто с ними не знаком? Опять приходится возвращаться к одному и тому же вопросу. Рекомендованная розничная цена в России на одну коробку составляет 1 990 рублей. А вот в Европе и Америке на начало февраля 2016 года средний ценник порядка 40-50 долларов. Можно затеять дискуссию про соотношение цена — качество, уровень жизни и продовольственную корзину настольщика, но это всё тлен. Лично я считаю, что игра стоит своих денег. Выполнена на должном уровне и вложения оправданы. Если вы не согласны со мной… Нужно либо больше зарабатывать, либо срочно менять своё увлечение на что-то немножечко попроще. Без обид, друзья.
А ты будешь строить канал! Следующий!
Правила. «Не так страшен чёрт, как его малюют». Игровые правила расписаны на 12 листах с невероятным количеством иллюстраций. Написаны достаточно спутано и сумбурно (но вряд ли их возможно структурировать более чётко). А учитывая содержание коробки…карточки, жетоны, фишки, непонятные кусочки картона и снова карточки, кажется, что разбираться с этим ворохом букв, фантиков и наглядных примеров придётся минимум несколько часов. Уже не раз сталкивались с подобным. Ведь не забывайте — порог вхождения в игру крайне важен для среднестатистического любителя настольных игр. И если правила не позволяют разобраться в игре с первого или второго раза, то скорее всего её ждёт барахолка. И это в лучшем случае. Но не переживайте. Достаточно разложить начальную игровую раскладку, запастись капелькой вина терпения и начать читать. В целом на изучение правил у вас уйдёт одна игровая партия (минут 60). Рекомендуется, совершая первые ходы, по очереди использовать все возможные игровые действия, чтобы понять их принцип. Например при розыгрыше карты пусть первый игрок получит работников, второй заветные гульдены, третий сбросит маркер угрозы и так далее. Действуйте последовательно, играйте в открытую и не пытайтесь понять всё и сразу. Только в этом случае вас ждёт успех. Как в дальнейшем окажется — правила элементарны. И это правда. От игры потом будет не оторваться.
Механика. Если вам сложно переваривать большое количество информации — смиритесь. Игра даёт столько возможностей для заработка победных очков, что никаких подсказок не хватит. Глаза разбегаются. Поэтому холодный сухой расчёт придёт только с опытом. Считать это недостатком или достоинством — дело каждого.
Если же говорить общими словами, то ничего нового игра не открывает. Если ищите сравнения или чего-то более похожего, у меня например возникла ассоциация с Замками Бургундии. Спорная, но всё же.
Самое интересное, что стоит отметить в используемых механиках игры — чёткая взаимосвязь между возможными действиями, цветом карт, выпавшем значением на игровом кубике, цветом имеющихся или получаемых рабочих и так далее. Это делает игру интуитивно понятной и достаточно простой.
Если действия расходятся с игровыми правилами, прав оказывается тот, у кого есть в запасе нож...
Если же говорить о недостатках имеющихся механик, то нельзя не отметить принцип набора карт в начале раунда. Во-первых, совершенно неудобные разваливающиеся подставки для игровых колод. Во-вторых, набирая руку — волей неволей игрок может увидеть цвет не только следующей карты, но и… карты прилипают друг к другу и брать по одной их крайне сложно. А этот момент сильно влияет на игровой процесс. Использование специальных устройств для выдачи карт как в покере упростило бы игру, но моментально увеличило бы её конечную стоимость. В общем страдайте или оправдывайтесь, что это у автора статьи руки кривые. Всё возможно =)
Влияние элемента случайности. Неоспоримый факт! В игре целых пять шестигранных кубиков и 165 игровых карточек, которые замешиваются в несколько колод. В зависимости от выпадающих значений игроки получают те или иные привилегии, но чаще страдают от переизбытка бед и несчастий. Полученные же случайным образом карточки и вовсе практически полностью определяют дальнейшую стратегическую составляющую. По крайне мере направление задают безусловно. И не забывайте, что часть карт в игре не участвует… Но не расстраивайтесь поклонники сухого расчёта. Здесь и вам будет над чем подумать. Просто решения придётся принимать в онлайн режиме. Постоянно держа руку на пульсе и учитывая текущую ситуацию. А это куда интереснее, чем рассчитывать на 10 ходов вперёд. А если вы вспомните, что в этой евро игре вполне неплохое уровень взаимодействия между игроками и влияния на их развитие…
Уровень взаимодействия между игроками. Никогда не думал, что игры европейского стиля, смогут гармонично содержать в себе сухой расчёт и возможность участия в конфронтации с соперником. Как правило вы занимаетесь собственным развитием и максимум, что может сделать оппонент — предугадать и попытаться слегка спутать карты. И то — косвенно. Здесь же можно напрямую испортить отношения с соседями. Влияйте на район ваших соперников, поджигайте чужие дома, разрушайте их речные каналы, грамотно используйте персонажей, отвечающих за взаимодействие между игроками… Невероятный плюс к игровой механике, но не увлекайтесь. Цель в игре совершенно другая!
