Оценка пользователей
7.8533
Оценить:
-

StarCraft: здравствуй, Brood War

время: 22 января 2010

 Недавно я раздобыл себе коробку с дополнением и теперь доигрываю последние партии в базовую версию. После прочтения правил пришло осознание того, что передо мной совсем другая игра. Гораздо более разнообразная в плане возможностей. Вроде бы, и здорово, но добавление новых фишек всегда влечёт за собой усложение правил. А они и так были тяжелы, как наковальня на голову. На объяснения правил оригинального Старкрафта у меня обычно уходил час. За это время слушатели успевали устать, забыть, за чем пришли, отвлечься на что-нибудь другое или просто ляпнуть «А давайте разбираться по ходу». «Давайте», — сдавался я и продолжал рассказывать о многочисленных нюансах уже на живых примерах. Лишь немногие адепты могут напрячься настолько, что уже на втором ходу выдают нормальную игру, а не бесконечное перебирание карт, фишек и фигурок с вопросительным выражением на лице. Большая часть новичков пребывает в прострации до конца партии и выходит из неё в смешанных чувствах. Примерно половине из них игра всё же нравится, так что мои усилия и пара часов убитого времени не пропадают зря. И вот ещё одна коробка, по цене сравнимая с первой. Я долго шёл к её покупке, но, наконец, решился. Но перед отправкой базовой версии на покой мне хочется подвести кое-какие итоги. Не скажу, что оригинальный Старкрафт изъезжен мной вдоль и поперёк. Там ещё осталось много нехоженных тропинок, ни разу не использованных технологий или даже юнитов. Однако какие-то стандартные пути развития за каждую фракцию выработались. Вот по ним и пройдусь.

Тераны. Самая прямолинейная и простая фракция. Если у новичка нет желания копаться в колоде карт исследований, изучать характеристики юнитов, я даю ему охапку пехотинцев (marine), стелсов (wraith), крейсеров (battlecruiser) и наставляю на путь строителя космопортов. Когда новобранец набирается опыта и боевой закалки, в его стратегии мало что меняется. Те же три юнита, только уже больше осмысленности во взгляде и желание строить научные корабли (science vessel). Всё потому, что две другие ветки построек — все остальные «человечки» и наземная техника — бесполезны. Среди них нет ни ультимэйт-юнитов, ни надёжных средств защиты от вражеской авиации, ни полезных юнитов поддержки. Единственные более-менее адекватные ребята — грифы (vulture). И то лишь благодаря вторичному урону от мин. Но надобности в них обычно нет, лучше строить стелсы и не тратить время на всякую ерунду. В общем, это один из серьёзных недостатков базовой версии: у террана просто нет выбора стратегий. Есть один стандартный путь к крейсерам. Всё остальное — на страх и риск, если хочется повыпендриваться.

Зерги. Тут у нас серьёзные проблемы с воздухом. Зергу нечего противопоставить тяжёлым летающим юнитам с атакой/защитой в районе 9. Ну, кроме как брать количеством. В зерговском арсенале много дешёвых (1 ресурс) юнитов, которыми удобно заполонять вражеские планеты и отбирать у противников ресурсы. Выкурить их оттуда бывает непросто, несмотря на мизерные показатели атаки и защиты. Точнее, просто, но долго. Стратегий за зергов можно навыдумывать много, но обычно они сводятся к строительству всего подряд в разных последовательностях. Я предпочитаю действовать на вражеские нервы мелюзгой, параллельно развиваясь до муталисков и прокачивая как можно больше технологий.

