Всем привет! Это уже третья история про создание настольной игры о французской столице. Первая находится здесь - http://tesera.ru/user/Slim_Slam_Snaga/thought/145074/, а вторая здесь -http://tesera.ru/user/Slim_Slam_Snaga/thought/190300/ (если вдруг вам станет интересно). Для не особо любопытных - краткое содержание первых двух серий нашей мыльной оперы.
В прошлом году я таки дошел до "ручки" и решил воплотить в жизнь один из своих проектов настольных игр, что до той поры сидели в голове, не решаясь показаться на божий свет.
В основе этой идеи было несколько настольных и компьютерных игр - это "Цезарь 3", урбан-сим, в который я играл на PC без остановки несколько лет, а также "подсадил" и своего отца, и свою сестрёнку, настольные Каркассон и карточный Катан. Я хотел вполне конкретную вещь - игроки должны были застраивать современный нам город различными строения, а те, в свою очередь, должны были взаимодействовать друг с другом, увеличивая некий игровой эффект. Здания выглядели бы как тайлы, а игра была про синергию...
Не сказал бы, что идея меня нереально потрясла и не давала мне сна, но в целом я видел мало подобных игр и что-то в этом было. Конечно же позднее я узнал про Субурбию, Гинкгополис и даже Сингапур (Зордок, респект), однако эти игры были совсем не то, что я жаждал увидеть в реальности. Как гуманитарий и юрист по специальности я начал с азов - написания правил:) Для меня важно было всё изложить на бумаге и понять какие у меня есть в наличии кирпичики из которых я мог в дальнейшем собрать свой "домик пана Тыквы". Итогом этого стала "Лютеция" - "смутное пятно неизвестно чего", но которое давало вектор всему дальнейшему развитию проекта. Наброски вяло обсудили на Тесере, а также в оффлайн режиме мои друзья, дали несколько наставлений и я со скрипом двинулся дальше...
Второй этап можно назвать в полной мере "бритвой Оккама" - как боардгеймер со стажем я прекрасно понимал, что хорошая игра должна быть стройной и красивой, то есть в ней не должно быть ничего лишнего, как к ней не приглядывайся, и, конечно же, у нее должен быть хороший макияж ( настолкоманы должны полюбить ее с первого взгляда). Первый момент является фундаментальным, второй можно решить "локально" и в сжатые сроки. По опыту написания диссертации я трезво рассудил начать с первого.
Снова и снова я перечитывал и переписывал правила игры, прикидывал каждый элемент. Единое игровое поле сразу расползлось на несколько планшетов, количество зданий-тайлов ужалось, многочисленные жетоны и карты раз за разом унифицировались и приводилось к единому знаменателю.
В настоящее время игра превратилась в играбельную версию, сделанную своими руками (макет планшетов округов созданы Monkey, за что ему нереальный респект и простое человеческое спасибо). О ней я и расскажу в деталях.
"Munivers de Paris" это игра для 2-4 игроков со средним временем партии в 90 мин. Каждый игрок становится руководителем одного из округов Парижа, чтобы в течение года достичь максимальных результатов своей работы и победить на выборах мэра города.
Обзор компонентов игры начнем с планшета "Hotel de Ville". На планшете изображен трек победных очков, карты голосования в декабре и трек "Опросы". Последние два отвечают за получение игроками победных очков - голосов избирателей. Карты голосования (прямоугольники четырех цветов с цифрами) соответствуют четырем типам основных зданий в игре - булочная ("Boulangerie", коричневый цвет), кафе (Cafe, желтый цвет), супермаркет ("Supermarche", зеленый цвет) и бутики ("Store", красный цвет). Цифры означают количество голосов, которые игроки получат в ходе декабрьских выборов. Важный момент - число на карте голосования в течение партии увеличивается из-за различных действий игроков, о чем я расскажу ниже.
