Я никогда раньше не писала отчеты о наших игротеках - думала, что вряд ли кому-то будет интересно, что сказал какой-нибудь знакомый мне Петя, или какую ассоциацию, уходящую корнями в наше совместное детство, загадала в Диксите одноклассница Света. Но недавно, лениво подумывая, какой же игрой "загореться" и что добавить в список будущих покупок, я стала перечитывать на Тесере игровые дневники и поняла, что польза от них есть и большая, т.к. полноценные обзоры люди пишут нечасто, а дневники - это часто квинтэссенция живых эмоций, и если они написаны аргументированно, то очень помогают в выборе игры. Так что с мыслью о благе будущих поколений я решила, что буду что-нибудь писать периодически.
В это воскресенье так сложилось, что мы с мужем заполучили в гости на игротеку трех человек, не имевших никакого представления о современных настольных играх: мою кузину Женю с мужем Игорем и мою одноклассницу Иру. Сестре я уже полгода по телефону расписывала наши игротеки, и она действительно жаждала поиграть, одноклассница попала к нам почти случайно, а вот муж сестры вызывал наибольшие опасения, т.к. он старше нас всех (за 45 лет) и большой консерватор: из игр признает только шахматы, увидев игровой кубик, начинает фыркать "детский сад" и, вообще, сестра приманила его телевизором ("дорогой, посмотришь телек, пока мы поиграем"), а телевизора у нас нет :)
У нас есть специальная категория игр "для новичков", которую мы достаем из глубин игровой полки как раз в таких случаях. Как все догадались, это пати-геймы. Простые правила, динамичный и веселый процесс - то, что надо, чтобы разогреть новичка и показать, что настольные игры - это несложно и очень занимательно.
Начали мы с
Доббля. На мой взгляд, одна из самых удачных игр в нашей коллекции (особенно она такой стала после того, как я заламинировала все карты). Супер компактная. Очень классно в нее играть с детьми, т.к. им всегда очень интересно и нет ни малейших сложностей в освоении. Ну и с новичками любого возраста. Скажем, поэтому мне совершенно не понравились Дикие Джунги. Пока вникнешь в эти джунгли из "если бы да кабы", уже все новички разбегутся. Еще, по моему опыту, разные люди в Доббль играют примерно одинаково с переменным успехом, нет всемогущего лидера. (Знаю, что последняя фраза кому-то покажется странной - какой лидер в игре на внимательность - но я ее объясню ниже). Муж сестры играть отказался, но, к счастью, критиковать не стал, просто наблюдал в сторонке. Мы сыграли буквально два раза с переменным успехом и достали Барабашку.
Барабашку я тоже люблю нежно. Очень нравится сама идея, отличные деревянные фигурки, ну и маленькая коробка, за которую издателю отдельное человеческое спасибо. Странно, и хотелось бы узнать, у кого как происходит, но по всем тем случаям, когда у нас на столе оказывалась Барабашка, выходит, что девушки в нее играют существенно лучше парней. Конечно, выборка у нас нерепрезентативная, но пока ситуация все время складывается именно так. А еще в этой игре есть всемогущий лидер - это я (вот так скромно). Обычно, если меня берут в эту игру, то колода оказывается у меня, а у остальных игроков максимум по 5-10 карт. В этот раз существенную конкуренцию мне оказала сестра, с ней отрыв у нас был совсем небольшой. Еще отмечу, что в Барабашку мы всегда играем по самым базовым правилам без усложнений и наворотов. Не хотим запутывать и запугивать новичков, а когда новички становятся неновичками, то в ход уже обычно идут другие игры.
Дальше на диване оказался
Диксит. Тут уж мы стали активно настаивать, чтобы Игорь присоединился к игре, т.к. надо побольше человек. Как ни странно, но он даже согласился, вник в правила и стал играть. Странно, т.к. Диксит - прекрасный, но слишком необычный, да и свою фантазию люди любят проявлять нечасто. Мой муж вообще Диксит не любит (ибо сухой математик), но поддержать компанию соглашается. Диксит - молодец, сплотил нашу компанию, открыл в каждом что-то новое, т.к. фаза "дорогая, ну почему ты загадала именно это??!" всегда самая интересная. Еще это та самая игра, в которой абсолютно фиолетово, кто победил и с каким счетом. Легкое сказочное удовольствие в чистом виде, а запись баллов в листочек - чисто чтобы развлечь компанию, пока раздаются дополнительные карты, и следующий игрок спешно придумывает ассоциацию (если не сделал это раньше).