Протоссы. Все лучшее здесь. Самые сильные юниты, море вторичного урона и убийственные технологии. Для поддержания справедливости ценники на протоссовские фигурки тоже сделали высокими. Помогает это слабо, и отдельно взятые юниты в народе всё равно считаются читерными. В первую очередь, речь о риверах (reaver). Требует всего одно здание, после изучения дешёвой технологии имеет 7 боевых карт, 5 из которых со вторичным уроном. Согласен, очень недурно. Практически каждый раз, когда кто-то в галактике демонстрирует готовность сделать парочку риверов, все остальные игроки дружно переходят на воздушные войска, и проблема решается. Вторым обладателем лавров нарушителя баланса считается архонт (archon). Стоит копейки, не требователен к проходным постройкам, в бою страшен и не скупится на вторичный урон. Но строить их бывает не удобно из-за необходимости всегда иметь под рукой двух храмовников (high templar). Собственно, на этих двух юнитах базируется большинство протоссовских стратегий. Риверам нужна поддержка, чтобы не расстреливали с воздуха, а архонтам никто не нужен, но можно помогать пси-штормами храмовников. Мне также нравится играть, развивая исключительно ветку авиации. Скауты неплохо работают в паре с зилотами, т.к. у них нет общих боевых карт, арбитры (arbitor) — отличные юниты поддержки и хорошо помогают вести войну на два фронта, ну а «батоны» (carrier) сравнимы по силе с Крейсерами.

Конечно, всё это условные и абстрактные рассуждения. На деле всё обычно складывается как попало и зависит от совершенно неожиданных факторов. От начальной расстановки, например. Или стиля игры. Далеко не с первой партии приходит понимание, что в Старкрафте важно не построить самую крутую армию, а… Вот тут даже не знаю, как сказать. Важно помнить, что победу дают не за уничтожение всех вражеских фигурок на карте. Во-первых, основная победа — по очкам. Сражаться нужно именно за них. Вместо этого игроки частенько ставят своей первоочерёдной задачей вынос конкретных противников. Вязнут в долгих и нудных осадах, теряя темп. Надо быть гибким и быстрым: нападать то тут, то там, терять планеты, которые трудно защитить, строить базы на новых, забрасывать войска в самые неожиданные места, заставлять врагов растягивать свои силы на несколько фронтов. Если появляется ощущение, что где-то сражение затянется или вообще сложится не в вашу пользу, не стоит его продолжать. Лучше собрать войска и напасть в другом месте. В большинстве случаев, игрок не в состоянии защищать все свои базы и контролируемые области с очками, а его основные силы собраны в одном месте. Раньше я всегда старался зашиться в самый дальний угол галактики и отрезать к себе все подходы, чтобы медленно продвигаться в одном направлении. Иногда это прокатывает: если на занятых планетах много очков и ресурсов. Но чаще противники, видя такого халявщика, кооперируются и начинают нападать с разных сторон. Теперь я, напротив, выбираю планеты с множеством «выходов» и «входов». Чтобы было, куда отступать и внезапно нападать. А всё это огромное «во-первых» написано для того, чтобы показать, что какой-нибудь слаборазвитый зерг способен одними только зерлингами заполонить всю галактику, нахапать кучу очков и в итоге победить, пока остальные будут тратить первые ходы на мирное развитие. И армия, вроде как, и вовсе не нужна. Во-вторых, есть ещё условия особой победы, которые срабатывают ходу этак на 5-м. Не получилось с очками — стремимся к спец. победе. Для неё не надо ни ультимэйт-юнитов, ни технологий. Знай себе — строй базы и контролируй побольше территорий. Уже упомянутый недоразвитый зерг вполне в состоянии разбросать свою мелюзгу по галактике и выполнить условие особой победы «три базы к началу третьего этапа». Сложность только в том, как продержаться и не нажить слишком уж много врагов.

