Текст посвящён официальному релизу Codenames в России!
В последние несколько месяцев не утихает шумиха вокруг настольной игры, о которой не слышал только ленивый. Шикарная задумка автора и грамотная маркетинговая кампания российского издательства взбудоражили умы миллионов в нашей стране. Новость о локализации мирового бестселлера (а говорим мы сейчас о Codenames) и вовсе изменила сознание многих. Неужели в России наконец-то появился достойный конкурент таким известным играм как Мафия, Диксит, Активити и иже с ними? Неужели мы двигаемся дальше?
Замечу, что детище известного чешского геймдизайнера Vlaada Chvatill (автора сей замечательной игры, более известного по таким серьёзным вещам как Trough the Ages, Space Alert, Galaxy Truckers, Dungeon Petz и Mage Knight) в нише так называемых Partygame (игры для вечеринок) заслуженно занимает на сегодняшний день первое место среди игр подобного жанра. А по версии известного информационного портала, посвящённого настольным играм boardgamegeek.com, Codenames входит в 20 лучших игр мира. Разве можно пройти мимо, когда столько лестных слов об одной игре? И так ли она идеальна, как о ней говорят? Шедевр или подделка? Давайте знакомиться! "Кодовые имена"... Игра, получившая мировое признание всего за несколько месяцев...
Давайте разберёмся в игровой механике на конкретном примере...
Специальную карточку-ключ видят только капитаны (но для наглядности на фото прилагается и она). Исходя из стартового задания, синим предстоит угадать 9 слов: тарелка, вилка, кольцо, верфь, осьминог, опера, взгляд, род и галоп. А это на одно больше, чем у красных: линия, запах, сантехник, колода, почка, кокетка, червь, ключ. Ну, что? Можете связать эти слова? Команда синих начинает первыми (согласно сигнальным маячкам на карточке-ключ), именно поэтому, для соблюдения баланса, им предстоит угадывать немного больше.
Итак, капитан синих изучает игровое поле, обязательно обращает внимание на слово "свидетель" за которым прячется убийца (если команда укажет на него - она проиграет) и пытается построить ассоциативный ряд.
В итоге, капитан выдаёт: "Посуда 2" (а дальше сидит с абсолютно отстранённым видом и не показывает ни одной эмоции, слушая обсуждения - это очень важный момент!). Предложенный шифр означает, что он нашёл на игровом поле 2 слова, которые ассоциируются с посудой. Теперь команде предстоит угадать, что это за слова и у них будет только 2 попытки. Они совершенно верно указывают на вполне очевидные вещи - Тарелка и Вилка. Что может быть проще? Синие отмечают слова своими жетонами и ход переходит к команде соперника.
Обратите внимание, что все предположения, команда высказывает по очереди. Выбрав один из вариантов, они показывают на эту карточку. Если команда ошибается, ход незамедлительно переходит к сопернику.
Капитан красных решил сразу же вырваться далеко вперёд и предложил своим подопечным: Марио 3. Таким образом команда имеет три попытки +1 дополнительная. Использовать все необязательно. После совещания, участники вспомнили компьютерную игру и с удовольствием открыли три карточки: Сантехник, Ключ и Запах. У каждого логика разная. Поэтому не удивляйтесь, если ваши ассоциации не имеют с этими словами ничего общего. В этом и есть вся соль! А когда до обсуждений дойдёт...
Далее капитан синих, решил не рисковать и предложил простую ассоциацию - Свадьба 1. То есть указал на одно конкретное слово, имея в виду Кольцо. Вроде логично. Не правда ли? Тем временем команда в своих рассуждениях может дойти до Свидетеля в ЗАГСе (который автоматически закончит игру), или указать на Пляж. Ведь свадьба, медовый месяц и прочее. Очевидный вариант оказывается не таким уж и очевидным...
В итоге, кто первый отметит всех своих агентов - и будет победителем... Всё гениальное - просто!