Реиграбельность. 165 карт! 5 кубиков! Мне кажется, что этого достаточно для понимания того, что вы вряд ли повторите уже однажды разыгранную партию. А если говорить о том насколько захватывающий и азартный игровой процесс вас ожидает… Лично мной проведено несколько десятков партий и к игре по-прежнему тянет. А это очень большая для меня редкость. Как правило, после того как распробовал — больше не хочется. Может в типографской краске замешан… Нет. Даже думать об этом не буду. Лучше пойду разложу ещё одну партейку… И пусть даже один!
Атмосфера. Скажу вам только одно: игра настолько сильно зацепила, что через несколько дней после захватывающих градостроительных партий нами были куплены билеты в этот прекрасный бельгийский город. С нетерпением теперь ждём апреля, чтобы насладиться ароматом средневековой истории и почувствовать всё на кончиках своих пальцев… Ждите отдельного фотоотчёта на эту тему…
Тесно, холодно, бокалы вина и треск камина... Ещё бы я атмосферу не почувствовал!
Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Несмотря на то, что средняя продолжительность игровой партии около 60 минут, скучать не придётся. Раунды проходят достаточно динамично, хотя бывают небольшие провалы у особо задумчивых. Это никак не мешает и не портит впечатление, поскольку появляются лишние секунды продумать интересную многоходовочку. Ведь ситуация на поле меняется постоянно
Оптимальный игровой состав. Согласно мнению читателей и участников информационного портала настольных игр boardgamegeek.com игра идеально раскрывается при участии 3 игроков. Спорить сложно. И вероятнее всего это действительно так, поскольку при игре вчетвером игра выглядит слегка затянутой, за счёт ожидания собственного хода, а при игре вдвоём… Всё-таки соревновательная составляющая крайне важна. Особенно, учитывая дополнительные победные очки за лидерство по трём направлениям… сложно выяснять отношения вдвоём. Ведь нельзя устроить чемпионат, в котором только два участника. Не так вкусно, однобоко и слега приторно, но на любителя.
Информативная загруженность компонентов. Естественно можно и нужно придираться, к тому, что игровые компоненты слегка перегружены. Хотя слегка понятие спорное… Одна игровая карточка содержит в себе невероятное количество обозначений: цена, количество победных очков, описание, особое свойство, наименование, изображение, цвет и так далее… Казалось бы — к чему? Это особенность игровой механики? Нет! При желании добрую половину (изображения справа карты), которая служит подсказкой по допустимым игровым действиям можно попросту опустить. Станет гораздо легче… Зачем дублировать кругом правила (ведь есть карточки-подсказки)? Другую половину… придётся оставить. Выхода нет.
В остальном… Лично мне оказалось достаточно просто ориентироваться среди десятков жетонов и фигурок рабочих. Видимо всё-таки атмосфера сильно повлияла… Да и реклама у игры очень хорошее. Чего только имя автора стоит… Хотя для бОльшего успеха игры (применимо практически к любой) я бы всё-таки рекомендовал выполнение единственного обязательного условия — минимизация визуальной перегруженности.
Игровое пространство. Стоит понимать, что если игроку требуется собственное игровое пространство… к тому же если речь о градостроительной игре… да, и игровое поле требуется для подсчёта очков… Думаю, что вы понимаете, придётся хорошенько подготовиться. Не факт, что вам хватит обеденного стола при игре вчетвером. Даже если потеснитесь, на коленках кто-то будет держать правила, второй станет отвечать за банк, третьему в процессе придётся заниматься поиском игровых кубиков, которые то и дело стараются покинуть игровой стол. Поэтому, чтобы получить истинное наслаждение, продумайте все нюансы заранее. И не пугайтесь этих строк. Просто я в своём роде перфекционист.
Обеденный стол на шестерых между прочим!
Резюме и рекомендации.
Плюсы или положительные стороны:
Недостатки или отрицательные стороны:
Я несомненно буду рекомендовать эту игру своим друзьям, знакомым и потенциальным покупателям (12+), ищущим себя в мире настольных игр. Почему? Игра отвечает трём крайне важным, как я считаю, параметрам: качественное оформление, захватывающий игровой процесс, сравнительная простота игровых правил. Цена будет четвёртым и не столь важным в данном случае. Ах, если бы она оказалась в пределах золотых 1500 рублей… Но даже за заявленные 1 990 рублей, вы получаете шикарную градостроительную игру, которая вызывает непередаваемые эмоции и оставляет неизгладимые впечатления… Напомню, что лично я после общения с этим шедевром, приобрёл два билета в этот прекрасный город. Будьте осторожны — прячьте свои кредитные карты. Игра может определённо вызывает зависимость…
Уже скоро пакуем чемоданы...