Ещё все эти рассуждения о стратегиях больше неактуальны в Brood War’е. Разработчики поработали над балансом и добавили каждой фракции недостающие детали. Терраны получили медиков, усиливающих пехоту. Голиафы (goliath) научились оказывать достойное сопротивление воздушным юнитам, а танкам выдали новый тип урона Collateral Damage — это когда прямо в бою сносятся вражеские базы, рабочие и всё остальное, что под руку подворачивается. То есть у стратегии «стелсы-крейсеры» должна теперь появится равнозначная альтернатива. Наверное. Зергам добавили недостающего юнита класса воздух-воздух. Гидралиски научились превращаться в люркеров (lurker), правда, стоит это удовольствие недёшево, так что о практическом применении мне пока сложно судить. Появился и новый дешёвый (одноресурсный) юнит — заражённый терран. Протоссов, наоборот, слегка ослабили: теперь до риверов дольше развиваться, а архонты выросли в цене. Ну, и целый вагон прочих изменений и нововведений, неслабо так меняющих игровой процесс.

После написания предыдущего абзаца мне удалось сыграть пару партий в Brood War.
И вот, что я скажу: это действительно другая игра. С виду мало чего меняется: та же механика, те же фигурки и карты, просто их стало чуть больше. Но при этом игра с дополнением показалась мне раза в два сложнее оригинала. Самый серьёзный диссонанс вносят новые планеты. Точнее, не они сами, а новые области, в которых могут находиться либо только воздушные, либо только наземные войска. Это просто какой-то кошмар для неподготовленного мозга. Я до сих пор помню ту ужасную осаду крошечной космической станции, где за всю игру никто так и не сумел закрепиться сразу в двух областях.

Photobucket

 

А всё потому, что напасть из одной области в другую нельзя. И если один построил базу в наземной, а второй занял воздушную область, то первый не может строить на этой планете-станции авиацию, чтобы выкурить второго. Приходится нападать с соседних планет, и тут уже в ход идут модули ПВО, новые осадные модули и жетоны защиты. Попытка анализа действий соперника может привести к мигрени. Да и в целом, стало сложнее определиться с типом войск, потому как постоянно нужно переключаться с земли на воздух и наоборот. Ладно, это не то, о чём я собирался написать. О BroodWar я как-нибудь расскажу отдельно. А сейчас осталось перебрать фотографии на телефоне и воспроизвести несколько партий оригинального Старкрафта, прежде чем окончательно с ним распрощаться.


1. Игра в кафе, пять игроков, двое из которых — новички.


Опытные игроки направили свои приказы на мирную колонизацию соседних территорий, а оба новичка (синий терран и жёлтый протосс) схлестнулись за одну нейтральную планету. Попытки отговорить их от этого не увенчались успехом.

Photobucket

 

Я играл Алдарисом (оранжевый протосс). Играя за эту фракцию, я всегда иду в архонтов. Причины две: мало начальных рабочих для чего-то ещё и есть один драгун, что позволяет продержаться ход-два без постройки дополнительных войск. Этот раз не стал исключением, хотя я немного замешкался и не успел построить архонта на втором ходу. Зато напал на соседа зерга, забрал у него 2 победных очка и разрушил базу. Зерг в долгу не остался и высадился ко мне. Совершенно внезапно на мою планету направился и новичок синий терран. Но вместо того, чтобы уничтожить мою базу, он напал на зерга и они убили друг друга. В итоге мы трое остались без войск, но победных очков на этом ходу я огрёб прилично.

Photobucket

 

Photobucket

 

На третьем ходу я развился до архонтов и был впереди всех по очкам. Красный терран вытеснил новичка жёлтого протосса с родной планеты. Но новичок оказался не промах и сумел настроить огромную толпу драгунов и риверов, чем выбил себе новую планету и хорошо там укрепился. В общем, всё было здорово, но нас поджимало время, а по очкам побеждал я. Да и было не похоже, чтобы кто-то собирался их у меня отнимать. Боятся мне следовало разве что жёлтого протосса, но он был далеко. Самая обычная партия, ничего особенного.

