Оценка пользователей
8.8513
Оценить:
-

"Закованные в сталь" от The Perfect Captain: драйв-тест правил

время: 25 апреля 2013 место: Схизматический схрон на Алексеевской

The Perfect Captain известны тем, что разрабатывают бесплатные правила для варгеймов с миниатюрами. Их игра "Закованные в сталь" (ACoS) посвящена периоду гражданских войн в Англии 15в, более известному на Западе как Война Роз. В правилах использованы оригинальные идеи и самобытная механика, так что последующий отчет об игре можно считать обзором этих правил (мы играли по ним с 2010 по 2011г).

На Средневековье есть очень много правил, но они все имеют один существенный недостаток: они пытаются дать игрокам возможность «сыграть в Средневековье» вместо очевидного решения – смоделировать боевые столкновения, исходя из структуры самой средневековой армии, поведения ее командиров и солдат на поле боя.

Проще говоря – если есть организация в боевые группы (FoG), то нет командования (в FoG`е оно "вшито"). Если есть отлично проработанная стрельба и рукопашная (Т.Гор), то нет командной структуры (за поотрядное движение – «отдельно лучники, отдельно – билльмены», какой-нибудь Сомерсет вас бы точно зарубил бы секирой, будь вы его лейтенантом). И только «Капитаны» (The Perfect Captain) и их «Закованные в сталь» (ACoS) привлекли меня чудесным сочетанием «Командование-Мораль-Боевые группы-Стрельба и Рукопашная»

http://perfectcaptain.50megs.com/acop.html


Смотрите сами: в ACoS армия «набирается» не из моделей, а из контингентов – реальных исторических контингентов. Если к нам в подчинение пришел пэр или барон, то это означает, что он привел с собой базу латников и две-три базы бильменов или лучников в ливреях (свиту). Если мы набираем ополчение, то не ждите в его рядах появления воинов в латах – их там не будет, это «быдлопехота» с луками или копьями. Если у вас есть средства нанять профессиональных головорезов, то в их рядах будут и латники с секирами, и арбалетчики, и стрелки с аркебузами – и даже пикенеры (из Фландрии или Швейцарии). И артиллерия.

Контингенты собираются в роты, каждая из которых имеет командира, его Характеристики – ключ к поведению роты на поле боя, мало того, что общая мораль (Courage) роты зависит от ее состава и доблести командира, так еще и список возможных тактик также зависит от того, чей флаг реет над ротой. Есть Порывистые командиры, увлекающие своих солдат в идиотские поспешные атаки, есть Старые Солдаты, применяющие уловки и чувствующие время (время стрелять и время идти в атаку), и есть любители, зачастую апатичные и вероломные.

Да, это «фишка» ACoS – если в рядах вашей армии есть контингент из противоположного лагеря (ведь речь идет о Войне Роз в Англии 1455-1485г.), то он:

- может «неожиданно» перейти на сторону противника на первом ходу,

- если ваши дела плохи, многие роты "союзничков" предпочтут позорно сбежать из боя.

Вторая «фишка» ACoS – все роты собираются в баталии, их всего три на армию +резерв. У каждой баталии есть свой трек приказов, они зависят от тактики, которую перед боем выбрал командир баталии и имеют определенный набор приказов, например: «быстро подойти, всадить стрелы навесом, еще раз сблизиться, прицельно тяжелыми стрелами выбить первый ряд противника – и мощно атаковать». Если баталия двигалась-стреляла и была остановлена (стрелами или атакой), она сможет дальше продолжать только «рваную» или «усталую» атаку. Или, если мораль рот опустится до нуля – они обратятся в бегство.

Помимо выбора типа стрел (навесом легкими – или в упор, тяжелыми, которыми вдаль стрелять можно, но с отрицательным модификатором), в ACoS очень подробно сделан рукопашный бой, он зависит от скорости сближения, усталости воинов – и от тактики их командиров. Они могут, буквально рискуя собой, ринуться со знаменем в руках вперед – или могут с криком «Колите их, парни!» попытаться (своими лучниками, например) вырезать бильменов и латников врага.

Вобщем, «Капитаны» и их ACoS – это заманчиво, к тому же – бесплатно («скачай и распечатай»).

Для пробного сражения был выбран сценарий «Мортимер-Кросс», так как он есть у Терри Гора (значит, будет с чем сравнивать).