Оформление и исполнение. Мне всегда был близок минимализм и авторский дизайн. Игра выполнена очень стильно. Никакой лишней информации, никаких пёстрых цветов, всё по делу. Одно удовольствие смотреть на игровые компоненты. Но! Только смотреть... Увы, качество исполнения карточек с кодовыми словами оставляет желать лучшего. И это несмотря на то, что вырубка и уровень печати на достойном уровне. Основная проблема - тонкий глянцевый картон, который при любом контакте с руками игроков имеет свойство терять свой первозданный вид (мягко говоря). Казалось бы мелочь. Но из таких мелочей и складывается общее впечатление. Добавим сюда ещё бесполезный, как выяснилось, инлей. Идея хороша, но опять же исполнение. Проще было уменьшить в два раза коробку, чтобы все компоненты плотно прилегали друг к другу. Но как говорят маркетологи - люди в первую очередь смотрят на упаковку. Поэтому, чтобы что-то продать, нужно чем-то пожертвовать. Долой эргономику, поднимаем продажи. Видимо так... Но буду объективен. Исполнение выше среднего. И всё ещё есть к чему стремиться... (более подробно о качестве исполнения, вы сможете найти в моём блоге)
Тематика и Атмосфера. Удивительно, но антураж к игре подобран просто замечательно. Хорошая идея и реализация. Мне понравилось. Возможно кто-то скажет, что сюжет игры притянут за уши, а сама игра больше похожа на словесный морской бой... На самом деле это совершенно не важно. Не нравится вычислять агентов? Считайте, что это просто головоломка. Игры подобного плана не несут по своей сути никакой истории или сюжета, они и не претендуют на это. Важен сам процесс, работа с ассоциациями, логика, дедукция, удача в конце концов и хорошее настроение. А уж как вы видите вокруг всё происходящее... дело каждого.
Подготовка к игре. Аккуратно перемешиваем карты, готовим стартовую раскладку на игровом столе, выбираем карточку картотеки и... Две минуты, все в игре. Отличный результат. В следующей раз сможете быстрее...
Цена. Не всем по нраву данная рубрика. Поэтому не буду долго рассуждать. Просто приведу цифры. В России рекомендованная розничная цена - 1290 рублей, в Америке 15 долларов США. Вывод: благодаря своей доступности, охвачена широкая часть целевой аудитории. А учитывая простоту правил, отличную рекламную компанию, известное имя автора... продажи должны быть стабильными и уверенными. Что будет дальше? Посмотрим...
Правила. Правила игры просты как три копейки. Один загадывает, другие отгадывают. Но не стоит забывать про определённые нюансы. Именно в них и кроется зачастую вся суть и именно благодаря некоторым тонкостям, можно вырвать у противника победу прямо из под носа. Всё-таки я бы рекомендовал начинать с более опытными игроками. Они смогут объяснить, в каких случаях целесообразно использовать ассоциации с цифрой 0, когда команда получает право на использование дополнительной попытки, для чего нужно запоминать предыдущие подсказки и прочее. Конечно же всё приходит с опытом. Поэтому не стоит ничего боятся. Внимательно прочитайте вместе правила и вперёд! И следите за хитростями соперников... Играйте честно!
Механика. Многие, наверняка, считают, что любой partygame - это бездумное веселье, смех и дуракаваляние. Загадай слово, покажи его, нарисуй или чего больше - слепи из пластилина "ласты на каблуках". Не так всё просто. Игра не зря получила признание среди любителей серьёзных настолок, где нужно хорошенько подумать. Вот он - ключ к успеху. В Codenames нужно думать. Но не забивать свой мозг вычислениями и попытками просчитать соперника, а размышлять, запоминать и предугадывать. Скажем так, мозг не загружается на все 100 процентов, он работает в фоновом режиме, но порой активизируется и выбрасывает в кровь миллионы эндорфинов после угаданного слова. Добавим к этому командую игру, в которой родится не мало споров, разночтений и совместных гениальных идей... И вуаля! Всё гениальное - просто...
Уровень взаимодействия между игроками. Перед вами командная игра. Обсуждайте, взвешивайте все "за" и "против", размышляйте, предлагайте даже самые нелепые ассоциации. Здесь нет никакой внутренней конкуренции. Соперник - команда противника. Поэтому все ваши действия должны быть слаженными, мысли чёткими, сознание ясным. Научитесь доказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других и молниеносно решать совместную задачу. Только так можно будет одержать победу...