Photobucket

 

 

 

2. Игра дома вчетвером. Играть умел только я, трое других были новички. Тем не менее, я чуть не проиграл. Выбрал себе зерга — за эту расу я играл хуже всего. Планов было много: настроить большую армаду мелочёвки и бросать её пачками во все стороны. Я захватил одну планету и начал нападать на третью, где пытался закрепиться оранжевый протос. Два других новичка начали выяснять отношения между собой.

Photobucket

 

Мой персональный противник сделал риверов и собирался далее строить архонтов с храмовниками. Я же столкнулся с проблемой: на планете, где мы воевали, было слишком тесно. Мои зерлинги и гидралиски не могли давить количеством при атаке, а в защите представляли собой жалкое зрелище. В итоге, я просто терял все свои войска, не зная, что делать с вражескими риверами. А враг тем временем изучил пси-шторм и вызов архонтов. Но ресурсов у меня было предостаточно, так что я отказался от гидралисков в пользу ультралисков и начал нападать сразу на две планеты противника. Медленно, но верно моя армия взяла верх. Тем временем жёлтый протос сперва теснил синего терана авианосцами, затем терран откинул агрессора крейсерами — драка там завязалась нешуточная. У меня не было ни одного воздушного юнита — напади кто-то их них на меня, кранты бы мне были. После этой позорной партии я играл исключительно зергами, пока, наконец, не выработал какую-то более-менее приличную стратегию.

Photobucket

 

 

 

3. Вот одна из таких партий. Нас было трое. Планеты легли криво: терран зашился в углу, а протосс направил свой транспортный корабль на единствуюю планету, куда мог пойти я. Таким образом, конфликт между мной (зерг) и Алдарисом (оранжевый протосс) грозил начаться с первого хода. Терран спокойно пошёл занимать пустую планету рядом с собой.

Photobucket


Протосс строит вторую базу, а я занимаю зерлингами всё свободное пространство на его обеих планетах. Он успел построить модуль ПВО, чем сохранил себе базы. Но толку, если все ресурсы заняты? Заключить мир и пойти ослаблять террана Алдарис отказывается.

Photobucket

 

На втором ходу Алдарисом предпринимается попытка освободиться от оккупации, но у меня уже есть муталиски. Терран развивается до крейсеров. Мы хором называем его трусом.

Photobucket

 

Photobucket

 

Дальше с помощью стражей я расчищаю одну из планет протосса, а терран нападает на него с другой стороны. Нападает серьёзно, но слишком поздно. Я строю там третью базу и выигрываю по специальной победе.

Photobucket

 

 

 

4. Партия тем же составом. На этот раз я снова протосс. Зерг с терраном конфликтуют на первом ходу, я же остаюсь в стороне.

Photobucket


На втором ходу терран полностью перебирается на соседнюю планету, зерг пытается добить его и там, но не может ничего сделать стелсам. Я врываюсь в общую потасовку и тесню там зерга. Параллельно строю базу и первого архонта.

Photobucket

 

Третий ход проходит в ожесточённых боях. Несмотря на огромный перевес по силе, я никак не могу окончательно избавиться от зерга на только что захваченной планете. Терран налегает на стелсы и закрепляется, я же пытаюсь продвигаться дальше.

Photobucket

 

Затем каким-то неуловимым образом я теряю двух архонтов. Это портит все мои планы, т.к. в этом ходу я положил 3 приказа атаки и строительство на планету террана, намереваясь возвести там базу. Базу я возвожу, но теряю всю армию, а восполнить её нечем. Две атаки приходится сбросить. Но я в шаге от победы по очкам, а моя база на планете террана умудряется выжить. Это позволяет мне сделать там войска и на следующем ходу захватить недостающие очки. Ещё бы чуть-чуть, и победа ушла зергу, т.к. третий этап был уже близко, а свои условия особой победы он выполнял. Да и терран на последнем ходу подтянулся, построить крейсеры и имел неплохие шансы захватить две планеты целеком, чем тоже выполнял свои условия.