Новички наши уже хотели наиграться в этот вечер по максимуму, и все время требовали новые игры. (Эх, не те новички пошли: раньше Диксит мог развлекать целый вечер. Несмотря на это, сестра всерьез задумалась над покупкой Диксита). В ход пошел
Саботер (Гномы-вредители). Тоже наша любимая игра, когда надо развлечь компанию. В детстве я провела месяц в лагере, где мне на всю жизнь запомнились посиделки в Мафию. Во взрослом возрасте Мафия полностью потеряла для меня свое очарование, а вот Саботер обладает для нас теми чертами, которых Мафии не хватает. Во-первых, о том, кто играет за "плохих", а "кто за хороших" можно догадаться по действиям на столе / на диване, во-вторых, если кого-то обвинили, даже что-то сломали, то еще не все потеряно. У нас были случаи, когда однозначные саботеры доказывали, что они хорошие, и силой убеждения заставляли починить им инструменты. Это всегда сильно впечатляет, даже как-то настороженно потом смотришь на друзей :) Если долго играть в Саботеров одной компанией, то игра приедается - уже знаешь уловки каждого, а вот каждый раз в новой компании игра воскресает аки пламенный Феникс. Пока нам не попадался ни один человек, которому Саботер не понравился. В этот раз игра традиционно прошла весело, насыщенно, с шумными обвинениями и разоблачениями. Выиграл мой муж, т.к. он все три раунда ухитрился оказаться в команде победителей: сначала два раза успешно саботировал нам всю стройку туннелей, а "глаза были честные-честные", а потом наоборот добрался до золота с командой хороших, т.к. буквально с первого хода выбил неудачную саботершу-меня. Хотя в целом, для меня это тоже игра, в которой процесс интереснее победы.
Закрыла вечер игра
Побег из Атлантиды. Я знаю, что есть люди, которым не нравится играть в Атлантиду из-за ее внутренней агрессии :) но у нас все относятся к поеданию своих человечков совершенно адекватно. А Игорь уже так вошел в азарт, что даже не испугался игрового кубика! :) Я не играла, т.к. надо было только 4 человека, но мне всегда и наблюдать интересно. Шумно и весело огромные и немного недобрые боги перевозили людей с тонущего острова, частично уменьшая их численность всякими морскими гадами. Больше всего досталось сестре, т.к. она в начале игры слишком агрессивно поощряла остальных, чтобы они убивали друг друга, неудивительно, что все потихоньку стали давить такого агрессора. Но по блеску в глазах сразу после игры и звонку на следующий день с вопросом "когда следующая игротека", я поняла: она еще отомстит :)
Если нравилась Мафия - рекомендую Resistance. Там исправлены все косяки оригинала, но концепция поменялась не настолько сильно как в Саботере
Думаю, Мафия мне понравилась в детстве, т.к. у нас был просто сказочный ведущий. Невероятно атмосферно он рассказывал о событиях ночи, а потом комментировал поведение жителей в течение дня. Пожалуй, все собирались именно ради его рассказов. Один раз он был чем занят, и игру вел кто-то другой. Никому не понравилось, и дальше в Мафию играли, только если был наш любимый ведущий.
Резистанс у нас есть. Почему-то в первой партии мы его совсем не раскусили. Все как-то слишком быстро прошло. Атмосферы не было совсем. Еще, на мой взгляд, надо было хорошо запоминать, не только в каком составе выпали "черные метки", но и тщательно анализировать кто кого пытался послать на задание, а мы этого не делали. Теперь мне никак не удается уговорить друзей дать игре еще один шанс.
Да... в Мафии многое зависит от харизмы ведущего, согласен!
Тоже присматривался к Сопротивлению, раньше встречал только хвалебные отзывы, но вот у вас впервые увидел, что игра не пошла... Теперь засомневался - брать или нет...
В чём проблема-то? В сопротивление базовое можно спокойно поиграть обычными игральными картами.
Проверено. Пересадил поклонников Мафии на сопротивление за один вечер обычной колодой. Правила вспомнил по памяти. Играли с 8 вечера до 2 ночи.
Вот тут можно почитать правила Сопротивления в переложении на обычную колоду
http://www.boardgamer.ru/pravila-igry-resistance
Конечно, лучше сначала попробовать так. Жаль, что мы так не поступили (наверно, потому что у нас обычной колоды нет :)).
Попробую описать подробно, почему нам Сопротивление не понравилось. Наверно, самая основная проблема в отсутствии соответствующей атмосферы. Если в Мафии атмосферу задает ведущий - хороший ведущий может создать такую историю, что перекроет всю глупость этой псевдодетективной псевдодедукции, то в Сопротивлении с атмосферой все совсем плохо, т.к. ведущего нет вообще. Есть какая-то совершенно слабая история про партизан и предателей в их рядах, а дальше идет чистая дедукция. По сути же игра совершенно абстрактная. Образно говоря, группы людей, формируемые самими игроками, 5 раз скидывают по 1 "камушку". Одни люди могут кидать только белые "камни", другие - или белые или черные. Цель - вычислить, кто кидает черные камни, и не брать этих людей в группы. Возможно, мне, как хозяйке игры и игротеки, надо было что-то говорить, т.е. взять на себя роль ведущего из Мафии, но я не догадалась и не умею - из меня плохой рассказчик :( Возможно, Сопротивление идеально подходит тем, кто и в Мафии атмосферы не искал, кому самый большой фан - пошуметь, "повычислять врагов". Этим людям Сопротивление даст реальную основу для вычислении и обвинений.