Реиграбельность. В игре присутствует 200 двухсторонних карточек с кодовыми именами. Соответственно 400 слов. 400 слов, Карл! А сколько возможно комбинаций? И сколько ассоциаций можно для этого придумать? А 40 листов картотеки для капитанов... Боже, храни королеву. Игра бесконечна...
Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). В игре предусмотрены песочные часы. В целом, вещь бесполезная, поскольку как правило ход переходит от одной команды к другой в течении одной минуты и проблем не возникает. Поскольку за обсуждением соперника следить не менее интересно, чем участвовать в своём, вы даже не заметите, как уже ваш ход. Но если вам попались игроки, предпочитающие думать, да так, что начинает клонить в сон, используйте ограничение времени на размышления. Я с таким ещё не встречался. Разработчики же предусмотрели все варианты развития событий...
Оптимальный игровой состав. Вопрос на самом деле очень сложный. Но скажу так, тестировали игру совершенно разными составами. Как в части половой принадлежности, так и в части количества игроков. Команды могут иметь неравные составы. Это не меняет сути происходящего. Поэтому не стоит зацикливаться. Пробуйте, импровизируйте и вы найдёте золотую середину. Ну, по крайне мере, мне так показалось...
Информативная загруженность компонентов. Игра идеальна, если вам не приходится лишний раз задумываться о том, что изображено на том или ином игровом компоненте. Всё предельно просто и нет ничего лишнего. Несколько сотен недвусмысленных слов, удобное и грамотное решение дизайнера (слова продублированы на карточках дважды, для удобства чтения), отсутствие слишком ярких и броских цветов. Отлично! Хороший эталон для "правильной" игры.
Игровое пространство. Единственная проблема, которая может возникнуть - как разместить всех игроков, чтобы всем было удобно и видно? В идеале два капитана сидят рядом друг с другом, а перед ними карточки с кодовыми именами (благо на них продублированы слова так, что их возможно прочитать вверх тормашками) и карточка-ключ. Все остальные располагаются напротив. Сколько вы сможете разместить у себя человек (на шестиметровой кухне), зависит от пространства, в котором вы играете. Сама же игра может скромно уместиться и на журнальном столике. Большего ей и не нужно... Это несомненный плюс...
По традиции разберём игру на чёрные и белые составляющие.
Плюсы или положительные стороны:
Недостатки или отрицательные стороны:
Несмотря на отмеченные недостатки, которые в большей степени относятся к исполнению игровых компонентов (остальное поправимо) и являются лишь моим субъективным мнением, я буду рекомендовать эту игру всем без исключения! Отпускается без рецепта! Если вы собираетесь большой компанией, устали от серых будней и хотите наконец-то окунуться в живое общение, спрятав подальше цифровые гаджеты и забыв про социальные сети, возьмите с собой Codenames. Попробуйте найти отличия в женской и мужской логике, научитесь слушать и слышать, попытайтесь думать как ваши коллеги по команде, друзья и знакомые, принимайте совместные решения, доказывайте, убеждайте и отстаивайте свою точку зрения, получайте ни с чем не сравнимое удовольствие... Да-да. Всего 5-10 минут, а вы успеете сделать всё вышеописанное. И вас будет не оторвать... Будьте осторожны - может вызвать зависимость...
Несколько месяцев назад я познакомился с невероятно простой абстрактной игрой Battle Sheep. Она вызвала у меня некий набор эмоций, который я в результате именовал в своей голове - "вау-эффектом". Это было что-то необыкновенное и невероятное. Такой коктейль химических реакций в организме, который полагаю можно сравнить с действием морфина... Не думал, что однажды это со мной случится вновь. А случилось. И я бы сказал, что эта игра оказалась сильнее и забористее. Вау-эффект в квадрате. Вот уж не думал, что простенький partygame на ассоциации вызовет такую бурю... Может быть я из тех любителей Диксита и не стоит мне лезть разбираться в серьёзных настолках? Нужно обязательно подумать над этим вопросом на досуге...