 

 

На этом всё. Вроде, были ещё фото в фотоаппарате, надо посмотреть дома. Возможно, добавлю ещё пару партий посвежее. Ну, а дальше только Brood War. Сейчас у нас в Минске ведутся попытки собрать 8 человек для участия в турнире АКНИ, но, думаю, это дохлый номер. Даже если нужное количество наберётся, играть на приличном уровне в Старкрафт с дополнением мало кто умеет. По регламенту фракции тянутся случайным образом, что ещё больше усложняет задачу.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
d1man написал 11 лет назад: # скрыть ответы

"Тераны. Самая прямолинейная и простая фракция."
Дальше не читал.

d1man написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Господа минусующие, а слабо как-то конструктивно ответить? Или только на минус тыкать научились?
Терраны - самая гибкая фракция в настольном SC, на любое действие соперника у них всегда есть мощный ответ. Протоссы этим ну никак похвастать не могут. У терранов один из лучших юнитов поддержки в игре - science vessel. Если для вас терраны - прямолинейная фракция, то не стоит воображать себе, что вы хорошо знаете игру. Изучайте глубже, игра того стоит.

Maestro_skl написал 11 лет назад: # скрыть ответы

d1man, Фига тебя тут фекалиями закидали=)

2Автор: вы это на полном серьезе пишете, про "зерги не могут воевать в воздухе", "люди имеют только одну доминантную ветку развития", "протосы со своими архонтами дисбалансная имба"?=) Я уже где-то тут развернуто писал, и про архонтов, о том, что партия, в среднем, заканчивается за 4-5 ходов, если очков на карте достаточно. И о том, что за 5 ходов не выйдет настроить армию архонтов или крейсеров и поработить всех. Старкрафт - очень сложная и глубокая игра, и сложность ее в многовариантности, а не в толщине рулбука. Вы если с чем-то не согласны, пишите конструктивно, не нужно минусы всем несогласным тыкать. Почти все, что вы понаписали в статье, касательно фракций, как минимум спорно.

Gambit написал 11 лет назад: #

Всем неконструктивам, минусующим и прочим интересующимся - человек выразил свое, субъективное мнение после N-ого количества партий.

Так что спасибо автору за пост! И таки да, протосы - это весело) особенно с допом)

И вообще - http://www.boardgamer.ru/starcraft-sovety-po-strategii

переводчику уважуха.

Showtime написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Давайте по пунктам.

1. Вы переврали всё, что я написал. То ли я плохой писатель, то ли вы что-то недопоняли, но верно подмечено лишь насчёт терранов: да, у них есть «доминантная стратегия» я действительно так считаю. Если вы часто играете гостами и танками, на эту тему можно было бы подискуссировать — возможно, я переменил бы своё мнение. Но ваша позиция понятна, обсуждать нам нечего. В остальном же — грубое утрирование. Ещё и кавычки поставили, будто это мои высказывания. К слову, у меня был демократичный абзац про то, что армия в Старкрафте не есть залог победы, а все мои анализы фракций — вещь условная.

2. Раз уж вы затронули тему минусов, да ещё и меня в них обвинить решили. До вашего с d1man'ом появления рейтинг темы был 9-10 при 10 проголосовавших. После резко упал до 6-7. Рискну предположить, что кто-то наставил очень низких оценок. Не то, чтобы это было очень важно, но как-то странно получается. Это ведь не статья или наставление новичкам. Это мой дневник. А тут такая агрессия, слив рейтинга, обвинения, посылы идти учиться играть и заявления, что дальше второго абзаца не читали. Минусов я тут никому не ставил.