В тех же Саботерах у всех игроков вроде как есть общая цель - построить туннель до золота, но есть гады, которые мешают строить и все портят, вот мы их щас! В игре есть эмоции, которых нам не хватало в Сопротивлении. Ну и интрига тоже есть: кто-то кидает плохие карты, следуя своей роли, а кто-то, потому что других нет :) Этот рандом кому-то может показаться минусом, на у саботеров есть "аргументы", почему они саботерят. В целом, Саботеры не без греха, минусы некоторые есть, но они незначительные. Пусть мы не раскладываем эту игру на каждой нашей игротеке (все-таки это что-то среднее между пати-геймом и филлером), но этой очень веселая игра, которая каждый раз производит фурор в новой компании на какой-нибудь семейной вечеринке.
Вторая проблема, которая у нас возникла в Сопротивлении (думаю, исключительно из-за отсутствия опыта) - мы не запоминали и не учитывали всю важную информацию, которая есть в игре. Если ориентироваться на то, в какой группе сколько черных камней скинули, то этого совершенно недостаточно для серьезных вычислений и предположений. Видимо, надо внимательно следить за тем, кто и как участвует в формировании групп. У нас в первой игре никто не следил, а на вторую уже никто не согласился :( Ну может, спустя какое-то время еще попробуем, хотя я пока не вижу зачем. Скорее всего, это просто не наша игра.
Спасибо за ссылку на адаптацию... Теперь понимаю, в чем проблема... Значит роль ведущего в Сопротивлении буду брать на себя, у меня с этим проблем нет)))
Немного уточню: в Сопротивление мы играли 1 раз, но 2 партии. В первой предатели спалились самым глупым образом, во второй, наоборот, предателей не смогли вычислить даже близко, т.к. не хватило информации (не запоминали и не учитывали важные детали).
Искать атмосферу в социалках гиблое дело. Они не про то совсем. Они именно на аналитику и убеждение. И если в Мафии вся аналитика сводилась к "я слышал как ты пошевелился ночью", то в Сопротивлении эта проблема решена и решает именно анализ.
Я конечно извиняюсь, но "атмосфера в Мафии" это бред какой-то. Это когда сидишь с закрытыми глазами и пытаешься услышать кто шевелится? Или может когда на дневном голосовании парируешь несварением живота обвинение в громком ночном "мафиозном" пуке?)))
Забыл Мафию как страшный сон после знакомства с отличнейшей Резистенс, вобравшей в себя лучшее и из Мафии и из Саботера и даже из Battlestar Galactica.
Эх, как-то все постоянно не учитывают то, что я писала о детских воспоминаниях от игры в Мафию. Я не пишу, что она мне нравится сейчас. Совсем наоборот, категорически не нравится. Думаю, потому и Резистанс у нас не пошел. Не наш это профиль в играх.
Про атмосферу: в далеком детстве в детском лагере я, впервые вдали от дома, большая компания, совершенно новая игра, ведущий, на несколько лет старше нас (студент-социолог с ОЧЕНЬ хорошо подвешенным языком), который реально рассказывал историю, которую было интересно слушать - вот это все создало ту атмосферу, которая мне запомнилась и больше никогда не повторялась. Та мне тогда было абсолютно фиолетово, кто там пукал ночью, убьют ли меня на первом ходу, и кто на самом деле был мафией, кто маньяком, а кто шестеркой-предателем :)))
В Ресистансе заметно больше поле для аналитики. Причем начиная с первого хода.
поскольку не люблю Мафию, то со своей стороны порекомендую Бэнг - там от нее остались только скрытые роли (ну кроме шерифа), зато процесс веселее и разнообразнее, чем в Саботере, хотя и правила немного посложнее, но оно того стоит) Ну или саботер 2 тоже можно попробовать, если первый надоест)
Смешно, но Бэнг у нас тоже почти есть. Я его подарила близкой подруге еще полгода назад. С тех пор она его даже не распечатала. Надо у нее будет забрать поиграть. Меня смутил вот этот отзыв о Бэнг
http://www.boardgamer.ru/vpechatleniya-ot-beng#more-22972
Поэтому я не сильно рвалась его попробовать. Думаю, что надо все-таки взять, потестировать и сложить собственное мнение.
Это еще нормальный обзор))
Естественно, все зависит от компании... Если все начинают тупить, сидеть и вычислять, то любая игра не пойдет...
да, собственное мнение - лучше любых обзоров и советов, особенно если Бэнг есть под рукой) лично для меня в нем только два недостатка - играть нормально только от 5 человек, и выбывшим-убитым нечем заняться, кроме как ждать финала. ну а так, конечно, есть у нас и его нелюбители в округе. дело вкуса