Хронология впечатлений была следующая. Открываем коробку и радуемся качеству её содержимого (скорее даже удивляемся). Я уже не раз говорил о том, что успех любой игры напрямую зависит от оформления и дизайна. Здесь сразу же чувствуется тепло и хочешь не хочешь, но организм настраивается на приятное времяпрепровождение. Далее были правила. Объёмные, глубокие и беспощадные. Люблю последовательность действий, но здесь множество условий, оговорок, страшные понятия «фаза» и «раунд», десятки действий и в глазах пестрит много лишней информации. Именно в этот момент я подумал — всё! Мои партнёры по игре останутся в этой трясине и нет нам спасения. Но на помощь пришла логика, а любовь к последовательности и вовсе разрешила проблему. Каждый игрок в открытую выполнял предписанные правилами действия, несмотря ни на что. Именно благодаря такому механизму, правила были разжёваны в течении 15 минут и начались настоящие бои…
К чему рассказывать о тактиках, планах, подстрекательствах и попытках конфликтовать с соперниками? Кто-то строил разноцветные кварталы, другие занимались расширением каналов, третьи решили отстроить преступный квартал, что не вспоминается сейчас без улыбки. Было многое и многое ещё предстоит, поскольку игра так сильно затянула, что пройти мимо — это приложить усилие…
Отличная градостроительная игра с десятками способов заработать победные очки. Главное помнить, что решающее слово — последнее. Не расслабляйтесь и обязательно познакомьтесь с этой игрой. Возможно скоро она пропадёт с витрин магазинов и будете кусать локти… Ведь так уже было с Агриколой, Плоским миром и многими другими…
(С более подробным отчётом по традиции вы можете ознакомиться по ссылке)
А что не так с подставками под карты? Жетоны да, очень убогие, как обычно у МХ, но остальные компоненты неплохого качества. Карты меня, кстати, тоже порадовали.
Во-первых, мы их очень долго не могли правильно собрать, несмотря на инструкцию. Можно списать на наш недалёкий ум. Но после того как мы одолели эту головоломку, подставки стали постоянно разваливаться. Предложение - проклеить не подходит, поскольку в комплектации игры клей не предусмотрен =)
Ну, а во-вторых сам принцип набора карт из этих подставок... Не буду повторяться. Описывал в особенности механик.
Перевернуть карты в подставках вниз головой не пробовали?)
Не поверите, пробовали тянуть с закрытыми глазами. Но! Ощущения не те =)
Ну правильно, играть с едой за столом (капли вина, крошки с ножа) - понятное дело карты у вас будут склеиваться. )
Расположив карты вверх ногами (не как указано в правилах) то подставки очень удобные. Даже, если зацепили нижнюю карту, цвет её не увидите.
уже давно так практикуем, подтверждаю, цвет карты не виден
Хороший план ;) Согласен!
Я вот тоже профессиональный сборщик подставок :) После долгих мучений скрепил снизу канцелярской скрепкой. Держится отлично, выглядит отлично от других)
Неделю назад собирал эти подставки, никаких сложностей не возникло, в собранном виде ничего не разваливается, стоят устойчиво, очень удобны во время игры.
Забыл добавить - я еще никогда не видел настолько хорошо оформленных правил как в Брюгге. правая часть страниц чисто под примеры, а в левой части все пронумеровано и выделены жжирным важные аспекты.
После карточного Pathfinder любые правила хороши, но эти прямо выделяются.
Насчет визуальной перегруженности. Вы знаете, несмотря на наличие информационных карточек достаточно часто задавались вопросы, ответ на которые можно бы было найти на игрой карте: "Сколько работников?" "Какого цвета?" "А синий это чума?". Стоило только сказать, что ленточка справа для информации - вопросов стало меньше. Очень хорошо, тчо лента сделана под цвет карты хотя бы потому, что элементы на ней того же цвета и не так отвлекают от остального пространства карты. Мне кажется это сделано в том числе и для "долгодумов": вот он сидит и перебирает все варианты в голове. Удобно ли ему будет постоянно крутить голову от инфокарты к своим картам? не думаю. Поэтому я считаю, что наличие всех возможных эффектов от карты на самой карте, это здорово. Возможно это и перегружает чей-то мозг, зато сокращает даунтайм.
Если вы похвалили цену, то не стоит жалеть, что нет органйзера. Вы же понимаете, что бы это была за цена.
С вашей стороны так и напрашивается минус по поводу качества компонентов =) (К слову, у меня в наборе попадались поломанные деревянные мипплы)
P.s. небольшая предыстория игры написана на задней части коробки.
1900 рублей дорого..хм, ну да. Мне игра досталась за 1490 (как раз те самые заветные полторы тысячи), в этом и есть прелесть краудфандинга.
Разделяю ваши эмоции, игра мне тоже очень понравилась! Играли вчетвером и я даже не заметил как закончилась партия! :-)