Трек "Опрос" отвечает за получение голосов в ходе опросов населения в марте, июне и сентябре, а также получение бонусных очков в конце игры. В начале партии игроки случайным образом распределяют на треке 4 маркера зданий, определяя стартовую приоритетность зданий - маркер на крайней позиции слева менее приоритетен и здания соответствующего типа приносят меньше очков, маркер на крайней позиции справа приносит больше очков в ходе опросов. Порядок маркеров в течение всей партии не является статичным - в ходе игры участники разыгрывают имеющиеся карты карьеры. Каждая такая карта содержит одну из четырех литер красного или зеленого цвета -
В(булочные), С (кафе), М (супермаркеты) и S (бутики). Когда игрок использует карту карьеры, он может (или должен, если литера красного цвета) положить маркер голоса на соответствующую карту голосования (те самые финальные карты), увеличивая количество получаемых в конце партии голосов, а также передвинуть соответствующий маркер здания на одну позицию влево (т.е. поменять его местами с соседним маркером). Маркеры голосов могут быть получены и иным образом, создавая для игроков широкие возможности для "манипулирования общественным мнением".
На планшете "Bourse de Paris" происходят торги игроков за тайлы зданий. Торги проходят в два этапа, так чтобы каждый ход (который здесь тождественен календарному месяцу) все участники игры получали по два тайла зданий. Итак, вначале игроки делают ставки за квадраты расположенные в левой части планшета, затем - в правой. После этого они могут сыграть определенные карты карьеры и заплатить соответствующую цену за тайлы. Сам механизм аукциона тождествен таким играм как "Эво" или "Киклады".
Планшет "La Defense" содержит два элемента - трек "Календарь" (в верхней части) и треки эффективности всех четырех основных зданий в игре. Эффективность это краеугольный камень всей игры. Каждый тайл, за исключением уникальных (о них позже), содержит от одной до трех пиктограмм пяти видов - все те же "булочная-кафе-супермаркет-бутик" и "жилой квартал". Базовая эффективность любого обычного тайла равна "1", однако если этот квадрат соприкасается одной или более сторонами так, что пиктограмма на нем совпадает с типом соседнего тайла, его эффективность повышается на "1" за каждое такое совпадение.
Например, взглянем на данную игровую ситуацию. Булочная соприкасается с жилым домом, а также супермаркетом соответствующими сторонами, а значит ее эффективность не базовая единица, а целых три! Правильное расположение зданий-тайлов и повышение их эффективности - залог успеха в этой игре.
В течение партии игроки располагают тайлы на планшете "Arrondissements" - "Округ". Каждый округ содержит 24 места для расположения квадратов; в начале игры каждое такое место закрыто особым маркером застройки, за снятие которого необходимо уплатить цену указанную на нем - от "0" до "10" евро. Ряд квадратов, расположенных в разных кварталах округа, соединены пешеходными дорожками - это значит, что несмотря на наличие дороги, квадраты могут взаимодействовать друг с другом. Получение денежных средств игроками также весьма просто - у каждого игрока есть стартовая сумма, к которой прибавляется количество зданий в его округе, а также количество пар зданий одного типа.
В игре также присутствуют уникальные здания (оранжевые тайлы). Каждый такой тайл уникален и имеет свою собственную способность. Один увеличивает эффективность одного из типов зданий, другой - приносит дополнительный доход и так далее. Стоит также упомянуть, что каждый игрок в начале партии получает также индивидуальную карточку персонажа, каждый из которых имеет собственное специфическое умение.
Чуть не забыл про карты карьеры - каждая из них состоит из двух частей: "дей ствие" и "достижение". Действия можно сыграть любое количество раз, уплатив цену в евро, а достижение лишь одно. Действия упрощают достижение вами победы или создают проблемы для оппонентов, достижения приносят вам победные очки (число в нижнем правом углу).
Игра заканчивается либо в декабре финальным голосованием за пост мэра Парижа, либо досрочно - в том случае когда необходимо провести торги за здания, но нет достаточного количества тайлов или один из округов уже полностью застроен.