Итак, вводная часть: предатель и изменник Ричард Невилл (Уорвик) и его брат Уильям Невилл (лорд Факонберг) со своими ратями (контингенты Кале), высадились на западном побережье вместе с наемниками Пьера де Брезе, которых прислал французский король. И соединились с баталией Сомерсета-Оксфорда. Они идут навстречу армии Эксетера, Букингема, Принца Уэльского и Маргариты Анжуйской - и тогда их соединенные силы превысят 30 000 воинов и их победа станет вопросом времени.
Эдуард 
IV, король из династии Йорков собрал все, что мог (своих капитанов, брата Ричарда и Уильяма Херберта и артиллерию), по пути к ним неожиданно присоединилась баталия Нортумберленда (Генри Перси – убежденный Ланкастер, но в те годы и многие Йоркисты сражались за Алую Розу, тому пример сейчас Уорвик).

 С этими силами они вышли к единственному месту - перекрестку четырех дорог - где можно перекрыть путь силам противника. На этом месте уже была битва и теперь у Мортимер-Кросса снова сойдутся Алая и Белая Розы:

 Карта и расстановка войск

Общая задача Ланкастеров - прорвать линию белой Розы и выйти к броду. Задача Йорков - не допустить этого и опрокинуть Ланкастеров контратакой.
Прелесть в том, что в лагере Ланкастеров только одна баталия Алой розы -по правилам, баталия Невилей "колеблющаяся" и может стать "предателем" (тогда будет избиение Сомерсета и Оксфорда), а вторая баталия - наемники, которым эта война до лампочки.
А в лагере Йорков баталия Нортумберленда - тоже "колеблющаяся" и может перейти на сторону Ланкастеров...хе-хе.

Тогда корона на голове Эдуарда станет бумажной...

Силы сторон:

Ланкастеры:
конники Сомерсета и латники Оксфорда
Yaward (Сомерсет+Оксфорд) 3 базы конных МАА, 3 базы пеших МАА, 3 базы бильменов свиты, 3 базы лучников свиты.

 


братья-изменники
Mainward (Уорвик+Факонберг) 2 базы МАА, 3 базы ополчнения с копьями, 3 базы бильменов свиты, 2 базы лучников свиты и 6 баз лучников ополчения.

 


французы де Брезе
Rearward (де Брезе+Клиффорд) 4 базы МАА, 4 базы гасконских арбалетчиков, база бильменов, база ополченцев с копьями и 4 базы лучников свиты.

Около 120 миниатюр.

Состав Йорков:
Ричард Глостерский
Yaward: Ричард Глостерский (9 баз лучников (3 ополчения), 3 базы МАА).

 


Король Эдуард
Mainward: Эдуард (4 базы МАА (2 маа, 2 билменов), 9 баз лучников)+ 2 пушки.

 


Генри Перси (вылитый Father Primus =)
и Rearward: Нортумберленд (6 баз МАА (2 базы МАА, 2 билменов, 2 копейщиков), 6 лучников (1 ополчения))

Всего 130 миниатюр.



На расстановку местности и фигур (и сборы игроков) ушло около часа. В 13:00 сделали бросок на погоду – безветренный солнечный день. Йорки заняли место на холме (его потом назовут «Королевский холм»), Генри Перси взял на себя охрану моста и брода на левом фланге. (В случае его перехода на сторону врага, ловушка захлопнется!).

панорама

Ланкастеры (точнее их главнокомандующий Генри Бофор, лорд Сомерсет, то есть – я =) поступили мудро: они «зажали» в центре мятежную баталию братьев Невиллей, единственной ошибкой я могу назвать объединение конных латников с пешими (их нужно было отрядить в засаду или в Резерв).

красиво, но не практично!

Эдуард провел обстрел противника из пушек, но артиллеристы мазали безбожно и даже никого не напугали. Отметим, что Эдуард взял себе Стратегму «Мастер Пушек» - это потом ему очень пригодилось!

красиво идут!

Первой активизировалась и «грозно» (игровой термин) пошла на врага баталия де Брезе-Клиффорда. Сенешаль Нормандии, Пьер де Брезе, как опытный и старый солдат выбрал себе Стратегмы «Чувство Времени», «Вдохновляющий» и «Стойкий знаменосец» (что позволит его знаменосцу принять удары врага на себя вместо командира в рукопашной).

В ответ пришла в движение баталия Генри Перси – она развернулась вправо и стала забираться на холм. Сомнений не было: проклятый Норумберленд перешел на сторону врага!

Второй сюрприз преподнесли братья Невилли: им тоже выпала из чаши активации фишка «Предатель». Так как Уорвик «против Перси», то «наш Уорвик» резонно решил под шумок разделаться с Нортумберлендом – а тот уже осыпал стрелами королевскую баталию! Отмечу, что у Эдуарда Мужество баталии было 5 (как и у баталии Сомерсета), так что его парням начхать было на стрелы Перси, тем более, что стрельба оказалась неудачной.