3. По поводу «Вы если с чем-то не согласны, пишите конструктивно». Обращаю ваше внимание на то, что я своё мнение изложил выше, достаточно развёрнуто, с картинками и примерами. Так что это ВЫ если с чем-то не согласны, пишите конструктивно. И, пожалуйста, не надо мне рассказывать про то, что Старкрафт — игра глубокая, сложная и так далее.

terjul написала 11 лет назад: # скрыть ответы

И действительно, чего вы к человеку пристали. Он сделал описание, исходя из своего личного опыта. Признаюсь, что я в эту игру никогда не играла, поэтому о правильности его выводов судить не могу, но прочитать статью мне было интересно и желание её купить только усилилось. А если он и заслуживает критики, то делать это надо "конструктивно" и без агресии. Так можно у всех вообще желание отбить дневники писать.

DrNik написал 11 лет назад: #

игра для суровых мужиков-програмеров, которым нравится а) компьютерный вариант и б) нравится много думать на грани выноса мозга

Showtime написал 11 лет назад: # скрыть ответы

«Терраны - самая гибкая фракция в настольном SC, на любое действие соперника у них всегда есть мощный ответ» — вода.

«Протоссы этим ну никак похвастать не могут» — опять вода.

«У терранов один из лучших юнитов поддержки в игре - science vessel» — как это противоречит тому, что написал я? Ах да, вы не читали. Ну, тогда скажу, что мои рассуждения о прямолинейности терранов вовсе не исключали строительство science vessel'ов, наоборот.

«Если для вас терраны - прямолинейная фракция, то не стоит воображать себе, что вы хорошо знаете игру. Изучайте глубже, игра того стоит» — снова вода.

Теперь объясните, чем вызваны столь грубые комментарии в мой адрес. И не забудьте про конструктивизм. То есть не «изучайте глубже», а конкретные связки юнитов, которыми вы играете за терранов. Часто ли развиваете ветку с танками, изучаете технологии для гостов, строите огнемётчиков. И преимущества таких связок над юнитами из ветки космопортов с маринами.

d1man написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Мда, совсем туго. Давайте помогу
"Господа минусующие, а слабо как-то конструктивно ответить?" - Мой вопрос

"...какойтобред... Минусов я тут никому не ставил...какойтобред..."
Ваш ответ.

Дальше разжевывать, водяной вы наш?

Showtime написал 11 лет назад: #

Давайте никогда больше не общаться, ладно?

Slim_Slam_Snaga написал 11 лет назад: #

А есть те сумасшедшие что строят танки и цыплят?
Если фаербаты еще оправданы в некоторых ситуациях, то второе здание террану просто не нужно.
Относительно зерга (он кстати один и множественное число неприменимо) - он играет через шпиль и первый уровень неста. Люркеры весьма хороши, но опытный соперник может быть к ним готов.

Njuse4ka написала 11 лет назад: # скрыть ответы

А ведь правда.. Очень интересно было почитать даже мне - человеку на другой от Старкрафта полюсе. За это спасибо.

2Gravicapa
На самом деле обзор - хорошо. Наоборот, другие увидят, где ты либо ошибаешься, либо не домыслил, и помогут какие-то вещи более глубоко понять и разобраться. А потом, через некоторое время, ещё обзор :) В диалоге всё-таки рождается может не истина, но какие-то новые пути видения.

DrNik написал 11 лет назад: #

А ещё очень часто летают какашки и сопли в последнее время. Популярные игры - больная тема для многих почему-то.

Но Сашин обзор я бы всё-равно хотел бы увидеть, нефига обращать внимания на такие мелочи жизни.

gozik написал 11 лет назад: #

4пул и вперед. :D! Тут scv же не защищаются?=)

Gravicapa написал 11 лет назад: #

Всегда с интересом читаю подобные исследования и с ужасом думаю над тем, что и мне надо бы строчить обзор на эту игру. Столько поклонников - один неверный шаг будет способствовать полному уничтожению автора бушующими массами :)

Лучше отложу статью на пару месяцев - у меня нет столь глубоких познаний, надо тренироваться...

P.S.
Слог хороший - читается легко. Спасибо за информацию для размышления...

Padmasambhava написал 11 лет назад: #
Зоймечательная игра

Жаль не с кем играть...