Сейчас игра проходит тестирование, в ходе которого, естественно, вносятся коррективы и изменения, однако в целом получается "живая" настольная игра, в которую интересно играть не только его создателю :)
Не совсем понятно, какую реакцию Вы хотите получить. Если показать прогресс в создании игры для своих друзей - это одно, а если заинтересовать игрой широкую общественность, так сказать, - стоило написать понятнее. :)
Во-первых, не стоило ограничиваться только обзором части компонентов игры. Очень трудно было прыгать из этого поста в правила и обратно. Только по описанию планшетов не складывается какого-либо целостного представления об игре. Стоило описать последовательно все действия игрока (без подробностей), сопровождая их иллюстрациями соответствующих игровых полей. За заинтересовавшими их подробностями читатели могли бы пойти в пост с правилами, а общее представление об игре у них бы появилось. А так это выглядит очень сухо и непонятно. Большое количество абстрактных треков и полей, которые не становятся имитациями соответствующих игровых процессов. Неплохо было бы написать, что именно получает на руки каждый игрок в начале партии. То есть, чтобы описание выглядело как целостная игра, а не набор механик.
Во-вторых - стоит подписывать компоненты подробнее и понятнее. Например, в игровой ситуации с булочной и супермаркетом я долго разбирался, что есть что и что обозначают цифры и буквы :)
В-третьих - если есть играбельная версия, стоило написать небольшой отчет по партии, для того, чтобы можно было почувствовать атмосферу игры и понять особенности геймплея. Как я понял из правил, существуют еще и уникальные и исторические здания, карточки игроков, карты карьеры, которые привносят разнообразие в игру (и, наверняка, добавляют атмосферу), а о них почти ничего не было сказано.
Кроме того, как я понял, правила уже изменились? Тогда стоило выложить новые...
Исходя из того, что мне удалось понять, (приложив некоторые усилия :) ), игра должна получиться интересной. На первый взгляд, игра довольно комплексная, но и не перегружена подробностями. А сеттинг, на мой вкус, для этой темы крайне удачный. Строительство в Париже создает определенную атмосферу.
По геймплею. Правильно я понимаю, что при строительстве главное противостояние игроков - это аукцион, а само строительство - это пазл, где игроки помешать друг другу не могут?
И не очень понятна политическая часть игры - она только отмечает прогресс игроков после каждого хода, или содержит еще какие-то функции?
В целом, если будет более-менее полноценный ПНП, с удовольствием опробую, игра заинтересовала :)
P. S. Оценку статье не ставил. ;)
Согласен по критике, в т.ч. что должны быть приложены правила. Mea culpa(
Обязательно исправлю в течение ближайших дней двух. Касательно подробностей, я старался не раздувать статью, иначе никто б даже и не дочитал до конца))
Но постараюсь часть моментов пояснить.
Итак, игроки в течение хода торгуются за тайлы и размещают их на своих планшетах округов. Взаимодействие между игроками это аукцион и розыгрыш карт карьеры (есть масса возможностей испортить жизнь оппоненту), ну и конечно получение очков - каждые три месяца игроки сравнивают эффективность всех типов 4 зданий и у кого он выше тот и получает голоса избирателей (победные очки).
Размер победных очков в декабре определяется картами голосования (и в течение партии это количество растет), количество голосов в течение года отображено на треке Опросы (4 квадрата, что разделены на три части). Числа эти фиксированы, однако порядок зданий на этом треке формируют сами игроки (за бутики в марте можно получить и минимальные три голоса, и максимальные восемь). Смена порядка зданий на треке "Опросы" происходит с помошью карт карьеры и маркеров голосов...
И главное - спасибо за критику, на данном этапе это самое важное!)
Slim_Slam_Snaga
Наверно минусы идут из-за сумбурности.
Хорошо, что ты выложил черновики открыто и с комментариями. А то я бы возможно еще долго смотрел на фотографии и думал, что тебе ответить :)
Фактически Dumgar сформулировал требования даже не того, что должно быть в статье, а приблизительно того, что должно быть в рулбуке:
- начальная расстановка
- набор компонентов игрока в начале игры
- вариативность действий игрока (фазы и возможности хода), подкрепленная примерами.