Грозные пушки Йорков

И тут бабахнули пушки Эдуарда – по надвигающейся баталии Сомерсета. И так удачно (напомню: Стратегма «Мастер Пушек»), что три базы просто сдуло (очевидцы утверждали, что убитых и покалеченных было мало, а вот шок от обстрела оказался таким, что две базы лучников и база бильменов быстро понеслись в кустики).

Ебтить! Их просто сдуло!

Де Брезе хладнокровно перестроил две базы, чтобы без остановки миновать пашню – и вышел на дистанцию навесной стрельбы стрелами из луков и арбалетов (в игре совершенно справедливо навесная стрельба по площади сильно уступает в силе прицельной (в упор), особенно это касается арбалетов).

им стрелы врага нипочем!

Напрасно йоркисты презрительно улыбались, глядя как жалкие гасконцы судорожно перезаряжают арбалеты: стрельба была жалящей (много потерь).

ловите стрелы!

Потом де Брезе опять двинулся на Ричарда Глостерского и остановился, имея в первой шеренге стрелков – для прицельной стрельбы в упор.

ждите нас на следующем ходу!

А тем временем Эдуард и его люди осыпали стрелами предателей Перси, так что те сначала утыкали стрелами обслугу одного орудия – а потом вынуждены были рвануться в рукопашную. И тут выяснилось, что все-таки кубик (и таблицы) – быстрее и проще, чем карты. Картами очень неудобно пользоваться - это первый промах "Капитанов".

Вперед! Подмога близко!

Хотя конечно забавно было Генри Перси вытащить карту развязки «Оружие не заточено», его баталия с 3м мужеством в начале, дошла до «единички» и только правильная тактика ближнего боя позволила продержаться до подхода Сомерсета…

…а тем временем наемники де Брезе еле перенесли залп тяжелыми стрелами. И только то, что их командир «Вдохновляющий» позволило наемникам перестроиться (восстановиться до 1 "Мужества") и врубиться в ряды Глостерцев.

Колите их, парни!

Тут Ричард пожалел, что отрядил в ряды королевской баталии контингент бильменов (вместе с лучниками), бой был жестокий и Ричарда спасло только то, что он находился в задних рядах.

Людям Эдуарда удалось отбросить баталию Нортумберленда, но в этот момент в их ряды с фланга врезались латники Сомерсета и Оксфорда.

Бог в помощь!

Алая РОЗА!!!!


И тут божественное вмешательство (бросок на погоду) остановило братоубйственную резню: начал сыпать первый снег, да так сильно, что в двух шагах все было белым-бело. Йоркисты буквально растворились в снежном буране…

и стало все белым-бело!

…а мы, как и игроки, получили огромное удовольствие от игры и правил «Капитанов»! Хотя никто из пэров не погиб, поединков не было и Уорвик так и не добрался до головы Перси!

Два недостатка, однако, были подмечены – нет «перестрелки», то есть одновременной стрельбы. И очень муторные подсчеты в рукопашной. Сначала карты, потом модификаторы, нет общей таблицы (сделали потом сами). Мы решили перейти на маркеры силы рот и Д6 с таблицами для стрельбы и рукопашной.

Но достоинства правил налицо - интересные (даже интригующие), c выбором тактик и очень красивые. На всю игру ушло около трех часов.

"Капитанские" правила можно, кстати, отыгрывать картонными фишками вместо баз с миниатюрами (см. на их сайте соответствующий пдф-файл). Можно сократить дистанции вдвое, распечатать в два раза уменьшенные маркеры и играть на небольшом (офисном) столе.

В любом случае, со всеми недоработками, "Закованные в сталь" - отличные правила на Войну Роз. 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Selek написал 7 лет назад: # скрыть ответы

А можно ли как то познакомиться с переводами?

wargen написал 3 года назад: #

можно. На сайте "Поле Боя" в разделе правил были (может понадобиться зарегаться для скачивания, а может и нет, не помню. Если там ссылки битые, напишите мне, попробуем найти вместе, давно были точно, и у меня тоже)

Ser_vershitel написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Очень интересно, прочитал на одном дыхании!
Вы переводили карточки?
Или это только для отчета?

Trommell_of_war написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Да, есть и русский перевод карт Персоналий и боевых, как и правил. До самого интересного - правил кампании руки не дошли.
Отчеты по играм (с этими фото) и feedback я выкладывал в "капитанской" группе на Yahoo:

http://games.groups.yahoo.com/group/perfect_captain/

У них очень конструктивный подход к критике (удалось "потопить" лубочную Киевскую Русь для Strongbow, сейчас переделывают) и радует, что тактический варгейм идет вместе с настолкой-кампанией и Генератором карт местности.

Ser_vershitel написал 11 лет назад: #

Спасибо