В чём же секрет успеха Codenames? Возможно простота и доступность правил, возможно совершенно новая игровая механика, имеющая лишь некие схожие черты с давно знакомыми играми, а может хороший маркетинговый ход. Вопрос риторический, потому что ответ у каждого будет свой. Лишь одно можно сказать с уверенностью - к игре хочется возвращаться снова и снова. Хочется экспериментировать, находить правильные решения, общаться и просто заряжаться положительными эмоциями. А ведь это самое главное. Это именно то, ради чего мы собираемся вместе. Наслаждаемся и получаем удовольствие. Живём другими словами. Скучать никому не придётся. Проверено!
Определённо буду рекомендовать всем и каждому!
(С более подробным отчётом по традиции вы можете ознакомиться по ссылке)
" предложил своим подопечным: Марио 3. Таким образом команда имеет три попытки (при этом не обязательно использовать все. Можно отложить и на следующий раунд)" - опечатка - команда имеет 4 попытки.
да и отложить, мягко говоря, нельзя. Независимо от факта "откладывания", команда в следующий ход будет иметь количество попыток, зависящее от новой подсказки капитана.
Ну еще такой интересный момент в правилах: можно назвать числа 0 и "любое". Открывает просторы.
Я очень даже в курсе) Скоро год будет, как мы играем в эту прекрасную игру на одном небезызвестном форуме))
Судя по примеру из правил, это возможно только если не тратил одну попытку в прошлый ход. А из описания общего следует, что всегда +1. Спорный момент. Поправьте, если не прав.
Всегда +1.
"Игроки могут дать на одну отгадку больше, чем число, названное капитаном."©
Просто если до этого команда ни разу не облажалась, использовать этот "+1" им бессмысленно - никакой инфы нет, только если пальцем в небо тыкать, но это обычно слишком рискованно, и на это идут только в крайнем случае, например когда у второй команды осталось всего одно слово.
Поправил. Спасибо за замечание =)
Где хештег "продажные блогеры" и комменты про яйца? :)
А какую игру подделал автор?
Не ищите скрытых смыслов. Название статьи немного о другом )))
Люди замысловатым образом намекают, что в вашем случае это слово нужно было писать с одной буквой "д". В словаре можно посмотреть разницу между словами "поделка" и "подделка".
Я же замысловатым образом пытался узнать: это очередной Имаджинариум или всё-таки оригинальный Диксит. ))) Странно, что никто не подумал в этом направлении ;)
Поэтому вмё-таки 2хД )))
И зря. Статья не соответсвует названию
Гм. Тут можно говорить по противопоставлении "подделки" и "шедевра", то есть "Коднеймс - единица или пятерка?"
Не вставайте на мою сторону. Могут подумать, что работаем сообща...
Ну хоть рядом-то можно постоять?!
Только на свой страх и риск...
> Но буду объективен.
Ух ты.
Я все еще верю, что есть настольщики, мыслящие категориями менее масштабными чем миллионы и шедевры. Ну хоть где-то. Хоть один, блин.
Мне кажется, что об этой игре так можно сказать. Но это субъективная оценка как вы понимаете.
*Машет*
Привет. =ъ
Первый абзац - пафос настолько осязаем, что в ушах слышится эпический марш и видятся миллионы россиянцев марширующих за игрой.
Вторым абзацем можно вместо меда хлеб намазывать.
А разделе игровой состав-игровой состав забыли упомянуть про игровой состав. особенно про неравный. дважды (:
А органайзера, выполняющего роль инлея нет?
тема си... подделки не раскрыта.
Сиськи! Видишь, можно говорить это слово xD
- Скажите, можно кушать эти грибы?
- Можно. Но только один раз.
Си...
Нет, второй раз не рискну, хех.
Спасибо. Про игровой состав поправил. Вычитка страдает.
Насчёт пафоса... У каждого свои предпочтения и восприятия. Хотел подчеркнуть, что в России прошла очень хорошая маркетинговая акция. Пусть не миллионы ломанулись за игрой. Но хотелось бы видеть именно такую картину.
С органайзером и инлеем - тонко. ;)