Немножко визуально разделить в записи личные побуждения, историю создания и момент, когда начинается описание правил.
Но важно прежде всего то, что ты уже нашел первых фанатов темы. Важно их теперь не растерять.
P.S., карты будут с текстом или с пиктограммами? Не хочешь попробовать замешать в одну карту оба варианта - "действие" и "достижение"? Игрок сможет выбирать, как ему сыграть карту - как "действие" или как "достижение".
на фотке в статье есть изображения карт карьеры - каждая карта содержит 2 эффекта одновременно и можно играть либо один (действие, вверху) или другой (достижение, внизу)
А карты у всех одинаковые? Если они будут разные, то евроманьяки будут ныть, что рандом-рандом.
Общая колода из которой берется по три карты в начале игры и добирается до трех в конце каждого хода.
Прошу прощения, читал ночью, выпустил из внимания карту в середине статьи и не сопоставил последними комментариями о картах карьеры.
А я писал на эмоциях после нескольких партий тестинга, так что реально сумбурно и непонятно)
Сижу сейчас редактированием карт карьеры - баланс эффектов, цена разыгрывания и пр.
Так вот, поймал себя на мысли, что наверно стоит заменить текст на пиктограммы. Инфы на картах не так чтобы много и "картинок" может быть достаточно
Что-то мне это сильно напоминает Urban Sprawl.
Только общими чертами и "урбанизмом"))
А так похожи как Твайлайт и Эклипс
В Урбан не играл, но по вашей наводке читал правила (мерси!)
Хотелось бы знать следующие показатели: время игры,
минимальный возраст,
количество игроков,
целевая аудитория.
Насколько я понимаю это чистое евро? Чем оно лучше других евро?
Именно эти вопросы задают издатели. Но и для всех остальных пользователей Тесеры это было бы интересно.
От 12 лет, 2-4 игрока (как указано в статье) и 60-90 мин., ЦА - широкая аудитория (скорее семейка, чем гики)
Игра в идеале должна быть сильна сеттингом (игр про Париж не так много, а евро и вообще нет) и соответствующим оформлением. Коробка сразу должна привлекать покупателя, тк Париж это бренд, что хорошо продается.
С точки зрения механик это:
1. "эффективность зданий" (одинаковое количество зданий генерирует разную эффективность),
2. не пасьянс (что выражается в механизме получения очков, сильном влиянии на процесс игровых карт сиречь "карты карьеры"),
3. сам механизм получения очков ( прямое воздействие игроков на размер получаемых очков в течение партии и по ее итогам)
А Notre Dame - это игра не про Париж или не евро?
Я имею ввиду современный Париж)))
Так то у нас есть масса игр про историческое прошлое или иные города Франции
Господа, что ставят низкие оценки, у меня просьба - пишите, что не так ;)
Мы стараемся сделать сервис лучше и весьма клиентоориентированы...А то как-то глупо
Пожалуйста, сделай подзаголовки и структурируй по ним статью, а то все сливается.
Вставь живые ссылки в том числе и на рулбук.
Там где в статье описывается геймплей с примерами, лучше вставь текст так, как ты его ожидаешь писать в рулбуке - можно сразу будет увидеть реакцию и проблемы.
Спасибо, буду исправлять)
Всегда поражали в Евро абсолютно не чего не значащие названия..... Казалось бы исходя из названия игра о том, как кельтское поселение стало Парижем, ан нет....
Ну и фотка с Макдональдсом позабавила, надеюсь в игре можно будет от них избавиться или наоборот понастроить:), ну и хотелось бы тогда, раз игра про современный Париж, чтобы в ней были затронуты и какие то злободневные темы, вроде проблем с иммигрантами и т.д, а то игру будет не отличить в сонме подобных.....
я просто живу недалеко от этого макдака)))